МААМ-картинки

Конспект ООД «Знакомство с творчеством С. Есенина» и заучивание стихотворения в старшей группе «Белая береза»

Ирина Бельская
Конспект ООД «Знакомство с творчеством С. Есенина» и заучивание стихотворения в старшей группе «Белая береза»

Конспект ООД по речевому развитию «Знакомство с творчеством С. Есенина», «Заучивание стихотворения» в старшей группе «Белая береза». С. Есенина.

Цели: формировать умение видеть и чувствовать красоты своей Родины через поэтические произведения С. Есенина, научить детей выразительно рассказывать стихотворение С. Есенина

Публикация «Конспект ООД „Знакомство с творчеством С, Есенина“ и заучивание стихотворения в старшей группе „Белая береза“» размещена в разделах

«Белая береза» Закреплять навыки связной речи, грамматический строй речи (образование и употребление существительных в ласкательной форме; образование глаголов от прилагательных); формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, организованного поведения

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, картинок и чтение стихов о зиме. На прогулке рассматривание березы в снежном убранстве снега, снежинок, лепка снежков, закрепление понятий о свойствах снега (белый, холодный, тает).

Оборудование и материал:

иллюстрации и картинки с изображением времен года, портрет С. Есенина, снежинки для раскрашивания.

Ход:

Воспитатель: Ребята сегодня я хочу вам рассказать про очень, замечательного человека, поэта, Сергея Есенина. Сергей Александрович Есенин родился 3 октября 1895 года – это более 120 лет назад, на Рязанской земле в селе Константиново, которое располагается на правом берегу Оки. В 5 лет Сергей научился читать, а в 9 лет он начал писать стихи.

- Сергей Есенин передал всю красоту нашей родины в стихотворениях. Его удивительно красивые, легко запоминающиеся стихи описывают нашу русскую природу: рассветы и ночи, весну и осень, зимние вьюги и солнечные морозные дни. Так же он описывал красоту русских деревьев в разные времена года. Все что окружало его в детстве, в дальнейшем отозвалось в его творчестве.

- А как вы думаете, природа это наше богатство или нет? (Ответы детей)

- А как мы должны относиться к красоте и богатству нашей Родины? (Ответы детей)

Поэт очень любил свое село и посвятил ему много своих стихов. И не только село, но и весь рязанский край, свою Родину. Вот как он об этом писал:

Воспитатель читает стихотворение :

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте родину мою».

Воспитатель: С любовью и теплотой поэт описывает дом, в котором он жил:

Воспитатель: Ребята, а сегодня я вам предлагаю отправиться в путешествие на Родину Сергея Александровича Есенина, в село Константиново.

-Вы хотите отправиться в путешествие? (ответы детей)

Воспитатель: Давайте мы с вами на минуточку закроем глаза и представим, что мы оказались с вами в этом замечательном селе, на берегу реки Ока, с которого открывается завораживающий вид…

Чудесная и красивая пора осень. У Есенина очень много стихотворений об осени, которые мы знаем. Давайте мы с вами почитаем его стихи об осени.

Дети читают стихотворения. («Нивы сжаты, рощи голы.», «Закружилась листва золотая.» выученные заранее)

физкультминутка под стих С. А. Есенина

Гляну в поле, гляну в небо, (Поочередно прикладываем правую-левую руки ко лбу, и смотрим в разные стороны)

И в полях и в небе рай.

Снова тонет в копнах хлеба (маршируем)

Незапаханный мой край.

Снова в рощах напасённых (дети приседают, обнимая себя за коленочки)

Неизбывные стада,

И струится с гор зеленых (дети встают в паровозик и изображают, как течет ручек)

Златоструйная вода.

А сейчас мы с вами ребята видим какое время года? (ответы детей)

Звучит стихотворение «Белая береза»

Воспитатель: Красивое стихотворение, ребята? (ответы детей)

- Ребята, о чем это стихотворение? (ответы детей)

-Как же увидел поэт это дерево? Как он его описал? (ответы детей)

Воспитатель: Правильно, ребята это береза - она как из сказки, вся в серебре, в пушистой бахроме. Березка погрузилась в сон и ждет, когда ее разбудит и пригреет весеннее солнышко….

Воспитатель: ребятки, а сейчас мы с вами попадем в весну

Весной все деревья красивые. Одно из лучших черемуха - так сладко пахнет, когда цветет! Послушайте, как описывает его в своем стихотворении :

стихотворение «Черемуха»

-Ребята, как описал поэт черемуху? (Ответы детей)

Словесная игра «Плетем венок»

Воспитатель: Ребята, сейчас мы с вами будем водить хоровод и сплетем венок из слов. Встаем по одному, называя слова, подходящие к слову «черемуха», и образуем хоровод.

- Черемуха какая (Дети водят хоровод, нараспев называя слова: Нежная, красивая, необыкновенная, кудрявая, душистая.)

-Ребята, а какое время года приходит за весной (Ответы детей)

стихотворение о лете «Летний вечер»

Воспитатель:

- Прослушав все эти стихи, что можно сказать? О чем больше всего любит писать Сергей Есенин? (Ответы детей)

-Ребята, а как вы думаете почему (Ответы детей)

Воспитатель:

Правильно, потому что он любил, свою Родину,свой край, и хотел чтобы каждый русский человек тоже полюбил свою Родину.

Воспитатель предлагает выучить стихотворение «Белая береза»

На доске мнемотаблица, «Белая береза». С. Есенина. И. Суриков «Зима» Портрет С. Есенина.

- Ребята!

Подскажите мне способ, как быстро выучить стихотворение.

- Мы знаем способы быстрого заучивания стихотворений? (Знаем.) (Не знаем.) (Долго повторять и запомнишь). (На бумажке записать, помогает хорошая память, зависит от настроения, смысла содержания, трудные, не трудные слова, по схемам и картинкам, можно запомнить и по движениям.

- Где мы можем это узнать? (В Интернете.) (Спросить у взрослых.) (Сходить в библиотеку.) (Прочитать в справочнике.)

- Вы всё верно говорите, но у нас очень мало времени, поэтому я предлагаю начать действовать. Я знаю одно место, где нам помогут. Вы готовы, тогда отправляемся в путь.

Физминутка

Вот мы и пришли в зимний лес, сколько здесь вокруг чудес!

Справа березка в шубке стоит, слева елка на нас глядит.

Снежинки в небе кружатся, на землю тихо ложатся.

Вот и зайка проскакал, от лисы он убежал.

Это серый волк рыщет, он себе добычу ищет.

Все мы спрячемся сейчас, не найдет тогда он нас.

Лишь медведь в берлоге спит, так всю зиму и проспит.

Пролетают снегири, как красивы они!

Давайте посидим на лесной полянке.

- Ребята, Отгадайте загадку снег на полях лед на реках, вьюга гуляет, когда это бывает? Сколько зимних месяцев? Открываем календарь, начинается январь. В январе, в январе много снега на дворе. Так что же бывает зимой, какие зимние развлечения вы знаете.

Правильно! Хорошо зимой. Всюду белый, пушистый снег. Зимой часто дуют ветры, и на улице метет вьюга! Помогите досказать пословицу, я начну, а вы закончите её

- Декабрь год кончает, (зиму начинает)

- У зимы с летом ладу (нету)

- Зима не лето: в шубу (одета)

- Два друга – мороз да (вьюга)

- Зима какая? снежная, белоснежная и т. д.

Снег какой? красивый, пушистый и т. д.

- Ой, что-то холодно стало от такой вьюги. Нужно нам согреться.

Пальчиковая гимнастика:

Раз, два, три, четыре,

Мы с тобой снежок лепили

Круглый, крепкий, очень гладкий

И совсем-совсем несладкий

Раз – подбросим,

Два – поймаем,

Три – уроним,

И… сломаем

Посмотрите на портрет поэта и послушайте стихотворение.

Вопросы по содержанию: Как называется стихотворение? Кто написал?

Белая береза под моим окном Береза какая?

Принакрылась снегом точно серебром Принакрылась чем?

На пушистых ветках снежною каймой На ветках каких?

Распустились кисти белой бахромой. Распустились что?

И стоит береза в сонной тишине И стоит береза в какой тишине?

И горят снежинки в золотом огне. Снежинки горят в каком огне?

А заря лениво обходя кругом Что делает заря?

Обсыпает ветки новым серебром. Что обсыпает? Каким серебром?

А сейчас я прочитаю стихотворение ещё раз, все слова я буду иллюстрировать картинками.

Давайте мы поиграем и постараемся запомнить стихотворение.

Я начинаю а вы заканчивайте фразу. Теперь попробуем заучить это стихотворение. А что нам всегда помогает все запоминать? план – схема (слайды на доске)

-Индивидуальное чтение стихотворения с опорой на схему и по движениям.

Вот какие мы молодцы. Столько много успели на занятии. Кто написал стихотворение «Белая береза». Что помогло нам запомнить стихотворение? (схема)

Рассказы детей.

Дети, а вы знаете стихи о зиме. Кто расскажет.

Оставляем мнемотаблицу (из слайдов) на доске для свободного пользования.

- Ребята, я вам приготовила снежинки белого цвета. Давайте разукрасим их в разные цвета. Если вы сегодня быстро заучили стихотворение на занятии- то разукрасьте снежинку в голубой цвет, если были трудности в заучивании то в фиолетовый цвет. Мне очень приятно, что все снежинки у нас получились голубого цвета. Значит вы считаете,что хорошо запомнили стихотворение и выразительно читаете его.

- Где же вам пригодится этот способ? (В школе, в жизни, когда будем учить стихи к праздникам.)

-В чём же заключается способ быстрого запоминания? (Надо придумать рисунки или символы к словам) (Потом глядя на них, вспоминать слова).

Попросить ребят вспомнить, чему было посвящено наше занятие, какие стихотворения сегодня прозвучали.

Звучит русская народная музыка «Во поле береза стояла», девочки и мальчики выходят попарно, водят хоровод возле макета березы, играют в ручеек.

Подборка стихов Сергея Есенина для детей.

«Нивы сжаты, рощи голы…»

Нивы сжаты, рощи голы,

От воды туман и сырость.

Колесом за сини горы.

Солнце тихое скатилось.

Дремлет взрытая дорога.

Ей сегодня примечталось,

Что совсем, совсем немного

Ждать зимы седой осталось.

Ах, и сам я в чаще звонкой

Увидал вчера в тумане:

Рыжий месяц жеребенком

Запрягался в наши сани.

Ночь

Усталый день склонился к ночи,

Затихла шумная волна,

Погасло солнце, и над миром

Плывет задумчиво луна.

Долина тихая внимает

Журчанью мирного ручья.

И темный лес, склоняясь, дремлет

Под звуки песни соловья.

Внимая песням, с берегами,

Ласкаясь, шепчется река.

И тихо слышится над нею

Веселый шелест тростника.

Восход солнца

Загорелась зорька красная

В небе темно-голубом,

Полоса явилась ясная

В своем блеске золотом.

Лучи солнышка высоко

Отразили в небе свет.

И рассыпались далеко

От них новые в ответ.

Лучи ярко-золотые

Осветили землю вдруг.

Небеса уж голубые

Расстилаются вокруг.

«С добрым утром!»

Задремали звезды золотые,

Задрожало зеркало затона,

Брезжит свет на заводи речные

И румянит сетку небосклона.

Улыбнулись сонные березки,

Растрепали шелковые косы.

Шелестят зеленые сережки,

И горят серебряные росы.

У плетня заросшая крапива

Обрядилась ярким перламутром

И, качаясь, шепчет шаловливо:

«С добрым утром!»

Буря

Дрогнули листочки, закачались клены,

С золотистых веток полетела пыль.

Зашумели ветры, охнул лес зеленый,

Зашептался с эхом высохший ковыль.

Плачет у окошка пасмурная буря,

Понагнулись ветлы к мутному стеклу,

И качают ветки, голову понуря,

И с тоской угрюмой смотрят в полумглу.

А вдали, чернея, выползают тучи,

И ревет сердито грозная река,

Подымают брызги водяные кручи,

Словно мечет землю сильная рука.

Поэт

Тот поэт, врагов кто губит,

Чья родная правда мать,

Кто людей, как братьев, любит

И готов за них страдать.

Он все сделает свободно,

Что другие не могли.

Он поэт, поэт народный,

Он поэт родной земли!

ОСЕНЬ

Осень! Небо тучно,

Ветер шумит.

Природа скучно

Всюду глядит.

Цветы поблёкли;

Деревья голы:

Сады заглохли,

Печальны долы.

И птиц не слышно,

Все улетели.

В последний раз весне

Песню спели.

Осень! Небо тучно.

Дождик льет,

Печально, скучно Время идет.

«Вот уж вечер. Роса…»

Вот уж вечер. Роса

Блестит на крапиве.

Я стою у дороги,

Прислонившись к иве.

От луны свет большой

Прямо на нашу крышу.

Где-то песнь соловья

Вдалеке я слышу.

Хорошо и тепло,

Как зимой у печки.

И березы стоят,

Как большие свечки.

И вдали за рекой,

Видно, за опушкой,

Сонный сторож стучит

Мертвой колотушкой.

Береза

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит береза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря, лениво

Обходя кругом,

обсыпает ветки Новым серебром.

Бабушкины сказки

В зимний вечер по задворкам

Разухабистой гурьбой

По сугробам, по пригоркам

Мы идем, бредем домой.

Опостылеют салазки,

И садимся в два рядка

Слушать бабушкины сказки

Про Ивана-дурака.

И сидим мы, еле дышим.

Время к полночи идет.

Притворимся, что не слышим,

Если мама спать зовет.

Сказки все. Пора в постели.

Но а как теперь уж спать?

И опять мы загалдели,

Начинаем приставать.

Скажет бабушка несмело:

"Что ж сидеть-то до зари?"

Ну, а нам какое дело, -

Говори да говори.

Поэт

Тот поэт, врагов кто губит,

Чья родная правда мать,

Кто людей, как братьев, любит

И готов за них страдать.

Он все сделает свободно,

Что другие не могли.

Он поэт, поэт народный,

Он поэт родной земли!

Поет зима - аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далекую

Седые облака.

А по двору метелица

Ковром шелковым стелется,

Но больно холодна.

Воробышки игривые,

Как детки сиротливые,

Прижались у окна.

Озябли пташки малые

Голодные, усталые,

И жмутся поплотней.

А вьюга с ревом бешеным

Стучит по ставням свешенным

И злится все сильней.

И дремлют пташки нежные

Под эти вихри снежные

У мерзлого окна.

И снится им прекрасная,

В улыбках солнца ясная

Красавица весна.

Еду. Тихо. Слышны звоны.

Под копытом на снегу,

Только серые вороны

Расшумелись на лугу.

Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна,

Словно белою косынкой

Подвязалася сосна.

Понагнулась, как старушка,

Оперлася на клюку,

А над самою макушкой

Долбит дятел на суку.

Скачет конь, простору много,

Валит снег и стелет шаль.

Бесконечная дорога

Убегает лентой вдаль.

Черёмуха душистая

С весною расцвела

И ветки золотистые,

Что кудри, завила.

Кругом роса медвяная

Сползает по коре,

Под нею зелень пряная

Сияет в серебре.

А рядом, у проталинки,

В траве, между корней,

Бежит, струится маленький

Серебряный ручей.

Черёмуха душистая,

Развесившись, стоит,

А зелень золотистая

На солнышке горит.

Ручей волной гремучею

Все ветки обдает

И вкрадчиво под кручею

Ей песенки поет.

ЧТО ЭТО ТАКОЕ?

В этот лес завороженный,

По пушинкам серебра,

Я с винтовкой заряженной

На охоту шел вчера.

По дорожке чистой, гладкой

Я прошел, не наследил.

Кто ж катался здесь украдкой?

Кто здесь падал и ходил?

Подойду, взгляну поближе:

Хрупкий снег изломан весь.

Здесь вот когти, дальше - лыжи.

Кто-то странный бегал здесь.

Кабы твердо знал я тайну

Заколдованным речам,

Я узнал бы хоть случайно,

Кто здесь бродит по ночам.

Из-за елки бы высокой

Подсмотрел я на кругу:

Кто глубокий след далекий

Оставляет на снегу?.

…Но и тогда,

Когда во всей планете

Пройдет вражда племен,

Исчезнет ложь и грусть, -

Я буду воспевать

Всем существом в поэте

Шестую часть земли

С названьем кратким "Русь"

Публикации по теме:

Фотоотчет «Знакомство с биографией и творчеством С. А. Есенина. Стихотворение «Бабушкины сказки»Фотоотчет «Знакомство с биографией и творчеством С. А. Есенина. Стихотворение «Бабушкины сказки» Одна из важнейших задач воспитания – через поэзию, музыку, изобразительное и театральное искусство раскрыть творческий потенциал детей.

Конспект наблюдения в старшей группе «Белая береза под моим окном!»Конспект наблюдения в старшей группе «Белая береза под моим окном!» Задачи:продолжать знакомить с деревом, ставшим символом России; рассказать о том, какую пользу приносит береза людям; воспитывать любовь.

Конспект НОД по аппликации в старшей группе «Белая береза»Конспект НОД по аппликации в старшей группе «Белая береза» Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое. Цель: Ознакомление.

Конспект НОД рисование в старшей группе «Белая береза»Конспект НОД рисование в старшей группе «Белая береза» Образовательная область: художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное. Планируемый результат: Демонстрируют бережное.

Конспект НОД «Заучивание стихотворения «Посидим в тишине» Е. Благининой в старшей группе с использованием мнемотехникиКонспект НОД «Заучивание стихотворения «Посидим в тишине» Е. Благининой в старшей группе с использованием мнемотехники Цель. Заучивать стихотворение с помощью мнемотехники. Программное содержание: Развивать интерес детей к художественной литературе. Продолжать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект ООД «Знакомство с творчеством С. Есенина» и заучивание стихотворения в старшей группе «Белая береза»
Опубликовано: 11 февраля 2024 в 06:04
+32Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД