Погорелова Любовь
Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Зимушка-Зима»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной группе
«Зимушка-Зима» (с использованием мнемотаблиц).
Цель: обобщить знания о зиме.
Задачи:
- учить детей составлять рассказ о зиме, используя полученные ранее знания и представления;
-рассказывать связно, используя для описания образные слова и выражения;
-составлять предложения, опираясь на картинки;
-составлять таблицу по тексту;
-совершенствовать процессы внимания, памяти, мышления;
Публикация «Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию „Зимушка-Зима“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- расширять словарный запас детей, мелкую моторику;
-воспитывать любовь и умение видеть красоту зимней природы.
Приоритетная образовательная область: речевая.
Интеграция образовательных областей: познавательная, социально-коммуникативная, художественно-эстетическая, физическая.
Методы и приемы:
Практические: Д/ игры, игровые ситуации, игровые упражнения, физкультминутка.
Наглядные: мультимедийная установка, рассматривание, презентаций, схемы.
Словесные: загадки, стихи, вопросы-ответы, художественное слово, ситуативный разговор, объяснение воспитателя, составление предложений.
Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, двигательная, продуктивная, чтение художественной литературы.
Оборудование: мультимедийная установка, презентации «Зима», «Дикие животные зимой», «Зимние забавы», фрагменты из сказки Г. Х. Андерсена «Снежная королева» конверт с «льдинками», мнемотаблицы- «Зимние развлечения», «Зимняя прогулка», «Идет Зима аукает»; картинки с пословицами и поговорками, тексты загадок, конверты с мнемоквадратами к стихотворению «Идет Зима аукает», простые карандаши, чистые листы.
Предварительная работа: целевые прогулки, ежедневные наблюдения, рассматривание иллюстраций о зиме, зимних явлений, зимних развлечений. Чтение произведений о зиме. Чтение сказки Г. Х. Андерсена «Снежная королева». Знакомство с пословицами, поговорками о зиме; разгадывание загадок о зимних явлениях.
Ход занятия.
Организационный момент.
Дети входят в группу, здороваются с гостями, становятся полукругом (в группе-мультимедийная установка).
В. - Ребята, посмотрите, пожалуйста, на экран- (слайды о зиме)
В. –Вам нравится? И мне нравится! Такая красота наступает с приходом зимы!
-Что тебе понравилось.? А тебе?
-Как ласково можно назвать это время года? (Зимушка)
-Какие красивые слова можно подобрать к этому времени года? (Зима-красавица, Зима-волшебница, Зима-королева)
Как можно охарактеризовать Зиму. Какая она? (морозная, белая, пушистая, снежная, суровая, холодная, ветреная, вьюжная, радостная, веселая, сказочная, нарядная, волшебная).
В. - Молодцы! Знаете признаки зимы.
Ребята, а давайте представим, что мы очутились в зимнем лесу. Представили? (слайд леса) Вот мы стоим на дороге. Что мы видим? (заснеженные деревья)
В -А если мы свернем с дороги и пройдем вглубь леса,чтобы мы могли еще увидеть, услышать, почувствовать? (Следы на снегу птиц, зверей, пробежал заяц, белка на дереве,
услышали скрип деревьев,хруст ветки, тишина,снег сыпется с деревьев, свежий воздух)
В -В зимнем лесу сказочно красиво и таинственно. Хорошо нам было в лесу?
- Но нам пора возвращаться в группу. Вот мы в группе.
- Присаживайтесь на стульчики.
Основная часть.
В. - Ребята, зимой происходят разные чудеса, приключения. И вот, с одним мальчиком такое приключение произошло. А кто этот мальчик- посмотрите на картинку. (слайд -Снежная королева с Каем)
Д -.(Кай)
В. - Из какой это сказки?
Д- (Сказка Г. Х. Андерсена «Снежная королева»).
В. -Правильно отгадали!
В. –А вот и героиня сказки-Герда. (слайд- Герда с письмом). В руке у нее письмо.
-Вот она прислала его нам (показать письмо детям)
Она просит помочь ей освободить своего друга Кая, которого заколдовала Снежная королева.
-Ребята, нам надо помочь Каю собрать слово из льдинок и тогда он освободится из ледяного плена (слайд- Кай собирает льдинки).
В – А вот «льдинки», на которых написаны задания (показывает конверт с льдинками). Когда мы выполним, каждая из них превратится в букву. (после выполнения каждого задания воспитатель открывает букву).
-Вы согласны помочь Герде?
Д. -(Да).
В. - Тогда - первая льдинка и 1-е задание:
«Подобрать родственные слова к слову «Снег»
Д. –(снегопад, снегурочка, снеговик, снежок, снегирь, снегокат.) (проверяют по слайду)
В. -Молодцы! Справились с заданием! (открывает букву «В»
В. –Вторая льдинка- 2-е задание:
«Составить рассказ по таблице «Зимние забавы» (показывает таблицу)
-Посмотрите, пожалуйста, на таблицу. Кто желает рассказать? (рассказывают 2 чел)
«Наступила зима. Она покрыла землю белым покрывалом. Дует ветер, трещит мороз. Зима пришла не с пустыми руками. Она принесла подарки: снегопады, метели, сугробы, лед. Эти подарки нужны людям того, чтобы кататься на лыжах, на коньках, на санках.
А еще можно слепить снеговика, построить снежную крепость, поиграть в снежки. Мы очень любим зиму!»
В. - Замечательно! Справились с заданием. Интересный у нас получился рассказ!
(открывает букву «Е»
В. -Следующее задание:
«Отгадать зашифрованные пословицы и поговорки» (раздает листы с рисунками)
Дети рассматривают, рассказывают.
Воспитатель спрашивает значение пословиц «Мороз невелик - стоять не велит» «Покорми птиц зимой, пригодятся тебе весной!»
В. - Молодцы ! За выполнение этого задания открываются сразу 2 буквы «ЧН»
В. - Ребята, я приглашаю вас на прогулку! А что мы на прогулке будем делать, подскажет схема (показывает схему «Зимняя прогулка»).
Физкультминутка
Раз, два,три, четыре, пять (шагают)
Мы во двор пошли гулять.
Бабу снежную слепили, (катаем руками "комок")
Птичек крошками кормили, ("кормим птичек ")
С горки мы потом катались, (полуприсяд)
А ещё в снегу валялись, (присесть)
А потом домой пришли, (шагают)
Суп поели, ("едим суп",
Спать легли (ладошки под щечку).
В. - Ребята, мы отдохнули и выполнили сразу задание (открывает букву «О»)
(Дети стоят и слушают задание)
В: - 6 льдинка – и 6 задание!
«Составить схему загадок, отгадать их».
В. –Будем работать подгруппами – по 4 человека. На столе лежит напечатанный текст загадки. Вы читаете, составляете схему к загадке. Показываете схему другим детям- дети отгадывают. Проходите на свои места. Приступаем!
(Загадки: 1. «Без рук, без ног, деревья гнет».
2. «Покружилась в небе звездочка немножко, села и растаяла на моей ладошке».
3. «Кто строит через реку мосток без рук, без топоренка, без досок?»)
В: - И с этим заданием вы справились! (открывает букву «С»).
В. -7-я льдинка, 7 задание.
«Собрать из мнемоквадратов стихотворение». (показывает схему стихотворения «Идет Зима аукает»).
-Посмотрите внимательно на таблицу. По этой таблице мы работали. Как называется стихотворение? Кто автор? (С. Есенин «Идет Зима аукает»).
Сейчас я раздам конверты с мнемоквадратами, вы будете собирать стихотворение в парах, а один ребенок-у доски)
(раздает по 2 конверта с мнемоквадратами на каждый стол. Крупного размера мнемоквадраты- на доске).
(Дети работают в парах, один ребенок -у доски.)
В. - Ребята, проверим, правильно ли вы собрали?
- Все верно! (открывает букву «Т»)
В. -И. последняя льдинка, последнее задание.
«Прочитать выразительно стихотворение».
В. - Кто желает? (ребенок выходит, читает стихотворение).
«Поет зима – аукает» Сергей Есенин
В. -Молодец! (открывает букву Ь)
В. -Какое слово у нас получилось? («ВЕЧНОСТЬ»)
- Ребята, при виде этого слова у Герды полились слезы, и слово растаяло. У Кая оттаяло сердце, он узнал Герду. Дети довольны и счастливые вернулись домой.
Во время занятия мы дружно работали, помогали друг другу и вот все задания выполнили. Герда очень благодарна вам за помощь.
Рефлексия.
В. –Ребята, вспомните, что мы на занятии делали?
-Какое задание вам показалось сложным?
-Какое интересным?
.