МААМ-картинки

Конспект ООД по развитию речи в старшей группе «И. А. Крылов. Басня «Ворона и Лисица»

Наталия Терпугова
Конспект ООД по развитию речи в старшей группе «И. А. Крылов. Басня «Ворона и Лисица»

Цель. Знакомство с творчеством И. А. Крылова, чтение басни «Ворона и Лисица»; познакомить детей с басней - с одним из жанров художественной литературы.

Задачи:

- образовательные: познакомить детей с басней через творчество И. А. Крылова; учить детей отличать басни от других произведений; учить интонационно выразительно передавать образы персонажей басни «Ворона и Лисица»(игра – инсценировка);обогащать словарный запас;

Публикация «Конспект ООД по развитию речи в старшей группе „И, А, Крылов, Басня „Ворона и Лисица“» размещена в разделах

- воспитательные: воспитывать эмоциональное восприятие литературного произведения; воспитание умения слушать друг друга, доброжелательно относиться кдруг другу;

- развивающие : развивать интерес к басням; развивать мышления при анализе произведения; Развитие речи при ответе на вопросы: развивать умение отвечать на вопросы, используя в ответ сложные предложения.

Временной ресурс:25 минут

Предварительная работа: знакомство с жанрами художественной литературы: сказки, поэзия, народный фольклор, рассказы; беседа по жанрам художественной литературы; рассматривание иллюстраций к сказкам, рассказам, иллюстраций с животными и птицами; составление описательных рассказов о животных и о птицах; игры-драматизации по сказкам.

Материал к ООД: портрет И. А. Крылова; схемы героев басни; карточки-фишки (разрезные картинки); маски лисы и вороны.

Ход ООД

I часть

1. Организационный момент.

Каждый день – всегда, везде

На занятиях и в игре

Смело, четко говорим

И тихонечко сидим.

2. Беседа по жанрам художественной литературы

- Ребята, кто знает, что такое библиотека? Кто «живет» в библиотеке?

- А у нас в группе есть библиотека?

- Да, правильно ребята, библиотека – это большой дом, где «живут» и хранятся книги и для взрослых, и для школьников, и даже для детей, которые ходят в детский сад. И у нас в группе тоже есть библиотека, только она не большая, и в ней «живут» книги для дошкольников.

- Посмотрите сколько разных книг в нашей библиотеке. Это книги со сказками, со стихами, с рассказами, с потешками и загадками.

- Ребята, а какие книги вы больше всего любите, что бы вам читали?

- Да ребята, все дети любят слушать сказки. Скажите, кто сочиняет сказки? (народ, писатели – сказочники)

- Назовите какие русские народные сказки вы знаете?

- Кто герои этих сказок? (люди, звери, птицы)

- Чему нас учат сказки (быть добрыми, смелыми, умными, не хвастаться и т. д.)

- Но ведь сказки сочиняет на только народ, но и писатели – сказочники.

- А каких писателей – сказочников вы знаете?

- Какие сказки они написали?

- Чему нас учат сказки?

II часть

- Ребята, посмотрите, у меня в руках две книги: одна со сказками, а другая с рассказами. Чем отличается сказка от рассказа?

- Посмотрите, у нас на полке появилась новая книга, а называется она «Басни», написал ее Иван Андреевич Крылов.

1. Игра «Назови слово, и собери картинку».

- Но сначала я предлагаю вам сыграть со мной в игру. Для этого надо разделиться на две команды. Я буду каждой команде задавать вопросы, за каждый ответ вы получите карточку–фишку. В конце игры каждая команда должна сложить из полученных карточек одну картинку и назвать, кто на ней изображен.

Вопросы:

1. Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Хвост пушистый — краса!

Как зовут её? (Лиса)

2. Эта птица всем знакома,

Важно ходит возле дома,

Кар-кар-кар вдруг закричит

И спокойно улетит.

Очень хитрая персона

А зовут ее (Ворона)

- Как ласково можно назвать лису? (лисица, лисонька, лисичка).

- Лиса какая? (хитрая, рыжая, пушистая, большая)

- В каких сказках можно встретить лису?

- Ворона какая она, что вы можете о ней рассказать? (умная, глупая, чёрная, большая, старая, важная)

- В какой сказке Х. К. Андерсена одним из героев является ворона?

- Ворона в сказке «Снежная королева», какая?» (королевская, умная, придворная)

(Дети собирают разрезные картинки, у них получились лиса и ворона).

Воспитатель предлагает из карточек собрать картинки и назвать, кто изображен на них (лиса и ворона)

2. Знакомство с И. А. Крыловым и его творчеством.

- Басни люди стали придумывать очень давно, как и сказки. Басня – короткая поучительная история, которая высмеивает нехорошие черты характера человека. Герои басни -животные, птицы, рыбы. Басня помогает людям, на примере животных, увидеть в себе плохие качества. Самый известный писатель – баснописец Иван Андреевич Крылов. Его басни похожи на русские народные сказки, а их герои напоминают персонажей народных сказок. Басни Крылова учат честности, благородству, любви к Родине, учат быть искренними,скромными. Осуждают лень, жадность.

3. Чтение басни И. А. Крылова «Ворона и Лисица».

- Сейчас я вам прочитаю самую известную басню И. А. Крылова «Ворона и Лисица».

«ВОРОНА И ЛИСИЦА»

Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

Вороне где-то бог послал кусочек сыру;

На ель Ворона взгромоздясь,

Позавтракать-было совсем уж собралась,

Да призадумалась, а сыр во рту держала.

На ту беду Лиса близехонько бежала;

Вдруг сырный дух Лису остановил:

Лисица видит сыр, – Лисицу сыр пленил.

Плутовка к дереву на цыпочках подходит;

Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит,

И говорит так сладко, чуть дыша:

«Голубушка, как хороша!

Ну что за шейка, что за глазки!

Рассказывать, так, право, сказки!

Какие перышки! какой носок!

И верно ангельский быть должен голосок!

Спой, светик, не стыдись! Что ежели, сестрица,

При красоте такой, и петь ты мастерица,

Ведь ты б у нас была царь-птица!»

Вещуньина с похвал вскружилась голова,

От радости в зобу дыханье сперло, –

И на приветливы Лисицыны слова

Ворона каркнула во все воронье горло :

Сыр выпал – с ним была плутовка такова.

4. Вопросы по содержанию.

- Что напоминает вам басня- рассказ, стихотворение или сказку?

- Объясните, почему вы так думаете.

- Назовите героев басни?

- Кто вам понравился и почему?

- Почему Лисице удалось обмануть Ворону? Лиса коварная, а Ворона глупая, поверила льстивым словам – речам Лисы).

- Давайте вспомним какими словами говориться о лисе: «На ту беду Лиса близехонько бежала»; «плутовка к дереву на цыпочках подходит, крутит хвостом, с вороны глаз не сводит»

- Как выглядела Лиса, когда хвалила Ворону?

(Вертит хвостом,

глаз не сводит (смотрит не отрываясь)

И говорит так сладко, чуть дыша)

- Какая лисица в басне : хитрит, заискивает, льстит? лисице)

- Вспомните, какими словами Лиса хвалит Ворону?

- Послушайте, я прочту этот отрывок еще раз:

«Голубушка, как хороша!

Ну что за шейка, что за глазки!

Рассказывать, так, право, сказки!

Какие перышки! какой носок!

И верно ангельский быть должен голосок!

Спой, светик, не стыдись! Что ежели, сестрица,

При красоте такой, и петь ты мастерица,

Ведь ты б у нас была царь-птица!»

- Можно ли ворону назвать самой красивой птицей? (Нет)

- Кто слышал ворону? Какой у нее голос? (Неприятный, она не поет, а каркает)

- А что говорила о голосе Вороны Лиса? («…и верно ангельский быть должен голосок»)

- Для чего Лиса расхваливала Ворону? (Чтобы понравиться ей)

- Что нужно было лисице? (Чтобы ворона запела и выронила сыр)

- А что с вороной произошло?

- вскружилась голова

- От радости в зобу дыханье сперло (стало трудно дышать)

- каркнула во все воронье горло (очень громко)

- От услышанной похвалы у вороны вскружилась голова, и она не подумала о том, что если она каркнет, то сыр упадет…

- Кого же больше всего осуждает и высмеивает Крылов в басне?

- Какова идея всей басни? (Высмеять и осудить и льстеца, и того, кто поддается его льстивым речам).

- Чему нас учит басня?

Вывод: Крылов И. А. одинаково высмеивает и осуждает глупую,

податливую на лесть Ворону и хитрую коварную Лису.

Нужно верить своим глазам, а не льстивым речам.

III часть

Игра –инсценировка басни :

Воспитатель предлагает детям показать небольшую инсценировку по басне И. А. Крылова «Ворона и Лисица»

IV часть

Итог

1. С какой басней мы познакомились? (Ворона и Лисица»)

2. Кто автор басни? (Иван Андреевич Крылов.)

3. Назовите главных героев. (Ворона, Лисица.)

4. Чем отличаются басни от сказок (сказка - это всегда выдуманная история со счастливым концом, где добро побеждает зло. Басня – короткая поучительная история, которая высмеивает нехорошие черты характера человека)

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия по рисованию в подготовительной к школе группе «Ворона и лисица»Конспект интегрированного занятия по рисованию в подготовительной к школе группе «Ворона и лисица» Конспект интегрированного занятия по рисованию в подготовительной к школе группе. Тема: «Ворона и лисица» (по творчеству И. А. Крылова) Интеграция.

Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Правильной речи»Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Правильной речи» «Путешествие в страну Правильной речи». Программное содержание: Образовательные: • Закреплять употребление в речи имён существительных.

Конспект НОД «Птица» по развитию речи в старшей группе Цель:[/b] формирование экологических знаний о перелетных птицах и ответственного бережного отношения к ним. Задачи:1. Образовательные• Учить.

Конспект НОД по развитию речи «Наш Гагарин» в старшей группеКонспект НОД по развитию речи «Наш Гагарин» в старшей группе Цели: Познакомить детей с историей возникновения праздника День космонавтики; расширить представления детей о космических полетах; закрепить.

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Зимушка-зима»Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Зимушка-зима» Цель – обобщить и систематизировать знания детей о зиме, учить отвечать на вопросы, развивать навык словообразования, прививать любовь.

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Насекомые» Программное содержание: Продолжать знакомить детей с характерными внешними признаками насекомых; расширять словарь детей за счёт слов, обозначающих.

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Осень» Цель: Обобщить знания детей по теме: “Осень”.Задачи:1. Образовательные: Активизировать и обогащать лексический словарь по теме: «Осень».

Конспект НОД по рисованию «Лисица» в средне-старшей группеКонспект НОД по рисованию «Лисица» в средне-старшей группе Задачи: учить детей рисовать лису, передавать особенности внешнего вида животного - строение тела и окраску; совершенствовать технику рисования.

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в Страну Красивой речи»Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в Страну Красивой речи» Цель: Обобщить знания, полученные в течения первого полугодия учебного года. Задачи: Образовательные: – обогащать словарный запас через.

Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе «Курочка и цыплята» по развитию речи и лепкеКонспект занятия по развитию речи в первой младшей группе «Курочка и цыплята» по развитию речи и лепке Тема:,Курочка и цыплята" Цели:Обогащать словарь детей (курица,цыплята, цыпленок, клюет) ;содействовать употреблению простых фраз ;побуждать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект ООД по развитию речи в старшей группе «И. А. Крылов. Басня «Ворона и Лисица»
Опубликовано: 17 мая 2020 в 09:14
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД