Надежда Головко
Конспект занятия по ознакомлению с природой в образовательной области «Познание» в старшей группе.
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по ознакомлению с природой в образовательной области в старшей группе
Программное содержание: расширять и уточнять представления детей о диких животных (зайце) : отличительных особенностях беляка и русака, их повадках, где живут, чем питаются; познакомить с рассказом «Страшно…», воспитывать любовь к природе, любознательность. Предварительная работа: знакомство с дикими животными. Материал к занятию : картинки, с изображением зайцев,слайды с изображением зайцев.
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с природой в образовательной области „Познание“ в старшей группе,» размещена в разделах
Ход занятия.
-Кто из вас догадается, о ком эта загадка? Летом – серый, зимой – белый. (0 зайцах) -Есть заяц беляк и заяц русак. Белым к зиме становится только заяц беляк. А русак так серым и бегает. Русаки и беляки летом похожи. А зимой можно отличить и по следам: у беляка след широкий, т. к. ступни покрыты густыми волосами. Так ему удобней по снегу бегать. –Заяц беляк в лесу живет. А русак – житель степей: любит поля, просеки. –Так какие у нас живут зайцы? (русаки). – Чем питаются зайцы? (Едят траву, листья, молодые побеги деревьев, кору плодовых молодых деревьев, морковь, капусту). – Как вы думаете – заяц трус? (ответы детей). – Заяц не трус. Просто у него много врагов и одна надежда на сильные быстрые ноги. Благодаря им он удирает от лисы или волка. З а п у т ы в а е т следы: сначала прыгнет в одну сторону, потом – в другую. – А где живет заяц? (ответы детей). – Заяц ни гнезда, ни норы не делает. И летом и зимой отдыхает в неглубоких ямках. Зайца спасают не только быстрые ноги, но и плодовитость. Зайчиха приносит по 3-6 зайчат, а с весны до осени бывает 3 выводка. – Посчитайте, сколько всего зайчат выводится у зайчихи за год? (ответы детей). – Знаете, как зайчата от врагов спасаются? Они ведь не умеют бегать.! Родятся зайчата, зайчиха – мама их покормит и убежит. А зайчата в траве затаятся и сидят там. Их не слышно. И запаха у них нет. А молоко зайчихино очень питательное. Лежат они 3-4 дня. Голод заставляет их идти на поиски пищи. На 8-й день у них отрастают зубы. Они начинают самостоятельно есть. – Дети, что значит слово п и т а т е л ь н о е? (ответы детей). – Кто у зайца враги? (ушастая сова –похожа на маленького филина, охотник, лиса, волк, те, кто сильнее его, ястреб). (Показ слайдов.)
Физкультминутка.
- Дети, послушайте рассказ, который называется: «Страшно…»
Облетели деревья – поредел лес. Лежит лесной зайчишка -белячишка под кустом, прижался к земле -только глазами по сторонам зыркает. Страшно ему. Кругом шорохи, шелесты… Уж не ястреба ли крылья шелестят в ветвях? Уж не лисонькины ли ножки шебуршат опавшей листвой? А он, зайка, белеет, весь пятнами пошел. Чтобы подождать, когда снег выпадет! Кругом все ярко так, цветисто стало в лесу, всюду на земле желтая, красная, бурая листва. А вдруг – охотник! Вскочить, бежать? Куда там! Сухой лист гремит под ногами, как железо. От своего собственного топота с ума сойдешь! И лежит зайчишка – белячишка под кустиком, в мох вжавшись, к березовому пеньку прижавшись, лежит – притаился, не шевельнется – одними глазами по сторонам зыркает. Очень страшно…
- Каким вам представляется заяц в этом рассказе? (Осторожный, чуткий, боязливый, нерешительный, пугливый, несмелый). – Да, есть такая поговорка: у страха глаза велики. Она как нельзя лучше подходит к зайчику. – Объясните эту поговорку.
- Опишите зайца. (Тело узкое, вытянутое, гибкое, хвост короткий. Задние ноги сильнее и длиннее.)
Слух у зайца чуткий. Глаза - высоко по бокам мордочки, поэтому он видит далеко вокруг. ( О нем говорят: косой, т. к. глаза вращаются в разные стороны). Кормится заяц ночью.
-Вот какой интересный зверек – заяц. На следующем занятии мы вылепим его из пластилина.