Наталья Шатовкина
Открытое логопедическое занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого логопедического занятия
по формированию лексико – грамматических категорий и развитию связной речи у детей с ОНР III ур р. р. в подготовительной к школе группе по теме: «Волшебное путешествие по зимнему лесу».
Шатовкина Н. В. учитель–логопед ОГОУ «Детский дом № 4»
Иркутской области, г. Шелехова.
Публикация «Открытое логопедическое занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей с ОНР» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2013
Цель:Расширять и активизировать словарь по лексическим темам : «Деревья»,«Животные наших лесов», «Птицы».
Задачи.
1. Образовательные:
- упражнять детей в составлении сложносочиненных предложений;
- учить детей образовывать сложные слова слияния основ;
- совершенствовать навыки практического применения в речи согласования притяжательных прилагательных с сущ. в роде и числе, образования родительного падежа мн. ч. существительных.
2. Коррекционно-развивающие :
- развивать слуховое внимание, обоняние, память;
- совершенствовать процессы сравнения, воображения, логического мышления;
-отрабатывать координацию речи с движением, моторно-зрительные координации.
3. Воспитательные:
- воспитывать доброе отношение к животным, к природе;
- воспитывать навык коллективной работы.
Оборудование: предметные картинки животных, птиц, кормушка, деревья, Лесник, Ежик.
Ход занятия
I. Вводная часть.
Логопед. Сегодня мы с вами побываем в Волшебном лесу. Но чтобы попасть в лес, нужно отгадать загадку.
Дел у меня немало
Я белым одеялом
Всю землю укрываю,
В лед реки убираю.
Белю поля, дома,
Зовут меня (Зима)
Логопед. Закройте глаза. Один, два, три. Откройте глаза. В кого я превратилась? (логопед надела наряд зимы). Я приглашаю вас в путешествии по Зимнему, Волшебному лесу.
И вам предлагаю превратиться в животных наших лесов (дети надевают маски зверей).
Логопед. У меня есть волшебная палочка, сейчас я ей взмахну и мы окажемся в лесу (музыка, свет).
II. Основная часть
1. Игра «Полянка в зимнем лесу».
Логопед. Зимой падает снег. Снег покрывает все поля, деревья. Снег падает на землю. Как это называется? (Снегопад). Обратите внимание, что это слово состоит из двух частей (слов) снег - падать.
Логопед. Ребята, мы с вами пришли в лес. Посмотрите сколько здесь
деревьев. А вы знаете, какие есть деревья? (Хвойные, лиственные) А вот это какие деревья? Понюхайте, как пахнет их хвоя (дает нюхать).
2. Игровое задание «О ком заботится лесник?»
Дети встречают в лесу лесника.
Логопед. Кто из вас знает, как называется человек, который ухаживает за лесом, за птицами и животными, которые живут в лесу? (Лесник).
Давайте познакомимся с Лесником.
Выберите тех животных, о которых заботится лесник (дети отбирают картинки). О ком заботится Лесник? (о лисах, о зайцах и. т. д., а теперь выберите картинки птиц. О ком заботится лесник? (о дятлах, о совах и т. д.).
3. Подвижная игра «Семья»
Логопед. Ребята, вы знаете, что животные тоже живут семьями. Если мама - лиса, папа-лис, детеныш-лисенок и т. д. (Логопед кидает мяч, ребенок отвечает на вопрос).
4. Составление сложносочиненных предложений о зиме.
Логопед. Но кто это шевелится под снегом? Да ведь это ежик! Здравствуй, Ежик! Как ты тут очутился?
Ежик. Здравствуйте! Рыжая плутовка-лиса разбудила меня, сказала, что уже наступила весна. Я вылез из своей норки.
Ежик. Я всю зиму сплю и ничего не знаю о ней. Расскажите мне о зиме.
Логопед. Хорошо, я буду составлять начало предложения о лете, а вы ребята, продолжите, составляя конец предложение о зиме. Договорились?
Летом солнце светит много, а зимой солнце светит мало.
Летом земля покрыта зеленой травкой, а зимой земля покрыта белым снегом.
Летом на деревьях листочки, а зимой деревья голые.
Летом дети купаются в реке, а зимой катаются на коньках.
(Дети хором повторяют составленные предложения.).
Логопед. Ну, что, ежик теперь ты знаешь, что бывает зимой?
Ежик. Спасибо, ребята! Я многое узнал от вас и зиме. Какие вы молодцы: умеете составлять такие длинные предложения!
5. Динамическая пауза.
Ежик. Что-то я совсем замерз. Да, иголки согреть не могут.
Логопед. Знаешь, что? Давай вместе с нами поиграем в игру, и ты разогреешься, мы тоже долго гуляли по лесу и замерзли.
Как у наших у ребят
Ножки весело стучат
Топ-топ, топ-топ.
Ножки весело стучат.
А устали ножки
Хлопают ладошки,
Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп
Хлопают ладошки.
Поиграем мы немножко
Да похлопаем в ладошки
Пальчики мы согреваем-
Их сжимаем, разжимаем!
А потом в присядочку
Пляшут дети рядышком.
К низу – к верху, раз и два-
Вот как пляшет детвора.
6. Игра «Отгадай. Почему?»
Логопед. Ребята! Послушайте внимательно и ответьте.
Ель на Ежика похожа. Ель в иголках Ежик тоже. Почему они похожи?
7. Игра «Зима—лето»
Логопед. А теперь проверим, хорошо ли вы знаете признаки зимы и лета.
Поиграем в игру «Зима-лето». Лето - веселое солнышко и улыбнулись, Зима- снежинка и нахмурились.
Логопед произносит предложения, дети поднимают символы: зимы (снежинка, лета (солнце). Наступили холода, превратилась в лед вода. Весело стрекочут кузнечики. Дима пошел на речку купаться.
Ежик. Ох! Что-то я уже захотел опять спать. Давайте прощаться, ребята!
Я надеюсь, летом мы опять увидимся. А это вам подарок-загадка, вы
обязательно ее отгадаете.
7. Игра «Чудо - зверь»
Логопед. Давайте посмотрим, что же нам подарил Ежик. Посмотрите!
Чудо-зверь! Бывают такие звери в природе? Кто самый внимательный, кто догадался, каких животных хотел нарисовать Ежик? (рисунок).
Зайца. У этого животного заячьи уши.
Белка. У этого животного беличий хвост.
Лису. У этого животного лисья морда.
Волк. У этого животного волчье туловище.
Медведь. У этого животного медвежьи лапы.
Логопед. Молодцы! Вы разгадали эту загадку.
8. Игра «Отгадай загадки»
Чик-чирик! К зернышкам прыг!
Клюй, не робей!
Кто это (воробей).
Окраска – сероватая,
Повадкой - вороватая,
Крикунья хрипловатая,
Известная персона.
Кто это? (ворона).
Непоседа,Птица длиннохвостая, Птица говорливая, Самая болтливая (сорока).
Красногрудый, чернокрылый,
Любит ягодки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять (снегирь).
Я по дереву стучу, Червяка добыть хочу,
Хоть и скрылся под корой,
Все равно он будет мой (дятел)
Логопед. Ребята! Назовите зимующих птиц. Молодцы! (картинки)
Логопед. Кто самый внимательный, тот ответит, какую птицу мы можем назвать: Красногрудый, чернокрылый, длиннохвостая.
9. Игра «Кормушка»
Логопед. Посмотрите, Кто это? (птицы). Многие птицы зимой собираются стайками. Так им легче добывать корм и не так холодно ночевать на морозе. Мы кормушку смастерили и столовую открыли. Вешают кормушку на дерево.
Логопед. (обращается к каждому из детей по очереди). Ко мне на кормушку прилетел воробей, а к тебе стайка (воробьев, снегирей, галок, ворон, синиц, сорок и. т, д.).
Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой
Стайки на крыльцо.
Приручите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
10. Игра на развитие внимания.
Логопед. Сейчас мы с вами, ребята поиграем. Будьте внимательными,
выполняйте только те движения, которые я назову:
В стороны руки: ими помашем!
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем:
Руки в замок и назад.
Полетела птица-мать
Малышам жучков искать.
Полетела, полетела, на … села.
(… на головку, на плечи, на колени, на живот, на затылок, на лоб).
Сбивчивый момент: логопед периодически выполняет не те движения,
которые называет.
III. Заключительная часть.
1. «Возвращение домой»
Логопед. Ребята! Пора нам возвращаться домой. Давайте прощаться с
Зимнем лесом. Закрывайте глаза
Раз, два, три, четыре, пять
Вот и дома мы опять! (глаза открыли)
Логопед. У кого в гостях вы были? Где вы гуляли? Что вы видели?
Молодцы, ребята! Вы сегодня очень хорошо поработали.
Лесник. Дорогие, ребята! Кое- как вас нашел. Вот вам угощение от лесных жителей, нашего леса. Вы им очень понравились (сладкий подарок).
Логопед. Большое спасибо! Поиграй с нами Лесник на прощанье.
2. Музыкальная игра «Снежинки»