Елена Метелькова
Конспект открытого занятия по ФЭМП у детей среднего возраста (4–5 лет)
▼ Скачать + Заказать документы
Открытое занятие в МАДОУ детском саду "Парус" провела педагог первой квалификационной категории: Большова Алёна Валерьевна.
Образовательная область: Познавательное развитие
Интеграция образовательных областей: Социально – коммуникативное развитие, Физическое развитие, Речевое развитие.
Возраст детей : 4 – 5 лет.
Публикация «Конспект открытого занятия по ФЭМП у детей среднего возраста (4–5 лет)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Открытые занятия. Конспекты
- Средняя группа
- Темочки
Цель: создать условия для развития элементарных математических представлений в игровой форме, развивать познавательную активность детей.
Задачи:
- формировать умение детей вести диалог : слушать, понимать заданный вопрос, отвечать на него;
- формировать знания детей о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, куб, шар, цилиндр, чем отличаются между собой;
- закреплять умение различать понятия: «столько - сколько», «ни одного», «один»; «много»;
- закреплять умение различать и называть основные цвета, сравнивать предметы по величине, устанавливать равенство;
- продолжать знакомить детей с понятиями «длиннее – короче», «вдоль», «до», «через»;
- закреплять знание о времени суток;
- развивать, наблюдательность, внимание, логическое мышление, слуховое и зрительное воображение;
- развивать представление о связи между цифрой, числом и количеством предметов;
- развивать у детей способность творчески мыслить;
- развивать речь детей;
- расширять и активизировать словарь;
- воспитывать желание помогать другим;
- воспитывать эмоционально-положительный настрой к математическим играм.
Материал:
Средства ИКТ (ноутбук, проектор, аудио-колонка, презентация, развивающая среда «Фиолетовый лес», коврограф «Ларчик», 4 чашки, 4 ложки, геометрические фигуры, игрушки.
Предварительная работа: обсуждение сказки «Колобок», обыгрывание по ролям, игры в математические корзинки «Ларчик», разучивание физкультминутки.
Ход ООД
Воспитатель вместе с детьми входит в группу.
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с нашими гостями.
Доброе утро, улыбчивым лицам!
Доброе утро, солнцу и птицам!
Доброе утро, всем на планете
Доброе утро, скажут всем дети
Доброе утро, нашем гостям
Доброго утра желаем всем нам!
Воспитатель: Ребята, вы любите путешествовать?А сказки любите?
Сегодня утром я встретила одного героя из сказки. Он сказал, что очень
хочет встретиться с вами и пригласить вас в веселое путешествие. Вы хотите
с ним встретиться? Тогда отгадайте загадку:
Не лежалось на окошке,
Покатился по дорожке (колобок).
Воспитатель: Правильно, это колобок. А вот и он. (Колобок квадратной формы).
Что-то с ним не так? Это разве колобок? (Нет.) Этот колобок, какой формы?
(квадратной). На что он похож? (Куб) А какой формы настоящий колобок? (круглый) (появляется колобок круглой формы). Правильно он круглый. На что он похож? (шар, мяч).
Воспитатель: Все ясно, он решил над нами подшутить. Вы знаете про него сказку? Что случилось с ним в конце сказки?
А сегодня мы отправимся в путешествие в новую сказку про колобка,
который любит математику.
А чтоб узнать, на чем мы отправимся в путешествие, вам надо отгадать загадку?
Машут в след листвою кроны,
А за ним бегут вагоны.
Весело под стук колес
Мчит по рельсам. (Паровоз)
Вагончики цветные
По рельсам всё бегут.
А круглые колесики
Все тук, да тук, да тук.
(выложить паровозик с вагонами, но без колес.)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это? (поезд)
Что-то с ним не так? (У вагонов нет колес.)
Воспитатель: Почему-то он без колес, что-то случилось? Он хотел отвезти нас в лес, но по дороге наверно потерял свои колеса. Давайте поможем ему найти свои колеса!
Подходите к столу, здесь в коробке лежат разные фигуры. (Блоки Дьеныша)
Воспитатель берет треугольник из коробки. Возьмите все себе одной фигуре. Как называется эта фигура? (треугольник). Давайте пальчиком обведем треугольник. Сколько углов? (три).
Попробуйте прокатить треугольник по столу. Получается? (нет)
Почему? (мешают углы).
Получатся из треугольников колёса? (нет).
Давайте положим треугольники в коробку.
Сколько ты положил треугольников в коробку? (1, а ты сколько? (1).
Все положили по одному треугольнику, а сколько стало в коробочке фигур? (много).
Давайте возьмём другие фигуры (воспитатель предлагает взять квадраты).
Возьмите все по одной такой фигуре. Как называется эта фигура? (куб).
У куба есть углы? (да) А сколько углов? (четыре, А если покрутить в руках куб то мы найдём ещё четыре угла.
Покажите их пальчиком. Давайте посчитаем (один, два, три, четыре) Покажите стороны. Если повернуть другой стороной и посчитать то будет еще четыре и всего 8 углов, много углов.
Давайте попробуем покатить кубы, можно из них сделать колёса? (нет)
Почему? (мешают углы, не катятся).
Уберите их в коробку, придётся искать другие колёса.
В коробке остались только эти фигуры (воспитатель достаёт круги).
Возьмите все по одной такой фигуре. Как называется эта фигура? (круг)
А круг, может катиться? (да)
Ничего не мешает? (углов нет, ничего не мешает катиться).
Но если покатить в другую сторону, то он не покатится, потому что как будто взяли шар который катится во все стороны и две стороны обрезали и получился цилиндр
Как вы думаете, можем мы из цилиндра сделать колёса для поезда? (да)
Берите по одному цилиндру и пойдемте, починим поезд. Поезд починили.
Ну, а теперь поехали в лес!
Цепляйтесь за меня, вы будете моими вагончиками. Мы отправляемся в путь.
Воспитатель: Смотрите, а вот и лес. Что растет в лесу (деревья). Деревья какие? (Высокие и низкие, разные). Что есть у дерева? (Ствол и ветки). Стволов сколько? (один, а веток? (Много). Физкультминутка;
Дружно по лесу идём,
Не спешим, не отстаём, Шагать на месте
Шаг на месте не спеша,
Как погода хороша
Заяц головой вращает,
Мышцы шеи разминает. Вращает головой по кругу
И туда, и сюда –
Он посмотрит без труда Повороты головы вправо – влево
Ветер дует к нам в лицо, Руки поднять вверх, качать руками
Закачалось деревцо.
Раз – наклон, два – наклон, переваливаясь с ноги на ногу
Зашумит листвою клён. Наклоны вправо – влево
К нам на длинной мокрой ножке
Дождик скачет по дорожке, Прыжки на месте на двух ногах
Дождик лей веселей,
Тёплых капель не жалей
К солнцу тянутся цветы, Вдох – выдох, с подниманием рук вверх
С ними потянись и ты, и вниз.
Ручки к солнцу протяни –
Это солнышка лучи.
В лесу живут звери: волк, заяц, лиса, собака, медведь. Всё правильно? Кто лишний? Почему? (собака домашние, а остальные дикие.)
А в лесу ещё растут цветы, и летают бабочки. (На доске)
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, когда колобок ушел от дедушки и бабушки, кого он первым встретил в лесу? (зайца). (Появляется изображение зайца)
Воспитатель: Смотрите заяц. А что заяц любит кушать? (Морковку). Он, почему-то грустный.
Воспитатель: Коврограф с корзинками и грибами Зайка приготовил подарки своим друзьям белочке и ёжику и ему надо разложить их по корзинкам и разослать. Так, чтобы в каждой корзинке было столько грибов, сколько показывает цифра над корзинкой.
Раскладываем. У нас несколько корзинок нужно выбрать только 2 корзинки над которой цифра 5 и подобрать того цвета грибочки которые принадлежат именно этой корзинке. Сколько грибов положим. (5). Какого цвета грибочки (ответ) Кладем по одному. Считаем. Аналогично с цифрой (4). Сколько грибочков положим. (4). Считаем (1,2,3,4,5). При этом уточняю, сколько всего положили (4,5). Смотрите ребята, а где больше грибочков? Это одинаковое количество? (нет) И кому то достанется меньше, а кому то больше, это честно? Как нужно получить одинаковое количество грибочков? (добавить ещё один гриб) Сколько грибочков нужно добавить чтобы получилось одинаковое количество (1, но у нас нет места в этой корзинке она полная, что нам делать. Нам нужно выбрать корзинку в которую убирается только один грибочек. Вот теперь все поровну.
Воспитатель: Фиолетовый лес помочь волку попасть домой через мостик. Мы зайке помогли. Кого дальше повстречал колобок? (Волка). (Появляется изображение волка). Ребята волк гулял долго по лесу и запутался, заблудился не может найти свою дорогу домой. Ему нужна помощь. Давайте поможем волку найти дорогу. У нас две дороги. одна через мост, другая вдоль озера. Скоро наступит вечер и будет темно, значит волку нужно быстрее добраться до дома, а значит по какой дороге пойдем. А как мы поймём, какая дорога длиннее, а какая короче. (способом наложения)
Воспитатель: Мы волку помогли. Кого дальше повстречал колобок? (Медведя). (Появляется изображение медведя). Мишка говорит, что пока он был в лесу, к нему в дом пришла Маша и навела беспорядок в игрушках. Медведь очень просит помочь навести порядок. Поможем, Мишки навести порядок? С начало надо поставить паровоз, потом неваляшку, а потом юлу и пирамидку. (Игра «Который по счету», «Что изменилось?»).
Воспитатель: Кого дальше повстречал колобок? (Лису). Мы шли – шли и пришли к домику лисички – сестрички. Лисички сейчас дома нет. Она ждет гостей. Давайте сделаем лисичке сюрприз, поможем накрыть на стол на 3 гостей. Сколько надо чашек? (3, а самой хозяйке? (ещё одну.) Сколько всего(4). Сколько надо ложек? (тоже 4). Теперь чашек и ложек стало? (Поровну). Чтобы она не съела колобка нужно испечь ей пирожки. Послушайте внимательно, какие: не синие и не красные (лежат коробки с блоками Дьенеша). А какие? (желтые). Не круглые и не квадратные (треугольные.)
Воспитатель: Ну вот наступил вечер, давайте выберем из картинок где у нас вечер. И давайте найдем где утро, потом мы помогали к обеду зайке найти грибы, где обед, и осталась у нас ночь когда все что делают, ложатся спать. Ну, вот мы помогли колобку и побывали у его друзей пора ему возвращаться к бабушке с дедушкой (Прощаемся с колобком). (Колобок исчезает). Пора нам отправляться в детский сад. Цепляйтесь за меня, вы будете моими вагончиками. Мы отправляемся в детский сад. Вот мы и вернулись в детский сад.
Рефлексия:
В какой сказке мы с вами побывали и с кем встретились?
Кому мы помогали? (называем зверей)
Что мы делали? (Считали, помогли зайке собрать гостинцы для ёжика и белки, наводили порядок у Мишки и определяли пирожки для лисы.)
Понравилось вам путешествие?
Что больше всего вам понравилось?
Помогать это хорошо?