Светлана Бакулина
Конспект ООД в группе компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка:
Данное занятие является этапом формирования предпосылок к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности для детей с нарушениями зрения. Оно позволяет закрепить представления детей о единицах речи, позволяющих в дальнейшем сформировать способности детей к чтению и письму.
Публикация «Конспект ООД в группе компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Старшая группа
- Темочки
Методическая тема занятия: «Ознакомление детей со звуками С и СЬ»
Место занятия в образовательной программе логопедической работы и форма проведения:
фронтальное коррекционное занятие по формированию фонетико – фонематического восприятия с элементами обучения грамоте
Цель: формировать представление о понятиях звук-слог-слово на материале изучаемых звуков С и СЬ
Программные задачи:
коррекционно-образовательные:
- закрепление умения четко артикулировать согласный звук С;
- закрепление понятия «согласный звук»;
- развитие умения определять начальную позицию звука в словах;
- формирование умения деления слов на слоги
коррекционно-развивающие:
- формирование фонематического слуха;
- развитие зрительного, слухового, тактильного восприятия;
- развитие общей и мелкой моторики;
- развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления;
- формирование навыков элементарного самомассажа;
- совершенствование умения выражать положительные эмоции;
- формировать умение понять и принять образовательную задачу, поставленную в вербальной форме;
- учить отвечать на вопросы по ходу образовательной деятельности с адекватным использованием усвоенной терминологии;
коррекционно-воспитательные:
- воспитывать умение взаимодействовать и оказывать друг другу помощь в процессе совместной работы;
- формировать положительную мотивацию к логопедическим занятиям;
- исключить стрессовые ситуации в процессе занятий физическими упражнениями.
- формировать интерес к физической активности.
Методы и приемы:
наглядные, словесные, игровые, практические
Формы детской деятельности:
- совместная деятельность взрослого и детей, индивидуальная деятельность
Виды детской деятельности:
- игровая, коммуникативная, двигательная, познавательная, продуктивная.
Предварительная работы:
- подготовка раздаточного, демонстрационного и игрового материала;
Здоровьесберегающие технологии:
- имаготерапия;
- тибетский игольчатый массаж (с помощью аппликатора Кузнецова);
- самомассаж биологически активных точек лица и шеи с помощью массажера;
- артикуляционная гимнастика с помощью авторских тренажеров;
- развитие вестибулярного аппарата и координации движений;
- профилактика плоскостопия.
Оборудование: Кукла Айболит, предметные картинки, кукла София, карточки для согласования существительных с числительными с аппликатором Кузнецова (авторская игра, авторские минитренажеры для артикуляционной гимнастики, массажеры для лица, тренажер для развития вестибулярного аппарата Змейка, дидактическая игра «Веселый поясочек», стопы для профилактики плоскостопия (авторское пособие)
Реализация ФГОС
интеграция образовательных областей:
«Речевое развитие», «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие»
Предполагаемые коррекционно - развивающие результаты логопедической работы:
Развивается слуховое восприятие, развивается навык звукового анализа и синтеза, обучающиеся владеют элементарными навыками самомассажа, связно и логически грамотно отвечают на вопросы, сформирована положительная мотивация для дальнейшего обучения, познавательный интерес, дети учатся укреплять и сохранять свое здоровье.
Программное обеспечение:
1. В. Ф. Базарный, Здоровье и развитие ребенка, М, 2005г.
2. В. В. Коноваленко, Нетрадиционные приемы коррекционной логопедической работы с детьми 6-12 лет., М., Издательство «ГНОМ и Д», 2008
3. М. Ю. Картушина, Быть здоровыми хотим. Оздоровительные и познавательные занятия для детей подготовительной группы детского сада., 2004г.
4. Аннотация к аппликатору Кузнецова
Этапы работы.
I. Организационный этап
1. Эмоциональное начало.
Обучающиеся заходят и выполняют движения согласно тексту.
- Поздоровайтесь с гостями,
Улыбнитесь всем вокруг,
Руку дайте другу слева
И скорей вставайте в круг.
- Какой сегодня чудесный день! Я улыбаюсь вам, а вы улыбнитесь мне и друг другу.
Как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы. Мы здоровы. Сделайте глубокий вдох носом и вдохните в себя свежесть, доброту и красоту этого дня. А выдохните через рот все обиды и огорчения.
(Дети делают вдох и выдох три раза)
II.Мотивационно - ориентировочный
1. Формирование мотивационной готовности.
Использование имаготерапии.
Дети стоят, появляется кукла Айболит, слова за Айболита говорит логопед:
- Я – Айболит!
У кого тут что болит?
Всех сейчас я излечу.
Вас здоровью научу.
Я принес вам массажеры
Вы скорее их берите.
И массаж лица и шеи
Поскорей, друзья, начните.
Чтоб не кашлять, не чихать,
Со мной и логопедом самомассаж Вы должны постоянно выполнять.
3. Самомассаж биологически активных точек с помощью массажеров для лица
Чтобы горло не болело – мы его погладим смело.
Чтоб ни кашлять, ни чихать – надо носик растирать.
Щечки тоже массажером мы умело разотрем.
Лоб мы смело растираем.
Знаем, знаем, да, да, да. Нам простуда не страшна.
Айболит желает всем здоровья, всегда следить за ним и уходит.
III. Поисковый этап
1. Выявление проблемы. Игра «Веселый поясок»
Логопед:
- Возле вас я пройдусь.
Влево, вправо повернусь.
А вы не зевайте,
Картинки все запоминайте.
Затем логопед, пока обучающиеся закрывают глаза, убирает одну картинку на звук, который будет изучаться на занятии.
- Возле вас я пройдусь.
Влево, вправо повернусь.
А вы не зевайте –
Какой картинки не стало, вспоминайте.
Дети:
- Не стало картинки….
Логопед:
- Какой первый звук в названии этой картинки?
Дети:
- Звук С
Логопед:
- Вот со звуком С мы и будем сегодня знакомиться.
IV. Практический
В гости приходит кукла фея София
1. Артикуляционная гимнастика с помощью авторских минитренажеров.
Кукла София:
- Я пришла помочь вам познакомится с этими звуками. Для того, чтобы правильно научиться произносить звук С и СЬ, мы с вами немного поиграем с язычком и выполним артикуляционную гимнастику.
2. Уточнение артикуляции звука.
2. С помощью педагога определение обучающимися – гласный или согласный звук С, звонкий или глухой.
3. Развитие фонематического слуха
- Дети с закрытыми глазами ловят хлопком в ладоши звук С.
- Повтори за мной только тот слог, который начинается на звук С или СЬ
Во – со За – са
За – са Пе – со
Зи – Си
4. Развитие умения соотносить существительные с числительными.
Авторская игра на основе тибетского игольчатого массажа «Делим слова на слоги» (с использованием аппликатора Кузнецова)
Одна сова, две совы, три совы, четыре совы, пять сов
5. Физминутка. Массаж стоп с помощью аппликатора Кузнецова
- Наша фея предлагает вам пройтись по колючим стопам, но не просто пройти, а еще и повторять за ней чистоговорки со звуком С.
Са-са-са
прибежала к нам лиса.
Со-со-со
качу я быстро колесо.
Сы-сы-сы
не вижу что-то я лисы.
Су-су-су
не боюсь совсем лису.
6. Работа по формированию умения деления слов на слоги.
Работа с предметными картинками.
Логопед:-
А теперь София предлагает нам разделить слова на слоги.
Дети называют свою картинку, сидя за столами, хлопками делят слово на слоги. Отвечают полным ответом.
7. Снятие эмоционального напряжения.
- Развитие вестибулярного аппарата.
Логопед:
- Я предлагаю вам спеть песенку водички, при этом ровно пройти по Змейке.
- Развитие диафрагмального дыхания.
- И еще София предлагает вам немного расслабиться.
Забудь про неуверенность и страх,
Пусть оживет звук С в твоих устах.
Дети, сидя на ковре с закрытыми глазами, поют песенку водички. При этом спина прямая, рука на диафрагме.
V. Рефлексивно – оценочный этап.
Дети дают оценку собственной работе и понравившимся видам деятельности.
Получают призы от куклы Софии за хорошую работу. Логопед всем детям желает быть здоровыми.
- какие виды деятельности вам понравились?
- что вы узнали нового?
-что у вас вызвало трудности?
- за что я могу вас похвалить?
На занятии присутствовали родители, которым понравились тренажеры для артикуляционной гимнастики. Они тоже попробовали сделать гимнастику для языка.