Светлана Дехтярева
Конспект открытого занятия «Человек и его тело» в разновозрастной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Краевое государственное казенное учреждение
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
«Ванаварский детский дом»
Комплексное открытое занятие по развитию речи детей разновозрастной группы
на тему: «Человек и его тело»
Воспитатель: Дехтярева С. Н.
С. Ванавара
Цель: расширять представления детей о строении человеческого тела и назначении отдельных его частей.
Задачи:
Образовательные:
Публикация «Конспект открытого занятия „Человек и его тело“ в разновозрастной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Тело человека, строение, организм, анатомия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2024
1. Учить определять и правильно называть части тела человека;
2. Закрепить знания детей о функциях различных частей тела человека.
Развивающие:
1. Способствовать развитию умения рассуждать, обогащать, активизировать и расширять словарь по теме «Части тела»;
2. Развивать слуховое и зрительное восприятие детей;
3. Развивать высшие психические функции - память, внимание, мышление, речь, крупную и мелкую моторику.
Воспитательные:
1. Воспитывать бережное отношение к своему телу, желание быть здоровым.
2. Воспитывать дружелюбие, желание помочь окружающим, формировать навык сотрудничества.
3. Формировать положительно-эмоционального отношения ребенка к занятиям.
Использование здоровьесберегающих технологий (элементы дыхательной, глазодвигательной и пальчиковой гимнастики)
Материал к занятию : кукла, перышки, проектор, презентация, конверты с пазлами, маркеры, воздушные шарики.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Воспитатель и дети заходят в актовый зал, становятся в круг и проводится игра-приветствие «С добрым утром!» (упражнение с элементами самомассажа)
Утро начинается, вместе
мы встречаемся,
идем по кругу по часовой стрелке
… (имя) здесь, … (имя) здесь, … (имя) здесь и т. д. участники хоровода по очереди, называя свое имя, протягивают руку в центр круга, получается пирамида из ладошек
Все здесь! берёмся за руки
С добрым утром, глазки! поглаживаем веки глаз
Вы проснулись? «смотрим в бинокль»
С добрым утром, ушки! поглаживаем ушки
Вы проснулись? прикладываем ладонь к ушам
С добрым утром, ручки! поглаживаем кисти рук
Вы проснулись? хлопаем в ладоши
С добрым утром, ножки! поглаживаем ноги
Вы проснулись? притопываем
С добрым утром, солнце! руки раскрываются навстречу солнышку
Я проснулась! голову слегка запрокинуть и широко улыбнуться
2. Основная часть.
Воспитатель: А сейчас, ребята, посмотрите-ка друг на друга и скажите. Чем мы с вами похожи и что у нас есть одинаковое? (ответы детей - дети перечисляют части тела)
Воспитатель: А вы уже догадались, о чём мы сегодня будем говорить? (о частях тела человека).
Воспитатель: Перед тем как начать наше путешествие по стране «Человек» мы с вами правильно подышим.
Дыхательная гимнастика:
1. «Чистый носик»
Дыхание через нос сначала одной ноздрей, потом другой, затем обеими одновременно. Рот закрыт.
2. «Подуй на перышко». (перед детьми перышки)
- Глубоко вдохнуть, задержать дыхание и медленно подуть на перышко.
Постараться дуть так, чтобы перышко легко колыхалось, и удержать его в таком положении до конца выдоха.
Дети по команде воспитателя выполняют упражнение.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами начнем увлекательное путешествие в страну, которая называется «Человек». Вы узнаете много интересного и удивительного, неожиданного и необычного про себя и своих друзей. Начнем знакомиться со своим телом, но сначала отгадайте загадку:
Что все это значит?
Дочка, а не плачет,
Спать уложишь – будет спать
День, и два, и даже пять. (Кукла)
и нам поможет кукла Катя знакомиться со своим телом. Помогите мне, из каких частей состоит тело?
Дети: голова
Воспитатель: правильно, очень важная часть тела. Она нам помогает думать, смотреть, слушать, дышать, различать запахи и вкус. Конечно не сама она, а при помощи органов. Какие органы находятся на голове?
Дети: глаза, уши, нос и рот
Воспитатель: давайте разгадывать загадки:
Что вы знаете, ребятки,
Про мои стихи-загадки?
Где отгадка, там конец.
Кто подскажет – молодец!
Он бывает самым разным :
Добрым, вредным,
Гордым, важным,
Длинным, маленьким, горбатым,
Толстым, тонким, конопатым. (Нос)
У зверюшки – на макушки,
У нас – ниже глаз. (Уши)
Два Егорки живут возле горки,
Живут дружно, а друг на друга не глядят. (Глаза)
Их не сеют, не сажают, они сами вырастаю. (Волосы)
За красными жердочками сидят белые курочки ( Рот: губы, зубы)
Воспитатель: Ребятки давайте проведем оздоровительную минутку (встали)
(данная физкультминутка закрепляет представление детей о внешнем строении человека, развивает двигательные навыки, ориентировку в пространстве, активизирует интерес к познанию себя, своего тела, своих возможностей, вызывает радостное настроение).
Физ. минутка.
Раз, два, три, четыре, пять – тело будем изучать (шагают на месте) .
Вот спина, а вот животик (показывают на спину и живот,
Ножки (топают,
Ручки (протягивают вперед руки и вращают кистями,
Глазки (указательными пальцами показывают на глаза,
Ротик (указательным пальцем правой руки показывают на рот,
Носик (указательным пальцем правой руки показывают на нос,
Ушки (указательными пальцами обеих рук показывают на уши,
Голова (кладут руки на голову,
Покачать успел едва (качают головой из стороны в сторону,
Шея крутит головой (обхватывают шею ладонями,
Ох, устала! Ой-ой-ой!
Лоб (пальцами обеих рук гладят лоб от середины к вискам)
И брови (указательными пальцами проводят по бровям от середины лица к вискам,
Вот реснички (указательными пальцами показывают ресницы,
Запорхали, словно птички (дети моргают глазами) .
Розовые щечки (ладонями гладят щеки в направлении от носа к ушам,
Подбородок кочкой (заканчивают начатое движение на подбородке,
Волосы густые (пальцами обеих рук расчесывают волосы,
Как травы луговые.
Плечи (дотрагиваются правой кистью до правого плеча, а левой – до левого,
Локти (не убирая руки с плеч, выставляют вперед локти,
И колени (слегка наклоняются и хлопают по коленям)
У меня и у вас.
Воспитатель: молодцы, а теперь садимся и давайте поиграем в игру
«Один — много»
Воспитатель: ребятки! а знаете ли вы, как правильно сказать?
Один — рот, а много?
Дети. Рты.
Воспитатель: Один — нос, а много?
Дети. Носы.
Воспитатель: Один — глаз, а много?
Дети. Глаза.
Воспитатель: Одно — ухо, а много?
Дети. Уши.
Воспитатель: Одна — шея, а много?
Дети. Шеи.
Воспитатель: Одно — плечо, а много?
Дети. Плечи.
Воспитатель: Одно — бедро, а много?
Дети. Бедра.
Воспитатель: Одна – ладонь, а много?
Дети: Ладоши
Воспитатель: Ребята, а давайте расскажем Кукле Кати, как мы гордимся тем, что мы люди и очень дорожим и бережем свой организм.
- Как можно беречь уши? (Если слушать громкую музыку, то можно оглохнуть; в ветреную погоду нужно носить шапку, иначе заболят уши.)
- Как можно беречь язык? (Если пить горячий чай, то можно обжечь язык; если прикоснуться языком зимой до металлической трубы или ручки дверной на улице, то язык примерзнет к железу)
- Как нужно беречь нос? (Нельзя заталкивать в нос разные мелкие предметы, можно задохнуться.)
- А как будем беречь руки? (Осторожно работать с утюгом, чтоб не обжечь руки, огонь опасен для рук, электрическая или газовая плита, спички тоже опасны – можно не только обжечь руки, но и поджечь на себе одежду, поджечь дом.)
- Как будем беречь ноги? /острые предметы, обувь по погоде
- Как нужно беречь глаза?
Дети: нельзя долго смотреть телевизор, сидеть около компьютера, когда сидите за столом, рисуете нужно сидеть правильно, спинки должны быть как тростинки
Воспитатель проводит с детьми глазную гимнастику:
Видишь ты свою ладошку?
(Близко к глазам поднести ладонь)
Отодвинь её немножко, (постепенно удалять ладонь от глаз.)
За ладошку загляни – (Всмотреться вдаль.)
Что вдали увидишь ты?
Без гимнастики, друзья,
Нашим глазкам жить нельзя!
Воспитатель: (воспитатель берет куколку) Рассмотрите мою куколку, какая она хорошенькая, маленькая. Так как куколка у нас маленькая, то и части тела у нее тоже маленькие. Давайте поиграем в игру
Дидактическая игра «Гном, человек, великан»
Воспитатель:
У гнома есть носик, у человека нос, а у великана носище.
У гнома ротик, у человека рот, а у великана ротище.
У гнома лобик, у человека лоб, а у великана лбище.
У гнома глазки, у человека глаза, ау великана глазищи.
У гнома волосики, у человека волоса, а у великана волосищи.
У гнома ручка, у человека рука, а у великана ручища.
У гнома ножка, у человека нога, а у великана ножища.
3. Закрепление.
Воспитатель: Молодцы. А теперь я хочу посмотреть, как вы усвоили материал и поиграем в игру «Покажи что скажу»
• Покажите где у вас голова
• Дотроньтесь до головы своего соседа, погладьте ее.
• Вытяните шею, как гусь.
• Втяните голову в плечи.
• Погладьте свой носик.
• Погладьте носик своего соседа.
• Покажите свои ушки.
• Откройте и закройте рот.
• Улыбнитесь. Подари улыбку своему соседу.
Воспитатель: Да мы с вами поиграем, а теперь давайте посмотрим на наши ручки и пальчики, как вы выдумаете, для чего они нам нужны?
Дети: для того чтобы держать, они нам помогают, когда мы рисуем, играем, держим ложку
Воспитатель: Правильно. Давайте сделаем пальчиковую гимнастику
Раз, два, три, четыре, пять, будем пальцы (на каждое слово дети делают хлопки).
Разминать (на это слово пальцы сжать в кулаки).
Это Ваня (показывают большие пальцы обеих рук).
Самый сильный, самый толстый и большой (большими пальцами пока-чивать из стороны в сторону).
Степа нужен для того, чтоб показывать его (большие пальцы остаются вынутыми из кулака, а указательные на обеих руках немного двигаются).
А Сергей, он самый длинный, и стоит он в середине (выводят средние пальцы из кулаков).
А Матвей, он безымянный, он избалованный самый (выводят безы-мянные пальцы).
А Никита, хоть и мал (вывести мизинцы).
Очень (прижать к ладоням большие пальцы).
Ловок (согнуть указательные, средние и безымянные пальцы на обеих руках, прижать к ладоням).
И удал (подушечки мизинцев повернуты к лицу, приближаются к губам, после поцелуя, через низ вывернуть кисти рук от себя).
Воспитатель: Ребята кукла Катя приготовила для нас конверты с заданием. Давайте условно разделимся на две команды. Для этого загляните за спинки стульчиков и посмотрите на картинку, но вслух не говорите. Глазами найдите на столе вашу картинку, за тот стол и сядьте. Садитесь за столы и посмотрите, что в конвертах.
Воспитатель раздает конверты с пазлами и дети выполняют задание. Игра «Собери человечка».
Затем после выполнения воспитатель просит детей описать внешность собранного человечка и угадать мальчик это или девочка, как они догадались, дать имя. (Воспитатель помогает наводящими вопросами детям, имеющим трудности в описании)
Воспитатель: Ребята, а у человека помимо частей тела есть еще
«Чувства». А вы, какие знаете чувства?
Дети: радости и т. д.
Воспитатель: Хорошо. А нам поможет разобраться в этом, мультфильм «Просто так». (Просмотр мультфильма)
Воспитатель: Давайте теперь обсудим мультфильм.
Беседа:
- Кто шел по лесу?
- Какое настроение было у мальчика?
- Как мы скажем, какой мальчик?
- А какое настроение было у ослика?
- Обратили ли вы внимание, какого цвета было все вокруг мальчика, а вокруг ослика? Как вы считаете, почему?
- Изменилось ли настроение ослика, когда мальчик подарил ему букет?
- Кому ослик отдал букет?
- Что почувствовал песик, когда увидел ослика?
- Изменилось ли его настроение, когда ему подарили букет?
- Что прятал мишка? Почему? Как можно сказать о нем?
- Каким стал мишка, когда он подарил корзину и цветы белочке?
- Что почувствовала белочка, получив подарки?
- Можно ли сказать, что мальчик поделился своей радостью с зверятами, и радости вокруг стало больше?
- Как вы думаете, сложно ли что-то делать просто так – без просьбы, без награждения? Хорошо ли это?
- Чему нас учит этот мультфильм?
Если вы поделитесь радостью, то всем вокруг станет радостней и веселей. Давайте нарисуем радость. Садитесь за столы, берите в руки маркеры и закройте глаза.
Воспитатель: Открывайте, а рисовать мы будем на воздушных шариках. А пока вы рисуете, будет звучать музыка, как музыка закончится, вы тоже закончите рисовать. (Малышам помогают их воспитатели.)
4. Итог занятия :
Воспитатель: - Катя мне сказала на ушко большое спасибо. Ей все понравилось, и все она запомнила. А перед тем как попрощаться с куклой, давайте вспомним, чем мы с вами занимались, что узнали, во что играли?
Ответы детей.