Алина Шовкунова
Конспект ООД по обучение грамоте «Знакомство с хитрыми словами» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Сложная темаТема: «Знакомство с хитрыми словами»
Цель: Развивать грамотную, правильную речь, закреплять пройденный материал, обогащать словарь детей.
Задачи:
1. Активизировать словарь детей.
2. Учить употреблять слова правильно.
3. Развивать фонематический слух, зрительное восприятие, мышление, внимание, память.
4. Закреплять умение отвечать полным ответом.
5. Совершенствовать навыки звукового анализа слов.
Методы и приё мы:
Публикация «Конспект ООД по обучение грамоте „Знакомство с хитрыми словами“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
Наглядные: просмотр презентации и картинок, составление слова
Словесные : рассказ педагога, беседа, чтение стихотворения, хоровое закрепление.
Игровые: игры со словами
Предварительная работа: подбор наглядного материала, игр для детей, разучивание слов физкультминутки.
Словарная работа : работа над словами со всеми детьми
Индивидуальная работа: коррекционная работа с детьми, у которых не совсем развиты речевые навыки.
Интеграция образовательных областей: «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие»
Оборудование: мультимедиа, алфавит, презентация «Хитрые слова», буквы, раздаточный материал.
Ход:
Дети, вы уже очень большие, скоро пойдёте в школу. Вы получили очень много знаний в детском саду. А сейчас мы проверим ваши знания. Для этого вам необходимо внимательно слушать, не отвлекаться, проявить всю свою находчивость и активно отвечать на вопросы. Давайте вспомним, что такое буква, что такое звук. Буквы мы (пишем и видим) а звуки (слышим и произносим) Какие бывают звуки? (гласные и согласные) А какие бывают согласные? (твердые, мягкие, звонкие и глухие)
Перед вами звуки, давайте их назовём. Какие из них гласные? Почему? (потому что мы их можем спеть)
Сейчас я прочитаю вам скороговорку.
Ехал Грека через реку.
Видит Грека в реке рак.
Сунул Грек руку в реку.
Рак за руку Греку - цап.
Дети, какой самый частый звук в этой скороговорке? (р) Сейчас я буду вам читать слова с этим звукам, а вы определять, в какой части слова находится этот звук. (река, барабан, комар, радуга, рубль, сыр, арбуз, кругозор)
Дети, а что мы составляем из слов? (предложение) А из предложений (текст) На сколько вопросов вы уже ответили, молодцы
А сейчас поговорим о хитрых словах. Хотите узнать про такие «хитрые слова»? (Да). Тогда слушайте. Среди множества слов, которыми мы пользуемся в жизни, есть очень много «хитрых». Например, есть слова, противоположные по значению. Большой — маленький, толстый — тонкий, веселый — грустный. То есть эти слова несут противоположное значение. Сейчас мы с вами поиграем в эти слова. Я буду читать стихотворение, а вы его заканчивайте хитрыми словами.
Скажу я слово «высоко»,
А ты ответишь — … («низко»,
Скажу я слово «далеко»,
А ты ответишь — … («близко»).
Скажу тебе я слово «трус»,
Ответишь ты — … («храбрец»).
Теперь «начало» я скажу,
Ну, отвечай — … («конец»).
А есть еще одни «хитрые» слова, которые звучат по-разному, но обозначают одно и то же.
Например, бегемот называется гиппопотамом, дворец называют замком, лошадь можно называть кобылой. Такие хитрые слова несут одно и то же значение слова. Давайте ещё вспомним такие слова.
Самолет — аэроплан, аэробус.
Родник — ключ, источник
Камень — булыжник.
Гора — скала.
Обувь – ботинки.
Кружка – чашка
Но и это еще не все «хитрые» слова. Есть слова, которые пишутся одинаково, но ударение падает на разные слоги и от этого меняется значение слова – зАмок - замОк, Атлас – атлАс.
Есть еще один вид «хитрых» слов, которые звучат и пишутся одинаково, а обозначают разное. Например, «ключ». Это может быть ключ для открывания дверей, а может быть – родник. Или слово «ручка», которое может обозначать и руку, и ручку, которая пишет или дверная ручка. Давайте посмотрим примеры таких слов и назовём их.
А есть еще слово «норка». Какое значение этого слово представляете вы себе? (ответы детей). Вот послушайте стихотворение и попробуйте рассказать о чем в нем идет речь.
Норка вылезла из норки
И пошла к знакомой норке.
В норку норкину вошла,
Норку в норке не нашла.
Если норки нету в норке,
Может, норка возле норки?
Нет нигде, пропал и след.
Норка здесь, а норки нет.
Вот какое сложное стихотворение. А теперь давайте вспомним, какие хитрые слова мы узнали?
• Слова, противоположные по значению;
• Слова, которые звучат по-разному, но обозначают одно и то же;
• Слова, которые звучат одинаково, а обозначают разное.
Давайте немного разомнемся и отдохнём.
Ходит осень, бродит осень,
Ветер с клена листья сбросил,
Дружно по лесу гуляем (шаги на месте)
И листочки собираем (наклоны вперед)
Собирать их каждый рад
Просто чудный листопад!
А теперь, посмотрите на доску, прочитайте это слово (зима) Сколько слогов в слове? Сколько букв, звуков? Какие гласные, согласные. 2 слога, 4 буквы, 4 звука, з, м – согласные, и, а – гласные, з – мягкий, звонкий, м – твёрдый, звонкий. А теперь возьмите раздаточный материал и составьте это слово.
Дети, давайте вспомним с какими словами мы сегодня познакомились.