Галина Киселева
Конспект открытого занятия по ФЭМП в старшей группе «Иван-царевич и Серый волк» для конкурса «Воспитатель года»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
1. Объяснить детям, что такое мерная чашка; научить измерению объема воды с помощью мерной чашки. Показать на примере, что объем воды не зависит от величины мерки.
2. Закреплять обратный счет от 10.
3. Закреплять знание детей геометрических форм при помощи «Блоков Дьенеша»
4. Развивать навыки чтения плана при помощи схем-моделей к «Блокам Дьенеша»
5. Закреплять умение сравнивать «палочки» по длине, высоте на примере «Палочек Кюизенера»
6. Закреплять умение решать логические таблицы, пользоваться игрой «Игровизор» В. Воскобовича.
Публикация «Конспект открытого занятия по ФЭМП в старшей группе „Иван-царевич и Серый волк“ для конкурса „Воспитатель года“» размещена в разделах
- Воспитатель года
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Открытые занятия. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
7. Развивать творческое воображение, логическое мышление, внимание.
8. Развивать приемы умственных действий, речь, быстроту реакции, познавательный интерес.
9. Воспитывать социальные навыки : умение работать самостоятельно и в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, а также умение отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту.
Образовательные области: познавательная, социально-коммуникативная, художественно-эстетическая, речевая, физическая.
Предварительная работа: измерение разных предметов с помощью условной мерки, игры с блоками Дьенеша, знакомство со схемами-моделями к блокам Дьенеша, игры с палочками Кюизенера, знакомство с игрой «Игровизор» В. Воскобовича, решение логических таблиц на занятиях, решение логических задач на занятиях, разучивание физкультминутки.
Материал: презентация на основе мультфильма «Иван-царевич и Серый волк»; палочки Кюизенера, 2 пол-литровые пластиковые прозрачные бутылки разной формы, 2 емкости для воды объемом не менее 0,5 литра, 2 мерные чашечки, 2 мерные чашечки меньшего размера, вырезанный из красной самоклеющейся бумаги крест, 2 клеенки на столы, тряпка для вытирания стола; чистый лист ватмана формата А3, 2 коробки «Блоки Дьенеша»; на каждого ребенка игра «Игровизор» В. Воскобовича, фломастеры на каждого, логические таблицы на каждого; игра «Умный квадрат» В. Воскобовича.
Ход нод:
Здороваемся со всеми гостями. Встаем в центре муз. зала.
(раздается звонок по вайберу) Воспитатель с детьми подходит к экрану)
Слайд 1. - Фрагмент мультфильма, где Елена Прекрасная говорит с детьми: «Здравствуйте, дорогие ребята! Я Елена Прекрасная из сказки «Иван-царевич и серый волк» Я жду –не дождусь своего любимого – Ивана-царевича, а его все нет и нет. Он попал в беду. Обманули его злые братья, убили и ограбили. Только серый волк может спасти Ивана, но ему нужна помощь. Отправляйтесь в сказку, спасите моего жениха!»)
В. : Ну, как, ребята, вы хотите помочь Ивану-царевичу и Елене? Готовы отправиться в сказку? Но в сказку не так легко попасть. Надо посчитать от 10 до 1. Начинай, Максим. (дети по очереди считают в обратном порядке). А теперь, чтобы свершилось волшебство, повернемся вокруг себя с закрытыми глазами 1 раз.
Под волшебную музыку дети с закрытыми глазами кружатся и оказываются в сказке.
Раз, два, три – повернись
И в сказке окажись.
Слайд 2 - фрагмент мультфильма, где Волк лежит мертвый Иван-царевич, а рядом с ним серый волк. Волк говорит : «Ох-хо-хо. Знаю я, как оживить Ивана-царевича и залечить его раны. Но помочь в этом может только живая и мертвая вода; где ворон летит, бросает бутылочки с живой и мертвой водой. Ворон говорит: «Вот тебе, волк, 2 бутылочки с водой» Волк отвечает : «Спасибо, тебе, ворон»)
В. : (подходим к двум столам) Хорошо. Вода теперь есть. А как же узнать, где живая, а где мертвая вода. Я знаю, что для того, чтобы спасти Ивана, надо сначала побрызгать на него мертвой водой, чтобы зажили раны царевича, и только потом живой водой, чтобы оживить его. Но мертвой воды должно быть больше, чем живой. Значит, если определить, в какой бутылке больше воды, та и будет с мертвой водой. А как это сделать? Посмотрите, ведь бутылки совсем разные. Давайте подумаем вместе. Какие у вас предложения? Только у меня одно условие, говорить будем по очереди. ( Дети высказывают свои предложения: можно перелить воду в два одинаковых стакана, но у нас нет их, можно измерить мерной чашкой с делениями, но ее нет. Можно вылить воду из одной бутылки в свободный стакан, а в нее налить воду из второй бутылки и посмотреть на каком уровне окажется вода. Это можно сделать, отмечая уровень воды фломастером.)
Воспитатель подводит детей к применению мерки-мерной чашки- вспомните как мы сравнивали длину 2-х предметов (наложением или приложением).А если нельзя наложить друг на друга, как мы поступали в таком случае (меркой, разными предметами). Та может и здесь применить мерку? А какую мерку выбрать для воды? В длину воду измерить нельзя, в ширину и высоту тоже невозможно. Как же (взять мерную чашку)
Дети делятся на две подгруппы (взять из коробки по одной палочке Кюизенера, но с одним условием, чтобы палочки у всех были разной длины. Затем построиться в порядке возрастания высоты палочек. Затем встать в пары и померить палочки по длине. (Дети сравнивают палочки путем наложения или приложения) У кого длиннее кажется палочка - подойдут к правому столу, у кого короче –к левому)
Каждой подгруппе выдается мерная чашка (одного размера в обоих подгруппах, пустой сосуд и одна из бутылок. Дети измеряют объем воды с помощью мерной чашки. По окончании работы результаты сравнивают и на бутылку с мертвой водой ставят красную метку (квадрат из самоклеющейся красной бумаги). Затем измеряют воду с помощью другой мерной чашки меньшего размера. (результаты другие)
В: Зависит ли объем воды от мерки? ( не зависит: воды в бутылках столько же, не больше, не меньше.
А что же зависит от мерки? (результат измерения)
Какой же можно сделать вывод? (чем меньше мерка, тем больше результат измерения и наоборот)
Молодцы. Вот и помогли мы волку определить, живую и мертвую воду.
Слайд 3. Фрагмент мультфильма, где волк брызгает мертвой и живой водой на Ивана-царевича, Иван встает и говорит : «Долго же я спал!», Волк отвечает : «Спать бы тебе, Иван-царевич, вечным сном, если бы не я и не ребята. Это мы тебя оживили. Предали тебя твои злые братья. Они и Елену Прекрасную увезли и заточили в башню. А чтобы вернуть ее, отправляйся немедленно в путь. Вот тебе волшебная карта» (появляется на экране. На ней в определенных местах расположены схемы для блоков Дьенеша) Если сможешь ее разгадать, то все получится.
В: Хотите тоже помочь Ивану-царевичу? Тогда внимательно рассмотрите карту и попробуйте разложить блоки Дьенеша в соответствии со схемами на своей карте. (дети выкладывают карту). (Дети подходят к общему столу (садятся, на котором такая же карта, как на экране и 2 коробки с блоками Дьенеша.) Разбейтесь на пары, кто с кем сидит и выберите себе место на карте, которое вы будете определять. (Дети подбирают блоки по схемам)
Молодцы, вы и Ивану-царевичу помогли с картой разобраться. Карта у нас и мы теперь смело можем отправляться дальше в путь. (начинается физкультминутка)
Сказка даст нам отдохнуть
Отдохнем, и снова в путь. (идем друг за другом)
Серый волк- верный друг
Вставайте, дети в широкий круг (встают в круг)
Иван-царевич – вот герой
Смело он вступает в бой. (наклоны в стороны)
Сделаем выпад – раз и два,
Принцесса будет спасена. (шаги в стороны)
Раз –прыжок, и два – прыжок
Попробуем открыть замок. (прыжки вверх)
Слайд 4 –фрагмент мультфильма, где показана башня, в которой сидит царевна.
В: (Воспитатель озвучивает фрагмент). Вот и добрался Иван-царевич до башни, где спрятана Елена. Подошел, а войти не может, дверь в башню заперта волшебным замком. И пока не решит Иван-царевич, как этот замок расколдовать, не сможет спасти царевну. А мы ведь можем ему помочь, правда? Дети подходят к общему столу. (каждому ребенку предлагается на выбор логическая таблица на папках-игровизорах, фломастеры. Таблица вкладывается в папку, дети рисуют фломастером по поверхности папки. По завершении работы рисунок легко стирается губкой. Когда задание выполнено, коллективно обсуждается правильный ответ)
Слайд 5 - фрагмент мультфильма, где царевна выбегает из башни и где Иван-царевич обнимает Елену Прекрасную. Елена Прекрасная говорит: «Спасибо вам, ребята. Мы теперь с Иваном-царевичем вместе, живы и здоровы. В благодарность от нас примите подарок –умную игру. Она называется умный квадрат. Попробуйте поиграйте, я уверена, она вам понравится. До свидания!»
В: Спасибо за игру. (берем игру с собой) Вот и сказке конец. И как всегда она закончилась хорошо. А нам пора возвращаться. Но, чтобы вернуться, вы должны решить загадку:
Росло 4 березы. На каждой березе по 1 большой ветки. На каждой большой ветке по 2 маленькие. На каждой маленькой ветке - по 1 яблоку. Сколько всего яблок? (Ни одного. На березах яблоки не растут.)
Молодцы. А теперь закроем глаза, повернемся 1 раз вокруг себя.
Под волшебную музыку дети с закрытыми глазами кружатся и возвращаются в дс)
Раз, два, три – повернись
И в детском саду окажись.
Где мы с вами побывали сегодня? (в сказке) Кому помогли на этот раз? (волку распознать живую и мертвую воду. Для этого научились измерять воду с помощью мерной чашки. Мы помогли Иванушке разгадать карту и расколдовали Елену Прекрасную) Понравилось вам путешествие?
В: вы - просто герои, а я вас приглашаю в группу поиграть в новую игру.
Игра не простая, умная такая.
Те, кто в нее играют,
Задачи сложные решают.
А нам же, друзья, на прощание
Осталось сказать: «До свидания» (уходим в группу)