Наталия Терпугова
Конспект ООД по развитию речи в старшей группе «И. А. Крылов. Басня «Ворона и Лисица»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель. Знакомство с творчеством И. А. Крылова, чтение басни «Ворона и Лисица»; познакомить детей с басней - с одним из жанров художественной литературы.
Задачи:
- образовательные: познакомить детей с басней через творчество И. А. Крылова; учить детей отличать басни от других произведений; учить интонационно выразительно передавать образы персонажей басни «Ворона и Лисица»(игра – инсценировка);обогащать словарный запас;
Публикация «Конспект ООД по развитию речи в старшей группе „И, А, Крылов, Басня „Ворона и Лисица“» размещена в разделах
- Ворона. О птице для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Крылов И. А. Басни Крылова
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- «Ворона и лисица», басня
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2020
- воспитательные: воспитывать эмоциональное восприятие литературного произведения; воспитание умения слушать друг друга, доброжелательно относиться кдруг другу;
- развивающие : развивать интерес к басням; развивать мышления при анализе произведения; Развитие речи при ответе на вопросы: развивать умение отвечать на вопросы, используя в ответ сложные предложения.
Временной ресурс:25 минут
Предварительная работа: знакомство с жанрами художественной литературы: сказки, поэзия, народный фольклор, рассказы; беседа по жанрам художественной литературы; рассматривание иллюстраций к сказкам, рассказам, иллюстраций с животными и птицами; составление описательных рассказов о животных и о птицах; игры-драматизации по сказкам.
Материал к ООД: портрет И. А. Крылова; схемы героев басни; карточки-фишки (разрезные картинки); маски лисы и вороны.
Ход ООД
I часть
1. Организационный момент.
Каждый день – всегда, везде
На занятиях и в игре
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.
2. Беседа по жанрам художественной литературы
- Ребята, кто знает, что такое библиотека? Кто «живет» в библиотеке?
- А у нас в группе есть библиотека?
- Да, правильно ребята, библиотека – это большой дом, где «живут» и хранятся книги и для взрослых, и для школьников, и даже для детей, которые ходят в детский сад. И у нас в группе тоже есть библиотека, только она не большая, и в ней «живут» книги для дошкольников.
- Посмотрите сколько разных книг в нашей библиотеке. Это книги со сказками, со стихами, с рассказами, с потешками и загадками.
- Ребята, а какие книги вы больше всего любите, что бы вам читали?
- Да ребята, все дети любят слушать сказки. Скажите, кто сочиняет сказки? (народ, писатели – сказочники)
- Назовите какие русские народные сказки вы знаете?
- Кто герои этих сказок? (люди, звери, птицы)
- Чему нас учат сказки (быть добрыми, смелыми, умными, не хвастаться и т. д.)
- Но ведь сказки сочиняет на только народ, но и писатели – сказочники.
- А каких писателей – сказочников вы знаете?
- Какие сказки они написали?
- Чему нас учат сказки?
II часть
- Ребята, посмотрите, у меня в руках две книги: одна со сказками, а другая с рассказами. Чем отличается сказка от рассказа?
- Посмотрите, у нас на полке появилась новая книга, а называется она «Басни», написал ее Иван Андреевич Крылов.
1. Игра «Назови слово, и собери картинку».
- Но сначала я предлагаю вам сыграть со мной в игру. Для этого надо разделиться на две команды. Я буду каждой команде задавать вопросы, за каждый ответ вы получите карточку–фишку. В конце игры каждая команда должна сложить из полученных карточек одну картинку и назвать, кто на ней изображен.
Вопросы:
1. Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый — краса!
Как зовут её? (Лиса)
2. Эта птица всем знакома,
Важно ходит возле дома,
Кар-кар-кар вдруг закричит
И спокойно улетит.
Очень хитрая персона
А зовут ее (Ворона)
- Как ласково можно назвать лису? (лисица, лисонька, лисичка).
- Лиса какая? (хитрая, рыжая, пушистая, большая)
- В каких сказках можно встретить лису?
- Ворона какая она, что вы можете о ней рассказать? (умная, глупая, чёрная, большая, старая, важная)
- В какой сказке Х. К. Андерсена одним из героев является ворона?
- Ворона в сказке «Снежная королева», какая?» (королевская, умная, придворная)
(Дети собирают разрезные картинки, у них получились лиса и ворона).
Воспитатель предлагает из карточек собрать картинки и назвать, кто изображен на них (лиса и ворона)
2. Знакомство с И. А. Крыловым и его творчеством.
- Басни люди стали придумывать очень давно, как и сказки. Басня – короткая поучительная история, которая высмеивает нехорошие черты характера человека. Герои басни -животные, птицы, рыбы. Басня помогает людям, на примере животных, увидеть в себе плохие качества. Самый известный писатель – баснописец Иван Андреевич Крылов. Его басни похожи на русские народные сказки, а их герои напоминают персонажей народных сказок. Басни Крылова учат честности, благородству, любви к Родине, учат быть искренними,скромными. Осуждают лень, жадность.
3. Чтение басни И. А. Крылова «Ворона и Лисица».
- Сейчас я вам прочитаю самую известную басню И. А. Крылова «Ворона и Лисица».
«ВОРОНА И ЛИСИЦА»
Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
Вороне где-то бог послал кусочек сыру;
На ель Ворона взгромоздясь,
Позавтракать-было совсем уж собралась,
Да призадумалась, а сыр во рту держала.
На ту беду Лиса близехонько бежала;
Вдруг сырный дух Лису остановил:
Лисица видит сыр, – Лисицу сыр пленил.
Плутовка к дереву на цыпочках подходит;
Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит,
И говорит так сладко, чуть дыша:
«Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Какие перышки! какой носок!
И верно ангельский быть должен голосок!
Спой, светик, не стыдись! Что ежели, сестрица,
При красоте такой, и петь ты мастерица,
Ведь ты б у нас была царь-птица!»
Вещуньина с похвал вскружилась голова,
От радости в зобу дыханье сперло, –
И на приветливы Лисицыны слова
Ворона каркнула во все воронье горло :
Сыр выпал – с ним была плутовка такова.
4. Вопросы по содержанию.
- Что напоминает вам басня- рассказ, стихотворение или сказку?
- Объясните, почему вы так думаете.
- Назовите героев басни?
- Кто вам понравился и почему?
- Почему Лисице удалось обмануть Ворону? Лиса коварная, а Ворона глупая, поверила льстивым словам – речам Лисы).
- Давайте вспомним какими словами говориться о лисе: «На ту беду Лиса близехонько бежала»; «плутовка к дереву на цыпочках подходит, крутит хвостом, с вороны глаз не сводит»
- Как выглядела Лиса, когда хвалила Ворону?
(Вертит хвостом,
глаз не сводит (смотрит не отрываясь)
И говорит так сладко, чуть дыша)
- Какая лисица в басне : хитрит, заискивает, льстит? (О лисице)
- Вспомните, какими словами Лиса хвалит Ворону?
- Послушайте, я прочту этот отрывок еще раз:
«Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Какие перышки! какой носок!
И верно ангельский быть должен голосок!
Спой, светик, не стыдись! Что ежели, сестрица,
При красоте такой, и петь ты мастерица,
Ведь ты б у нас была царь-птица!»
- Можно ли ворону назвать самой красивой птицей? (Нет)
- Кто слышал ворону? Какой у нее голос? (Неприятный, она не поет, а каркает)
- А что говорила о голосе Вороны Лиса? («…и верно ангельский быть должен голосок»)
- Для чего Лиса расхваливала Ворону? (Чтобы понравиться ей)
- Что нужно было лисице? (Чтобы ворона запела и выронила сыр)
- А что с вороной произошло?
- вскружилась голова
- От радости в зобу дыханье сперло (стало трудно дышать)
- каркнула во все воронье горло (очень громко)
- От услышанной похвалы у вороны вскружилась голова, и она не подумала о том, что если она каркнет, то сыр упадет…
- Кого же больше всего осуждает и высмеивает Крылов в басне?
- Какова идея всей басни? (Высмеять и осудить и льстеца, и того, кто поддается его льстивым речам).
- Чему нас учит басня?
Вывод: Крылов И. А. одинаково высмеивает и осуждает глупую,
податливую на лесть Ворону и хитрую коварную Лису.
Нужно верить своим глазам, а не льстивым речам.
III часть
Игра –инсценировка басни :
Воспитатель предлагает детям показать небольшую инсценировку по басне И. А. Крылова «Ворона и Лисица»
IV часть
Итог
1. С какой басней мы познакомились? (Ворона и Лисица»)
2. Кто автор басни? (Иван Андреевич Крылов.)
3. Назовите главных героев. (Ворона, Лисица.)
4. Чем отличаются басни от сказок (сказка - это всегда выдуманная история со счастливым концом, где добро побеждает зло. Басня – короткая поучительная история, которая высмеивает нехорошие черты характера человека)