Лучший педагог года

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию «Путешествие в страну камней»

Манашкова Елена
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию «Путешествие в страну камней»

КОНСПЕКТ

ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ

«ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ КАМНЕЙ»

Манашкова Елена Владимировна

воспитатель

МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 25 «Светлячок»

2015г.

Виды деятельности :

Игровая, коммуникативная, двигательная, продуктивная, познавательно-исследовательская.

Интеграция образовательных областей :

Публикация «Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию „Путешествие в страну камней“» размещена в разделах

физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие.

Образовательные задачи :

- Дать детям представление о таком явлении природы как вулкан, познакомить с профессией ученого-вулканолога,

- Развивать интерес к камням, сенсорные ощущения. Закрепить знания детей об объектах неживой природы.

- Уточнить и активизировать словарь детей по теме «Вулканы» : учить называть свойства и особенности (крепкий, твердый, гладкий, тяжелый, красивый и др.).

- Способствовать развитию связной речи.

- Закрепить правила безопасного поведения при проведении опыта.

Развивающие задачи :

- Развивать логическое мышление, умение рассуждать, доказывать, делать выводы.

- Развивать у детей познавательный интерес к деятельности.

- Способствовать развитию творческого воображения.

- Развивать у детей потребность заботиться о своем здоровье.

Воспитательные задачи:

- Воспитывать интерес к исследовательской деятельности.

- Готовность к сотрудничеству, ответственность и самостоятельность при выполнении заданий.

- Умение работать в команде.

Материалы к занятию:

Мультимедийное оборудование, набор камней, сосуд с водой, молотки, деревянные бруски, «волшебный мешочек», лупы, пемза, сода, моющая жидкость (любая, красная краска, уксус, салфетки.

Ход занятия.

Хозяйка Медной горы: - Здравствуйте, ребята! Я – Хозяйка Медной горы. Люблю тех, кто интересуется моими богатствами и поэтому приглашаю вас в гости увидеть моё богатство – камни.

Но сначала будем знакомиться, и знакомиться мы будем ладошками. Вы на мою ладонь кладете свою ладошку и говорите свое имя.

Я рада нашему знакомству.

На столе стоит шкатулка

- Посмотрите, ребята, на мою шкатулку?

- Как вы думаете, что там находится? (Ответы детей)

Что находится в шкатулке - вы узнаете, если отгадаете мою загадку:

Он может быть мелкий – в ладошке лежать,

Тяжелый, большой, одному не поднять

В пыли на дороге не нужным лежать

Кто может предмет по приметам узнать?

Правильно – это камень.

Скажите, какие бывают камни? (И каких только не бывает камней! Прозрачных, как родниковая вода, и темных, как ночь. Бесцветных и переливающихся всеми цветами радуги. Тяжелых – не поднять, и легких, как вата. Если внимательно рассмотреть найденный у моря или в горах камешек, то можно заметить, что часто он бывает разноцветным — или в полоску из-за пронизывающих жилок, или пятнистый, или с разводами неправильной формы.)

- Это происходит потому, что камешек состоит из разных минералов

Презентация «Страна камней»

Если посмотреть по сторонам, то всюду можно увидеть камни. Уже первобытные люди использовали их.

– Ребята, а вы знаете как человек использует камни?

Некоторые камни всегда казались людям настолько прекрасными, что казалось нереальным, чтоб такие великолепные произведения искусства были созданы природой. Поэтому существует в мире множество сказок и легенд, где камни – это капельки слез прекрасной богини, упавшие звезды, застывшая в чашечке цветка роса…

В нашей стране Уральские горы славятся своими «самоцветами» — драгоценными, полудрагоценными и поделочными камнями (изумруд, аметист, аквамарин, яшма, родонит, малахит и др.).

Посмотрите как они прекрасны!

Из камней-самоцветов мастера камнерезы делают великолепные произведения искусства: шкатулки, вазы, мебель, украшения, фигурки животных и даже цветы, ягоды, фрукты!

А это - янтарь – застывший кусочек солнца. Янтарь образовался из смоляных слёз хвойных деревьев, произраставших на нашей планете сорок миллионов лет назад и видевших еще динозавров. Шли столетия, деревья росли и умирали, потом на этом месте образовалось море. Кусочки смолы постепенно отвердевали под воздействием холодных вод морских глубин, вода шлифовала камень, а потом выносила его на берег.

В кусочках янтаря можно увидеть попавших когда-то в смолу насекомых, семена, веточки… А как красивы поделки из янтаря!

- Ребята я хочу пригласить вас в мою сокровищницу полюбоваться камнями-самоцветами. (Дети рассматривают камни и изделия из них).

- А теперь давайте поэкспериментируем с камнями.

Какой красивый у меня мешочек (мешок ощущений). В этом мешочке много разных предметов, но вам нужно будет достать только камни.

- Как ты узнал, что в руках у тебя камень? Какой он на ощупь? (гладкий, шершавый, тяжелый, легкий, крепкий и др.)

- А если мы возьмём в одну руку камень, а в другую пластилин и сильно сожмём их, что с ними произойдёт? Почему? (ответы детей).

- Давайте проверим.

Предложить взять в одну руку камень, а в другую - пластилин. Сожмите обе ладони. – Какой вывод можно сделать? (ответы детей).

Ребята, посмотрите, здесь есть еще молоток, гвозди, деревянный брусок. Как вы думаете, что произойдёт, если мы попытаемся забить гвоздь в камень и в брусок? Почему? (ответы детей).

- Давайте проверим.

– Какой вывод можно сделать? (ответы детей).

- Почему забили гвоздь? (брусок мягкий, непрочный).

- А что будет, если мы опустим камень в воду? Почему? (ответы детей).

- Давайте это проверим (Камень утонул, потому что тяжелый).

- Ребята у меня еще есть очень необычный камень. Этот камень называется пемза. Давайте и его опустим в воду. Что происходит? Почему? (ответы детей).

- Возьмите лупу и рассмотрите его внимательно. Чего много у этого камня? (дырки).

- А как вы думаете эти дырочки пустые? Пемза не утонула, как другие камни, потому что в дырочках спрятался воздух, благодаря воздуху который заполнил дырочки, камень стал легким. И мы с вами скоро узнаем, как появляется пемза.

Ребята, я вам приготовила загадку, попробуйте ее отгадать:

Магма по жерлу рвется наружу,

Выход из кратера очень ей нужен.

Если проход на поверхность ей дан,

Значит проснулся грозный… (вулкан).

Сегодня мы поговорим о таком загадочном, удивительном, грозном явлении природы, как вулкан.

Презентация «Вулканы»

Сначала я хочу рассказать вам легенду.

Жил на свете бог по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. Когда вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. С тех пор все огнедышащие горы люди стали называть вулканами. «Вулкан работает» - со страхом говорили люди, и уходили жить подальше от этого места.

Давайте заглянем внутрь вулкана. На что похож вулкан? Какой он формы? Верхушка вулкана называется кратер. А глубокая яма называется жерло. Из земли поднимается лава. Лава - это расплавленные, очень горячие камни. Температура внутри земли настолько высокая, что камни из твердых превращаются в жидкие, когда куски лавы застывают, получаются новые камни – мы сегодня эти камни уже видели они называются пемза. Извержение вулкана всегда вселяло в людей страх и ужас.

- Скажите, ребята, чем опасны вулканы?

- Вулканы очень опасны для человека но, несмотря на это людям приходится жить в горах в опасной близости от вулканов. Почему? Потому что очень трудно покинуть свой дом и найти себе новое место для жилья, а ещё люди надеются на чудо, ведь спящие вулканы иногда просыпаются раз в тысячелетие или «засыпают» навсегда. Но, к сожалению, были и такие случаи, когда от проснувшихся вулканов погибали целые города…

Опасны почти все проявления вулканической деятельности. Лавовые и грязевые потоки могут полностью разрушить поселения, лежащие на их пути.

Опасность грозит людям, оказавшимся вблизи или между языками магмы. Не менее страшен и пепел, проникающий буквально всюду. Источники воды бывают завалены лавой и пеплом, крыши домов обрушиваются.

Для того чтобы узнать когда вулкан проснется и предупредить людей об опасности, за жизнью вулканов следят ученые. Этих ученых называют вулканологами. С помощью специальных приборов они узнают, когда вулкан «спит» а когда проснется.

А вы хотите стать вулканологами? Первое, что они должны знать - это какие виды вулканов бывают? Чем они похожи? Чем отличаются? Ребята вулканы бывают трех видов.

Действующий

- Как вы думаете, какой вулкан называют действующим? (это тот, который извергает лаву).

Спящий

- Как вы думаете, какой вулкан называют спящим? (он в любой момент может проснуться и начать извергать лаву).

Потухший

- Как вы думаете, какой вулкан называют потухшим? (который тысячу лет не извергает лаву).

А как вы думаете, у нас в Ставропольском крае есть вулканы? (ответы детей).

На Земле имеется около 400 действующих вулканов. Потухших насчитывается значительно больше. Но мало кто знаком с вулканами Ставропольского края. Многие наверное, даже удивятся: "А разве в Ставропольском крае есть вулканы?" Представьте себе - есть. И даже не один.

Ставропольские вулканы расположились недалеко от города Пятигорска, образовав целый вулканический район, называемый обычно Пятигорьем, хотя здесь не пять, а семнадцать вулканических гор.

Пятигорские вулканы особенные. Их можно назвать «неудавшимися вулканами», так как раскаленная магма у многих из этих гор, поднимаясь из земных недр, не смогла пробить толщи земной коры и лишь приподняла их над окружающей местностью в виде высоких куполов. Земная кора не позволила пятигорским вулканам сделаться настоящими вулканами, извергающими лаву, пепел, раскаленные бомбы и горячие газы. Такие вулканы называют лакколитами.

Физкультминутка

Вулканы начали играть –

Из жерла лаву извергать. - Присесть, постепенный подъем на носочки, руки поднять вверх, потянуться, сделать несколько встряхиваний расслабленными кистями рук, опустить руки вниз.

Вулкан гремит! Вулкан пыхтит!

Как грозен он сейчас на вид! - Руки на поясе, поднимаем их вверх с одновременным сжиманием и разжиманием пальцев рук в кулак. -2 раза

Но вот он начал уставать –

Огонь в нём начал угасать. - Медленное опускание рук с одновременным приседанием в низ

Последний раз огнём дыхнул - Сидя в приседе, долгий сильный выдох. Дышат как драконы «извергающие огонь»

И на десятки лет уснул. - Складывают руки под щеку «засыпают, спят»

Повторить - 2 раза.

- Наблюдать извержения вулкана интересно. Но безопаснее это делать в кинотеатре.

Просмотр видео «Извержение вулкана Плоский Толбачик. Камчатка»

- Давайте мы с вами попробуем оживить вулкан и понаблюдаем за извержением лавы.

Не забывайте во время эксперимента соблюдать правила безопасного поведения:

Надо работать аккуратно:

Ничего не брать в рот!

Не нюхать!

Быть внимательными!

Быть осторожными!

На столе – макет вулкана. В его жерле приготовленная смесь - 2 чайные ложки соды, 5 капель моющего средства, красная краска - 1 кофейная ложка.

Воспитатель сам добавляет лимонную кислоту (сок лимона, уксус).

Какой красивый, замечательный, необычный вулканы мы оживили.

А теперь, ребята, нам пора прощаться. Вам понравилось у меня в гостях? Что нового и интересного вы узнали? Что бы ещё хотели узнать?

Ребята, но не все вулканы такие грозные, у меня есть вулкан, который не извергает лаву и камни, а извергает только сладкие подарки, угостить.

Анализ занятия.

Публикации по теме:

Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности по познавательному развитию «Путешествие в весенний лес» Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности. по познавательному развитию во второй младшей группе Тема: «Путешествие.

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию «Опасный дым» Конспект организованной образовательной деятельнос по познавательному развитию на тему: «Опасный дым» Цель: развивать у детей поисково-познавательные.

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию «Зимующие птицы» Реализация содержания программы в образовательных областях: «Познавательное развитие», «Социально - коммуникативное развитие», «Речевое.

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе «Путешествие Капельки» Цель: Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды (жидкая, течет, не имеет формы, прозрачная, без запаха и вкуса).

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию «Защитники Отечества» Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию. Возрастная группа: средняя оздоровительная № 5, дети 4-5.

Конспект организованной образовательной деятельности. «Путешествие в Чудную страну стихов Ирины Токмаковой» Цель: совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений. Задачи: • Приобщение детей старшего.

Конспект организованной образовательной деятельности «Путешествие в страну сказок» Цель: Развитие умения находить нестандартные подходы к решению задач. Задачи Задачи познавательного развития: Формировать умение называть.

Конспект организованной образовательной деятельности «Путешествие в страну — Экономика!»Конспект организованной образовательной деятельности «Путешествие в страну — Экономика!» Конспект организованной образовательной деятельности "Путешествие в страну - Экономика!" Образовательная область: «Познавательное развитие».

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе «Путешествие в страну вежливости и доброты» Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе «Путешествие в страну вежливости и доброты» Цель: Формирование у.

«Путешествие в страну знаний». Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе Цель: познакомить с составом числа 8 из единиц и цифрой 8 Задачи: Образовательные: 1. Закрепить представления о составе числа 7, навыки.

Автор публикации:
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию «Путешествие в страну камней»
Опубликовано: 13 февраля 2018 в 10:55
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД