Лучший педагог года

Конспект ОД по развитию речи «Составление рассказа по картине А. Саврасова «Грачи прилетели»

Валентина Чепля
Конспект ОД по развитию речи «Составление рассказа по картине А. Саврасова «Грачи прилетели»

Конспект ОД по развитию речи «Составление рассказа по картине А. Саврасова «Грачи прилетели».

Цель:

Знакомить детей с культурным наследием русского народа; закреплять и углублять представления о жанрах живописи и средствах ее выразительности.

Задачи:

Публикация «Конспект ОД по развитию речи „Составление рассказа по картине А, Саврасова „Грачи прилетели“» размещена в разделах

- Помогать детям рассматривать и описывать картину в определенной последовательности, помочь увидеть, ощутить задушевную красоту родной русской природы в картине «Грачи прилетели»,

- развивать диалогическую речь, отвечать на вопросы предложением;

- учить художественному видению пейзажной картины, стимулировать желание внимательно ее рассматривать,

- обогащать словарный запас определениями, формировать образную речь, умение понимать и подбирать образные выражения и сравнения;

- закрепить знания о весенних изменениях в живой и неживой природе;

- уточнить и расширить представления о перелетных птицах, об их жизни в весенний период.

Предварительная работа

1. Знакомство со стихотворением И. Токмакова «Весна», разучивание физ. минутки «Грачи».

2. Наблюдение примет наступающей весны в природе.

3. Беседы на темы: «Пришла весна», «Перелетные птицы», «Наши пернатые друзья», «Приметы весны» и др. ;

4. Рассматривание иллюстраций, картин на весеннюю тему;

5. Чтение художественной литературы: Г. Ладонщиков «Весна»;

6. Загадывание загадок про времена года, птиц;

7. Прослушивание записей «Голоса природы», «Звуки окружающего мира»;.

Словарная работа: грач, грачата, вьют гнезда, журчат ручьи, пернатые, перелетные, щебет птиц, грачовник.

Материал: Аудиозапись П. И. Чайковский цикл «Времена года. Весна», портрет А. К. Саврасова, картина «Грачи прилетели», три картины разных времен года( «Сенокос», Золотая осень», Зимний день»)

Ход НОД.

В- Ребята, давайте подойдем к окну. Какое время года сейчас? Какие признаки весны вы видите за окном? Каких красок больше всего сейчас в природе? Что бы вы захотели нарисовать, если бы получили в данный момент бумагу и краски? А как называются картины о природе (пейзаж)

Верно, такие картины называются пейзажем и я не просто так начала разговор о рисовании. Сегодня у нас с вами необычная встреча - встреча с прекрасным. Ведь, когда мы слушаем стихи или красивую музыку, видим прекрасные полотна художников, мы и познаем прекрасное.

Перед вами репродукции картин знаменитых русских художников. Картины этих художников и многие другие о природе средней полосы России. О каких временах года писали художники? Верно, ребята, художники писали о всех временах года. Давайте сгруппируем пейзажи по временам года.

Сегодня с одной из этих картин мы с вами познакомимся поближе. А вот о какой картине речь вы должны догадаться сами.

Звучит музыка П. И. Чайковский из альбома «Времена года» «Весна».

- Слыхали ли вы,

Звенели капели,

Что больше не будут седые метели

Над полем кружить?

- Слыхали, слыхали! –

Ручьи отвечали

И с гор побежали

Долины будить.

- Слыхали ли вы,

Равнины,

Долины,

Что с юга летит караван журавлиный,

Что в роще уж слышатся крики грачей?

- Слыхали, слыхали

Мы гомон

Грачиный

Вчера над макушкою старой рябины

В сиянье закатных лучей.

На вести весенние

Чуткие ушки

Под талым снежком навострила листва,

На первой проталинке снежной горушки

Серебряным цветом взошла сон-трава.

(Беляевская «весенние вести»)

В О каком времени года это стихотворение?

Д О весне.

Весна – это праздник пробуждения природы. Какие чудеса происходят весной?

- Тает снег, появляются проталинки. Просыпаются деревья от зимнего сна. В воздухе чувствуется запах прелых листьев. Из далеких стран возвращаются домой перелетные птицы.

(Чтение стихотворения И. Токмаковой «Весна» - ребенком)

В: игра «Узнай по описанию».

В: Перелётная птица с чёрным оперением металлически-фиолетового отлива (Грач).

В: У этого красивого дерева белый ствол с чёрными пятнами. (Береза)

(Чтение отрывка стихотворения «Белоствольная береза»- ребенком)

Мы с вами сегодня познакомимся «Мастером русской живописи», с великим русским художником Алексеем Кондратьевичем Саврасовым. Вот его портрет. (Показ портрета)

И главным произведением этого художника является картина «Грачи прилетели». Уже более ста лет работа Саврасова «Грачи прилетели» является символом русского пейзажа.

- Первыми возвращаются грачи, их называют вестниками весны. Сегодня вы узнаете о грачах много интересного.

(Обратить внимание детей на мольберт, на котором находится картина)

Художник просто и проникновенно изобразил первые шаги весны.

Воспитатель: Какой месяц изображён на картине (Март)

Воспитатель: А за мартом, какие идут весенние месяцы (Апрель, май).

В Посмотрите внимательно на картину, что интересного увидел и изобразил художник на своей картине? (Он изобразил церковь, деревья, птиц, грачей)

В - Что изобразил художник на переднем плане картины? (деревья, берёзы) - Расскажите о деревьях на картине, какие они?

(Деревья корявые, большие, старые, ветвистые, снизу тёмные, сверху светлые, без листиков).

В- Кого вы видите на берёзах? (Птиц, грачей)

В- Расскажите о грачах, какие они? (чёрные, крикливые, шумливые, смешные, носатые, радостные)

В - Что делают грачи? (строят, ремонтируют гнёзда, летают, кричат, галдят, хлопочут, внизу один грач нашёл ветку, держит её в клюве)

В- Грачи радуются наступившей весне, что они вернулись на Родину в свои гнёзда. У них очень много хлопот, надо отремонтировать гнёзда, чтобы можно было высиживать птенцов.

В - Какие деревья выбрали грачи для гнёзд? (Грачи выбрали старое, кривое дерево, оно толстое, ветвистое, гнёзда надёжно укреплены)

В - Вспомните, как называется место, где живут грачи? (Грачовник)

В- Грачовник расположился на окраине села. Здесь тихо, спокойно, красиво. Видно несколько деревянных домиков, белокаменную церковь.

В - Что изобразил художник вдалеке? (поле, луг, лес, заливные луга) - Посмотрите, есть ли на картине солнце? (Нет)

В- Как вы поняли? (На небе тучи).

В- Солнце скрылось за облаками. Оно ещё не яркое, ленивое, чуть-чуть просвечивает сквозь облака. Облака нежно-жёлтого цвета. На снегу видны тени от берёз. Солнце то выглянет, то опять спрячется за прозрачные облака.

В- Ребята, что можно сказать о небе? (Небо покрыто голубовато-серыми тучами оно низкое, грустное, холодное)

В- Лучи солнца освещают облака, и кажется, что вот-вот облако растает и солнце будет ярко освещать весеннюю землю.

В - Ребята, каким вы видите снег? (Тяжёлые, мокрый, потемневший, подтаявший, рыхлый, серый, печальный)

- Тает грязный снег и талые воды стекают в пруд.

В - Какими бы словами вы бы закончили свой рассказ об этой картине? Скоро снег совсем растает и покажется мягкая и шелковистая травка. В воздухе пахнет весной. Воздух чист и свеж. Весна!

Физминутка «Грачи»

Ну, что ж, вы вполне готовы составить сами рассказ по картине «Грачи прилетели»

Составление описательных рассказов детьми.

- Ребята, опишите своими словами день, изображенный на картине.

- Какие стоят березы?

- Чем заняты грачи? Опишите внешний вид птиц.

- Какие вокруг строения?

- Какое небо?

- Какое настроение вызывает у вас этот пейзаж? Как бы вы назвали эту картину?

1. На картине изображена ранняя весна. Ещё лежит снег, но появились первые проталины. Прилетели первые вестники весны - грачи. Они поселились на старых, высоких берёзах. Шумят, кричат грачи, вьют гнёзда. Небо пасмурное, серое, а земля тёмная, покрыта грязным снегом. Выглянет солнце и своими тёплыми лучами растопит остатки снега, согреет землю и появится зелёная трава. Да, весна не за горами.

2. «Грачи прилетели» - так называется картина А. Саврасова. А грачи прилетают весной. Весна изображена ранняя. Первый весенний месяц март. В марте ещё лежит снег, но уже видны проталины. На старых изогнутых берёзах грачи вьют гнёзда, чтобы вывести своё потомство. День выдался пасмурный, хмурый. Но несмотря на это, птицы трудятся, одни - чинят гнёзда, другие вьют новые. Грачи прилетели, значит весна не за горами.

Итог занятия. В. Чей рассказ вам больше понравился?

В - Вам понравилась картина А. Саврасова «Грачи прилетели»?

В -Чем она вам запомнится?

В - Что вам понравилось сегодня на занятии?

Публикации по теме:

Рассматривание картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели». Составление описательного рассказа Задачи: 1. Учить художественному видению пейзажной картины, стимулировать желание внимательно её рассматривать; 2. Учить составлять описательные.

Конспект НОД по развитию речи «Составление описательного рассказа по картине «Ежи» в подготовительной группеКонспект НОД по развитию речи «Составление описательного рассказа по картине «Ежи» в подготовительной группе Цель: развивать диалогическую речь детей. Задачи: формировать умение рассматривать картину и рассуждать над её содержанием, развивать.

Конспект НОД по развитию речи «Составление описательного рассказа «Птицы» в средней группеКонспект НОД по развитию речи «Составление описательного рассказа «Птицы» в средней группе Образовательная область: «Речевое развитие»; художественная литература. Педагогическая цель: учить детей, составлять описательный рассказ,.

Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Составление рассказа по картине «Прогулка в осеннем парке»Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Составление рассказа по картине «Прогулка в осеннем парке» НОД в средней группе по развитию речи "Составление рассказа по картине "Прогулка по осеннему парку". Цель: учить детей составлять небольшой.

Конспект ОД по развитию речи «Сюжетный рассказ по картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели» в старшей группе детей с ЗПРКонспект ОД по развитию речи «Сюжетный рассказ по картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели» в старшей группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект ОД по развитию.

Конспект ООД по речевому развитию «Составление описательного рассказа по картине И. И. Шишкина «Зима»Конспект ООД по речевому развитию «Составление описательного рассказа по картине И. И. Шишкина «Зима» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Липецкая область Конспект.

Конспект ООД по речевому развитию «Составление описательного рассказа по картине Левитана И. И. «Весна. Большая вода»Конспект ООД по речевому развитию «Составление описательного рассказа по картине Левитана И. И. «Весна. Большая вода» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков, Липецкая область Конспект.

Конспект занятия по развитию речи на тему «Составление рассказа по скороговорке» для старшей группыКонспект занятия по развитию речи на тему «Составление рассказа по скороговорке» для старшей группы Задачи: учить детей связно и живо рассказывать, не отступая от поставленной темы; упражнять детей в образовании названий детёнышей животных.

Конспект занятия по развитию речи. Составление рассказа по картине «Саша и снеговик»Конспект занятия по развитию речи. Составление рассказа по картине «Саша и снеговик» Конспект по развитию речи. Составление рассказа по картине «Саша и снеговик». Цель: Развитие связной монологической речи Задачи: Развивать.

НОД по развитию речи в старшей группе «Составление рассказа по картине «Ежи»НОД по развитию речи в старшей группе «Составление рассказа по картине «Ежи» Программное содержание: формировать умение рассматривать картину и рассуждать над ее содержанием, озаглавить картину; -учить составлять.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект ОД по развитию речи «Составление рассказа по картине А. Саврасова «Грачи прилетели»
Опубликовано: 24 марта 2020 в 20:10
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД