Лучший педагог года

Конспект ООД по речевому развитию с использование приёмов ТРИЗ-технологии с детьми старшего возраста на тему «Золушка»

татьяна овсянникова
Конспект ООД по речевому развитию с использование приёмов ТРИЗ-технологии с детьми старшего возраста на тему «Золушка»

Конспект ООД по речевому развитию с использование приёмов ТРИЗ-технологии с детьми старшего возраста на тему «Золушка».

Разработала:

воспитатель первой квалификационной категории

старшей разновозрастной группы

Овсянникова Татьяна Николаевна.

Публикация «Конспект ООД по речевому развитию с использование приёмов ТРИЗ-технологии с детьми старшего возраста на тему „Золушка“» размещена в разделах

Цель: развитие речевого творчества дошкольников в ходе работы со знакомой сказкой с использованием приёмов ТРИЗ-технологии.

Программное содержание:

- учить детей использовать активные формы мышления в единстве с твор-ческим воображением;

- продолжать учить детей строить предложения по сюжету знакомой сказки, опираясь на символы;

- вовлекать всех воспитанников к активной поисковой деятельности через решение проблемных ситуаций;

- способствовать развитию связной речи, умений обобщать, делать выводы;

- способствовать развитию творческого воображения через различные виды деятельности: поисковой, художественно-эстетической, логической;

- воспитывать доброту, заботу, любовь к окружающим на примере поло-жительных сказочных героев;

- воспитывать интерес к художественной литературе.

Материал: текст сказки «Золушка» Ш. Перро; сундучок, разноцветные полоски радужного спектра, с разрезным изображением Золушки; мнемо-дорожки с символами по сюжету сказки, иллюстрации к сказке «Золушка» (Золушка шьёт платье, Золушка подметает, Золушка грустит); карта с картинками к игре «Найди пару», набор резинок; мольберт с магнитной доской; картинки с тенями и перемешенными контурами героев; карточки с изображением предметов быта и простые карандаши – на каждого ребёнка, итоговые символы-карточки, цветные квадраты настроения радужного спектра.

Предварительная работа: Чтение сказки «Золушка» Ш. Перро, бр. Гримм.

Ход ООД:

Организационный момент.

Звучит музыка.

Приветствие с детьми, с гостями.

Мотивация настроя на ООД. «Волшебный клубочек».

Воспитатель передаёт клубочек по кругу, при этом каждый ребёнок, разматывая клубок, говорит положительное слово, настраивая себя на ОД.

Дети рассаживаются на импровизированные «пенёчки» (стульчики) на ковре. Воспитатель берёт сундучок, присаживается на «пенёчек» (стульчик).

Воспитатель: - Ребята, к нам в группу пришла посылка, этот сундучок. Как вы думаете от кого этот сундучок? (Ответы детей).

Воспитатель: - Откроем сундучок сказок – что в нём сегодня? ( Дети достают из сундучка 7 разноцветных полосок в цвете радуги: на каждой часть картинки (Золушки). Проблема: - Дети как вы думаете, что это?

Варианты ответов. (Если эти полоски разложить в том же порядке, в котором расположены цвета в радуге, то вы получите картинку главной героини и узнаете, какая сказка придёт к нам в гости).

Дети на ковре складывают полоски и получают картинку Золушки.

Воспитатель: - Ребята, вы все хорошо знаете сказку «Золушка». Вот мы и отправимся по страницам этой сказки. Вы хотите?

1. Речевая разминка. Воспитатель: - Ребята, давайте вспомним героев сказки. Какими они были?

Дидактическая игра "Скажи наоборот".

Воспитатель. Мачеха злая, а Золушка… :

Дети. Добрая.

Мачеха ленивая, а Золушка …трудолюбивая.

Мачеха грубая, а Золушка …вежливая.

Мачеха рассеянная, а Золушка …внимательная.

Мачеха чёрствая, а Золушка …ласковая.

Мачеха жадная, а Золушка …добрая.

Воспитатель. А как же Золушка трудится, что она делает?

Игра "Добавь словечко"

Золушка готовит … :

Дети:

- …обед.

- Она стирает … : (белье).

- Она гладит … : (рубашки, платья).

- Она шьёт … : (одежду).

- Она штопает … : (носки).

- Она поливает … : (огород).

- Она колет … : (дрова).

- Она моет … : (полы, посуду).

2. Работа по мнемодорожкам с графическими символами.

Воспитатель показывает детям мнемодорожки из символов по сюжету сказки.

Воспитатель: - Ребята посмотрите на доску. Что вы на ней видите? Ответы детей самостоятельно или с помощью педагога. Это символы. Для чего мы используем символы? Ответы детей.

Воспитатель: - Символы необходимы для составления предложений. Они помогают нам. Как вы думаете, какие предложения получатся? (Дети состав- ляют предложения, по предложенным воспитателям дорожкам. Дети пробуют сами составить предложения).

Например (педагог показывает символы, дети дают ответы в форме предложений) : 1. Золушка была добрая и трудолюбивая. 2. Мачеха и её дочери были ленивыми и грубыми. 3. Золушка шьёт. Воспитатель: Сколько слов в этом предложении? 4. Золушка готовила еду, убирала в доме, шила платья. Воспитатель: Сколько стало слов в этом предложении? 5. Однажды король объявил, в замке будет бал. – Сколько стало слов в предложении?

Воспитатель предлагает составить по символам предложения, дети пробуют самостоятельно их озвучить: 1. Сёстры были ленивые, ничего не делали по дому. 2. Золушка была добрая, трудолюбивая, шила платья, убирала в доме, готовила еду. 3. Золушка пошла в замок на бал.

3. Решение проблемных ситуаций. ТРИЗ-игра «Как помочь Золушке.

Воспитатель: ситуация №1. Золушка замесила тесто. Но, когда надо было раскатать его, то обнаружила, что скалки нет. Чем же Золушке раскатать тесто? Ответы детей. Варианты ответов.

Воспитатель: ситуация №2. Золушка надо перебрать зерно. Зерна много, и оно мелкое. Как быстрее перебрать семечки от крупы, кого попросить? Ответы детей. Варианты ответов.

Воспитатель: ситуация №3. Золушке надо сшить к балу два бальных платья сёстрам. Золушка торопилась и сломала иглу. Как продолжить шитьё, чем заменить иглу? Ответы детей. Варианты ответов.

4. Воспитатель: Наступил вечер, и в сумерках в комнату вошла старая Фея.

Она спросила плачущую Золушку : - Ты очень хочешь попасть на королевский бал? Не плачь, помоги мне. Есть у вас большая …тыква? Фея прикоснулась к ней своей волшебной палочкой, и тыква превратилась в золоченую …карету. Потом фея заглянула в …мышеловку. Взмах волшебной палочкой – и сидевшие там …мыши превратились в шестерку породистых …лошадей. Пригодилась и …крысоловка, и толстая усатая …крыса превратилась в важного …кучера на передке кареты. Дети пробуют в начале самостоятельно называть пропущенные фрагменты.

Для закрепления воспитанникам предлагается на наглядном полотне с 20 картинками соединить парные (дети соединяют картинки с помощью резинок по своему выбору).

Динамическая пауза.

Воспитатель

Возьмем веники мы дружно (метем пол).

Золушке помочь нам нужно.

Мы подтянемся немножко, (руки вверх).

Вытрем пыль всю у окошка (движения руками вправо-влево).

Подметем и тут и там (повороты туловища вправо-влево).

Не забудем про чулан.

Воспитатель. - А теперь сдуем паутину со всех углов.

Дыхательная гимнастика.

Мы подуем высоко, (Дети поднимают руки вверх, тянутся вслед за ними и дуют).

Мы подуем низко, (Наклоняются вперед и дуют)

Мы подуем далеко, (Ставят руки на пояс, наклоняются вперед и дуют)

Мы подуем близко. (Кладут ладони на грудь, прижимают к ней подбородок и дуют на руки).

5. Наряд для Золушки. Метод Фокальных Объектов – ТРИЗ-технология.

Воспитатель: Что ж, до дворца Золушка смогла бы добраться и без по-мощи Феи, но вот как быть с платьем? Не может же она отправиться на бал в своём грязном, старом платье. А давайте подарим ей волшебное, необычное платье, которое все вместе сейчас изобразим из предметов, окружающих постоянно Золушку.

Дети выбирают из «волшебной» коробочки картинку и превращают изобра- жённый на ней предмет в платье, дорисовав недостающие детали. ( В коробке лежат картинки следующих предметов: веник, стог сена, книга, паутина, веер, ваза, ведро, корзина, бутылка, колокольчик). После дети описывают платье, выделяя в нём положительные и отрицательные стороны. Полученные наряды выставляются на доску для показа.

6. Игры: «Найди по тени», «Найди по контуру».

Воспитатель: Не помня себя от радости, Золушка села в карету, кучер щелкнул кнутом, лошади заржали. Запомни, – произнесла фея, – волшебство продлится только до двенадцати ночи. Золушка отправилась на бал. Золушка танцевала так легко, что все снова залюбовалась ею. Принц не отходил от нее, говорил такие приятные вещи, что она забыла обо всем. И вдруг часы стали бить полночь. Золушка вспомнила предупреждение феи. Бросилась она из зала. На лестнице, ведущей в сад, она оступилась и потеряла свою хрустальную туфельку. Принц же не мог позабыть незнакомку и приказал разыскать ее.

Воспитатель: Иногда для того, чтобы кого-то отыскать, люди пишут объ-явления. А давайте и мы с вами поможем принцу побыстрее отыскать Золушку, ведь её спрятали от него. Золушку можно найти по её тени или по контуру. Я предлагаю разделиться на две группы и найти Золушку. Дети делятся и по игровых картам находят Золушку. Одна группа - по тени, другая - по контуру.

7. ТРИЗ-приём «Изменение ситуации», «Что было потом?», игра «Хорошо-плохо».

Воспитатель: Давайте представим, что Золушка, убегая от принца, потеряла не туфельку, а что-то другое. Принц нашел ее по предмету, который она потеряла. Что же могла потерять Золушка, и как бы тогда ее нашел принц?

Дети высказывают свои предположения: это может быть кольцо, брошка, поясок от платья или какая-нибудь деталь от наряда Золушки – например, бант и пр.

Воспитатель: Конец сказки счастливый – принц женится на Золушке. Ребята, давайте пофантазируем и сочиним продолжение сказки. - А как вы думаете, что было потом? ТРИЗ-игра «Что было потом». Варианты от-ветов детей.

Воспитатель: Хрустальные туфельки Золушки. Ребята, давайте попробуем назвать, чем хороши хрустальные туфельки (красивые, изящные, лёгкие и др., чем они – плохие (твёрдые, хрупкие, неудобные). Давайте представим, если они были бы из другого материала… из какого? (Варианты де-тей). Например, из дерева, из железа, из бумаги, из глины. Дети пробуют называть и положи- тельные и отрицательные стороны каждого пред-ложенного материала.

- Ребята: Если туфелька из хрусталя – она хрустальная; из дерева – она …деревянная; из бумаги - …бумажная; из железа - …она железная; из глины - …она глиняная.

Итог ООД.

Воспитатель. – Дети, мы вспомнили известную волшебную сказку «Золушка», которую написал … Шарль Перро. А чем мы занимались? Какую работу проделали, какие игры провели. На доске картинки-подсказки. Как вы думаете, что с ними сделать надо? Выложить последовательность занятия. Ответы детей.

Рефлексия. Воспитатель предлагает детям самостоятельно оценить своё настроение после проделанной ими работы с помощью карточек радужно-го спектра. Дети размещают цветные квадраты на доски и объясняют, почему выбрали такой или иной цвет.

Публикации по теме:

Использование дидактических пособий в совместной деятельности с детьми ОВЗ по речевому развитию в условиях ДОУИспользование дидактических пособий в совместной деятельности с детьми ОВЗ по речевому развитию в условиях ДОУ Использование дидактических пособий в совместной деятельности с детьми ОВЗ по речевому развитию в условиях ДОУ. Назарова Т. А. В современной.

Использование приёмов ТРИЗ в развитии связной речи дошкольника 1 слайд Актуальность Приёмы ТРИЗ позволяют наилучшим образом быстро и качественно решать проблемы речевого развития. Играя со словом дети.

Использование приёмов ТРИЗ — технологий в работе с детьми старшего дошкольного возрастаИспользование приёмов ТРИЗ — технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста .

Конспект итоговой НОД «Зима» по познавательному развитию и математике с использованием технологии ТРИЗ в старшей группе Тема: «Зима» с использованием технологии ТРИЗ, мнемотехники, здоровьесберегающих технологий. Цель: уточнить и систематизировать знания.

Конспект НОД по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ «Пересказ рассказа К. Ушинского «Четыре желания» Конспект НОД по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ: Пересказ рассказа К. Ушинского «Четыре желания» (подготовительная к школе.

Конспект НОД в старшей группе по речевому развитию с элементами ТРИЗ-ОТСМ-ртв «В мире удивительных растений» .

Консультация для педагогов «Использование технологии ТРИЗ в музыкальном образовании старших дошкольников»Консультация для педагогов «Использование технологии ТРИЗ в музыкальном образовании старших дошкольников» Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, такова будет и его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия.

Конспект ОД с детьми старшего дошкольного возраста по речевому развитию «Любимая игрушка» Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста по речевому развитию Тема: Составление рассказа о любимой игрушке по.

Семинар-практикум «Использование ТРИЗ-технологии в ДОУ»Семинар-практикум «Использование ТРИЗ-технологии в ДОУ» Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс ДОУ - важное условие достижения нового качества дошкольного образования в процессе.

Семинар-практикум «Нетрадиционное использование сказочного материала по рекомендациям ТРИЗ технологии в детском саду» Добрый день, уважаемое жюри, уважаемые коллеги! Для меня огромная честь снова выступать перед вами. Готовясь к сегодняшнему дню, я стала.

Автор публикации:
Конспект ООД по речевому развитию с использование приёмов ТРИЗ-технологии с детьми старшего возраста на тему «Золушка»
Опубликовано: 20 августа 2020 в 10:18
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД