Наталья Коломыцева
Конспект открытого подгруппового занятия на тему «Постановка звука [С]»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Постановка звука [С]
Цели:
1. Образовательные:
- формирование знаний о механизме организации звука и его акустических особенностях;
2. Коррекционные:
- развитие моторики артикуляционного аппарата, пальчиковой моторики;
- формирование правильной голосовыдыхаемой струи, кинестетических ощущений;
- развитие фонематического слуха;
- закрепление звука в изолированном виде, в слогах.
3. Воспитательные.
- воспитание контроля за своей речью; развитие чувства товарищества.
Публикация «Конспект открытого подгруппового занятия на тему „Постановка звука [С]“» размещена в разделах
Ход занятия:
Этапы занятия Содержание занятия
1. Организационный момент Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам на занятие пришёл слонёнок. Он хочет посмотреть, как вы занимаетесь.
2. Постановка целей занятия (объявление темы) Но у него одна проблема: пока он ехал на самокате, у него спустилось колесо. Вы хотите ему помочь? Для этого нужно будет накачать насосом колесо. Но песенка насоса непростая: С – С – С. Сегодня мы будем учиться правильно произносить звук [С]. А вы хотите научиться песенке насоса? Вы будете стараться на занятии? Молодцы!
3. Артикуляционная гимнастика Артикуляционная разминка:
- улыбка, заборчик
- лопатка, затем накажем непослушный язычок: пя-пя-пя
- вкусное варенье
- лопаточка
- горка
- кошечка сердится
- часики, качели
-произносим И, объясняем свои ощущения от положения языка
Голосовые и дыхательные упражнения:
- заморозить ладошки;
-подуем на султанчики;
4. Анализ артикуляции по плану
Характеристика звука Давайте узнаем, когда произносишь звук [С], что делает язычок? Губы? Зубы? Воздушная струя? Голосовые складки?
С – губы в улыбке, зубы сжаты, язык широкий, лежит на дне рта, кончик упирается в нижние зубки. Посередине языка - желобок, по которому проходит воздух, струя тонкая и холодная.
(показ профиля артикуляции, схема на руке, выдох на тыльную сторону ладони)
Звук С – согласный или гласный? Звонкий или глухой? Твёрдый или мягкий? (дети объясняют)
Запомните: С – согласный, глухой, бывает твёрдым и мягким (это зависит от последующего гласного).
Сначала мы будем учиться произносить твёрдый звук С.
5. Постановка звука Произнести звук С--- длинно.
Теперь споё м песенку насоса: С – С – С.
6. Закрепление изолированного звука
7. Связь звука и буквы Звукоподражание : С чем ещё можно сравнить звук С?
Чайник кипит, ветер свистит…
Мы сейчас произносили звук, слышали его. А какой буквой он обозначается? (С – похожа на месяц “Полумесяц в небе звёздном буквой С повис над домом; С – откусанный бублик, сушка “Села мышка в уголок, съела бублика кусок”; на отпечатки копыт – “Шёл конь копытами звеня, как буквы С следы коня”; на телефонную трубку)
8. Развитие фонематического слуха Сейчас я буду называть вам звуки, когда услышишь С – хлопни ладошками: С, м, н, г, С, ш, р, в, с, ж, С, у, з, ч, х, С, щ.
Сейчас я буду называть вам слоги, когда услышишь С – хлопни ладошками: на. Са, Су, ну, до, Со, ра, Са, жи, ны, Сы, вы, кэ, то, хэ, Сэ, Со
Сейчас я буду называть вам слова, когда услышишь слово со звуком [С] хлопни в ладошки
Сад, дом, бумага, сало, сук, шуба, дочка, сытый, бочка, жук, самолёт, домик, гном, совок, сковорода.
9. Закрепление звука в слогах Игра “Буква ходит в гости” - составление прямых слогов с гласными а, ы, о, у, э
С --- --- А С --- --Ы С--- О С--- ---Э С --- ---У
(обращается внимание детей на положение губ, языка на С, затем на то, как меняется положение губ на гласные)
Многократное повторение слогов СА, СЫ, СО, СУ, СЭ
10. Итог занятия Сегодня мы учились правильно произносить звук [С], помогли слонёнку накачать колесо насосом, “ловили” слова со звуком [С], вы повторяли за мной слоги.
11. Оценка Вы очень хорошо работали на занятии, у многих из вас уже отлично получается, а если вы будете заниматься дома, то у нас это получиться намного лучше и быстрее. Молодцы!