Ирина Туманова
Конспект открытого занятия по ознакомлению с неживой природой в старшей группе «Чудесные капельки»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №6 комбинированного вида» город Пикалево
Конспект интегрированного занятия
по ознакомлению с неживой природой в старшей группе :
«Чудесные капельки»
Воспитатель: первой квалификационной категории
Туманова И. Ф.
2016г
Организация непрерывной непосредственной образовательной деятельности
Публикация «Конспект открытого занятия по ознакомлению с неживой природой в старшей группе „Чудесные капельки“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Живая и неживая природа. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Неживая природа
- Открытые занятия. Конспекты
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Автор конспекта ННОД : Туманова Ирина Федоровна, воспитатель первой квалификационной категории «МБДОУ №6 комбинированного вида» город Пикалево.
Задачи приоритетной образовательной области «Познание. Формирование целостной картины мира» :
- Уточнять и расширять знания детей о воде, ее свойствах и значении для жизни и здоровья;
-Познакомить детей с понятием «круговорот воды в природе»;
-Развивать наблюдательность, умение выдвигать гипотезы и делать выводы из результатов наблюдений, экспериментов;
-Воспитывать любознательность, бережное отношение к воде;
-Формировать знания о весенних признаках: появлении подснежников;
Задачи в ОО интеграции:
Речевое развитие:
-Ввести в активный словарь детей слова: пресный, круговорот;
-Познакомить детей со стихотворениями, загадкой и поговоркой о воде;
Физическое развитие:
-Формировать сознательное отношение к своему здоровью;
-Развивать слуховое и зрительное внимание, мелкую и общую моторику
Художественное развитие:
-Совершенствовать умение равномерно закрашивать изображение губкой;
-Развивать художественно-эстетическое восприятие;
Оборудование для педагога:
Ноутбук, экран, мультимедийная презентация, глобус, ведерко, облако из пенопласта с прикрепленными к нему на леске капельками, кувшин, ножницы, термос с кипятком, зеркальце, глобус, ведерко, 2 одинаковых кувшина; 3 прозрачных емкости с молоком, соком и водой;
Оборудование для детей: фон «круговорот воды в природе», капелька, солнышко, тучка на каждого ребенка, листы бумаги с нарисованными белыми восковыми мелками подснежниками, губки, емкости с разведенной акварелью синего цвета.
Содержание НОД:
1. Вводная часть:
-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ирина Федоровна.
-Давайте встанем в круг: (слайд 1)
В круг широкий, вижу я,
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем направо,
А потом пойдем налево.
В центре круга соберемся,
И на место все вернемся.
Улыбнемся, подмигнем.
И занятие начнем.
-Я предлагаю вам стать исследователями. Кто такие исследователи?
(ответы детей)
-А что мы будем исследовать, вы узнаете отгадав загадку:
Если руки наши в ваксе
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли-
Жить нельзя нам без (воды) (слайд 2)
Педагог вносит облако с капельками.
-Сегодня чудесные капельки поиграют с нами, научат нас новому и интересному. А те дети, которые будут особенно старательны и активны, смогут срезать чудесные капельки и складывать в этот кувшин.
2. Основная часть:
• -Это капелька бережливая. Она принесла вам вот этот предмет.
-Знаком ли вам этот предмет? Как он называется?
-Правильно, это глобус. Так выглядит наша планета - Земля уменьшенная во много-много раз. (слайд 3)
-Синий цвет на глобусе означает что? Воду. Как, по-вашему, много ли воды на нашей планете? Много. Давайте покрутим глобус быстро-быстро. Кажется, что вся планета синего цвета-покрыта водой. Действительно, на Земле очень много воды. Но почти вся она в морях и океанах, а значит какая на вкус? Соленая. Годится соленая вода для питья? Нет, соленая вода не пригодная для питья. Несоленой - пресной воды на нашей планете не много. Есть на земле места, где людям не хватает пресной воды. Именно поэтому нельзя понапрасну ее лить. Пресную воду нужно беречь.
-А сейчас я предлагаю провести эксперимент «Берегите воду». Для этого мы пройдем в вашу умывальную и откроем кран с водой и тут же его закроем, но не до конца. Подставим под струйку воды ведерко, а в конце занятия увидим, сколько воды наберется в ведерко.
• -А это капелька - очень любопытная. Она хочет узнать, что вам известно про воду. Давайте подберем слова, отвечающие на вопрос «какая вода?» и с каждым словом будем передавать друг другу капельку. (ответы детей)
Капелька спрятала водичку и хочет узнать, сможем ли мы ее найти.
-Посмотрите, на подносе три стаканчика с какой-то жидкостью. Как вы думаете, в котором из них вода? (выбирают стаканчик с водой)
-Почему вы так решили (ответы детей)
-Совершенно верно, потому, что вода прозрачная и не имеет цвета.
-А если мы закроем глаза, как мы сможем определить, где вода? (по запаху)
-Правильно, мы можем понюхать жидкость.
Педагог завязывает глаза одному ребенку. Ребенок по очереди нюхает жидкости и определяет по запаху воду.
-Чем пахнет вода? (ответы детей)
-Делаем вывод, что у воды нет запаха.
-А как еще мы можем узнать, где вода? (попробовать на вкус)
Педагог завязывает глаза другому ребенку, который по очереди пробует жидкости и определяет на вкус воду.
-Какой вкус у воды? (нет вкуса)
Дети совместно с педагогом делают вывод, что у воды нет цвета, запаха и вкуса.
А еще вода способна превращаться и быть в разных видах. Капелька загадает вам загадки, а вы, отгадав их, сможете назвать, в каких состояниях может быть вода.
Если холод вдруг придет, из водицы будет…лед
Если сильный-сильный жар- из водички будет (пар)
Если пар вдруг охладится,
Превратится пар в. водицу.
Вода способна переходить из одного состояния в другое под воздействием температуры.
Теперь мы перемещаем капельку в кувшин.
• Следующая капелька игривая, предлагает нам поиграть в игру «Вода, пар, лед». Вы смотрите на экран.
Если на экране картинка с изображением воды, вы выполняете движения, как во время плавания, если на картинк е- лед, вы сжимаете кулачки и съеживаетесь, как будто замерзли, если на картинке вода в виде пара, то вы поднимаете руки вверх и произносите звук Ф-Ф-ф; (слайд 4)
• А эта капелька, смотрите какая серьезная, это капелька ученая. Она хочет узнать знаем ли мы кому и зачем нужна вода на земле.
(ответы детей)
-Как вы думаете, много воды используется на земле? (много)
-Как же получается, что люди до сих пор не израсходовали всю воду, почему вода не заканчивается? Об этом и расскажет вам ученая капелька. (слайд 5)
-положите перед собой картинки. Возьмите капельку и положите ее в реку.
-Каждый день восходит на небе солнце. Положите на картинку солнце. Солнце нагревает воду в реках и морях. Вода нагревается.
-Здесь у меня в термосе подогретая вода. Давайте откроем крышку и посмотрим, что происходит с нагретой водой. Воспитатель открывает термос, из него поднимается пар. Куда движется пар? (вверх)
Термос закрывается.
-Вот так и наша капелька нагрелась и поднялась наверх в виде пара. Переместите капельку на небо и положите на облако.
-На небе капелька остыла. Потому, что чем выше от земли, тем холоднее воздух.
-Давайте еще раз откроем термос и приложим к выходящему из него пару зеркало. Дадим остыть. Посмотрите, во что превратился пар, попавший на зеркало, после того, как остыл? (в воду).
-Вот и на картинке, остывшая капелька снова стала водой. А ведь она не одна попала на небо- с ней еще много ее сестер-капелек. И стало облачко большой дождевой тучей. Накройте облако тучей. Вскоре из тучи пошел дождь, во время которого наша капелька вместе со своими сестрами упала на землю. Переместите капельку на землю.
-Капельки дождинки попадают на землю и стекают в реки и моря. Так вода возобновляет свой путь. Начинает свой путь заново, нагревается и поднимается вверх в виде пара. Вот этот путь воды называют «КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ». По кругу вращается - круговорот. Давайте повторим и постараемся запомнить эти слова «круговорот воды в природе».
А капелька предлагает нам отдохнуть: динамическая пауза (слайд 6)
Беленькое облако (округлить руки перед собой, сцепив пальцы)
Поднялось над крышей (не расцепляя пальцев, поднять округленные руки над головой)
Устремилось облако
(выпрямить руки над головой)
Выше, выше, выше (несколько раз потянуться руками вверх, приподнимаясь на носочки)
Ветер это облако (плавно покачаться из стороны в сторону, руки над головой)
Зацепил за кручу (снова сцепить кончики пальцев над головой)
Превратилось облачко (руки через стороны опустить вниз)
В дождевую тучу (присесть)
• Теперь подошла очередь капельки звучащей. Она хочет дать послушать вам, как звучит вода.
Ведь музыка воды может быть разной: она может звучать нежно, как весенняя капель, может звонко стучать по крыше во время дождя, а может тихонько журчать, как лесной ручеек.
Предлагаю вам присесть на ковер спиной к экрану. Вы будете слушать, как звучит вода и попробуете отгадать, чьи звуки вы слышите. (слайды 7,8,9,10)
• Последняя капелька-капелька-художница. Она утверждает, что на этих листах бумаги изображены цветы (воспитатель подводит детей к столу, на котором расположены листы белой бумаги)
-Вы видите цветы? (нет)
-Может они нарисованы с другой стороны? (нет)
-Как же нам быть, как нам увидеть цветы? (предположения детей)
Если дети затрудняются, педагог предлагает губкой нанести краску на лист бумаги.
Появляются нарисованные подснежники.
-А что это за цветы? (подснежники)
Прорастает сквозь снежок
К солнечным лучам цветок
Маленький и нежный,
Беленький подснежник. (слайд 11)
-Какое время года сейчас? (весна). В это время года появляются на лесных лужайках подснежники, а у нас они появились на бумаге.
(Звук капающей воды)
-А сейчас капелька бережливая напоминает нам, что пора посмотреть, много ли воды набралось в ведерке? Посмотрите, из маленьких капелек набралось целое ведро воды. Вот сколько бы воды пропало бы зря.
-Конечно, эта вода в ведре не пропадет. Для чего ее можно использовать? Предлагайте. (для полива комнатных растений, отдать няне для уборки или мытья посуды, использовать для рисования)
• Рефлексия:
-Ребята, на этом наше исследование подошло к концу. На подносе лежат капельки, у них есть глазки, носик, но нет ротика. Если вам понравилось играть с капельками, то нарисуйте радостную улыбку, если не понравилось нарисуйте грустную улыбку;
-Вижу, что у всех капелек радостная улыбка, значит вам понравилось заниматься с капельками.
-А что вам понравилось больше всего? (ответы детей)
(Кувшин с капельками незаметно для детей меняют на кувшин с водой.)
- Наши чудесные капельки превратились в чистую, полезную воду.
-Хотите ее попить?
Детям предлагается попить воды.
На этом я с вами прощаюсь. Мне тоже очень понравилось играть с вами в исследователей. Вы молодцы!