Татьяна Бондаренко
Конспект открытого интегрированного занятия в старшей группе «Разноцветные клубочки»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого интегрированного занятия в старшей группе № 11
Тема: «Разноцветные клубочки»
Программное содержание:
Расширить представлений детей о нитках, их качествах и свойствах,
о разнообразии изделий из ниток, их назначении.
Расширить кругозор детей знаниями об истории возникновения одежды.
Закрепить названия тканей.
Публикация «Конспект открытого интегрированного занятия в старшей группе „Разноцветные клубочки“» размещена в разделах
Формировать у детей отчетливое дифференцированное представление о различных видах одежды
Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи.
Расширять, активизировать словарный запас.
Развивать логическое мышление, внимание, память, мелкую моторику пальцев рук.
Воспитывать мотивацию к познавательной деятельности.
Оборудование и материалы: Клубочки различной пряжи, спицы, крючок, прялка, веретено. Шерсть собаки, кролика, овцы, козы. Картинки животных (собака, овца, верблюд, коза, кролик). Мультимедийная презентация «Как появилась одежда?»
Дети проходят в группу.
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости. Давайте поприветствуем наших гостей.
Дети становятся в круг вместе с гостями.
Психогимнастика в кругу:
- Придумано кем-то просто и мудро –
При встрече здороваться – доброе утро!
Доброе утро – солнцу и птицам!
Доброе утро – улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро длится до вечера!
Воспитатель: - Ребята, посмотрите на экран?
На экране появляется одежда: шуба, брюки, платье, шапка, юбка.
- Как можно назвать это, одним словом? (Одежда)
- А как вы думаете, всегда ли люди носили такую одежду? (Нет).
- Правильно! В разные времена люди носили разную одежду.
- Как вы думаете, что было одеждой человека, когда не было платьев, брюк, юбок, рубашек?
- Хотите узнать, как появилась одежда, и какая она была раньше.
- Тогда я приглашаю вас и наших гостей в путешествие во времени, сначала в прошлое, затем вернё мся в настоящее: пройдем весь путь чудесных превращений нашей одежды. И сейчас мы отправляемся в прошлое, а поможет нам в этом этот волшебный экран.
Дети выходят и встают перед экраном.
- Встаньте перед экраном и повторяйте вместе со мной волшебные слова:
«Ну-ка вместе, ну-ка дружно сквозь экран мы все пройдем и при этом сразу с вами в прошлое мы попадем».
- Один, два, три, четыре, пять нужно глазки закрывать.
Звучит космическая музыка.
- Один, два, три, четыре, пять можно глазки открывать.
Просмотр презентации «Как появилась одежда?»
Воспитатель по ходу просмотра презентации ведёт рассказ об истории возникновения одежды.
Слайд 4.
Воспитатель: - Вот мы и очутились в прошлом. Присаживайтесь на бревнышко.
Дети садятся стулья.
Воспитатель: - Кругом доисторический диковинный лес. Мы с вами попали в то время, когда люди жили в лесу, в пещерах, ели сырое мясо и не было у них никакой одежды. Нечем было прикрыться от ветра и дождя. А вокруг росли деревья с большими и маленькими листьями, высокая трава, лопухи, цветы.
Слайд 8.
Воспитатель: Но ведь растениями можно не только любоваться. Можно нарвать листочки, собрать на гибкую веточку - и прикрыться от дождя и ветра. И тогда человек сделал одежду из листьев, травы, соломы, веток.
- А как вы думаете, прочной ли была одежда из травы, листьев?
Дети: Нет. Не прочной.
Воспитатель: - Правильно, непрочной. Она засыхала, рвалась. А можно ли в такой одежде ходить зимой?
Дети: - Нет.
Воспитатель: - Почему?
Дети: - Потому что зимой холодно, можно замёрзнуть, заболеть.
Воспитатель:- В этих же лесах рядом с людьми жили разные животные. Им не страшны ни ветер, ни холод. И тогда человек подумал: «Вот если бы у меня была такая же тёплая шкура, как у животных, мне бы не было холодно».
Слайд 10.
Воспитатель:- И пошёл человек на охоту, добыл шкуру животного и сделал из неё одежду.
Воспитатель показывает кусок шкуры.
Воспитатель:- Удобно ли было носить такую одежду?
Дети: Нет, плохо держится, она тяжёлая, летом жарко.
Воспитатель:- Ребята, а сейчас я предлагаю вам поиграть в игру.
Дети, выразительно повторяют за ведущим стишок «Мы охотимся на льва» и делают соответствующие движения.
Мы охотимся на льва. дети маршируют
Не боимся мы его. покачивают головой
У нас длинное ружье заряжают ружье
И подзорная труба. показывают трубу
Ой! А что это?
А это – поле: топ-топ-топ. топают ногами
Ой! А что это?
А это – болото: чав-чав-чав. идут высоко поднимая ноги
Ой! А что это?
А это море: буль-буль-буль. имитируют плаванье
Ой! А что это?
А это тропинка: шур-шур-шур. трут ладони одна об другую
Под ней не проползти. описывают дугу снизу вверх
Над ней не пролететь. поднимают руки вверх и описывают дугу
Ее не обойти, а дорожка напрямик, взмах рукой вперед
Вышли на полянку. дети маршируют
Кто это здесь лежит? Давайте его потрогаем.
Дети «трогают» воображаемого льва.
«Да это же лев! Ой, мамочки!» испугались его и побежали домой.
По тропинке: шур-шур-шур. трут ладони одна об другую
По морю: буль-буль-буль. имитируют плаванье
По болоту: чав-чав-чав. идут высоко поднимая ноги
По полю: топ-топ-топ. топают ногами
Прибежали домой. бег на месте
Дверь закрыли. закрывают двери ключом
Ух! (на выдохе) Устали. вытирают пот со лба
Воспитатель: - А говорили: «Не боимся мы его».
- А вот охотникам приходилось не бояться. Ведь без добычи они могли остаться голодными и раздетыми.
Слайд 13.
- Люди стали задумываться о более удобной одежде. А так как они были очень наблюдательные, то заметили: растет в поле трава-лен. Если ее стебли помять, то из них можно спрясть пряжу, а из пряжи сделать полотно - ткань. Такой тканью люди обматывали себя.
- Давайте и мы попробуем.
Воспитатель обматывает двух детей тканью.
Воспитатель:- Удобно вам ходить?
Дети: Нет
Воспитатель:- А что-нибудь делать?
Дети: Нет
Воспитатель:- Почему?
Дети: Ткань падает, не держится на теле, неудобно двигаться.
Слайд 14.
- Правильно, а чтобы ткань не падала, мастерицы стали сшивать края ткани и получились вот такие рубахи.
Д/и «Что лишнее?»
Воспитатель:- Ребята, а какие инструменты нужны, чтобы сшить одежду?
На экране появятся картинки с изображением четырех предметов, три из которых - это предметы, с помощью которых можно изготовить одежду, а с одним нельзя. Вы должны определить предмет, который не подходит для изготовления одежды.
• ножницы, нитки, молоток, пуговица.
• иголка, ножницы, стул, нитки.
• пуговица, нитки, стол, иголка.
• нитка, иголка, шкаф, ножницы.
Слайд 20.
Воспитатель:- Кроме льна есть ещё одно растение, из которого люди научились делать нити, а из нитей ткани - это хлопок. Из шерсти овец стали делать шерстяные ткани.
Слайд 22.
- Постепенно люди пришли к одежде, которую носим мы с вами.
- Давайте встанем перед нашим экраном и скажем наши волшебные слова:
«Ну-ка вместе, ну-ка дружно сквозь экран мы все пройдем и при этом сразу с вами в настоящее время попадем».
- Один, два, три, четыре, пять нужно глазки закрывать.
Звучит космическая музыка.
- Один, два, три, четыре, пять можно глазки открывать.
Воспитатель:- Вот мы и вернулись в настоящее, в наше время. Ребята, пока мы путешествовали, в нашей группе появился сундучок.
Воспитатель берет сундучок. Открывает его.
Воспитатель: Давайте откроем и узнаем, что там внутри.
Здесь видео письмо.
Фея: Здравствуйте ребята! Я Фея-рукодельница живу в волшебном городе Мастеров. Я люблю печь вкусные пирожки, шить нарядные платья, летом ухаживать за цветами, осенью собирать лечебные травы, люблю работать с нитками, пряжей. Но злая волшебница заколдовала меня, и я не могу вспомнить, из чего и как получаются нитки. Помогите меня расколдовать. Расскажите мне, пожалуйста, как получаются нитки. Я вам посылаю волшебный клубок, он вам покажет путь в страну волшебных разноцветных клубочков.
Воспитатель: Ребята, давайте поможем Фее – рукодельнице.
Вот клубочек интересный
Только не простой, чудесный,
Мы клубочек размотаем
Что внутри него узнаем,
Фею будем мы спасать
Все задания выполнять!
Воспитатель: (держит в руках волшебный клубочек) Ребята, а вы знаете, почему клубочек называют волшебным? Я расскажу вам сейчас невероятную историю об этом клубочке.
Презентация «Подвиг Тесея»
-Давным-давно это было. У царя был единственный сын Тесей - прекрасный, сильный и смелый юноша. Ему удалось победить Минотавра - злое чудовище с телом человека и головой быка – и спасти свой народ. Тесею помогла прекрасная Ариадна. Она дала ему клубок волшебных ниток, с помощью которых наш герой нашел выход из лабиринта.
- С тех давних пор клубочек из ниток называют волшебным. Давайте начнем разматывать наш волшебный клубочек и выполнять задания, чтобы спасти Фею.
- Вот, и первое задание:
Игра «Чья шерсть?»
Лежит шерсть козы, овечки, собаки, кролика.
Воспитатель: На столе лежит шерсть, вы должны определить, чья это шерсть и выбрать картинку с изображением животного кому она принадлежит.
Дети определяют и поднимают карточку с изображением животного, объясняя, почему они так решили.
Воспитатель: Ребята, расскажите мне, как из простого клока шерсти получается одежда?
Дети: Раньше состриженную шерсть мыли и вычесывали, а затем пряли нитки на прялке или с помощью веретена. Затем их скатывали в клубки.
Демонстрация веретена и прялки.
Воспитатель: А чем можно связать вещи?
Дети: С помощью спиц, крючка и специального оборудования на ткацкой фабрике и дома.
Демонстрация ткацкого станка.
Физкультминутка «Волшебные клубочки»
Ты клубочек, ты клубок, Идут в полуприседе, поставив руки на пояс.
Колобок — из ниток бок Бегут на носочках змейкой, держа руки на поясе.
По дорожке покатился Встав лицом в круг, берутся за руки, идут по кругу
И назад не воротился. Закрутка к партнеру в одну сторону, потом наоборот
Встретил зайку и лисичку, Обнимаются, встают опять в круг и поклон друг другу
Всем связал по рукавичке.
Встретил Машу он в лесу, —
И заплел ей нить в косу.
Воспитатель: Молодцы ребята! Вот и выполнили первое задание волшебного клубочка.
-Ребята, скажите, пожалуйста, все ли у нас нитки животного происхождения?
Дети: Нет. Есть нитки растительного происхождения.
Воспитатель: Назовите их.
Дети: Хлопок и лен.
На экране появляются картинки хлопка и льна.
Воспитатель: А шелковая нить как появилась?
Дети: Её получают из кокона тутового шелкопряда.
На экране появляются картинка кокона тутового шелкопряда.
Воспитатель: Ребята, вот следующее задание :
Игра «Назови одежду»
-Вам нужно назвать одежду, которая сделана из шерсти,из хлопка, из льна.
Дети: Из шерсти вяжут теплые вещи, их носят зимой, чтобы не замерзнуть - кофты, свитера, штаны, жилетки.
Из хлопка шьют летние вещи, потому что в них не жарко. Майки, рубашки, платья, футболки.
Вещи изо льна очень хорошо носить летом, т. к. в них совсем не жарко. Платья, рубашки, брюки.
Воспитатель: Ребята, следующее задание:
Пальчиковая игра «Клубочек» :
Возьмите самый маленький клубочек в руки :
На руке лежит клубок, поиграем с ним, дружок!
Покатали, покрутили, между пальцев положили.
Крепко пальчики мы сжали, в кулачке его помяли,
И нисколько не устали.
- А теперь возьмите самый большой клубочек.
Психогимнастика:
Мы клубочки свои взяли
И по ручкам покатали,
И по грудке прокатили,
Вверх подняли, посмотрели,
И на ножки опять сели.
Вы ступни соедините,
И клубочки положите,
Ножки прыгают у нас,
Веселятся много раз.
Правой ручкой покатили,
За спиной остановили,
Левой ручкой передали,
И клубочек перед нами.
Воспитатель: Ребята, а сейчас я приглашаю вас в мастерскую, где мы с вами приготовим для феи-рукодельницы подарок с помощью которого она никогда не забудет из чего и как появляются нитки.
Дети выполняют аппликацию на соответствующих заготовках, по мере окончания поочередно выкладывают коллективное панно.
На мультимедийной доске появляется Фея-рукодельница.
Фея: Ребята, спасибо вам большое вы мне очень помогли, вы меня расколдовали. Спасибо вам за подарок. Я теперь не забуду, как появляются нитки. Я с вами прощаюсь и на память дарю вам подарки.
Воспитатель раздает подарки детям.
Итог занятия.