Оксана Ефимова
Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе «Живая и неживая природа»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Живая и неживая природа»
Цель: обобщить и дополнить знания детей о живой и неживой природе.
Образовательные задачи:
Публикация «Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе „Живая и неживая природа“» размещена в разделах
- Живая и неживая природа. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Неживая природа
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Расширить знания детей о живой и неживой природе, показать их взаимозависимость. Обогатить словарь детей за счет имен существительных, имен прилагательных (медвежья, беличье, воронье, птичье, волчье, лисья, пчелиный, муравьиный, лошадиный, собачья, змеиная); глаголов (идёт, бежит, летает, плавает, прыгает, скачет, ползает, плывёт, скачет, ползает, летает, ползёт).
Развивающие задачи :
Развивать внимание, память, логическое мышление, связную речь, умение анализировать, делать выводы; умение слушать друг друга, дополнять ответы товарища. Развивать интерес к познанию объектов природы через познавательно – исследовательскую деятельность.
Воспитательные задачи:
Воспитывать бережное и заботливое отношение ко всему живому, любовь к природе. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
Виды деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая.
Методы и приё мы: вопросы к детям, показ, практические действия детей: экспериментирование, работа с красками, поощрение, объяснение, художественное слово.
Демонстрационный материал: схема «Признаки живой природы», обручи жёлтого и зелёного цветов, карточки с объектами живой и неживой природы, фотографии «Природа нашего края»
Раздаточный материал: карточки с объектами живой и неживой природы, мел, стаканчики с водой, песком,
Предварительная работа: беседа и рассматривание иллюстраций, картинок, фотографий с изображением живой и неживой природы,
Ход НОД:
I. Вводная часть:
1. Организационный момент
Игра – приветствие
Собрались все дети в круг
Я твой друг, и ты мой друг
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся
Здравствуй друг, здравствуй друг,
Здравствуй наш весёлый круг!
- Сегодня у нас много гостей, а гостям принято что-нибудь дарить. Давайте подарим им наши улыбки, чтобы создать хорошее настроение.
2. Вводная беседа, проблемное рассуждение
- Дети, вы любите смотреть фотографии? А хотите узнать, о чём мы будем говорить сегодня на занятии?
- Предлагаю вам посмотреть фотографии и послушать стихотворение.
-Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года –
Это все вокруг (природа)
- Кто догадался, о чём будем говорить на занятии? (о природе)
- Дети, а что такое природа? (Дети высказывают предположения о том, что такое природа, и приводят примеры: солнце, воздух, вода, растения, животные, птицы.)
- Дети, а что нельзя назвать природой? (То, что сделано руками человека.) Назовите предметы, которые нельзя назвать природой.
Воспитатель: Правильно, дети. Природой называется все то, что нас окружает и не сделано руками человека.
II. Основная часть:
(Воспитатель приглашает детей в лабораторию)
Опыт с водой и песком.
- Дети, что находится в стаканчиках? (вода и песок)
- Перелейте часть воды в другой стакан. Что произошло с водой? Вода перестала быть водой? (Вода осталась водой).
- А теперь пересыпьте песок из стакана на тарелку. Что произошло с песком, он изменился? (Песок остался песком)
- Что произойдёт с цветком, деревом, кошкой, если разделить их на части? (Они погибнут).
- Почему? (они живые)
- Почему не погибли песок и вода? (вода и песок - неживая природа)
Воспитатель: Всю природу Земли можно разделить на два огромных мира: мир живой природы и мир неживой природы.
Я вам предлагаю рассмотреть картинки, на которых изображены объекты живой и неживой природы. Давайте распределим их на две группы : объекты живой природы положите в зелёный обруч – это полянка, объекты неживой природы – в жёлтый обруч – это песок. Я думаю, вы прекрасно справитесь с этим заданием.
(Дети рассматривают картинки, отбирают предметы живой природы и кладут их в зелёный обруч, предметы неживой природы - в жёлтый обруч)
- Дети, посмотрите на карточки, если вы считаете, что задание выполнили верно, поднимите солнышко. Давайте назовём сначала объекты живой природы, а потом - неживой природы.
Беседа – рассуждение «Признаки живой и неживой природы»
– Дети, а чем отличается живая природа от неживой? (Живое может двигаться)
– Правильно, все живое двигается.
- Дети, как вы думаете, а растения могут двигаться? (Они способны поворачиваться по направлению к свету, сворачивать и разворачивать свои листья или цветы).
(На магнитной доске появляется карточка – схема: первый признак живой природы – движение.)
(воспитатель приглашает детей в круг и предлагает поиграть)
Игра «Кто как передвигается?» (с мячом)
Человек идёт, бежит.
Птица … (летает)
Рыба … (плавает).
Белка (прыгает).
Лягушка… (скачет).
Улитка (ползает)
Утка (плывёт)
Заяц (скачет)
Черепаха (ползает)
Комар (летает)
Змея (ползёт)
– Что еще отличает живое от неживого? (Живое растет)
– Я с вами согласна. Любой живой организм способен к росту и развитию. Из отростка вырастает дерево, из семечки – растение, из ребенка – взрослый человек.
(воспитатель показывает таблицы «Всё живое растёт»)
На доске появляется карточка – схема: второй признак жизни – рост.
(воспитатель предлагает поиграть)
Игра «Кто кем был?» (с мячом)
Заяц – …зайчонком,
Птица – … яйцом,
Лошадь - …жеребёнком
Рыба –… икринкой
Лягушка – головастиком
Бабочка – гусеницей
Взрослый – ребёнком
– А что нужно обязательно живому организму для роста и развития? (Питание)
– Питаются и растения, и животные, и человек.
(На доске появляется карточка – схема: третий признак жизни – питание)
«Кто как ест?»
Человек кашу (ест, молоко (пьёт)
Собака кость (грызет)
Кошка молоко (лакает)
Коза траву (жует)
Курица зерно (клюет)
Белка орешки (грызет)
– А что будет, если лишить все живое питания? (Оно погибнет)
На доске появляется карточка – схема – смерть)– Некоторые растения погибают при наступлении зимы.
Со временем умирают не только растения, но и животные, и люди растут, взрослеют, старятся и умирают.
– Ребята, а почему, если живые организмы погибают, до сих пор существует жизнь на Земле? (Растения, животные и люди рождаются)
– На Земле постоянно появляются и рождаются новые живые существа.
– Поэтому пятый признак жизни – размножение, у взрослых появляются малыши. (На доске появляется карточка – схема: четвёртый признак жизни – питание)
– Дети, посмотрите на доску. Какие самые главные признаки необходимые для жизни мы с вами выделили? (Движение, рост, питание, смерть, размножение).
- Предметы неживой природы таких признаков не имеют.
Беседа – рассуждение
- Дети, представим на минутку, что исчезнет неживая природа.
- Как вы думаете, что произойдёт, если исчезнет солнце? (будет темно и холодно, всё живое погибнет)
- Сможем ли прожить без воды, а растения? Животные?
Воспитатель: живая и неживая природа связаны между собой.
- Как вы думаете, могли бы люди жить без природы? Конечно, нет, вся наша жизнь связана с природой. Мы дышим воздухом, утоляем жажду водой, человек не может жить без пищи, а пищу нам дают животные и рас-тения.
(воспитатель приглашает детей на коврик)
Релаксация «Солнышко»
— Закройте глаза, вытяните руки. Представьте, что на ладошках у вас лежат маленькие солнышки. Через пальчики, как лучики солнышка, идёт тепло по всей руке. Руки успокоились, отдыхают. Переключаем внимание на ноги. Солнечные лучики согревают стопы, пальцы ног. Усталость проходит, мышцы отдыхают. (Обращаем внимание детей на дыхание). Представьте живот, как шарик или мячик. На вдохе мячик слегка поднимается, на выдохе опускается. Дыхание успокаивается, становится плавным, равномерным
- Что дает человеку природа? (Она дает человеку воздух, воду, тепло, пищу, одежду).
- А еще она дает человеку радость. Любуясь красотой природы, человек становится лучше, добрее.
Физминутка
Как приятно в речке плавать! (плавательные движения)
Берег слева, берег справа (повороты влево и вправо)
Речка лентой впереди (потягивание – руки вперед)
Сверху мостик – погляди. (Потягивание – руки вверх)
Чтобы плыть еще скорей,
Надо нам грести быстрей.
Мы работаем руками,
Кто угонится за нами? (Плавательные движения)
-Человек—существо мыслящее, разумное. Он многому научился у природы.
Человек должен беречь и охранять природу. Природа очень богата, но бо-гатство ее не безгранично. И человек должен пользоваться этими богат-ствами как разумный и добрый человек. А как вы думаете, от человека зависит красота природы? Всегда ли человек помогает природе? (Ответы детей)
Воспитатель
- К сожалению в наше время люди не всегда бережно обращаются с природой. Они могут приумножить природные богатства, а могут и погубить. А вы знаете, как нужно относиться к природе, что можно делать, а чего нельзя? (Нельзя шуметь в лесу, разводить костер, рвать цветы, мусорить, забирать домой животных, ломать кусты и деревья. Нужно собирать за собой мусор, подкармливать зимой птиц и животных, ходить только по тропинкам).
Решение проблемной ситуации «Как вести себя в лесу»
Я буду читать вам советы, если это хороший совет – поставьте зелёное пятнышко, если это плохой совет – поставьте красное пятнышко.
*Ветки в лесу не ломайте, деревья не качайте, ни травинки, ни лист зря не рвите.
* В лесу можно поиграть: листья бросать, цветы рвать, венки плести. Подумаешь, много зелени – еще вырастет.
*Наконец-то в лесу можно шуметь, кричать, главное, никому не помешаешь! Ведь людей нет.
*Старайтесь не шуметь, а то лес испугается, затаиться, и вы не узнаете ни одной тайны.
*Пучеглазую лягушку, ползучего ужа, неповоротливую жабу, противных гусениц можно прогнать, а лучше бы совсем их не было.
*Звери всякие нужны – звери всякие важны. Каждый из них в природе делает свое дело. Не пугайте животных.
*Пришел на луг, нарви большой букет цветов.
*Не ловите бабочек, они так нужны цветам!
Какого цвета первый кружок, второй и так далее.
-У кого кружки расположены в таком порядке? (дети проверяют)
III. Заключительная часть.
Итог занятия.
- Дети, скажите, что такое природа? Какая бывает природа?
Рефлексия
- Дети, вы были любознательными, отвечали на вопросы. Если вам было интересно, вы узнали что – то новое и справились со всеми заданиями, нарисуйте огромное солнце, с лучами, а если кому – то было трудно справиться с заданиями, скучно и неинтересно – нарисуйте маленькое солнышко.
- Спасибо за работу.
Литература.
1. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ /.В. Н Волчкова, Н В. Степанова – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005. – 131с.
2. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста О. А. Воронкевич / С Пб. : «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2012. – 496с.
3. Мартынова Е. А., Сучкова И,М. Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2 – 7 лет. Тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий / Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова – Издательство «Учитель», 2015 -335 с.