Наталья Чернева
Конспект открытого занятия по познавательной деятельности в подготовительной группе «Воздух-волшебник»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема занятия: «Воздух - волшебник»
Программное содержание: продолжать наблюдение за объектом неживой природы воздухом, уметь получать знания путем самостоятельного открытия, в процессе поисков и размышления, развивать познавательную активность, проводить опытно-экспериментальную деятельность под руководством педагога.
Материалы и оборудование: кораблик из пенопласта, прозрачная кастрюля, банка, кусочек сахара на каждого, виноградины на каждого, целлофановые пакеты, стаканчики на каждого, полоски бумаги, кусочек колбасы, апельсин, ванилин, соломинки на каждого, игрушка, флакончик из-под крема, камень.
Ход занятия:
Публикация «Конспект открытого занятия по познавательной деятельности в подготовительной группе „Воздух-волшебник“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2023
Сегодня у нас будет занятие в форме игры «Умники и умницы»
Садитесь за столы, мы начинаем работу. В конце игры самые активные участники игры получат ордена.
Ребята, в мини-лаборатории будем изучать свойства воздуха и проведем эксперименты, которые помогут нам сделать выводы. Но сначала дети прочтут стихи о воздухе.
- Воздух — это то, чем дышим
Через воздух звук мы слышим
В воздух в небо и в полет
Улетает самолет
Птица в воздухе летает
Разным воздух наш бывает
Воздух может быть прозрачным Пахнуть может дымом дачным. - Может пахнуть апельсином, Кофе, завтраком, бензином
Он из фена вылетает
Теплым он тогда бывает
А когда вокруг мороз
Щиплет больно он за нос. Шторой в комнате играя
Бурю в море он поднял..
Воздух разный, он такой! Где найдем его с тобой?
Миша предлагает нам найти воздух. Мы сейчас приступим к работе. Ответьте мне на вопрос: Где мы будем искать воздух? Где есть воздух?
Дети: Он есть везде, вокруг нас.
Опыт № 1.
Итак, вы утверждаете, что воздух есть повсюду. У вас на столах стоит стакан с водой и трубочка. Я предлагаю выдохнуть воздух через трубочку в воду. В стакане появятся пузырьки. Что это? Правильно, это воздух. В воде мы его видим в виде пузырьков. Воздух легче воды, поэтому пузырьки поднимаются в верх. Интересно есть ли воздух в предметах? Бросим сахар в стаканчик. Что вы увидели?
- пузырьки.
- Что это?
- Воздух.
Воздух выходит из предметов, его вытесняет вода.
Опыт № 2
Продолжаем опыты. У вас на столе лежат целлофановые пакеты. Какого цвета мешочки?
Дети: Бесцветные.
Правильно. Давайте узнаем есть ли воздух в мешочках? Посмотрите может есть что-то в мешочке.
Дети: Нет ничего.
Хорошо, проверим.
Надуйте мешочек, что у нас получилось? Надутый мешочек. Есть ли воздух там? — Есть.
Хорошо, отпустите края мешочка, наденьте на руку, там ничего нет. Теперь поверните мешочки к себе отверстием и начинайте его закрывать.
- Что получилось?
- В мешочке есть воздух.
- Его видно?
- Нет, он не видим.
Опыт № З
Посмотрите на меня, посмотрите на зеленую точку на стене, опять на меня. Молодцы!
Следующий опыт провожу я.
У меня в руках кораблик, я опускаю его в воду. Он плавает, не тонет. Как мы можем опустить его на дно и не замочить парус? Как это сделать? Я беру банку пустую и держу строго вертикально отверстием вниз и накрываю банкой кораблик. Кораблик опускается на дно. Банку мы поднимаем, кораблик поднимается. Парус сухой. Давайте еще раз попробуем.
Проделываем несколько раз. В банке воздух, поэтому парус не намочился.
Вывод: Ребята сделаем вывод: воздух есть везде, но он невидимый (и в мешочке, в сахаре, в банке).
А теперь подойдите ко мне, вспомним пальчиковую гимнастику про ветер и мельницу.
«Ветер и мельница»
Мельница, мельница
Мелет муку, мелет
Мелет, мелет, мелет
Ветра нет -- остановилась мельница Снова ветер подул --- закружилась мельница.
Намололи мы муки. Вот --- огромные мешки.
Из муки, из муки напекли мы пи ожки Четко произносят слова, постепенно ускоряя ритм. Дети вращают руками перед грудью.
Очень быстро крутим руками под быстрое произношение слов.
Пальцы сжаты в кулак, стучим кулаками одной руки об другую.
Руки в стороны, хлопаем одной об д
Продолжаем работу в лаборатории. Интересно, ребята? Но это мы еще не все узнали о воздухе. У вас на столе лежат полоски бумаги, подуйте на нее. Бумага отклонилась. Почему? Мы выдыхаем воздух, он двигается. Можно дуть сильнее, можно слабее. Мы чувствуем сильное или слабое движение воздуха. Как называется это явление воздуха? Ветер. Правильно. Но иногда ветер приносит много бед людям, особенно это видят моряки люди, которые живут возле моря. Сильное движение ветра на воде поднимает волну и называется это явление шторм. На суше также встречаются такте природные явления --- ураган, торнадо. (показ на экране шторма, урагана).
Но ветер бывает не всегда. Иногда бывает безветренная погода. Если мы ощущаем движение воздуха в помещении, это называется сквозняк. Если закрыты окна и форточки, то воздух неподвижен.
Скажите есть ли у воздуха запах.
Дети: Не знаем, нет.
Опыт № 4
У меня в руках банка закрытая. Предлагаю понюхать банку, запаха нег, потому что банка закрытая. Через закрытую банку мы не можем вдохнуть воздух, запах не перемещается. Сможем ли мы вдохнуть воздух, если банка будет открытая?
Дети: не знаем, сможем.
Я открываю банку и переношу в сторону, почувствовали запах? (ответы детей).
Вывод: воздух не имеет запаха, но он всегда в движении.
Опыт № 5
А как вы думаете, ребята, есть ли у воздуха объем, вес?
Дети: есть, нет.
Вот мы и проведем еще один опыт, чтобы узнать ответ.
У меня есть шарик, мы можем надуть его. А чем мы надуваем его? Правильно, воздухом (надули шарик)
Иди сюда Лиза, возьми в одну руку шарик, а в другую руку игрушку, что тяжелее? Правильно игрушка. Возьми другой предмет (кубик, кукла, камень). Шарик легче.
А теперь мы вспомним речку, море, лето. Мы пришли купаться, но плавать мы не умеем, поэтому у нас есть спасательный круг. Выдержит он нас на воде?
Дети: да.
Вывод: воздух очень легкий, но может выдержать тяжести.
Молодцы давайте подведем итоги, что нового мы узнали о воздухе.
1. Воздух есть везде, но он невидим.
2. Воздух не имеет запаха, но он перемещает запахи. З. Воздух легкий, но может выдержать тяжести
На экране символы: невидим, тяжелый, легкий, нет запаха.
Дети воздух может нам помогать и поэтому человек приручил воздух. Вспомните где человек применяет воздух. Отвечайте полными ответами.
- пылесос;
- фен;
- компрессор;
- насос;
- вентилятор
- мельница и т. д.
Подвижная игра «Море волнуется» (под музыку)
Молодцы! Мы хорошо поработали в лаборатории. Узнали свойства воздуха, проделав самостоятельно опыты.