Татьяна Брехова
Конспект открытого фронтального логопедического занятия с детьми старшей группы ОНР III уровня «Звук и буква Н»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема «Звук и буква Н»
Лексическая тема: «Зимующие птицы»
Цель занятия : закрепить произношение и артикуляцию звука [Н]
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- учить выделять звук [н] в словах (начало, конец);
- познакомить с буквой Н;
- обогащать словарный запас детей;
- продолжать учить детей отвечать полным ответом.
Коррекционно-развивающие:
- развивать фонематический слух: определять место звука в слове;
- развивать память, мышление, внимание;
Публикация «Конспект открытого фронтального логопедического занятия с детьми старшей группы ОНР III уровня „Звук и буква Н“» размещена в разделах
- Буква Н и звуки [Н], [Н’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2014
- предупреждать дисграфию.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать у детей умение слушать педагогов и сверстников;
Оборудование:
- фигурки трех поросят и волк;
- картинки зимующих птиц;
- картинки с изображением предметов со звуком [Н];
- счётные палочки;
- музыкальное сопровождение из сказки «Три поросенка»;
- индивидуальные зеркала.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
1)Психологический настрой.
Каждый день, всегда, везде,
На занятиях, в игре
Смело, четко говорим.
И тихонечко сидим.
2. Введение в тему.
Звучит фонограмма песни «Три поросенка»
- Чья это песенка? (Песенка трёх поросят.) Выставляются фигурки поросят.
- Как звали поросят? (Наф-Наф, Нуф- Нуф, Ниф-Ниф).
3. Сообщение темы и цели занятия.
- Какой первый звук в именах Наф-Наф, Нуф-Нуф? (Дети отвечают полным ответом)
- Сегодня мы будем учиться произносить звук [Н], познакомимся с буквой Н.
4. Характеристика звука [н].
1) Произнесение звука [Н] перед индивидуальными зеркалами. Наблюдение за артикуляцией звука.
Напряженным языком
На десну, наверх нажмем.
Н! – мы звонко произносим
Звуку помогает носик.
2) Артикуляция звука.
- Губки растянуты в улыбке, кончик языка касается верхних передних зубов. Воздух не выходит свободно, он встречает преграду – язык и зубы. Значит, звук [Н] - согласный. Обозначать его мы будем квадратиком синего цвета.
(Выставляется картинка для звукоподражания – кучер погоняет лошадку и произносит: «Н-н-н». Дети прикладывают руку к горлышку – горлышко «дрожит»).
- Горлышко «дрожит», значит звук Н – звонкий.
- Одинаково ли звучат первые звуки в словах Наф, Ниф? (Дети произносят эти звуки.)
5. Выделение гласных звуков из середины слов.
- Скажите Наф-Нафу, какой гласный звук есть в его имени.
- А в имени Нуф-Нуф?
- А в имени Ниф-Ниф?
- Какие это звуки? Почему?
6. Произношение звука [н] в слогах и словах.
1) -Сегодня у Наф-Нафа, Нуф-Нуфа и Ниф-Нифа день рождения. К ним прилетели…
Чернокрылый, красногрудый
И зимой найдет приют.
Не боится он простуды,
С первым снегом
Тут как тут!
- А почему же они не улетели от нас в теплые страны?
Игра «Веселый счет?»
- Сколько прилетело снегирей?
Сколько птиц сейчас узнаем,
дружно всех их сосчитаем.
- Снегири принесли игру.
2) Игра «Четвертый лишний».
- Догадайтесь, какой слог лишний в слоговых рядах :
На-но-ну-ма;
Ну-на са-но;
Со-ну-ни-на.
7. Физкультминутка «Снегири».
Вот на ветках, посмотри,
В красных майках снегири
Распушили перышки,
Греются на солнышке.
Головой вертят,
Улететь хотят.
- Кыш! Кыш! Улетели!
За метелью! За метелью!
8. Артикуляционная гимнастика (упражнения для шипящих звуков).
1) -А, теперь покажем, как мы укрепляем язычок, чтобы научиться выговаривать правильно звуки.
- На дне рождении пьют чай с вареньем, представьте, что вы тоже пили чай со смородиновым вареньем.
- Покажите, какие у вас фиолетовые язычки. Расслабьте их, спокойно положите на нижнюю губу. Держите язычки в таком положении, пока я буду считать («лопатка»).
- Мы пили чай с вареньем из красивой чашечки. Покажите, как вы делаете «чашечку» из язычка.
- Мы пили чай из красивой чашечки с бубликами. Покажите, как вы делаете «бублик» из губок. (Округлить губы так, чтобы были видны зубы в положении «забор» счет).
Убирают зеркала.
2) Расскажем поросятам чистоговорку со звуками, которые вы умеете красиво произносить.
Зоя - зайкина хозяйка,
Спит в тазу у Зои зайка.
Зайка не спит - Зою зовет,
Зайке коза спать не дает.
9. Пальчиковая гимнастика «У кормушки».
Зимой птицам голодно, дети для них вешают кормушки. Посчитаем, сколько птиц прилетело к кормушке.
Сколько птиц к кормушке нашей
Прилетело? Мы расскажем.
Две синицы, воробей,
Шесть щеглов и голубей,
Дятел в пестрых перышках.
Всем хватило зернышек.
10. Определение позиции звука.
Игра «Подарки для поросят»
- На день рождения дарят подарки.
- Выберите подарки для Наф-Нафа и Нуф-Нуфа в названии которых звук[H], слышится в начале слов.
- Выберите подарки для Ниф-Нифа в названии которых звук[H], слышится в конце слов.
( картинки: лимон, батон, диван, ноты, носки, апельсин, телефон, ножи и т. д.)
11. Знакомство с буквой.
1) Ножка, ножка
Поперек наложили поясок.
- На что похожа буква «Н»?
- Из каких элементов состоит буква «Н»?
- Cколько надо взять палочек?
2) Сложите из счетных палочек.
Надо букву Н построить,
Палочки побеспокоить.
Поскорей две ровно встали,
Вместе третью приподняли.
3) Чтение слогов.
- Научим поросят читать АН ОН УН ИН
4) Игра «Определи букву в неправильном положении»
- Кто еще из героев был в сказке «Три поросенка»? (Волк).
- Волк дунул и все буквы перевернулись.
- Обведите правильное положение буквы Н.
- Сколько правильно написанных букв обвели?
- Сколько букв имеют неправильное положение?
10. Итог занятия. Оценивание.
- Вот и закончился праздник у Наф-Нафа, Нуф-Нуфа и Ниф-Нифа.
- Что вам понравилось на празднике?
- Сколько снегирей прилетало на день рождения?
- С каким звуком знакомились?
- Молодцы!