Папки-передвижки

Конспект ООД «Знакомство с былинным героем Ильей Муромцем»

Надежда Панова
Конспект ООД «Знакомство с былинным героем Ильей Муромцем»

Цель: способствовать развитию у детей старшего дошкольного возраста таких интегративных качеств как: эмоциональная отзывчивость, любознательность и активность, овладение средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками, иметь первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе.

Задачи:

Воспитательные:

- воспитывать у детей интерес к истории России и чувство гордости за нашего земляка Илью Муромца, же-лание подражать ему и другим богатырям, защищавшим свою Родину.

Обучающие и развивающие:

Публикация «Конспект ООД „Знакомство с былинным героем Ильей Муромцем“» размещена в разделах

1. Продолжать знакомство детей с языком былин, как жанра русского народного словесного творчества ( образовательные области: «Коммуникация», «Чтение художественной литературы»)

2. Развивать художественно - речевые и художественно - творческие способности ( образовательные об-ласти: «Художественное творчество», «Музыка»)

3. Обогащать представления детей о быте русского народа на примере жизни русских богатырей ( образовательные области: «Познание», «Социализация», «Труд»)

Предварительная работа:

Чтение с детьми былин, рассматривание иллюстраций в книгах, изображений старинного оружия, доспехов богатырей, изготовление атрибутов для инсценировки.

Взаимодействие с семьями воспитанников:

Изготовление из бросового материала кольчуг и шлемов для богатырей, разучивание ролей инсценировки, чтение былин, беседы с детьми о подвигах богатырей, просмотр мультфильмов.

Материалы к организованной образовательной деятельности:

Картина В. Васнецова «Богатыри», записи песни группы С. Намина «Богатырская сила» и Второй («Богатырской») части симфонии А. П. Бородина, цветок с 8-ю лепестками - загадками, старинное оружие, мечи.

Атрибуты к инсценировке:

Русские сарафаны для девочек, русские рубашки для мальчиков; запись тревожного и праздничного колокольного звона; кони на палочке 4 шт., «кольчуги», «шлема» и «мечи» для богатырей 3 шт., белый шатёр, кровать, стол с двумя стульями, доска с шахматами; стрела с луком; ободки для князя и княгини; ленточки чёрного цвета («чёрная сила», посуда, муляжи фруктов.

Ход организованной образовательной деятельности:

Дети входят в музыкальный зал под музыку гр. С. Намина «Богатырская сила»

Воспитатель: Ой, вы гой еси, добры молодцы и молодушки. Собрались мы здесь не на почестен пир, а на беседу добрую да складную.

Издавна была сильна и могуча Русь. Вот и в наши дни, 23 февраля мы отмечаем большой праздник - День за-щитника Отечества. Не зря всегда Русь гордилась своими воинами - и солдатами, и генералами. Многие пытались узнать: откуда же у русских воинов великая сила? А как вы думаете?

Предположения детей.

Воспитатель: Правильно говорят, что досталась она им от предков - былинных русских богатырей. А кто такие богатыри?

Ответы детей (силачи, воины, защитники)

Воспитатель: Какие они были?

Ответы детей (сильные, смелые, отважные, бесстрашные, решительные, храбрые, мужественные)

Воспитатель: Любит русский народ богатырей, славит и чествует их, складывает песни об их подвигах - о том, как берегут и защищают они родную Русь. Как называются эти сказания? Ответы детей (былины)

Воспитатель: Чем былины отличаются от сказок?

Ответы детей (в былинах рассказываются невыдуманные истории - быль, отличаются словами, особым языком, на котором сейчас не говорят, былины похожи на сказания и на стихи и т. п.)

Воспитатель: И то правда. Эти былины о великих событиях и героях нашей истории передаются из поколения в поколение, от старших к младшим, и вот дошли они и до наших дней. Чем же так прославились русские богатыри?

Ответы детей (они охраняли и защищали нашу землю, наш народ от врагов, помогали слабым).

Воспитатель: Вот богатыри, имена которых известны всем с детства. Их изобразил на своём полотне художник Виктор Васнецов. Картина эта давно известна каждому из вас. Кто вспомнит, как она называется?

Ответы детей (картина «Богатыри»)

Воспитатель: Кто назовёт имена богатырей, изображённых на картине?

Ответы детей (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович)

Воспитатель: Больше всего в народе любили, да и теперь уважают старшего богатыря Илью Муромца. А почему его называют Муромцем?

Ответы детей (родился около города Мурома)

Воспитатель: Как называлось родное село Ильи Муромца?

Ответы детей (Карачарово)

Воспитатель: Да, он наш с вами земляк. И родился он в день, когда мы празднуем Новый год - 1 января. Вспомните, каким было житьё Ильи Муромца до 30 - ти лет?

Ответы детей (не мог ходить, лежал, да в окно глядел)

Воспитатель: Кто и как помог Илье?

Ответы детей (странники, три старика, калеки - перехожие, дали ему выпить чару питьеца медвяного)

Воспитатель: Какое напутственное слово они ему сказали?

Ответы детей (будешь богатырём, врагов бить, да на страже стоять)

Воспитатель: Какое испытание первым выпало Илье?

Ответы детей (победил Соловья Разбойника)

Воспитатель: С кем ещё сражался Илья?

Ответы детей (с идолищем поганым, царём Калином)

- Давайте покажем, как Илья Муромец с товарищами Добрыней Никитичем и Алёшей Поповичем победили царя Калина.

Инсценировка (отрывок)

Сказительница: Как во стольном городе во Киеве,

У ласкового князя Владимира

Пир идёт горой. Веселится народ.

(девочки водят хоровод, скорее грустный, чем весёлый)

Раздаётся тревожный колокольный звон, вбегает гонец.

Гонец: Ох, ты князь Владимир наш ласковый,

Я принёс вам вести недобрые,

Вести страшные да тревожные.

Как на наши сёла прекрасные

Да на стольный наш Киев - град

Наступает ужасный Калин - царь.

Девочки - хороводницы (передают друг другу испуганно) :

А у Калина голова как большой котёл,

А у Калина уши как блюдища,

А глазищи как круглые чашища,

А ручищи как сильные граблища.

Князь: А что хочет Калин - царь?

Гонец: Хочет он громить стольный Киев - град,

Все людские дома огнём спалить,

А тебя, князь, грозится в котле сварить.

Девочки - хороводницы: Горе - горе тебе, Владимир - князь!

Князь: Ты садись, гонец, на добра коня,

Да скачи на заставу дальнюю.

Собирай дружинушку храбрую,

Собирай всех русских богатырей.

(гонец убегает, занавес закрывается)

Сказительница: Побежал гонец на конюшенку.

Выбирал добра - коня себе по люби.

И поехал он в чисто полюшко,

В чисто полюшко, во раздольице.

В чистом поле белый шатёр стоит.

В том шатре сидят добры молодцы:

Как Алёшенька да с Добрынюшкой

В шашки - шахматы забавляются,

На кровати спит Илья - Муромец,

Спит - храпит, как порог шумит.

Гонец: Ай, же вы, богатыри, добры молодцы,

Спите, молодцы, прохлаждаетесь,

А невзгоды над собой и не ведаете.

(пускает в шатёр стрелу, из шатра выходят богатыри)

Алё ша: Ой, ты гой еси, добрый молодец,

Из каких краёв к нам наведался?

Добрыня: Мы живём на заставе пятнадцать лет,

Не видали ни конного, ни пешего,

Ни прохожего, ни проезжего.

Илья: Серый волк здесь не прорыскивал,

Ясен сокол не пролётывал,

Чужеродный богатырь не проезживал.

Гонец: Ай же вы, богатыри, добры молодцы!

Как на наши сёла прекрасные,

Да на славный наш Киев – град

Наступает ужасный Калин – царь.

Нагнал силушки он черным – черно,

Разгромить хочет стольный Киев – град:

Все людские дома огнём спалить,

Князя нашего грозится в котле сварить.

(богатыри выходят вперё д: Алёша к одному краю, Добрыня – к другому, Илья – в середине; руку прикладывают «козырьком», смотрят в разные стороны)

Алё ша: Посмотрю я в сторону южную –

Там стоят луга зелёные.

Добрыня: Посмотрю я в сторону западную –

Там стоят леса тёмные.

Алё ша: Посмотрю я в сторону северную –

Там стоят ледяные горы.

Илья: Посмотрю я в сторону полночную –

Лежит там поле чистое,

А по полю – то в тумане да в копоти

То ли зверь бежит, то ли сокол летит –

Туча тёмная в пыли движется,

Войско вражеское да несметное.

Алё ша: От того поблёкло красно солнышко.

Добрыня: Помертвел светел месяц – батюшка

Илья: Потерялись звёзды чистые,

Звёзды чистые да зори ясные.

Гонец: Вы, могучие богатыри, добры молодцы!

Вы садитесь – ка на добрых коней,

Поезжайте – ка в поле чистое,

В поле чистое во раздольице,

Да под стольный наш Киев – град.

Вы постойте – ка за веру, за Отечество,

Да за бедных вдов и малых детушек!

(раздаётся тревожный колокольный звон)

Сказительница: Выходили тут богатыри из бела шатра,

Да садились скоро на добрых коней,

Подъезжали ко граду Киеву.

А под Киевом - то силушки черным - черно,

Ай, черным - черно, как чёрных воронов.

А как стали добры молодцы ту силушку

Конём топтать, да копьём колоть,

И земля - то от той битвы сотрясалася,

И вода в озёрах колыхалася,

Тёмные леса шаталися.

Бьются - рубятся двенадцать дней,

Не пиваючи, не едаючи,

Добрым коням вздоха не даваючи.

Перебили всех врагов до единого

(раздаётся весёлый колокольный перезвон, девочки и мальчики водят

весёлый хоровод).

Воспитатель: Какому князю служили богатыри, и в каком городе он правил?

Ответы детей (князю Владимиру, в Киеве)

Воспитатель: О славном богатыре Илье Муромце много былин сложено, но и поэты про него не забывали. Да-вайте послушаем отрывки из стихотворения А. Толстого «Илья Муромец»

Под бронёй с простым набором,

Хлеба кус жуя,

В жаркий полдень едет бором дедушка Илья;

Едет бором только слышно,

Как бряцает бронь,

Топчет папоротник пышный

Богатырский конь.

И ворчит Илья сердито:

«Ну, Владимир, что - ж?

Посмотрю я, без Ильи - то

Как ты проживёшь?

Двор мне, княже, твой не диво!

Не пиров держусь!

Я мужик неприхотливый,

Был бы хлеба кус!

И старик лицом суровым

Просветлел опять,

По нутру ему здоровым

Воздухом дышать;

Снова веет воли дикой

На него простор,

И смолой и земляникой

Пахнет тёмный бор.

Воспитатель: Ребята, а про какие черты характера Ильи Муромца говорится в этом стихотворении?

Ответы детей (ответственный, суровый, неприхотливый)

Воспитатель: Много ещё можно говорить о подвигах Ильи Муромца. Не только поэты слагали о нём стихи, но и композиторы посвящали свои произведения русским богатырям. Я предлагаю вам послушать вторую часть сим-фонии Бородина «Богатырская», в которой композитор передал русский характер богатыря, его силу и мощь.

Слушание отрывка из симфонии Бородина «Богатырская»

Воспитатель: Какое впечатление произвела на вас музыка? Какая она? Что помогло композитору Бородину передать характер русского богатыря?

Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, а вы хотите быть такими же, как богатыри, смелыми, умными, внимательными? У меня есть цветок диковинный. А цветок - то не простой. Что ни лепесток, то загадочка, а от вас мне нужна - отгадочка. Вот тут - то и пригодится ваша внимательность. Отрывайте лепесток и отвечайте на вопрос.

1. Как назывался головной убор богатыря? (шлем) Для чего он был нужен? (защищать голову и лицо от ударов)

2. Как назывался тяжёлый панцирь, сплетённый из металлических колец, и зачем он был нужен? (кольчуга защи-щала богатыря от стрел, ударов меча или копья в грудь)

3. Какое рубящее холодное оружие было у богатыря? Из чего оно было сделано? (меч из металла) А почему из металла, а не из другого какого - нибудь материала? (металл прочный, надежный; его можно точить, ковать, чтобы мог рубить, резать, колоть)

4. Если воины сходились в поединке один на один, то с какого оружия обычно начиналось сражение? (копьё)

5. Чем еще прикрывал себя богатырь от ударов врага? (щитом)

6. Кто из богатырей сам ковал себе оружие? (Илья Муромец)

7. В какой семье родился Илья Муромец? (в крестьянской) Чем занимались крестьяне? (пахали землю, растили зерно, пекли хлеб, косили траву (сено, пасли коров и овец, ткали) А где жили крестьяне? (в деревнях, селах, усадьбах, в избах)

8. Как звали коня Ильи Муромца? (Бурка, Бурушка)

Воспитатель - Вот какой он, наш земляк - богатырь Илья Муромец, человек исключительный, наделённый неви-данной силой, безграничной храбростью, умениями и талантами.

Илья Муромец и другие богатыри передали свою силу нашим воинам. Российские солдаты сегодня защищают нашу землю. Богатыри достойны того, чтобы в День защитника Отечества мы вспомнили о них. А сейчас можете подойти и поближе рассмотреть ещё раз картину В. Васнецова «Богатыри», иллюстрации к книгам с былинами, костюмы и оружие.

Звучит запись песни «Богатырская сила».

Публикации по теме:

«Виртуальное путешествие со сказочным героем» Конспект интегрированной образовательной деятельности в старшей группе«Виртуальное путешествие со сказочным героем» Конспект интегрированной образовательной деятельности в старшей группе Цель: формирование знаний о родном поселке. Задачи: Образовательные Расширять представления детей о родном поселке, вызвать интерес к различным.

Фотоотчёт интерактивного музыкального занятия с электронным героем «В гости к осени»Фотоотчёт интерактивного музыкального занятия с электронным героем «В гости к осени» Придя в музыкальный зал, ребята обнаружили зелёные кленовые листочки. Они задумались о том, что на улице осень, а листочки почему-то остались.

Конспект НОД «Знакомство с мужскими профессиями»Конспект НОД «Знакомство с мужскими профессиями» Цель. Формировать у детей целостные представления о профессиях. Задачи. Расширить представление детей о разнообразии профессий, конкретных.

Конспект НОД «Знакомство с профессией почтальона»Конспект НОД «Знакомство с профессией почтальона» Открытый просмотр образовательной деятельности по познавательному развитию (формирование целостной картины мира) в средней группе "Знакомство.

Конспект экскурсии «Знакомство с библиотекой»Конспект экскурсии «Знакомство с библиотекой» Доброго времени суток, уважаемые коллеги и гости сайта! Сегодня хочу поделиться с Вами конспектом экскурсии "Знакомство с библиотекой".

Конспект занятия психолога в 1 классе «Знакомство» Конспект занятия. Тема: «Все мы такие разные…» Цель занятия: знакомство с учениками и с зайцем Марфушей; развитие понимания собственной.

Конспект занятия «Знакомство с цифрами 1 и 2» Задачи. Продолжать учить детей соотносить цифру с количеством предметов. Учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно, высказывать.

Конспект НОД «Знакомство с геометрическими фигурами» Возраст: 3-4 года Форма проведения: образовательное событие Вид детской деятельности: познавательная деятельность Модель организации образовательного.

Конспект занятия по конструированию из Лего «Знакомство» Занятие. Конструктор ЛЕГО. Знакомство. Цель: Развивать пространственное воображение, внимание, память. Задачи: 1. Познакомить в игровой.

Конспект занятия «Знакомство со звуком [Й]» Знакомство со звуком Й. Цель: уточнение правильной артикуляции звука Й, его характеристика. Цель применения ИКТ: активизация речевой деятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект ООД «Знакомство с былинным героем Ильей Муромцем»
Опубликовано: 25 ноября 2021 в 18:09
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД