МААМ-картинки

Конспект открытого занятия по патриотическому воспитанию «Ай да чудо-ложечка, ложка деревянная!» в средней группе

Анна Титоренко
Конспект открытого занятия по патриотическому воспитанию «Ай да чудо-ложечка, ложка деревянная!» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект НОД «Ай да чудо ложечка, ложка деревянная

Цель: прививать устойчивый познавательный интерес детей к процессу открытия новых, необычных знаний о знакомом предмете – ложке.

Задачи:

• Расширить кругозор детей об истории и народных традициях, познакомить с предметами быта старины, нацелить на воссоздание культурных ценностей русского народа.

Воспитывать чувство любви и гордости к Родине.

Публикация «Конспект открытого занятия по патриотическому воспитанию „Ай да чудо-ложечка, ложка деревянная!“ в средней группе» размещена в разделах

• Активизировать познавательную деятельность (знакомить с приёмом создания деревянной ложки).

• Активизировать словарь («ложкари», «ложечник», «баклуша» и др.)

• Прививать интерес к театрализованной деятельности.

• Развивать творчество и фантазию при росписи ложек.

• Развивать ритмическую выразительность; воспитывать и развивать чувство ритма; вырабатывать четкие координированные движения во взаимосвязи с речью; развивать умение соблюдать общую динамику и темп.

• Развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу, умение договариваться

• Познакомить с пословицами о ложке.

Ход НОД

Воспитатель :

Колокольчик, мой дружок,

Собери детей в кружок.

(Звенит колокольчик, дети собираются около воспитателя).

Здравствуйте, девочки! Здравствуйте, мальчики! Здравствуйте, гости дорогие. Я сегодня к вам пришла и вам что-то принесла. А чтобы узнать, что же я принесла, предлагаю вам ненадолго окунуться в сказку. Вы же любите сказки? А отправляемся мы к нашим старым знакомым : Королю и Принцессе. Что-то у них там произошло. Давайте посмотрим, может чем поможем, да и узнаем, что же в моей коробочке лежит.

ПЕСНЯ О ДЕРЕВЯННОЙ ЛОЖККЕ

Король:

Ах ты доченька моя, симпатичная,

Что ты плачешь целый день, горемычная?

Ты скажи, может я чем помогу?

Принцесса:

Лож- ку о -чень я хо- чу.

К: Ой, принцессочка моя, симпатичная,

Прикажу, тебе скуют ложку личную,

А-лю-ми-не-вую иль с серебра.

П: Де-ре-вян-ная нужна.

К: Ах, принцессушка моя, истеричная,

Деревянные – они не практичные.

Хочешь, может, золотую мою?

П: Де-ре-вян-ну-ю хочу!

- Вот так диво! Ребята, чего же так Принцесса расстроилась?

Дети : Ложку деревянную захотела.

- А зачем ей ложка? Да еще и деревянная?

- Ответы детей.

- Так вы догадались, что у меня в коробке? (Ложки)

(Воспитатель демонстрирует ложки и дает одну на выбор Принцессе)

- Ребята, а вы знаете, откуда и когда появилась на свет ложка?

Сейчас я предлагаю вам отправиться в путешествие по истории ложки. И Короля с Принцессой возьмем. Им тоже историю расскажем.

- Ты катись, катись, клубочек, по лесам и по долам.

Приведи ты нас, клубочек, в гости к лучшим мастерам.

(Дети змейкой идут по залу и подходят к стульчикам, рассаживаясь около экрана)

Воспитатель рассказывает детям о процессе изготовления деревянной ложки и показывает слайды.

Очень-очень давно, когда первые люди жили на Земле, они ели пищу руками, у них не было огня и не было никакой посуды (1)

Но со временем люди научились добывать огонь, готовили еду на огне и есть руками, стало неудобно. Почему? ( ответы детей: еда была горячая, обжигала руки) (2)

Древнему человеку пришла мысль, что удобнее еду брать каким-нибудь предметом, так появилась первая ложка.

Самая первая ложка была сделана из камня.

Посмотрите, что у меня в руке? (показывает камень). Подержите его. Какой он? (ответы детей)

Как вы думаете, удобно ли было есть такой ложкой? Почему? ( ответы детей: неудобно, она тяжёлая)

Да, она была очень тяжелая, неровная и во время еды она обжигала рот. Вот посмотрите, какими были первые ложки (3). Делать такую ложку было очень сложно.

Чуть позже люди заметили, что глина, которая находится у них под ногами, при взаимодействии с водой – лепится. И они стали лепить ложки из глины. (4) Но и они оказались не совсем удобными. Почему?

Дети : - От воды глина рассыпается.

Правильно. На Руси самым простым материалом было дерево. Поэтому люди стали делать ложки, посуду, а затем и мебель из дерева. Простые русские люди ели щи да кашу деревянными ложками. Их делали из сосны, липы, ольхи, яблони.

(5) Дерево распиливают на поленья или полешки. Поленья раскалывают на небольшие деревянные брусочки – баклуши, которые затем оттёсывают топором. Вот что значит «баклушечки тешу». Вы слышали такое выражение – «бить баклуши»? (Ответы детей.) Считалось, что бить баклуши – это самая простая работа при изготовлении ложек, выполнял её часто самый ленивый подмастерье или ученик. Поэтому и сейчас, когда хотят сказать, что кто-то ленится или бездельничает, говорят: «Баклуши бьет!» (6).

При этом баклушу держат в левой руке, а правой рукой мастер придаёт ей форму лопаточкой. Ей постепенно придаётся округлая форма, а черенку-плоская. Затем делают выемку в черпачке полукруглыми ложечными ножами. Сушат изделия в затемнённом месте. (7).

Мастера старались сделать ложки красивыми, расписывали и украшали их резьбой. Готовые ложки покрывали лаком и обжигали в печи (8).

Мастеров – ложечников очень ценили. (9). Как их еще можно назвать?

Дети: Умелец, мастер, ложкарь, мастеровой, художник и т. д.

- Позже, люди научились изготавливать ложки из других материалов. (10)

Воспитатель : Чем же еще могут удивить нас деревянные ложки?

Дети: Например, с помощью обычной неокрашенной ложечки мы можем сделать куколку. Каждый может проявить свою фантазию и нарядить куколку в праздничные одежды.

(Куколки «на ложке» (11)

- А еще ложка является музыкальным инструментом. И играют на них музыканты- ложкари. (12)

- И мы с вами немного поиграем с ложками. Ведь ложка, все таки, предназначена для еды. Так давайте достанем из погреба картошку, в чугуночки уложим и на кухню отнесем. Ведь скоро обед готовить. Чья команда быстрее справится, та и добавки получит. (Игра на 2 команды «Перенеси картошку»)

- Про ложку русский народ придумал много пословиц и поговорок. А вы, ребята, знаете пословицы о ложке? Расскажите, как вы их понимаете?

Игра «Объясни пословицу»

• Запасливый гость без ложки не ходит

Ложка дегтя испортит бочку меда

• Наработался – за ложку берись, а лентяй – без ужина спать ложись

• Был бы обед, а ложка сыщется

• Без сноровки и ложку мимо рта пронесешь.

- А сейчас я приглашаю вас в кружочек встать и немного поиграть.

Игра «Жила – была одна семья» (При слове «ложка» играющие должны хлопнуть в ладоши) В это время Дед и Бабка готовятся к сценке

Жила-была одна семья. Фамилия у них была Ложкины…

Однажды в воскресенье Ложкины решили сходить куда-нибудь пообедать всей семьей. Каждый нарядно оделся, только маленький Олег не захотел расстаться со своей пижамой. “Если ты немедленно не оденешься, то получишь ложкой по лбу!” - сказал папа, рассердившись. Но Олег упрямо стоял на своем. Бабушка сказала: “А мы с тобой после обеда будем есть мороженое маленькими ложечками” - и уговорила внука. Олег переоделся и все сели в машину. Кафе называлось “Золотая ложка”. Там все было очень красиво, а официанты вели себя необыкновенно солидно. За одним из столов сидела толстая дама с рыжей собачонкой, а напротив нее худой господин, ее муж, который облизывал свою ложку. “Взгляни, дорогая, - сказал он толстой даме, увидев, как семя Ложкиных садится за столик. – удивительно, сколько детей – и всего одна собака!” Подали еду. Только папа собрался налить маме стаканчик сока, как пес Мопси потянул за скатерть. Хаос вышел отменный. На пол полетели тарелки, вилки, ножи, стаканы и ложки. Прибежал ужасно взбудораженный официант. Он успокоился только после того, как папа Ложкин за все заплатил. Семье Ложкиных пришлось уйти из кафе. Они пошли прямиком к палатке, где продавали сосиски, поели жареных колбасок, очень вкусных. А потом дома ели мороженое маленькими ложечками. Только мопс ничего не получил: в наказание ему пришлось просто смотреть.

- Молодцы. Как много мы узнали про ложки, и игр с ними поиграли… Путешествие наше продолжается. А что у нас происходит на кухне в светлице?

Сказка о деревянной ложке

(Дед с бабкой сидят за пустым столом)

Дед:

Есть охота, уж спросонок

В животе воркует голод.

(бабка достает кастрюлю и ставит перед дедом)

Бабка:

Вот те щи, да нету ложки

Поломались все немножко

Д: Я не буду, не могу, видно с голоду помру.

Б: Ты когда-то молодой, делал их на лад любой

И теперь не поленись, в ножки дубу поклонись.

Д: Делать нечего, пойду, а то с голоду помру.

(Дед уходит, возвращается с большой ложкой. Бабка открывает рот, пытается есть этой ложкой)

Б: Эта ложка в рот не лезет, старый, не смеши соседей,

Сделай хоть еще одну, не то со свету сживу.

(Входит дед с новой ложкой деревянной)

Б: Эта ложка – красота, жаль, что белая она. Ее надо расписать…

Д: Это я не буду, мать. Я не стану, не умею, краской, кистью – не владею.

Б: Так иди тогда к людям, а еще лучше к детям.

Я слыхала – в средней группе, той научены науке.

Д: Делать нечего, пойду, хоть покой я свой найду.

Загрызет меня старуха, если краски не найду.

(Дед идет к детям и показывает ложку)

Д: Эй, ребята, помогите, деду ложку распишите.

Вы в Махеевке бывали, ложки там вы расписали,

Распишите и мою, не то с горя я помру.

- Ну что, поможем? Подойдем к столам и украсим ложки. Заготовки мастера нам уже приготовили, нам осталось только дополнить рисунок. Элементы какой росписи нанесены на ложки?

- Хохломской.

- Орнаменты и цветовая гамма хохломы легко узнаваемы: ажурные растительные узоры, сочетание красного, черного и золотистого цветов. Чем мы можем дополнить узор?

- Ягодами и цветами.

- Наносить узор мы будем не обычным способом, а с помощью ватных палочек и конструктора «Лего».

(звучит музыка, дети работают, материал на выбор)

По окончании работы дети подняли ложки вверх.

- Расписная, лёгкая-

Нет её нужней,

В ней и щи отменные,

И кисель вкусней.

Воспитатель : Ты катись, катись клубочек по лесам и по долам.

Приведи ты нас, клубочек, в наш любимый в детский сад.

(Дети змейкой идут по залу)

Воспитатель : Ребята вам понравилось путешествие?

Дети: Да

- Вам понравилось узнавать что – то новое из истории ложек?

А что вам больше всего понравилось? Что нового вы узнали?

Воспитатель : У вас получилось замечательное изделие в стиле Хохломы. Думаю, что ваши работы тоже пользовались бы спросом. Ими мы украсим наш уголок «Народного творчества». Спасибо вам, ребята!

Время быстро пролетело.

Жаль нам, честно говоря.

Не забудьте эту встречу.

И спасибо ложкарям.

А за ваши труд, старание, сообразительность, хочу угостить вас конфетами, да не простыми, а из ложки волшебной, целебной. Как ложка моя большая и крепкая, так что бы и здоровья у вас столько было.

Публикации по теме:

«В гости к кошке Мурке». Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию во второй младшей группе«В гости к кошке Мурке». Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию во второй младшей группе "В гости к кошке Мурке" конспект занятия Программное содержание: - подводить детей к умению называть свое имя и фамилию. - способствовать.

Конспект НОД по лепке «Ложка. Чудо-хохлома» в подготовительной группеКонспект НОД по лепке «Ложка. Чудо-хохлома» в подготовительной группе Цель: изготовление ложки «Чудо-хохлома» в технике «пластилинография». Задачи: 1. формировать умение оформлять плоскость элементами узора.

Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе «Моя малая Родина — поселок Повенец»Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе «Моя малая Родина — поселок Повенец» Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе «Моя малая Родина — поселок Повенец» Программное содержание: - Расширить.

Конспект открытого занятия по ХЭР «Чудо — узоры» в старшей группеКонспект открытого занятия по ХЭР «Чудо — узоры» в старшей группе Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие» Тема: «Чудо-узоры».

Конспект открытого занятия по нравственно-патриотическому воспитанию во второй младшей группеКонспект открытого занятия по нравственно-патриотическому воспитанию во второй младшей группе Цель:Развивать нравственно-патриотическое воспитание у детей младшего дошкольного возраста. Задачи: 1. Обобщить знания детей о растительном.

Конспект по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе «В гостях у бабушки Варварушки» Конспект по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе на тему «В гостях у бабушки Варварушки». Цель: Приобщение дошкольников.

Конспект занятия по гражданско-патриотическому воспитанию в старшей группе «Ознакомление с историей российского флага» Конспект занятия по гражданско-патриотическому воспитанию в старшей группе «Ознакомление с историей Российского флага» Программное содержание.

Конспект занятия по патриотическому воспитанию детей в средней группе на тему «12 июня — День России»Конспект занятия по патриотическому воспитанию детей в средней группе на тему «12 июня — День России» Конспект занятия по патриотическому воспитанию детей в средней группе. Тема: «12 июня - День России» Цель: Воспитывать и формировать чувство.

Конспект занятия в старшей группе по нравственно-патриотическому воспитанию «Моя Родина»Конспект занятия в старшей группе по нравственно-патриотическому воспитанию «Моя Родина» Конспект занятия в старшей группе по нравственно - патриотическому воспитанию: «Моя Родина»Интеграция образовательных областей:«Коммуникация»,.

Проект по теме «Ложка деревянная, музыкальная»Проект по теме «Ложка деревянная, музыкальная» Актуальность. Деревянные ложки отражают самобытность нашей русской культуры, её традиции. Хочется приобщить детей к истокам русской культуры,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект открытого занятия по патриотическому воспитанию «Ай да чудо-ложечка, ложка деревянная!» в средней группе
Опубликовано: 20 сентября 2022 в 21:09
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект открытого занятия по патриотическому воспитанию «Ай да чудо-ложечка, ложка деревянная!» в средней группе» (включая файлы) размещена пользователем Анна Титоренко (УИ 366730) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД