Получи документы

Конспект открытого занятия по обучению эрзянскому языку в подготовительной к школе группе «Эрзянь народонть сюпавчи»

Елена Семёнова
Конспект открытого занятия по обучению эрзянскому языку в подготовительной к школе группе «Эрзянь народонть сюпавчи»

Конспект открытого занятия по обучению мордовскому (эрзянскому языку) в подготовительной к школе группе «Эрзянь народонть сюпавчи» (пингеде пингес кандозь валось)

Интеграция областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Программное содержание:

Публикация «Конспект открытого занятия по обучению эрзянскому языку в подготовительной к школе группе „Эрзянь народонть сюпавчи“» размещена в разделах

- закрепить у детей умение понимать обращение к ним на эрзянском языке, добиваться правильного произношения слов;

- закрепить названия эрзянских слов, объединяя их в группы по смысловому признаку;

- научить выразительному чтению;

- формировать представление о родном крае, национальной культуре;

-развивать внимание, мышление, память, умение делать выводы;

- вовлекать детей в театрализованную деятельность;

- прививать интерес к национальной культуре посредством эрзянского языка;

-воспитывать чувство доброты и взаимопомощи.

Словарная работа: здравствуйте – шумбратадо; до свидания – вастомазонок; садитесь –озадо; повторение ранее изученных слов.

Материалы и оборудование: декорации уголка старинной мордовской избы с предметами быта. Мордовские народные костюмы для детей и взрослого. Костюмы: Вирявы, Ведявы, Толавы, Паксявы. Аудиозапись мордовской народной музыки. Звуки воды, леса, поля. Проектор.

Предварительная работа: Чтение мордовских сказок, беседа «Наша родина-Мордовия», рассмотрение альбомов, знакомство с мордовскими народными праздниками, играми, заучивание стихотворений и мордовских песен.

Ход педагогического мероприятия:

Воспитатель: Эйкакшт (дети, посмотрите сегодня у нас много гостей. Нам приятно видеть их приветливые лица и добрые глаза. Давайте с ними поздороваемся, а так как мы живём в Мордовии, то поздороваемся с ними на эрзянком языке, потому что у нас есть (национальный язык).

Дети: Шумбратадо!

Воспитатель: Шумбрачи тенк, вечкевикс инжеть!

Лады, лады, лядки собрались у меня ребятки.

Пек паро! Проходите, тейтернеть ды церынеть. Озадо!

Воспитатель: Любите ли вы слушать сказки? (ёвкст)

-Давайте вместе скажем «ёвкс»

-А как можно сказать о сказке, какая она?

- Кодамо ёвксось?

Ёвксось- тонавтыця (поучительная)

Ёвксось-мельстуиця (интересная)

Ёвксось-паро (добрая)

Ёвксось-превей (мудрая)

Воспитатель: Паро, эйкакшт! Превушкат!

Воспитатель: Сегодня мы попадем в мордовскую сказку, которая познакомит нас с обычаями и традициями мордовского народа. А сказка у меня в сундуке (горобиясо)

- Скажем вместе «горобиясо» (Открываю сундук)

- Когда-то давным-давно эрзяне и мокшане верили в добрых и злых духов. Они любили обрабатывать землю и перед началом всех работ на поле вместе молились Богине плодородия Богине Поля (Паксяве, чтобы был хороший урожай. Мордва держала много домашних животных, любили ходить на охоту и ловить рыбу. Перед тем как отправиться в лес молились богине Леса (Виряве, чтобы была удачной охота. А перед тем как отправиться на рыбалку молились богине Воды (Ведяве).

Охотники и рыболовы перед тем как отправится в лес или на реку собирались у костра и рассказывали сказки Виряве и Ведяве. Они думали, если богиням понравятся их сказки, то и охота, и рыболовство пройдут удачно.

Воспитатель: Мы уже знакомы с героем мордовских сказок Дамаем. Сегодня познакомимся еще с одним подвигом, который совершил Дамай.

Садитесь по удобнее и слушайте историю о прекрасной девушке Лияне и храбром красавце Дамае.

Давно это было. В одном эрзянском селе жили-были дед и баба да дочь их Лияна. Дочь была очень красивой да большой рукодельницей. Стояло село на берегу реки. За рекой раскинулось поле, а за полем -густой лес.

В то время в тех лесах поселился трехглавый Змей. Большие беды приносил он жителям села. Стал воровать из сел домашних животных, урожай. Только этого было мало. Стали исчезеть красивые девушки. Украл Змей и Лияну. Дед с бабой не знали, что делать, где ее искать. Рассказали они о своей беде Дамаю. Он очень любил Лияну и недолго думая, пошел сражаться со Змеем…

Воспитатель: Ребята, а может мы поможем Дамаю сразиться с трехглавым Змеем?

-Каким оружием можно срубить головы Змея? (Мечом)

- Мечь на эрзянском-торо, скажем вместе «торо»

- В древние времена делали мечи с помощью огня

Воспитатель: Огонь по - эрзянски тол, скажем вместе «Тол»

-Как вы думаете к какой мордовской богине нам надо отправиться за помощью? (К богине Огня- ТОЛАВЕ).

- Ребята, а чтобы добраться до Богини Огня нам надо пройти через поле, реку и лес. Я думаю, там нас будут ждать разные препятствия- трудности. Вы готовы к испытаниям? Тогда встанем друг за другом и весело пойдем.

Минь мольтяно, мольтяно, ки ланга мольтяно, пандо ланга мольтяно, пачкодинек паксяс. (Мы идем, идем. По дороге идем, по горам идем, дошли до поля).

Воспитатель: Ребята, посмотрите кто нас встречает. (Паксява)

- Давайте вместе скажем: «Паксява»

Дети: Шумбрат, Паксява.

Паксява: Шумбрат, эйкакшт (Здравствуйте, ребята). Чтобы пройти через мое поле вы должны выполнить задания. Готовы показать свои знания? Тогда слушайте первое задание:

- Посчитайте по- эрзянски колоски на моем поле (Кемень).

Дети: вейке,кавто, колмо….

Паксява: Знаете ли вы стихи о полевых растениях на мордовском языке?

Ребенок:

Каизь сонзэ

Эмеж пирес,

Стясь ве пильгсэ

Пандя чирес.

Каштан прянзо

Канды верьга,

Свал чаравты

Чинзэ мельга.

Свал пееди,

Маней валы.

Сон сырнесэ,

Чись прок палы.

Паксява: Сюкпря, Эйкакшт. Все задания выполнили. Смело ступайте, по-моему, полю к широкой реке, в гости к Ведяве.

Воспитатель: Ребята, слышите плеск воды? А это кто нас встречает? Да, это Ведява. Поздороваемся с ней.

Дети: Шумбрат, Ведява.

Ведява: Шумбрачи, эйкакшт. Чтобы перейти на тот берег, вам нужно выполнить мои задания.

Первое задание - расскажите стихотворение о реке.

Ребенок:

Ключа лейне. Вишка лейне,

Пандо прясто тон чудят.

Эрьва чистэ теветь тейнят,

Баягинекс прок жольнят.

Ключа лейне, Ключа лейне,

Жойнек, жойнек эрьва чи.

Весень седейсэ свал эльнек,

Казнек тенек парочи!

Ведява: Очень красивое стихотворение, сюкпря (спасибо).

- А теперь поиграем в игру «Угадай, какие животные спрятались в моем мешке?» Нужно достать из мешочка игрушки и назвать их по-мордовски.

Медведь-овто.

Лиса-ривезь,

Заяц-нумоло,

Белка-ур,

Волк-вергиз,

Кабан-вирень туво.

Ведява: Какие это животные? (Лесные-вирень). С ними вас отправляю в лес к Богине Леса-Виряве. Вастомазонок, эйкакшт.

Дети: Вастомазонок, Ведява.

Воспитатель: Эйкакшт, чтобы помочь Дамаю освободить Лияну, мы должны показать свои знания и Виряве.

Дети: Шумбрат, Вирява!

Вирява: Шумбрат, эйкакшт. Готовы выполнить мои задания? Слушайте внимательно. Отгадайте загадки:

1. Ствол белеет,

Шапочка зеленеет.

Стоит в белой одежке,

Свесив сережки.

Дети: Килей (Березка)

2. Зимой и летом

Одним цветом.

Дети: Куз. (Ель)

Вирява: А сейчас мне бы хотелось поигать с вами в мордовскую народную игру "Верьгизнэсэ"(В волков)

Воспитатель: Кие карми вергизекс?

Ребенок: Мон

Ход игры:

На одном конце площадки, присев на корточки, серый волк прячется в кустах или густой траве. На противоположном конце площадки располагаются жнецы в доме. По сигналу жнецы берут серпы (палочки) и идут жать в поле. Продвигаясь вперед, они наклоняются и взмахивают руками. Приблизившись к тому месту, где прячется волк, жнецы, убегают домой с криками: «Вай, верьгизт, верьгизт!» (Ой, волки, волки!») Волк ловит жнецов, пойманного уводит в свое укрытие.

Вирява: Вастомазонок, эйкакшт.

Дети: Вастомазонок, Вирява.

Воспитатель: Ребята, а нам огонь нужен, чтобы сделать меч. Поэтому отправляемся дальше к Толаве.

Дети: Шумбрат, Толава.

Толава: Шумбратадо, эйкакшт.

Воспитатель: Ребята, смотрите, в своей огромной печи Толава разожгла огонь, он пылает, и от него разноцветные искры. Назовите по-мордовски какого цвета искры.

Дети:

красный-якстере,

желтый –ожо,

синий – сэнь,

белый-ашо.

Толава: Ребята, а может кто-то из вас знает мордовские песни?

Ребенок: мон

Воспитатель: Ребята, Богине Огня очень понравились ваши ответы, да и вы сами, и она дарит вам меч. Вот эти мечом Дамай сразил Трехглавого Змея. Вот так все вместе мы освободили Лияну. Долго и счастливо жили Лияна и Дамай.

На этом наше путешествие в сказку "Лиана и Дамай" закончилось. Ваши знания, помогли Дамаю освободить Лияну. Я думаю, что и в дальнейшем, каждый из вас будет помогать друг другу в беде, и тогда жизнь наша будет добрее.

Воспитатель: Эйкакшт, тынь занятиянь ушодкссо неиде, монь лангсо мазый паля. Мон а стяко сонзэ оршия. Течи мон ульнинь Кудавакс. Может вы знаете что все хозяйки любят готовить, я не исключение. И напоследок мне хочется угостить вас и наших гостей пирогом. (монсинь паневть прякасо-каймаксо).

Воспитатель: Сюкпря тенк ялгат. Вастомазонок.

Дети: Вастомазонок!

Публикации по теме:

Конспект открытого занятия НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе «Зима. Зимние забавы» Цель: Уточнить и активизировать словарь по теме «Зима. Зимние забавы» Задачи: Образовательные: – учить детей согласовывать имена существительные.

Конспект открытого занятия по конструированию из Lego-конструктора «Неизвестная планета» в подготовительной к школе группеКонспект открытого занятия по конструированию из Lego-конструктора «Неизвестная планета» в подготовительной к школе группе Цели: • развитие устойчивого интереса к конструированию; • расширение знаний о космосе при помощи конструктора «Lego»; • закрепить знания.

Конспект открытого занятия по математике в подготовительной к школе группе «Число 8 и цифра 8»Конспект открытого занятия по математике в подготовительной к школе группе «Число 8 и цифра 8» Конспект открытого занятия по математике в подготовительной к школе группе «Подсолнух» Воспитатель: Кварацхелия Ш. Р. Тема: Число 8 и цифра.

Конспект открытого занятия по развитию речи и обучению грамоте «Буквы и звуки» в подготовительной группеКонспект открытого занятия по развитию речи и обучению грамоте «Буквы и звуки» в подготовительной группе Цель: Закрепить усвоенные детьми знания, умения и навыки, сформированные на занятиях по обучению грамоте. Задачи: Образовательные: Совершенствовать.

Конспект открытого занятия по развитию речи и обучению грамоте «Весна пришла» в подготовительной группеКонспект открытого занятия по развитию речи и обучению грамоте «Весна пришла» в подготовительной группе Цель: способствовать обобщению представлений о весне, как времени года, о жизни насекомых, птиц, о погодных условиях в весеннее время.

Конспект открытого занятия по обучению грамоте «В поисках Азбуки» в подготовительной группе Конспект открытого занятия по развитию речи (обучение грамоте) «В поисках Азбуки» в подготовительной группе Цель: Закрепить усвоенные детьми.

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе «Путешествие вокруг света»Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе «Путешествие вокруг света» «Путешествие вокруг света» Ход занятия: 1. Организационный момент. Дети входят в зал по командам под музыку. Визитная карточка команд: 1.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе в игровой форме «Звук [с]-[с’]. Буква С»Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе в игровой форме «Звук [с]-[с’]. Буква С» Цели: - закрепить навыки правильного произношения звуков «С» и «С'», закрепить в памяти детей графический образ буквы «С». - учить детей.

Конспект проведения итогового занятия по обучению грамоте «Звездный час» в подготовительной к школе группе Захарова Н. В Программное содержание: Образовательные: - обобщить и систематизировать знания детей о звуках, звуковом составе слова;.

Конспект занятия в подготовительной к школе группе по обучению вязанию крючком «История вязания крючком» Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «СОШ «Кудровский ЦО №1» ДО №2 Конспект занятия в подготовительной к школе группе.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект открытого занятия по обучению эрзянскому языку в подготовительной к школе группе «Эрзянь народонть сюпавчи»
Опубликовано: 22 марта 2020 в 20:10
+74Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 17.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 мая. Проверка готовности к школе. Передвижка «Готов ли ребенок к школе»

Ребенок очень быстро растет, приближается время, когда он больше не будет дошкольником, а пойдет в школу. Как определить готов ли ваш малыш к этой новой ступени своей жизни?

9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД