Ольга Афанасьева
Конспект ООД по развитию речи в подготовительной к школе группе «Волшебница Зима»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развитие коммуникативных навыков, через общение детей и взрослых, по средствам игровой деятельности, расширение лексического запаса, развитие грамматического строя.
Образовательные задачи:
- уточнять и расширять представления детей о зиме и зимних явлениях;
- расширять кругозор детей;
- вовлекать детей в коллективный разговор, развивать диалогическую речь;
- развивать грамматический строй речи.
- формировать умение поддерживать речевое общение, отвечать на поставленные вопросы полным предложением;
Публикация «Конспект ООД по развитию речи в подготовительной к школе группе „Волшебница Зима“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2022
- обогащать и активизировать речь детей по теме «Зима».
Развивающие задачи :
- развивать зрительное внимание и восприятие, речевой слух и фонематическое восприятие, память, тонкую и общую моторику, дыхание и координацию речи с движением.
Воспитательные задачи:
- формировать навыки сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности;
- развивать эмоционально-отзывчивое отношение к окружающей действительности.
Материал и оборудование: магнитная доска; магнитофон; аудиозапись; вырезанные из бумаги снежинки с заданиями; вырезанные из бумаги снежинки; картинки: снег, снежинки, снеговик, снегурка, снегопад, снегоуборочная машина, снегоход, снегокат; картинки к игре «Убери лишнюю картинку».
Предварительная работа:
- наблюдение за природой в зимний период на прогулке;
-рассматривание иллюстраций на тему «Природа зимой»;
-чтение рассказов о зиме В. Одоевского «Мороз Иванович», сказок: С. Я. Маршак «Двенадцать месяцев», русской народной сказки «Снегурочка»;
-заучивание стихотворений А. Фета «Мама! Глянь-ка из окошка…», Я. Акима «Первый снег».
Ход занятия.
Вводная часть
Под музыку Йозефа Гайдн «Зима» 4-я часть Оратория «Времена года» педагог с детьми проходит в игровую зону, где на ниточке перед детьми висят снежинки.
Воспитатель:
- Ребята, сегодня утром я открыла окно, чтобы проветрить группу, а когда вернулась, то увидела снежинки.
- Снежинки захотели побывать у нас в гостях и поиграть с вами. У нас в группе тепло и чтобы они не растаяли, я вас превращу в холодный ветерок, и вы поможете мне подуть на снежинки.
- А вы умеете правильно дуть? Давайте вспомним, как это надо делать. Вдыхаем глубоко носом, плечи не поднимаем. При выдохе щёки не надуваем (дети выполняют дыхательные упражнения 2-3 раза).
Основная часть
Игра «Сложи слово»
Воспитатель обращает внимание детей на снежинки, которые разлетелись.
- Ребята, снежинки волшебные, с сюрпризом. Они к нам залетели поиграть и предлагают выполнить задание. Нужно из разлетевшихся снежинок отыскать снежинки с буквами и сложить слово.
Дети выполняют задание. Получается слово зима.
Воспитатель:
На юг уж птицы улетели,
Пришли морозы и метели.
Стоят деревья в серебре,
Мы лепим крепость во дворе.
- Ребята, вы догадались о каком времени года мы будем говорить?
- О зиме.
Словесная игра «Назови признаки»
Воспитатель:
- Ребята, а вот у меня еще снежинка с заданием. Нужно сказать какая зима бывает.
- Какая зимой погода? (Холодная)
- Если зимой много снега, то зима какая? (Снежная)
- Если зимой сильный мороз, то зима какая? (Морозная)
- Если часто гуляет вьюга, то зима какая? (Вьюжная)
- Ребята, если в самом начале зимы выпал снег, рано наступили холода, то зима какая? (Ранняя)
- А если на календаре уже декабрь, а снега нет, холода не наступили, то говорят, что зима… (Поздняя)
- Молодцы ребята, справились с заданием. Как много слов-признаков мы назвали про зиму. А теперь вспомним все, что мы говорили. Какая бывает зима? Ответ начинаем со слова «Зима…»
Физкультминутка «Зима»
Солнце землю греет слабо,
(Руки вверх и вниз.)
По ночам трещит мороз,
(Руки на пояс, наклоны в стороны.)
Во дворе у снежной Бабы
(Руки на пояс, поворот вокруг себя.)
Побелел морковный нос.
(Дети показывают нос.)
В речке стала вдруг вода
Неподвижна и тверда,
(Прыжки на месте.)
Вьюга злится,
Снег кружится,
(Дети кружатся.)
Заметает все кругом
Белоснежным серебром.
(Плавные движения руками.)
Игра «Договори словечко».
Воспитатель:
- Вот еще одна снежинка предлагает поиграть.
Есть слова похожие,
Как родственники схожие,
Они живут одной семьей,
Поиграть хотят с тобой.
- Игра называется «Договори словечко». Хотите поиграть?
- Нужно подобрать родственные слова к слову «снег», в этом нам помогут загадки.
Хлопья белые летят,
Обсыпают всех подряд:
Ребятишек на горе
И прохожих во дворе.
Падает с небес на всех
Белый и пушистый … (снег)
Пушистые хлопья к нам с неба летят.
Холодный и белый идёт. (снегопад)
К снегу, холоду привык
Толстый, важный … (снеговик)
С неба падают зимой и кружатся над землей
Легкие пушинки, белые. (снежинки)
В снегу уже все по уши,
Довольны малыши.
У всех намокли варежки —
Играем мы в … (снежки)
В небе кружится, порхает,
На моих ладошках тает
Лёгкий беленький пушок
Это падает … (снежок)
С дедушкой Морозом рядом,
Блещет праздничным нарядом.
Из снежинок курточка,
Это кто? … (Снегурочка)
- Все эти слова связаны со снегом. Это слова-родственники.
Деление слов на слоги. Играем со словами: снег, снежинки, снеговик, снегурка.
Воспитатель:
- Ребята, я вам предлагаю пройти за столы. Перед каждым ребенком лежат картинки (снег, снежинки, снеговик, Снегурка) и снежинки. Вам нужно разделить слова на слоги и выложить под картинкой столько снежинок, сколько слогов в слове.
Дети произносят слова по слогам, например: «сне-жок», и выкладывают под картинкой нужное количество «снежинок», в данном примере – две.
Воспитатель:
- Ребята пройдемте в игровую зону.
Динамическая пауза. (Проводится под музыку)
А на улице мороз,
Ну-ка, все взялись за нос,
Ни к чему нам бить баклуши,
Ну-ка все взялись за уши.
Покрутили, повертели,
Вот и уши отогрели.
По коленям постучали,
Головою покивали
По плечам похлопали,
И чуть-чуть потопали.
Словообразование.
Воспитатель:
- Ребята, наши «снежинки» не знают некоторые слова. Они хотят, чтобы вы им подсказали их.
- Когда зимой снег падает, то это называется? (Снегопад)
- Чтобы людям не мешали сугробы на дорогах, они сделали машину, которая снег убирает. Какая это машина? (Снегоуборочная машина)
- Есть машина, которая сама по снегу ходит. Как она называется? (Снегоход)
- Дети по снегу катаются не только на санках и лыжах, но и на … (Снегокате)
Воспитатель прикрепляет к магнитной доске соответствующие картинки и просит еще раз повторить названия предметов, изображенных на них.
Игра «Убери лишнюю картинку».
Воспитатель:
- Ребята, посмотрите какое нам задание оставили снежинки. На столе разложены картинки, иллюстрирующие зимние, весенние, осенние явления природы. Вам нужно убрать лишние картинки. И обосновать свой выбор.
Игра «Назови ласково».
Воспитатель:
- Ребята, снежинки хотят поиграть с вами в игру «Назови ласково».
Как вы ласково назовете снежинку – (снежиночка).
Мороз – (морозец).
Лед – (ледок).
Зима – (зимушка).
Снег – (снежок).
Сугроб – (сугробик).
Метель – (метелица).
Холод – (холодок).
Санки – (саночки).
Заключительная часть
- Вот подходит к концу наше занятие. Давайте вспомним, что мы сегодня делали, о чём говорили? Кому что понравилось?
- Вы справились со всеми заданиями снежинок. И у них для вас подарок. Положите, пожалуйста, снежинки в сундучок и произнесите волшебные слова : «Раз, два, три снежинки в сюрприз преврати!».