Мария Николаевна Мартышкина
Конспект открытого интегрированного занятия для детей с ЗПР старшей группы по теме «Моя семья»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Моя семья»
Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое развитие.
Цель: формировать у детей представление о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге, закрепить понятие «семья», из кого она состоит.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
• Закрепить знания детей о родственных связях.
• Закрепить знания детей о членах семьи, об их семейных обязанностях.
• Ввести в активный словарь детей обобщающее понятие «семья» и понятие отчества.
Коррекционно-развивающие:
Публикация «Конспект открытого интегрированного занятия для детей с ЗПР старшей группы по теме „Моя семья“» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Конспекты занятий на тему семьи
- Старшая группа
- Темочки
• Развивать зрительную память, внимание.
• Развивать словесно-логическое мышление детей, рассуждать, исключать четвертый лишний предмет с обоснованием своего ответа.
• Продолжать учить отгадывать загадки.
• Активизировать, обогащать словарный запас детей по теме.
• Развивать связную речь.
• Закреплять умение согласовывать имена прилагательные с именами существительными.
• Развивать мелкую моторику рук.
Коррекционно-воспитательные:
• Воспитывать у детей любовь и уважение к членам своей семьи, желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью.
• Воспитывать заинтересованность, любознательность, наблюдательность.
Демонстрационный наглядный материал: макет дерева, макет солнца с лучами, картинки с изображением семьи (бабушки, дедушки, матери, отца, дочки, сына, схема молотка из счетных палочек.
Раздаточный материал: игра «Четвертый лишний», схемы молотка, счетные палочки, игра «Собери бусы для мамы из геометрических фигур», лучики солнца, конфеты.
Оборудование: проигрыватель, музыка, магнитная доска, магниты, мяч.
Ход НОД.
1. Организационный момент.
Педагог заранее прикрепил на доску дерево, солнце, листья и накрыл их полупрозрачным полотном. Звучит музыка. Дети входят, встают в круг.
В: Здравствуйте, дорогие ребята! У нас сегодня гости. Давайте с ними поздороваемся. (Дети приветствуют гостей) Ребята, подойдите ко мне, встаньте в круг.
Собрались все дети в круг. (Берут друг друга за руки)
Я - твой друг и ты мой друг! (Показать руками друг на друга)
Крепко за руки возьмемся (Взять за руку соседа)
И друг другу улыбнемся. (Действия по тексту)
Посмотрю на ваши лица,
С кем бы мне здесь подружиться?
- Я - Мария Николаевна, а ты кто? Ответь мне, как тебя ласково зовут?
Д: Юляша, Сашенька.
- Дети, вы прекрасней всех на свете! Проходите к столам и займите свои места.
2. Основная часть.
В: Ребята, слушайте внимательно и отгадайте мою загадку.
Его весной и летом
Мы видели одетым,
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки.
Но зимние метели
В меха его одели.
Д: Это дерево.
(Воспитатель открывает на доске макет дерева и солнца.)
В: Ребята, посмотрите какое дерево у нас выросло. Оно необычное и называется Древо Семьи. Листочки на нем волшебные, они расскажут нам кто находится на этом дереве. А узнаем мы это только тогда, когда отгадаем загадки. Итак, первый листок и первая загадка.
Кто носки внучатам свяжет,
Сказку старую расскажет,
С медом даст оладушки? -
Это наша…
Д: Бабушка.
(Воспитатель прикрепляет на Древо Семьи вместо сорванного листочка картинку с изображением бабушки.)
В: Ребята, а что любит делать бабушка?
Д: Бабушка любит готовить пироги, оладьи; вязать носки, шарфы; читать книги; рассказывать сказки; варить варенье, делать уборку.
В: Бабушка предлагает нам поиграть в игру «Четвертый лишний».
(Воспитатель раздает каждому ребенку карточки к игре.)
Д/и «Четвертый лишний»
В: Молодцы! С заданием бабушки справились.
В: Срываем следующий листок.
Он трудился не от скуки,
У него в мозолях руки.
А теперь он стар и сед
Мой родной, любимый…
Д: Дед.
(Воспитатель прикрепляет на Древо Семьи картинку с изображением дедушки.)
В: Ребята, а что любит делать дедушка?
Д: Дедушка любит читать газеты, ремонтировать, ходить в гараж, ходить в баню.
В: Правильно, дедушка любит мастерить, ремонтировать. И предлагает вам сделать из счетных палочек молоток.
Игра на мелкую моторику «Собери молоток из счетных палочек»
(Вывешивается на доску схема молотка. Детям раздаются счетные палочки.)
В: Молодцы! Все сделали для дедушки молотки.
В: Теперь давайте поиграем с нашими пальчиками.
П/и «Моя семья»
Этот пальчик - дедушка, (Поочередно сгибать пальцы в кулак, начиная с большого.)
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папочка,
Этот пальчик - мамочка.
Этот пальчик - я.
Вот и вся моя семья! (Ритмично сжать - разжать пальцы.)
В: Молодцы! Срываем следующий листок.
Кто вас, дети, больше любит,
Кто вас нежно так голyбит,
И заботится о вас,
Hе смыкая ночью глаз?
Д: Мама.
(Воспитатель прикрепляет на Древо Семьи картинку с изображением матери.)
В: А что нравится делать маме?
Д: Маме нравится наряжаться, готовить еду, гулять, ходить в магазин.
В: У мамы порвались бусы, бусинки рассыпались. Давайте поможем маме собрать бусы.
Д/и «Собери бусы для мамы из геометрических фигур»
(Детям раздаются схемы и геометрические фигуры.)
В: Мама очень рада вашим бусам!
В: Ребята, сорвем следующий листок с Древа Семьи?
Д: Да!
В: Внимательно слушайте загадку.
Кто не в шутку, а всерьез
Нас забить научит гвоздь?
Кто научит смелым быть?
С велика упав, не ныть,
И коленку расцарапав,
Не реветь? Конечно, …
Д: Папа.
(Воспитатель прикрепляет на Древо Семьи картинку с изображением отца.)
В: Как вы думаете, чем нравится заниматься папе?
Д: Папе нравится ремонтировать, чинить (водить) машину, смотреть телевизор, гулять, помогать маме.
В: Папа предлагает поиграть в игру, которая называется «Назови свое отчество». Моего папу зовут Николай. Меня зовут Мария Николаевна. Юля, а как зовут твоего папу?
Р: Моего папу зовут Максим. Меня зовут Юлия Максимовна.
В: Все ребята справились с заданием! И сейчас мы отдохнем. Выходите и вставайте в круг.
(Дети выходят и встают в круг.)
В: Игра называется «Я тебе кто?» Я буду бросать мяч и задавать вопросы. А вы его ловите и говорите ответ. Договорились?
Игра с мячом «Я тебе кто?»
- Я мама/папа, а ты мне кто? / Дочка, сын
- Я бабушка/дедушка, а ты мне кто? / Внучка, внук
- Я дочка, а ты мне кто? / Мама, папа
- Я внучка, а ты мне кто? / Бабушка, дедушка
В: Молодцы! Садитесь на свои места.
В: Ребята, как вы думаете, кто находится на вершине Древа Семьи?
Д: Девочка и мальчик / Дочь и сын
(Воспитатель прикрепляет на Древо Семьи картинку с изображением дочери и сына.)
В: Девочки, скажите, как вы помогаете своим мамам?
Д: Я помогаю мыть посуду, убирать комнату, поливать цветы, пылесосить.
В: Мальчики, а как вы помогаете своим папам?
Д: Я помогаю чинить машину, забивать гвоздь.
Чтение детьми стихотворений
В: Юля М. приготовила для нас стихотворение. Юля выходи, прочти его нам.
Сколько звезд на небе
Всех не сосчитать!
Эти звезды маме
Подарю опять.
И однажды утром,
Глядя на меня,
Мама улыбнется:
«Доченька моя!»
В: Саша И. тоже знает стихотворение. Выходи, расскажи его.
Мой папа смелый
И самый большой.
Ругает по делу
И хвалит с душой.
Я рядом шагаю,
За руку держусь.
Папе подражаю
Сыном зовусь!
В: Какие вы молодцы, рассказали красивые стихотворения!
В: Ребята, а каким одним словом можно назвать всех, кто находится на нашем дереве?
Д: Это семья.
В: Что же такое семья?
Д: Семья - это люди, которые живут вместе и любят друг друга, ухаживают друг за другом, помогают друг другу.
В: А каких членов семьи вы еще знаете?
Д: Я знаю сестру, брата, тетю, дядю, племянницу, племянника.
В: Отдыхала семья и решила она с вами поиграть. Они будут меняться местами, а вы расставляйте их на свои места.
Д/и «Расставь на свои места»
Д/и «Красивые слова»
В: Всё это время нам светило солнышко! Предлагаю сделать для него лучи. Нужно взять лучик, приставить его к солнцу, сказав о семье добрые слова. Юля, выходи, бери лучик. У тебя семья какая?
Д: Добрая, любимая, заботливая, прекрасная, веселая, радостная, удивительная, интересная, спортивная, музыкальная и т. д.
В: У нас получилось такое лучистое солнышко, потому что мы сказали много добрых хороших слов. И чтобы в вашей семье всегда было светло и тепло, солнце дарит вам маленькие солнышки.
(Воспитатель раздает детям конфеты.)
3. Итог.
В: Ребята, как весело мы сегодня провели время. Чем мы сегодня с вами занимались? Что вам больше всего понравилось? Что было трудным? (Ответы детей)
В: Как хорошо, что у вас у всех есть семья! Вы - самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, весело и дружно живут все вместе. Хочется, чтобы и вы ценили своих близких, никогда их не огорчали и заботились о них.