Лучший педагог года

Конспект открытого урока пр окружающему миру во 2 классе «Зима — время науки и сказок»

Щаднева Оксана Валерьевна
Конспект открытого урока пр окружающему миру во 2 классе «Зима — время науки и сказок»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Предмет: Окружающий мир

Класс : 2

Тема: Зима – время науки и сказок

Тип урока : открытие нового знания

Цели: Создать условия для формирования представления о том, как учились дети в старину; фор-мировать представление о народных погодоведческих приметах

Задачи: 1. Образовательная – расширять знание народных погодоведческих примет; учить понима-нию нравственного значения сказок народов России;учить своими словами описывать состояние персонажей

Публикация «Конспект открытого урока пр окружающему миру во 2 классе „Зима — время науки и сказок“» размещена в разделах

2. Развивающая – развивать память, мышление, развивать навыки самостоятельной работы,

умение делать выводы

3. Воспитательная – воспитывать самостоятельность, творческую активность, содействовать воспи-танию коммуникативных умений

Планируемые результаты:

Личностные:

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки

- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, по-нимания и сопереживания чувствам других людей

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций

Мтапредметные:

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы дос-тижения результата

Предметные:

- понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы.

- уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни

- осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элемен-тарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего по-ведения в природной и социальной среде

Универсальные учебные действия:

Личностные:

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к окружающему

- установка на здоровый образ жизни

- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, самоанализ и самоконтроль.

Познавательные:

- способность и умение обучающихся производить простые логические действия.

- выявление особенностей разных объектов в процессе их рассматривания (наблюдения).

- анализ, синтез, сравнение,

Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и ус-ловиями коммуникации;

- владение монологической и диалогической формами речи;

Регулятивные:

- фиксирование индивидуального затруднения пробных учебных действий,

- целеполагание,

- прогнозирование

- контроль,

- оценка,

- коррекция

Организация пространства: фронтальная; индивидуальная.

Материал: учебник «Окружающий мир» А. А. Плешаков, рабочая тетрадь, карточки, иллюстрации, атлас-определитель, листочки с пословицами.

Основные понятия: покровитель - это тот, кто оказывает поддержку защищает человека;

бечёвка - это тонкая прочная нить для сшивания, изготавливаемая скручиванием бумаги;примета - это явление, случай, который в народе считается предвестием чего-либо;скупость - это жадность, большая бережливость.

Методы и приё мы: коммуникативный (беседа, объяснение, работа с книгой, наглядный (иллюстра-ции, мультимедийное оборудование, учебник)

Оборудование: ТСО, доска

Ход урока

Этапы урока Время Деятельность учителя Деятельность уча-щихся Формируемые УУД

I. Мотивация к учебной дея-тельности

Цель: настроить на полож. эмо-ции, способство-вать созд. внутр.

комфорта. 1-2 мин. - Здравствуйте, добрый день, друзья!

Он наступил такой прекрас-ный,

Потому что в нём и вы, и я!

у нас в гостях Старик-Годовик.

- Сегодня на уроке я желаю вам хорошо и активно порабо-тать. Вы все старательные дети и у вас все получится. Приветствуют учите-ля.

- Да, да

-самоопределение (Л);

-смыслообразова-ние (Л);

- нравственно- этическая ориен-тация (Л).

II. Актуализа-ция знания и пробное учебное действие

Цель: актуали-зировать и за-крепить знания детей о трёх ме-сяцах зимы 5-7 мин. А ещё у нас в гостях Старик-Годовик.

В мешке Старика-Годовика собраны признаки самого пре-красного времени года. Ваша задача: найти причину явле-ния, названного в столбике слов слева.

(работа в парах)

Гололёд – понижение темпе-ратуры после оттепели; пожар, наводнение;

Метель – снегопад при силь-ном ветре; сильно пригревает солнце;

Короткие дни и длинные ночи – солнце на небосклоне высо-ко; самое низкое положение солнца;

Ваши красивые правильные ответы – чёткие полные отве-ты, яркая эмоциональная речь;

Хорошее настроение – метёт пурга; светит солнышко; праздничный открытый урок;

— О каком времени года идёт речь в задании Старика-Годовика?

- Ребята, вспомните, что вы изучали на прошлом уроке ок-ружающего мира?

- Как долго длиться зима в нашем крае? 3 месяца или больше? А может меньше?

- Вы любите отгадывать загад-ки?

-Старик-Годовик приготовил для вас загадки.

После братца Января

Служить очередь моя.

Помогают мне подруги:

Снежная метель и вьюги. (Февраль)

- Правильно!

- Слушайте следующую загад-ку.

По счёту первым он идёт,

С него начнётся новый год.

Открой скорее календарь,

Читай! Написано -.

(Январь)

- Сейчас следующая загадка.

"Году конец и начало зиме!"

- Вот так загадку задали мне.

Морозы и вьюга,

И снег на дворе,

К нам в гости

Приходит зима в.

(Декабре)

- Молодцы, ребятки! А в пра-вильном ли порядке располо-жены у нас месяца? Давайте расставим их по порядку.

- Подскажите,а как называли зимние месяцы в старину?

- Молодцы! Оцените свою работу с помощью смайли-ков. (показ смайликов)

понижение темпера-туры после оттепели

снегопад при сильном ветре

низкое положение солнца;

чёткие полные отве-ты, яркая эмоцио-нальная речь;

-

праздничный откры-тый урок;

О зиме.

Фронтальная работа

(дети отвечают на вопросы по прошлой теме урока)

Февраль

Январь

Декабре

Декабрь-студень, Январь –сечень, февраль- снежень. - инициативное сотрудничество (К);

- смыслообразо-вание (Л);

- осознание и произвольное по-строение речевых высказыва-ний (Л);

- выражение сво-их мыслей с дос-таточной полно-той и точностью (К);

- учёт разных мнений (К).

III. Выявление места и причи-ны затруднения

Цель: формиро-вать умения це-леполагания, представления о результате дея-тельности;

Понимать учеб-ную задачу и стремиться её выполнить.

4-5 мин. - Сейчас проверьте свои чер-нильницы, есть ли в них чер-нила. Хорошо ли заточены пе-рья? Прошу вас запомнить, что из-за каждой кляксы в тетради будут снижаться ваши отмет-ки!

- Как вы думаете, в какое вре-мя и в какое место переносит нас такое начало сегодняшней нашей встречи? Что вы почув-ствовали?

- Мы попробовали пофантази-ровать и представить, что так начинались уроки в старинной школе.

- Хотелось бы вам до конца пробыть на таком уроке? По-чему?

- В старинную школу.

- Хотелось бы узнать как учились в стари-ну.

Фронтальная работа

(отвечают на по-ставленные вопросы) - определение основной и второстепенной информации (П);

- подведение под понятие (П);

- анализ, синтез, обобщение (П);

-структурирование знаний (П);

- осознанное и произвольное постороение речевого высказывания (П);

- учет разных мнений (К);

- планирование учебного сотрудничества с учителем (К);

- разрешение конфликтов (К).

IV. Построение проекта выхода из затруднения

Цель: открытие темы урока детьми.

Физминутка.

4-5 мин. Работа по учебнику с. 8

- Посмотрите в окно, какое время года сейчас?

- Как можно связать старин-ную школу и зиму?

- Ребята, о чем мы будем сего-дня говорить?

- Откройте учебники на ста-нице 8 и прочитайте наверху тему урока про себя. Что там написано?

- Да ребята, вы сегодня будете

проходить тему «Зима – время науки и сказок».

- Как вы думаете, какие задачи мы с вами поставим на сего-дняшнем уроке?

- Сейчас отдохнём, тихо вста-ли, повторяйте за мной.

Как на горке - снег, снег,

(встаем с вытянутыми руками на носочки)

И под горкой - снег, снег,

(приседаем)

И на елке - снег, снег,

(встаем с вытянутыми руками на носочки)

И под елкой - снег, снег.

(приседаем)

А под снегом спит медведь.

(склоняем голову набок, под-ложив сложенные ладони под щеку)

Тише, тише. Не шуметь!

(прикладывает палец к губам).

- Сели и продолжаем работать.

- Зима.

- Зима – время науки и сказок.

Фронтальная работа

(отвечают на вопро-сы)

Узнать: Почему зима время науки.

Почему зима время сказки.

Как учились в старин-ной школе. - умение структурировать знания (П);

- планирование (Р);

- постановка и формулировка проблемы (П);

- аргументация своего мнения (К).

V. Реализация построенного проекта.

Цель: объясне-ние тему урока

10-12 мин. Работа по учебнику с. 8

— Ребята, когда вы приходите в школу после летних каникул?

— Ребята, а вы знаете, когда в старину дети приходили в школу после лета?

Найти ответ на этот вопрос вам поможет учебник. От-кройте учебник на странице 8, прочитайте 1 абзац, попробуй-те сами найти ответ на вопрос: «С какого дня в старину дети начинали учиться?»

Чтение детьми учебника.

- Так когда в старину дети первый раз приходили в школу после лета? Почему?

- Дети помогали родителям в уборке урожая, в подготовке к зиме.

- Кто может ответить, к кому обращались дети за помощью в ученье?

- Почему именно святого Нау-ма народ выбрал покровителем учения?

- Кто такой покровитель? Это тот, кто оказывает поддержку защищает челове-ка.

- Посмотрите на изображение иконы святого Наума.

- Правда, он похож на доброго, внимательного, терпеливого учителя?

Старик –Годовик приготовил вам вот такие конверты. Для того что бы выполнить его за-дание вам надо разделиться на группы.

(работа в группах)

1 ряд-1 группа,

2ряд- 2 группа, 3 ряд -3 груп-па.

Каждая группа в течении 1 минуты должна выбрать себе командира.

Вы получили по конверту, в котором находиться картина.

Ваша задача в течении 5 минут с помощью вопросов составить рассказ по своей картине.

- Как она называется? Кто её автор? Кто на ней изображен.

- Как вам кажется, дело проис-ходит в городе или в селе? Как вы это определили? Во что обуты дети?

- Что такое бечёвка? Это тон-кая прочная нить для сшива-ния, изготавливаемая скручи-ванием бумаги.

- Ребята, как вы думаете рань-ше писали в таких же краси-вых тетрадях?

- На чем писали раньше?

Раньше писали на коре либо на покрытых пчелиным воском дощечках.

- Перемен и уроков не было. Дети учились с утра до вечера, в середине дня перерыв, чтобы дети пообедали. Оценок рань-ше не ставили. Выполнил за-дание – иди домой, нет – по-лучай наказание.

- Послушайте стишок.

В старину учились дети –

Их учил церковный дьяк, –

Приходили на рассвете

И твердили буквы так:

А да Б – как Аз да Буки,

В – как Веди, Г – Глаголь.

И учитель для науки

По субботам их порол.

Вот какой чудной вначале

Наша грамота была!

Вот каким пером писали –

Из гусиного крыла!

Дьяк - лицо, проходящее цер-ковное служение, это священ-нослужитель.

2 картина

- Как она называется? Как вам кажется, дело происходит в городе или в селе? Как вы это определили? Кто на ней изображен.

Сколько учеников в школе. Где они сидят?

3 картина

- Ребята, какое время года изо-бражено на картине? Какая по-года на улице?

- Можно ли понять, куда идут люди на картине? Как вы это поняли?

- Кто они друг другу? Какое у них настроение?

- Давно ли лёг снег?

- Можем ли мы примерно определить температуру воздуха?

(Оценивание своей работы в группах.) А теперь оцените свою работу в группах.

- Ребята, а вы знаете что такое примета? Это явление, случай, который в народе считается предвестием чего-либо.

- Внимательно послушайте народную примету.

- Когда дым из печных труб поднимается вверх столбом, мороз на улице ниже 10 градусов. А вот когда дым стелется по ветру, температура немного ниже нуля градусов.

- Так какая примерная температура воздуха на картинке?

- Какие приметы вы ещё знаете?

Старик –Годовик тоже приготовил для вас несколько примет. Снежная зима – к высокой траве.

Большие сосульки на исходе зимы – к урожаю овощей.

- Ребята, вы читали текст, скажите мне на какой день приходятся главные морозы в декабре?

- Что это за день?

Этот день еще называли – зимний день – погодоуказатель.

- О какой примете в николины морозы вы узнали?

Работа по учебнику с. 10

- Зима – это время не только науки, но и сказок.

- Объясните значение посло-вицы «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок

- Правильно, сказка чему-либо учит. Так вот, зимнее время – пора для сказок. Так всегда было в старину. Это время – когда меньше было работы, не было электричества, телевиде-ния, компьютеров, были дол-гие зимние вечера.

Слушали дети сказки и ума набирались.

- Посмотрите, ребята, герои какой сказки в виде пальчико-вых кукол изображены рядом с темой урока на странице 8?

- Михайло Потапыч несёт в коробе не только пироги и Машеньку, но и сказку. Давай-те – ка сядем по уютнее, как это бывало зимними вечерами в старинных домах.

- Вот и полилась наша сказка. Послушайте её повниматель-нее

(аудиозапись на даргинскую сказку «Скупясь, не сбере-жёшь).

- Что такое скупость? Ску-пость - это жадность, боль-шая бережливость.

- Ребята, объясните смысл сказки? Что хотел сказать на-род?

- 14 декабря.

- К Святому Науму.

- Из-за созвучия име-ни Наум слову «ум».

- Да.

- Сельская бесплатная школа. Морозов Александр Иванович.

- Девушка в пышном платье.

Подготовка и рассказ детей.

-

- Они наверное вы-полняют какое-то за-дание.

- В селе.

- Нет.

- Люди идут в баню: в руках таз и веник.

- Отец и сын идут за руку. Обычно в баню ходят близкие родст-венники, бодрое, так как на улице легкий мороз.

- Снег выпал недавно, так как люди остав-ляют следы.

- Да.

- Мороз на улице ниже 10 градусов.

- 19 декабря.

- День Святого Нико-лая.

- Если Николин день холодный – к урожаю.

- Сказки всегда чему то учат.

- Маша и медведь.

- Не нужно жадни-чать.

- формулирование проблем и само-стоятельное соз-дание способов решения проблем творческого и по-искового характе-ра. (П);

- смыслообразо-вание (Л);

- волевая саморе-гуляция (Р);

- познавательная инициатива (Р);

- выражение сво-их мыслей с дос-таточной полно-той и точностью (К);

- разрешение конфликтов (К).

VI. Первичное закрепление во внешней среде.

Самостоятель-ная работа.

Цель: организо-вать усвоение учениками со-держания нового материала; пла-нирование дей-ствий в соответ-ствии с постав-ленной задачей и условиями её реализации. 4-5 мин.

- Ребята, закончите предложе-ния:

Зима - хорошее время для…

Народные приметы и сказки учат нас…

Зима – всегда и в старину, и сейчас хорошее время для учё-бы и чтения сказок.

-…учения и сказок.

-… добру и мудрости.

- формирова-ние потребности в самовыражении и самореализации, позитивной мо-ральной само-оценки и мораль-ных чувств (Л);

- умение слушать и вступать в диа-лог (К);

- умение выра-жать свои мысли в соответствии с условиями ком-муникации (К);

- осознание ответ-ственности за об-щее дело (Л);

VII. Включение в систему зна-ний и повторе-ние.

Цель: формиро-вание учебной деятельности на основе системы знаний о ста-ринной школе и сказках.

Домашнее за-дание. 7-8 мин. - Давайте вспомним, о чем мы говорили на уроке?

Какие задачи мы поставили с вами в начале урока?

Сумели мы с вами их решить?

- Когда в старину начинали учиться? Почему?

- Кто помогал детям в учении?

Почему зима время сказок?

- Чему учат нас сказки?

- Хотели бы вы учиться в ста-ринной школе? Почему?

- Ребята откройте дневники и запишите домашнее задание, с. 8-11 прочитать, ответить на вопросы в рубрике «проверь себя» и выполнить задание в рабочей тетради 3, 4, с. 6-7.

- О науке сказках.

- 14 декабря. Потому что дети помогали ро-дителям в уборке урожая, готовились к зиме.

Это время – когда меньше было работы, не было электричест-ва, телевидения, ком-пьютеров, были дол-гие зимние вечера.

Слушали дети сказки и ума набирались.

- Добру и мудрости.

Фронтальная работа

(дети отвечают на вопросы) - нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л);

анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия,

- классификация (П);

- подведение под понятие (П);

- установление причинно-следственных связей (П);

- выведение следствий (П);

- подведение под понятие (П);

IX. Рефлексия деятельности

Цель: выявить самооценку учащихся собст-венной учебной деятельности. 2-3 мин. - Сейчас мы узнаем все ли вам понравилось на уроке.

- Ребята, у вас на столах ле-жит тучка и солнышко. Кому было все понятно и интересно на уроке, поднимите солныш-ко. У кого возникли затрудне-ния –поднимите тучку.

- Оцените работу своих това-рищей на уроке. Кого бы вы хотели похвалить

- Старик-Годовик благодарит вас за урок и дарит вам книги.

- Спасибо вам!Все молодцы.

- рефлексия способов и условий действия (П);

- контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П);

- самооценка на основе критерия успешности (Л);

- адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности (Л);

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К).

Публикации по теме:

Конспект урока по окружающему миру в 1 классе «Кто такие рыбы» Конспект урока по окружающему миру на тему «Кто такие рыбы?» Урок: окружающий мир Тема: «Кто такие рыбы» Класс: 1 Цели: познакомить с.

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе «Куликовская битва» Тема: Куликовская битва Цель: сформировать представления о подвигах защитников Руси. Формируемые УУД: познавательные — осознанно и произвольно.

Конспект урока по окружающему миру во 2 классе «Что такое Бенилюкс» Технологическая карта урока окружающего мира Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «23» апреля 2015 года Тема. Что такое.

Конспект урока по окружающему миру «Как путешествует письмо?» в 1 классе Окружающий мир А. А. Плешаков Тема урока: «Как путешествует письмо?» Цель урока: познакомить детей с работой почты, разными видами отправлений.

Конспект урока по окружающему миру в 1 классе «Почему их так назвали?» Открытый урок по окружающему миру в 1 классе. Тема: Почему их так назвали? Цель урока: • раскрыть взаимосвязь между названиями некоторых.

Конспект урока по окружающему миру в 1 классе «Моя малая Родина» Тема: Моя малая родина. Цели: уточнить понятия «Родина», «малая родина», расширять знания детей о родном поселке, его прошлом, истории.

Конспект урока по окружающему миру в 3 классе «Органы чувств» Предмет : Окружающий мир УМК: «Школа России» Тип урока : объяснение нового материала Тема : «Органы чувств» Цель: дать полное представление.

Конспект урока в 4 классе по окружающему миру на тему «Средние века» СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ Кафедра теории и методики дошкольного и начального.

Конспект урока по окружающему миру «Насекомые» во 2 классе Цели: познакомить учащихся с признаками насекомых; научить отбирать насекомых из всего разнообразия животного мира; выявить важнейший признак.

Конспект урока по окружающему миру в 3 классе «Солнце, растения и мы с вами» Цель урока: сформировать у детей представление о связи солнца, растений и человека. Задачи: - обучающие: показ связи солнца, растений и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект открытого урока пр окружающему миру во 2 классе «Зима — время науки и сказок»
Опубликовано: 27 мая 2020 в 13:40
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД