Вера Разумова
Конспект ООД по познавательному развитию на тему «Ложка — универсальный предмет» для детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
- формировать у детей познавательный интерес к процессу открытия новых знаний о знакомом предмете – ложке.
Задачи:
- познакомить детей с историей возникновения ложки, с процессом ее преобразования человеком;
- дать представления о разнообразии ложек и их предназначение;
- обогащать словарный запас детей : музей, алюминий, керамика, фарфор, ложкари, ложечки, сувенир;
- формировать умение высказывать свои суждения;
- развивать внимание, память, воображение;
Публикация «Конспект ООД по познавательному развитию на тему „Ложка — универсальный предмет“ для детей 5–6 лет» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Ложка. Все о ложках для детей
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- воспитывать любознательность, ответственность, аккуратность.
Предварительная работа : рассматривание разных ложек, применяемых в быту, чтение стихотворений, отгадывание загадок, заучивание поговорок и пословиц о ложках.
Оборудование: презентация «Путешествие в прошлое ложки», набор разных ложек, музыкальное сопровождение, ткань.
1ч. Организационный момент.
Проблемная ситуация.
Воспитатель: - Ребята, давайте встанем в круг, улыбнемся друг другу, чтобы у всех было хорошее настроение.
«Придумано кем – то
Просто и мудро
При встрече здороваться!
- Доброе утро!
- Доброе утро
Солнцу и птицам!
- Доброе утро!
Приветливым лицам!
И каждый становится
Добрым, доверчивым!
Доброе утро длится до вечера!»
Воспитатель: - Ребята, у каждого из нас есть своей день рождения. Вы любите этот праздник? Я тоже люблю день рождения. В этот день, человек у которого день рождение, нарядно одевается, ждет гостей и ему дарят подарки.
- Нас сегодня тоже пригласили в гости, на день рождения.
- Посмотрите, для нас приготовили варенье, все красиво украшено.
- Интересно, кто же это? Куда же мы попали? (ответы детей)
- Ребята, я вот узнала интересную новость. Оказывается, что день рождения бывает не только у людей, но и у предметов тоже.
- Сегодня день рождение у предмета, который нам необходим в жизни.
- Посмотрите, для нас приготовлена загадка. («загадка» прикреплена к вазочке с вареньем)
«Длиннохвостая лошадка
Привезла нам каши сладкой.
Ждёт лошадка у ворот —
Открывай пошире рот».
(ложка)
- Правильно, ребята это ложка. Ведь сегодня мы попали на день рождения ложки.
- Ребята, угощенье для нас приготовлено, но ложек у нас нет! Что нам делать? Где нам взять ложки?
(предположения детей)
- А кто-нибудь из вас задумывался, когда и как появилась эта незаменимая помощница?
- Хотите об этом узнать?
2ч.
- Сегодня, я хочу вам предложить отправиться в путешествие по реке времени в прошлое ложки и узнать, как появился этот необходимый предмет.
- Давайте закроем глаза и послушаем, как шумит река и относит нас далеко, далеко.
(звучит аудизапись шума реки)
Показ презентации «Путешествие в прошлое ложки». (8 слайдов)
- Смотрите,мы с вами попали в самые древние,древние времена.
2 слайд:
- В начале люди ели руками…
Воспитатель: - Почему люди ели руками? ( дети: у них не было ложек; кушать было нечем)
3 слайд:
Воспитатель: - Посмотрим,что же было дальше.
- Но однажды человек выронил горячий кусок мяса, который упал на острую палочку. Человек поднял кусок мяса за палочку и понял, что с палочки есть удобнее. С тех пор люди стали пользоваться палочками.
Воспитатель: - Как вы думаете, удобно ли было есть суп палочкой?
( дети: палочкой неудобно кушать – проливается и т. д.)
Воспитатель: - Правильно, палочкой суп не поешь.
4 слайд:
- Первую ложку человек вытесал из камня. Она была неровная и тяжелая.
Воспитатель: - Удобно кушать такой ложкой? Почему?
( дети: тяжелая, неровная, во время еды она обжигала рот)
5 слайд:
- Ложки из камня были очень грубыми, тяжелыми и обжигали губы. Люди научились делать ложки из костей и рога. Эти ложки были более гладкими и легкими и не обжигали губы во время еды, как это случалось с каменными ложками.
6 слайд:
- Люди, жившие у южных морей, использовали ракушки, которыми удобно было «загребать» пищу. Позднее к ракушкам приделывали ручки. Но такие ложки были достаточно хрупкими.
7 слайд:
- Через некоторое время люди поняли, что ложки из ракушек неудобны и начали делать ложки из дерева и глины. Первые деревянные и глиняные ложки были очень простые, без украшений.
Воспитатель: - Ребята, почему люди стремились сделать другие ложки, и использовали другой материал ( дети: чтобы было удобнее кушать и легче держать ложку)
8 слайд:
- Простые русские люди ели щи и кашу деревянными ложками. Их вырезали из липы, березы, дуба. И назывались эти ложки – баклуши. Ложка получалась легкая, красивая и не нагревалась от горячей пищи.
9 слайд:
- Время шло, вид деревянных ложек меняется. Люди стали украшать ложки рисунками-росписью, их стали называть росписные.
- Еще в старину ложки на Руси использовали, как музыкальный инструмент. Музыкантов, играющих на ложках, называют ложкарями.
- Прошло еще немного времени и вид ложки изменился, стал простым и удобным, изменились и материалы, из которых их делают.
- Сейчас ложками пользуются все. Ложка- это символ сытости, достатка и благополучия.
Воспитатель:. - На день рождение принято дарить подарки. Давайте и мы сделаем подарок нашим ложкам. Сыграем для них небольшой праздничный концерт.
- Какими ложками мы будем играть? (деревянными)
- Как называют людей, играющих на ложках?
Музыкальная пауза – игра на ложках.
«Ложки разные бывают,
И на них порой играют,
Отбивают ритм такой,
Сразу в пляс пойдёт любой».
(Звучит народная музыка, дети играют на ложках).
- Какой замечательный подарок — концерт!
3ч.
Воспитатель: - Ребята, теперь мы узнали, когда появилась ложка. И как люди научились ей пользоваться.
- Наше путешествие продолжается.
- А теперь послушайте загадку.
«В нем предметы старины,
до сих пор сохранены,
любознательный народ,
поглазеть на них идет». (музей)
Воспитатель: - Правильно, ребята,это музей.
- А вы хотели бы побывать в музее?
- Давайте произнесем волшебные слова : «Раз,два,три - покружись и в музее окажись».
(Дети выполняют движения и оказываются в музее «Ложкин дом»,где представлено большое количество разных ложек).
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, мы с вами попали в музей «Ложкин дом».
- Сколько здесь ложек. Какие они все разные!
- Давайте мы с вами рассмотрим (дети вместе с воспитателем рассматривают ложки и говорят, для чего они необходимы: мерные, кофейные, чайные, столовые, десертные, салатные, поварские, бытовые и т. д.)
Воспитатель: - Теперь выясним, из какого материала изготовлены ложки (дети по очереди берут ложку, и говорят, из какого материала, она сделана).
Ответы детей :
- Из металла – металлические
- Из алюминия – алюминиевые
- Из дерева – деревянные
- Из пластмассы – пластмассовые
- Из стекла – стеклянные
- Из керамики – керамические
- Из фарфора – фарфоровые
- Из серебра – серебряные
- Из золота - позолоченные
Воспитатель: - Ребята, мы выяснили, что ложки изготавливают из разного материала.
- Чем ещё отличаются ложки друг от друга? (форма, цвет,размер)
( дети: они все разные)
-Правильно, они все разные - по форме, по цвету, по размеру.
- Молодцы, понравилось вам в музее?
Воспитатель: - Ребята, ложками можно лечиться.
Самомассаж ложками.
«Лоб погладили мы нежно,
И расслабили прилежно,
(поглаживание горками ложек вокруг лобных бугров)
А потом очки надели
И читали две недели
(поглаживание горками ложек вокруг глаз)
Как погладить щечки нам, не сдвигая кожу там?
(круговое поглаживание горками ложек по щекам)
Растереть свои височки, надавив в последней точке,
Покружиться меж бровей.
Чтоб стало веселей».
(спиральное растирание между бровями)
Воспитатель:- Ребята, про ложки люди придумали много поговорок, давайте вспомним их.
- «Запасливый гость без ложки не ходит»
- «Ложка дегтя испортит бочку меда»
- «Наработался – за ложку берись, а лентяй – без ужина спать ложись»
- «Был бы обед, а ложка сыщется».
- «Без сноровки и ложку мимо рта пронесешь».
- Молодцы!
Воспитатель: - Ложкой едят, на ложках играют, ими лечатся. В старину ребята, когда у детей было очень мало игрушек, из ложек делали куклы. Брали ложку заворачивали в лоскут ткани – вот и кукла. Давайте и мы с вами попробуем тоже нарядить ложки.
Самостоятельная творческая деятельность детей : дети надевают наряд для ложки. (одевают сарафанчик и косыночку) (Ставят ложечки в хоровод).
4ч.
Воспитатель: - Ребята, наше путешествие подходит к концу. Нам пора возвращаться. (Дети закрывают глаза, слушают звуки волн, произносят слова: «Раз, два, три, вот и в группе мы!»)
- Ребята, ничего не стоит на месте. Идёт время, и благодаря знаниям и умениям человека, всё вокруг изменяется. Изменяются условия жизни, изменяются бытовые приборы, изменяется одежда. Сегодня мы увидели, как появилась и изменилась ложка — простой столовый прибор. Мы увидели, как на смену каменным ложкам пришли удобные, прочные красивые ложки.
- Скажите, пожалуйста, что вам понравилось в нашем путешествии? (Дети делятся своими впечатлениями).
- Что вы узнали нового? О чем вы сегодня расскажите своим родителям придя домой?
- Спасибо, ребята, меня сегодня ваши ответы очень порадовали.
Воспитатель:- А вот и наша ложечка именинница. Пришла она не одна, а со своими подружками и приглашает нас попробовать угощение – варенье. Садитесь за стол вот вам по ложке, приятного чаепития! (дети садятся за стол кушать варенье).