Конспект урока по окружающему миру в 3 классе «Солнце, растения и мы с вами»

Ольга Куклина
Конспект урока по окружающему миру в 3 классе «Солнце, растения и мы с вами»

Цель урока: сформировать у детей представление о связи солнца, растений и человека.

Задачи:

- обучающие: показ связи солнца, растений и людей, и их роль в поддержании жизни на земле;

-развивающие: развитие памяти, логического мышления, воображения; наблюдательности; расширение кругозора учащихся;

-воспитательные: воспитание доброго отношения к природе.

Планируемые результаты:

Предметные: выявлять роль листьев, стебля и корня в питании растений; доказывать, что без растений невозможна жизнь животных и человека.

Познавательные: извлекать информацию из учебника, карты; придумывать фантастический рассказ.

Регулятивные: моделировать объекты окружающего мира.

Личностные: понимать значимость предъявленной темы.

Тип урока : урок изучения нового материала.

Межпредметные связи: биология.

Оборудование: компьютер, проектор, экран; учебник «Окружающий мир» для 3 класса, А. А. Плешаков;; карточки с тестовыми заданиями; клей; карточки с ответами для проверки д/з; кроссворд;

Технологии, используемые на уроке: ИКТ, работа в парах, технология развивающего обучения, игровая.

Ход урока.

I. Организационный момент.

-Добрый день, ребята и уважаемые гости!

Ребята, поздоровайтесь с гостями.

Надеюсь, что наш урок принесет нам радость общения друг с другом.

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок

Каждый день – всегда, везде

На уроках и в игре

Смело, четко говорим,

И тихонечко сидим.

- Мы начинаем урок окружающего мира.

II. Актуализация знаний

2. Проверка знаний по вопросам (фронтальный опрос):

-Давайте вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке?

-Ответьте на вопросы и назовите органы растений (кроссворд)

3. Игра «Классификация растений»

-У каждого из вас на парте карточка с названием растения. Определить к какой группе растений оно относится.

БЕРЕЗА, МОРСКАЯ КАПУСТА, РОМАШКА, ПАПОРОТНИК, МАЛИНА, ЕЛЬ, ГОРОХ, СОСНА, РОЗА, ГЕРАНЬ, АКАЦИЯ, ИВА, МОЖЖЕВЕЛЬНИК, ВЕТРЕНИЦА, ДУБ.

-Назовите основные признаки отличия каждой группы.

- Представителей группы каких растений у нас получилось больше всего? Почему?

4. Игра «Найди лишнее название»

ЯБЛОНЯ ПОДСОЛНЕЧНИК МОРСКАЯ КАПУСТА АСТРА

СОСНА ЕЛЬ ЛИПА КЕДР

ОДУВАНЧИК ПОДОРОЖНИК КЛЕВЕР ПАПОРОТНИК

- Молодцы! Хорошо справились с работой!

III. Сообщение темы и цели урока.

1. Подготовка к активной познавательной деятельности.

– Прочитайте, эпиграф к уроку.

(Охранять растения – значит заботиться обо всем живом.)

– Как вы понимаете эти слова? (Без растений не было бы жизни, так как они дают всем живым существам кислород.)

– В конце урока мы вернемся к этому высказыванию еще раз.

2. Мотивация учебной деятельности

Мы с вами на уроках окружающего мира говорили, что в природе всё друг с другом взаимосвязано. В природе не бывает ничего лишнего.

-Скажите с чем или с кем связаны растения? (дети перечисляют)

Но самое главное - растение связано с солнцем и человеком.

СОЛНЦЕ РАСТЕНИЯ ЧЕЛОВЕК

– У нас получилась тема урока, прочитайте. («Солнце, растения и мы с вами».)

- Как слова «солнце», «растение», «человек» распределить на две группы (Солнце – неживая природа; растения и человек – живая природа.)

ЖИВАЯ НЕЖИВАЯ

растение солнце

человек

-Назовите признаки живой природы. (Движение, питание, дыхание, рост, развитие, размножение.)

-Как связаны между собой солнце, растения и человек?

3. Деятельностный подход

Сегодня на уроке мы узнаем о тайне растений, которую очень долго не удавалось разгадать учёным и поймем, почему без растений не смогли бы жить на Земле ни люди, ни животные…

А ещё нам нужно разгадать новый секрет, как солнце, растения и человек взаимосвязаны и что эта связь дает нам?

IV. Работа по теме урока

1. Беседа и рассказ учителя.

-Мы будем говорить о взаимосвязи растений и человека на примере двух признаков - дыхания и питания.

а) Дыхание растений.

-Рассмотрим схему. «Дыхание растений»

Мы говорили, что все объекты живой природы дышат. Как же это происходит у растений? В почве как мы знаем есть воздух. Нам это показали проведенные ранее опыты. И растения этот воздух из почвы берут. Причем дышат растения тем же газом, что и мы с вами. Кислородом. А выдыхают углекислый газ.

В воздухе тоже содержится кислород и растения его пусть и в малом количестве поглощают, когда дышат. А выделяют обратно углекислый газ.

- Посмотрите на экран и расскажите, как дышат растения?

-Как называется процесс, при котором растение поглощает кислород и выделяет углекислый газ (процесс называется дыханием.)

б) Питание растений

-Откуда растения получают питательные вещества и воду? (почва)

-А что содержится в почве, необходимое для жизни растений? (вода, воздух, перегной, минеральные соли)

– Как же растения питаются?

Своими корнями растения всасывают из почвы воду с растворёнными в ней минеральными солями.

– Но как же растения получают главные питательные вещества - сахар, крахмал? Ведь их же нет в почве, а в растениях они есть.

Но ведь когда мы едим яблоко, мы чувствуем что оно сладкое. Сахар добывается из свеклы или тростника. А в картофеле много крахмала. Откуда же они берутся?

Вот на этот вопрос мы с вами сегодня и ответим.

Рассмотрим схему. («Питание растений»).

Итак, основные питательные вещества растения получают из почвы. Но этого для растений мало. Для полноценного развития им нужны еще сахар и крахмал.

Но мы знаем, что растения не могут жить без света солнышка. Зачем же нужно оно? Оказывается, солнце дает растениям необходимую энергию. А необходима эта энергия для того, чтобы заработала «кухня» растений – их листья. Это уникальный процесс, когда под действием солнечного света вода и углекислый газ из воздуха превращается в сахар и крахмал. Необходимы и сахар, и крахмал, и вода для роста клеток листьев.

А еще при питании растение выделяет большое количество кислорода.

Но запомните: работает эта чудесная «кухня» только при одном условии. Кто догадался, что это за условие?

-Свет

-Какой вопрос у вас возникает? (Почему же для работы «кухни» требуется свет)

Дело в том, что солнечный свет несет энергию, без которой чудесная «кухня» остановилась бы. Энергия нужна для жизни любого живого существа.

- Когда люди разгадали тайну питания растений, они поняли, что животные и люди не смогли бы жить без растений. Почему?

Чтобы ответить на этот вопрос, прочитаем текст на с. 76

2. Работа с учебником на с. 76. Чтение вслух.

Учитель (после чтения): так ответим на вопросы:

- Какую тайну разгадали ученые?

-Почему люди и животные не смогли бы жить без растений?

(Ни одно животное, ни один человек не могут из воды и из углекислого газа получить питательные вещества.)

Правильно, ребята, растения улавливают энергию солнечного света, запасают ее в питательных веществах, а затем как бы передают эту энергию животным и нам с вами.

- А какое еще одно открытие сделали ученые?

(Ученые сделали еще другое открытие: в зеленой «кухне» вместе с питательными веществами образуется и кислород! Растения выделяют его в воздух.)

Поэтому растения – это наши поставщики кислорода, берегите их!

-Ребята, что бы случилось, если бы не было растений?

- Если бы не было растений, то в воздухе не было бы кислорода.

Процесс, при котором растения поглощают углекислый газ и выделяют кислород, называется фотосинтез и он протекает одновременно с дыханием. Давайте вместе произнесем это трудное слово.

Давайте ещё раз повторим.

-С какими процессами жизнедеятельности для растений мы ознакомились? (Питание и дыхание)

Ребята, а как вы думаете, когда происходит питание? (только днем)

Почему только днем?

-Правильно, параллельно с дыханием.

-А дыхание?

-А дыхание постоянно.

3. Физкультминутка.

4. Работа с моделями (Дети работают на доске).

-Попробуем эти процессы смоделировать.

Первое. Как растения дышат?

-Теперь питание растений. Смоделируем этот процесс.

Сравним две схемы: «Дыхание растений» и «Питание растений»

- Чем они отличаются?

- При дыхании растения поглощают кислород, а выделяют углекислый газ.

- При питании растения поглощает углекислый газ, а выделяет кислород.

5. Страничка для любознательных

-Ребята, а кто знает, где больше всего выделяется кислорода? (В лесу)

Хотите узнать, сколько кг кислорода выделяет 1 га леса за 1 теплый солнечный день?

Тогда послушаем небольшое сообщение и ответим на этот вопрос.

(За один теплый солнечный день 1 гектар леса выделяет 180-200 кг кислорода и поглощает 220-280 кг углекислого газа.)

Вывод:

- Какой вывод о значении растений для планеты вы можете сделать?

-Леса приносят огромную пользу человечеству!

V. Закрепление изученного материала.

1. Проверка полученных знаний

А теперь давайте закрепим наши знания и поработаем в группах

1. Что растения поглощают из воздуха при дыхании?

а) кислород;

б) углекислый газ;

в) азот.

2. Что растение выделяет при дыхании?

а) кислород;

б) углекислый газ;

в) азот.

3. Что несёт энергию необходимую для развития растения?

а) вода;

б) солнечный свет;

в) почва.

4. Какое вещество не участвует в образовании сахара и крахмала?

а) вода;

б) углекислый газ;

в) кислород.

5. Какое вещество выделяется при образовании сахара и крахмала?

а) вода;

б) кислород;

в) углекислый газ.

ПРОВЕРКА

1. а

2. б

3. б

4. в

5. б

Молодцы! Что необходимо для существования растений? (питание и дыхание)

При каких условиях питаются растения (солнечный свет, вода и воздух)

Давайте вернемся к эпиграфу нашего урока

Растения – источник питательных веществ и кислорода для других живых существ, в том числе и для человека

Охранять растения – значит заботиться обо всем живом.

Почему?

Если бы не было растений, и не было бы нас. В природе все взаимосвязано.

VI. Подведение итогов.

Вы сегодня молодцы, хорошо работали.

(А теперь послушайте сказку, её покажут наши девочки. Слушать внимательно, задам несколько вопросов.) если останется время

VII.Домашнее задание:

-прочитать материал на с. 74-77;

-написать благодарственное письмо растениям, красиво оформить и торжественно его зачитать.

VIII. Рефлексия.

- Ребята, с каким настроением вы уходите с урока?

IХ. Заключение.

Я благодарю вас за работу на уроке.

Выставление отметок с комментированием.

Прикреплённые файлы:

prezentacija_i8jjl.pptx | 5778,52 Кб | Скачан: 2
 
Публикации по теме:

Конспект урока по окружающему миру в 1 классе «Кто такие рыбы» Конспект урока по окружающему миру на тему «Кто такие рыбы?» Урок: окружающий мир Тема: «Кто такие рыбы» Класс: 1 Цели: познакомить с.

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе «Куликовская битва» Тема: Куликовская битва Цель: сформировать представления о подвигах защитников Руси. Формируемые УУД: познавательные — осознанно и произвольно.

Конспект урока по окружающему миру во 2 классе «Что такое Бенилюкс» Технологическая карта урока окружающего мира Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «23» апреля 2015 года Тема. Что такое.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Цветы
  • Цветы
Автор публикации:
Конспект урока по окружающему миру в 3 классе «Солнце, растения и мы с вами»
Опубликовано: 26 марта 2019 в 21:04
+230Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 39.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. День весенних декораций на МААМ

Солнечный, согретый солнцем — именно так переводится с латыни название четвертого месяца года. Древнерусское имя апреля еще красивее — цветень. Ведь он знаменует собой начало цветения растений. Апрель...

24 апреля. День российского стоматолога

Стоматология является одной из самых древних отраслей медицины в мире. При археологических раскопках находили черепа людей, живших 5,5 и даже 7 тысяч лет до нашей эры, в зубах которых для лечения кариеса...

Конспект прогулки «Наблюдение за сиренью» в старшей группе
Цель: формирование экологической культуры у детей. Задачи: расширять знания детей о сирени; развивать речь, внимание, наблюдательность, память;...
Конспект ООД по эстетическому воспитанию «Детские памятники Санкт-Петербурга»
Образовательная область эстетическое развитие. ООД-Эстетическое воспитание — «Детские памятники Санкт-Петербурга» Цель: Закреплять и расширять знания...
Игры с фонариком «Домашние птицы»
Игра с фонариком. Цели: развивать зрительные ощущения, формировать представление о свете и темноте. Надо помочь вернуть курице и утке, их яйца в гнездо....