Получи документы

Конспект открытого интегрированного занятия по духовно — нравственному воспитанию «Семейные обычаи на Руси»

Ольга Телегина
Конспект открытого интегрированного занятия по духовно — нравственному воспитанию «Семейные обычаи на Руси»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: познакомить детей со старинными семейными обычаями.

Задачи:

Образовательные задачи.

Познакомить детей с одним из домашних праздников - Рождение ребёнка; расширять знания детей о русской истории, обогащать словарь по данной теме;

Закрепить и уточнить представление детям о купании, укачивании ребенка в старину.

Учить изготавливать оберег «куклу-Пеленашку».

Обогатить словарный запас существительными: оберег, колыбелька, определениями: старинный, колыбельная.

Развивающие задачи.

Публикация «Конспект открытого интегрированного занятия по духовно — нравственному воспитанию „Семейные обычаи на Руси“» размещена в разделах

Развивать познавательную активность детей в процессе формирования

представлений о старинных семейных обычаях.

Расширять кругозор и словарный запас детей.

Развивать художественно-творческие способности детей.

Воспитательные задачи.

Воспитывать уважение, интерес к обычаям старины, к русскому фольклору; чувство симпатии, чувство гордости и уважения к своему народу

Методы и приемы: наглядный, практический, игровой, беседа, показ, объяснение.

Формы и виды детской деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная.

Материалы и оборудование: аудиозаписи с русской народной музыкой, атрибуты русской избы, русские народные костюмы, кукла, уголек, зернышки, монетки, русская рубашка, колыбелька, заготовки для изготовления куклы

Образовательные ресурсы: Виноградов Г. С. «Русский фольклор», Лавреньтева Л. С. Культура русского народа: «Обычаи, обряды, занятия, фольклор», Князева О. Л. Маханева М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры.»

Воспитатель : Ребята, посмотрите друг на друга. В какой мы сегодня одежде? Что одели мальчики, что девочки? Сарафаны, косоворотки.

Как можно эти наряды назвать общим словом? Русская, народная, традиционная одежда.

И сегодня мы с вами нарядились в русскую национальную одежду не просто так. Мы с вами продолжим наше путешествие в прошлое нашей страны, узнаем что-то новое о традициях и обычаях нашего народа. Давайте сначала вспомним, что такое традиции? Обычаи, привычки.

Воспитатель : Какие бывают традиции? Семейные, народные.

Воспитатель : Какие в ваших семьях есть традиции? Хорошо!

Сегодня мы с вами будем говорить о Традициях и обрядах связанные с рождением ребенка. Хорошо? Тогда отправляемся в прошлое.

День наступает,

Природа оживает

Солнце встает

Нам светло дает.

Друг на друга поглядим

Про себя поговорим

«Кто у нас хороший?

Кто у нас пригожий?

Все у нас хорошие

Все у нас пригожие»

Мы собираемся

В долгий путь отправляемся.

Воспитатель : Ребята оглянитесь вокруг, на что похожа эта группа?

(На русскую избу).

Пройдемте в горницу. Кто знает, что такое горница? (Это самая просторная и светлая комната в доме, где хозяева встречали гостей). Почему же нас никто не встречает? Давайте закликать хозяйку.

Хором: Хозяюшка, выходи

Гостей в горнице прими!

Воспитатель : А вот и хозяйка нас хлебом солью встречает

Воспитатель : В нашей стране принято дорогих гостей встречать хлебом и солью. Спасибо хозяюшка за хлеб, соль, за гостеприимство. Эта традиция сохранилась до наших дней. Как вы думаете, почему повелось встречать гостей хлебом, караваем.

Вспомните какие вы знаете пословицы и поговорки про хлеб.

Хлеб - всему голова

Хлеб да вода – здоровая еда

Большому куску рот радуется

Ешь пироги, а хлеб вперед береги

Без хлеба – половина обеда

Хлеб бросать – труд не уважать

Будет хлеб – будет и обед

Воспитатель : Правильно ребята. Хлеб во все времена был главной едой на столе и богатых и бедных. Большой труд люди вкладывали, чтобы вырастить хлеб. Поэтому и ценили его как ничто другое.

Был и еще такой обычай у русских людей. Сея и убирая урожай на полях, в обеденное время, когда все поедят, мужчины и женщины отдыхали перед дальнейшей работой, а молодые девушки и парни в это время пели песни, водили хороводы. Давайте сейчас встанем в хоровод. (Хоровод «Земелюшка - чернозем»).

Воспитатель : - Пройдемте в горницу теперь - сядем рядком, да поговорим ладком.

Наши предки всегда почитали праздники. А какие праздники вы знаете?

(Покров, Рождество, Новый год, Пасха, Масленица, Крещение и т. д.)

Воспитатель : А ещё в каждом доме были и свои праздники,

И самый главный из них - рождение — рождение ребенка. Ребенка ждали, о нем думали, говорили, делали для него одежду, люльку.

Будущая мама вела себя осторожно, и к ней относились бережно, с любовью, освобождали ее от тяжелых работ.

Раздается звук плача ребенка.

Воспитатель :

- Дети, что это за звук? Кто плачет?

Достает из колыбельки куклу.

Воспитатель :

- Дети, посмотрите, вот кто у нас плачет – малыш.

У нас в доме радость – у бабушки нашей внучок родился - такой маленький, хорошенький.

Воспитатель : В былые времена, когда ребенок рождался, вывешивали рубашку на самое видное место во дворе — на плетень, чтобы все знали — новый человек в мир пришел!

Повесь-ка, Полина, рубашку на видное место, во дворе — на плетень, чтобы все видели - новый человек родился.

(Полина вешает рубашку на заборчик, а воспитатель кладёт дитя в колыбельку).

В старину, в чем дети спали,

Мамы, сестры их качали

Что же это за кроватка,

Спать в которой, очень сладко! (Люлька)

Воспитатель : А что такое люлька?

Это кроватка, которую мастерил для своего ребенка отец. Она же КОЛЫБЕЛЬ, она же ЗЫБКА, она же БАЮКОЛКА. в зависимости от региона, это чудо, из глубины веков, созданное с любовью для самых сладких снов младенца, называли по-разному.

В зависимости от региона, люльки изготавливали из разных материалов и применяли разные технологии. Могли использовать дощечки, прутья ивы или даже бересту и кожу.

Люльку могли, как заказать у мастера, так и изготовить самим (что было гораздо чаще).

Кстати, колыбельку подвешивали над полом не, просто, для удобства:

Во-первых, теплый воздух всегда поднимается вверх.

Во- вторых, Славяне верили, что приподнятый над полом ребёнок защищен от нечистой силы.

А также считалось, что в состоянии приподнятости малыш будет лучше расти.

Верно, есть ещё такие приметы:

- пустую люльку было категорически запрещено качать. Считалось, что это лишит ребенка спокойного сна, беспокойным будет.

- управляться или как говорили «рулить» люльку надо умеючи. Ведь стоило чуть сильнее качнуть, и малыш мог кувыркнуться на пол.

- Спящего ребёнка никому не показывали.

Воспитатель : Баюкала мать дитя и напевала простые ласковые слова. Нравилась сложенная матерью песня, ее повторяла дочь, добавляя свои слова, Так и тянулась народная песенная нить от семьи к семье, от поколения к поколению. Песенка, под которую засыпает ребенок. Кто знает, что эта за песенка?

Колыбельная - ниточка любви, связывающая мать и дитя.

(Звучит запись колыбельной песни)

Дети, а вам понравилась колыбельная?

Воспитатель :- А когда вы вырастете, вы тоже будете петь колыбельную для своих деток. Воспитатель : Давайте и мы споем колыбельную. (По желанию)

Дети по очереди поют свою колыбельную.

Колыбельная песенка

«Баю- баю, баиньки

Купим сыну валенки,

Наденем на ножки,

Пустим по дорожке,

Будет сыночка ходить

Новы валенки носить».

Воспитатель : Не засыпает никак, давайте еще споё м:

Котя, котенька, коток,

Котя- серенький хвосток,

Приди, котя, ночевать,

Приди деточку качать.

Уж как я тебе коту,

За работу заплачу-

Дам кусок пирога

И кувшин молока,

Ешь ты, котя, не кроши,

Больше, котя, не проси!

*Люли-люли, баю-бай***

Не реви, прошу медведь! По ночам нельзя реветь!

Спать сыночку не мешай. Люли-люли, баю-бай.

Ну-ка серый волк, не вой! Песни грустные, не пой!

Тишину не нарушай! Люли-люли, баю-бай.

Старый филин, помолчи! Не угукай ты в ночи!

Малых деток не пугай! Люли-люли, баю-бай.

Воспитатель : - Вот и уснул наш внучок.

А пока наше дитятко спит, мы с вами поиграем,

Физкультминутка.

Дети встают в круг, берутся за руки. В центре находится ведущий. Играющие ходят по кругу и говорят нараспев слова:

У дядюшки Трифона,

Было семеро детей,

Семеро сыновей :

Они не пили, не ели,

Друг на друга смотрели.

Разом делали, как я!

(При последних словах все начинают повторять его жесты. Тот, кто повторил движения лучше всех, становится ведущим. При повторении игры дети, стоящие в кругу, идут в противоположную сторону).

(Раздается плач ребенка.)

Воспитатель : Ой, расшумелись мы, разбудили нашего малыша.

Надо его успокоить: кто знает потешку-утешалочку.

«Ай, не плачь, не плачь

Я куплю тебе калач,

Не плачь дорогой - куплю другой,

Не плачь не реви - куплю тебе три!»

Успокойся крошка

Ты разбудишь кошку

Ну не плачь глупышка

Испугаешь мышку

И собачку нашу

И теленка бяшу

И лошадку и овец

Все! Не плачешь? Молодец!

-Понравились малышу утешалочки.

Воспитатель : Ребята, с давних времен, когда ребенок рождается, родители дают имя. Часто ребенка называют в честь бабушки или дедушки. Считалось, что если имя ребенка выбрано удачно, то будет он счастлив.

Мальчика нашего зовут его Егор. Имя Егор означает - это хозяин земли. Родители, когда называли его таким именем, хотели, что бы, когда Егорушка вырос, у него было много земли, и чтобы он был богатым и счастливым. А кто из вас знает, что означает его имя. Алексей – защитник, Владимир – знаменитый правитель, владеть миром,

Александр – защитник. Дарья – добрая, подаренная, Милана-милая, Полина – солнечная, скромная, Вероника – приносящая победу, Алиса – благородная, Сергей высокочтимый.

- Дети, сейчас, пока ребенок маленький, его все будут называть ласково Егорушка. А когда он вырастет, то его уже будут называть Егор. Мы растем, и имя наше растет.

Сейчас тебя зовут Даша, а когда вырастешь, то будут назвать Дарьей. Меня зовут Сашенька, а будут называть Александром и т. д.

Воспитатель :

- Молодцы. Вот мы и познакомились с Егорушкой и назвали ей свои имена.

Воспитатель : Посмотрите, дети, что для нашего Егорушки приготовлено? Уголек, монетки, Зернышки. Давно - давно, на Руси, во времена наших прабабушек и прадедушек, эти предметы клали в таз с водой, когда ребеночка в первый раз купали. Такой обряд.

Давайте и мы с вами их тоже положим нашему Егорушке.

Когда клали уголек, говорили: «Привыкай к домашнему теплу».

Дети повторяют. Индивидуально спрашиваю 3-4-х человек.

Ребёнок кладёт зёрнышко.

Когда клали зернышко говорили: «Будь всегда сыт».

Ребёнок кладет денежку.

Когда клали монетку, говорили: «Будь всегда богат».

Воспитатель : А когда купали ребёночка приговаривали,.

Ай, лады, лады,

Не боимся мы воды,

Чисто умываемся,

Маме улыбаемся.

Вода текучая,

Дитя растучее,

С гуся вода -

С дитя худоба.

Вода книзу,

А дитя кверху.

Водичка-водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Моем, моем малыша,

Потихоньку, не спеша,

Носит воду черпачок,

Льёт на спинку, на бочок,

На живот, головоньку.

Расти, малыш, здоровеньким

Воспитатель :

Каждая мамочка любит, лелеет своего младенца, «Ребёночек в дому, что оладушек в меду».

- Расти хорошо малыш, будь похож на отца с матерью, трудись как они трудятся, отдыхай, как им отдыхается.

Баиньки, баиньки, Спи, покуда маленький.

Будет время – подрастешь, На работу пойдешь,

Станешь лес рубить,

Рыбку в озере ловить,

Дрова возить матушке,

Избу чинить батюшке.

Станешь всем помогать,

Будет некогда поспать!

И пока в свой первый день ребеночек спал, родные не отдыхали, а принимались мастерить ему подарки. Как вы думаете, что они готовили ему в подарок?

Дети высказывают предположения.

Воспитатель :

- Да, кто рубашку сошьет, кто носочки свяжет, кто игрушку смастерит. Дети, я предлагаю сделать подарок для Егорушки – и не простой подарок, а настоящий оберег. Дети, а что такое оберег?- Это предмет, который защищал и охранял людей от бед.

Тогда отправимся в мастерскую.

Воспитатель : Послушайте, как звучит слово – оберег – оберегает (повторяем с детьми). Мы сейчас с вами сделаем подарок, чтобы он оберегал его от бед? сделаем куклу - Пеленашку. (показываю готовую куклу)

Я кукла, кукла-оберег,

Твоя помощница навек.

Люби меня и уважай,

И никогда не обижай.

Я принесу тебе удачу.

Жизнь станет ярче и богаче!

- С давних времён люди верили, что куклы - обереги защищают человека от разных бед, сохраняют здоровье и благополучие семьи, а также приносят удачу.

Самой первой куклой славянских детей была кукла - Пеленашка. Люди считали, что она охраняет ребёнка от злых духов. Такую куклу изготавливали перед рождением младенца и подкладывали её в колыбельку.

Сейчас я покажу вам, как нужно мастерить

Лоскуток да ниток катушка.

В умелых руках оживает игрушка.

Кручу, верчу,

Создать хочу

Куколку красивую,

Дивную и милую.

Пусть нас она оберегает

И злых духов отгоняет.

Ход работы:

Самостоятельная работа детей по изготовлению куклы Пеленашки. (Использование русской народной мелодии во время труда детей).

Воспитатель :

- А теперь, давайте подарим Егорушке наш подарок, и пусть каждый пожелает ему что-нибудь.

- Никогда не болей, будь здоров.

- Расти крепким да удалым.

- Слушай отца-батюшку да родную матушку.

- Будь добр, и пусть встречаются добрые люди.

- Пусть живет-поживает, да добра наживает. (ставят своих куколок на припечек)

Воспитатель :

А у нас и для гостей есть пожелания.

Будьте здоровы, живите богато.

Будьте в дому, как оладышек в меду.

Дай Бог вам удачи.

Житья вам, бытья и здоровья.

Воспитатель :

Ребята, вот и подошло к концу наше путешествие. Вам было интересно?

- Что нового и интересного вы узнали? О чём вы дома расскажете родителям?

- С кем познакомились?

- Какую куклу - оберег мы делали?

- Что обозначает слово оберег?

- Что вам понравилось на занятии?

- Ну а вам, ребятки, спасибо за работу вашу, за старание,

Для изготовления куколки нам понадобятся:

1. Лоскут белой ткани 20х30;

2. Лоскут цветной ткани 15х20;

3. Треугольный лоскут для платочка;

4. Красные нитки;

5. Узкая ленточка.

Итак, начнё м:

1. Берём лоскут белой ткани 20х30, складываем его пополам и сворачиваем в трубочку.

2. Красной ниткой перевязываем талию куколке и выделяем головку.

3. Возьмём треугольный лоскут ткани и завяжем Пеленашке косынку.

4. Кладём куклу на лоскут цветной ткани и начинаем её пеленать.

5. Ну вот, дело осталось за малым, необходимо взять ленточку и красиво перевязать Пеленашку.

Публикации по теме:

Анкета для родителей по духовно-нравственному воспитанию детей Уважаемые родители! Просим Вас ответить на вопросы анкеты по духовно-нравственному воспитанию детей. 1. Является ли традицией Вашей семьи.

Дидактическая игра по духовно-нравственному воспитанию «Моя семья»Дидактическая игра по духовно-нравственному воспитанию «Моя семья» Духовно-нравственное воспитание дошкольников Детство – важнейший период в жизни любого человека. Именно в ранние детские годы у людей закладываются.

Конспект НОД по духовно-нравственному воспитанию с элементами декоративной росписи «Филимоновские петушки» в средней группеКонспект НОД по духовно-нравственному воспитанию с элементами декоративной росписи «Филимоновские петушки» в средней группе Конспект НОД по духовно-нравственному воспитанию с элементами декоративной росписи «Филимоновские петушки» в средней группе Интеграция.

Конспект НОД по духовно-нравственному воспитанию «В мире доброты» в средней группеКонспект НОД по духовно-нравственному воспитанию «В мире доброты» в средней группе Делай доброе дело Ради счастья людей, Чтобы сердце горело, А не тлело во мгле. Цель:Углубить представление детей о доброте как ценном,.

Конспект ННОД по духовно-нравственному воспитанию во второй младшей группе «Сказка «Репка» на новый лад» Интеграция образовательных областей: «Познание» (Духовно-нравственное воспитание; ФЭМП; ФКЦМ, «Социализация», «Коммуникация» (Развитие.

Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Семейные обычаи на Руси»Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Семейные обычаи на Руси» Цель: Развивать чувство патриотизма и любви Родине. Расширять представление о старинных семейных обычаях. Задачи: Образовательные: 1. Воспитывать.

Конспект образовательной деятельности по духовно-нравственному воспитанию в средней группе «Дороги добра»Конспект образовательной деятельности по духовно-нравственному воспитанию в средней группе «Дороги добра» Конспект образовательной деятельности по духовно-нравственному воспитанию в средней группе по теме «Дороги добра» Мигранова Эльза Флусовна.

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию детей подготовительной группы «Уважение к семье» Конспект занятия по духовно - нравственному воспитанию детей подготовительной группы: "Уважение к семье" Цель: создать условия для формирования.

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию «Милосердие. Святой Николай» в старшей группе Конспект занятия по духовно - нравственному воспитанию: "Милосердие. Святой Николай".В старшей группе. Цель занятия: Подать детям образ милосердного.

Занятия в подготовительной группе по духовно-нравственному воспитанию по программе «Добрый мир» Сегодня в России в сложных социально-экономических, нравственных условиях наше общество подстерегает опасность окончательной утраты духовных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект открытого интегрированного занятия по духовно — нравственному воспитанию «Семейные обычаи на Руси»
Опубликовано: 15 февраля 2023 в 23:53
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект открытого интегрированного занятия по духовно — нравственному воспитанию «Семейные обычаи на Руси»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Телегина (УИ 9287) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД