Ольга Шелудякова
Конспект открытого занятия по познавательному развитию для детей средней группы «В гости к хозяйке луга»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: обогатить и закрепить знания детей о насекомых.
Образовательные задачи: расширять представления детей о разнообразии насекомых (паук, божья коровка, стрекоза, муравей, пчела, кузнечик, бабочка, о их строении, питании.
Развивающие задачи : развивать мыслительную активность, внимание, любознательность, память, речь. Вызвать интерес к окружающему миру.
Воспитательные задачи: воспитывать потребность в общение с природой, любовь и бережное отношение к природе.
Публикация «Конспект открытого занятия по познавательному развитию для детей средней группы „В гости к хозяйке луга“» размещена в разделах
Материал к занятию : письмо от хозяйки луга; вырезанные изображения фигурок сказочных героев эколят Шалун, Тихоня, Умница и Ёлочка; макеты насекомых: муравей, божья коровка, бабочка, кузнечик, пчела; картинки с изображением насекомых; мяч; цветы для украшения луга; магнитная доска; эмблемы эколят по количеству детей; благодарности эколят по количеству детей.
Ход занятия
Стульчики стоят полукругом. На ковре цветы, под ними спрятаны насекомые: муравей, божья коровка, бабочка, кузнечик, пчела.
Воспитатель заводит детей на "луг".
Воспитатель: Ребята, осмотритесь вокруг, как вы думаете, куда я вас привела?
Дети отвечают свои варианты.
Воспитатель: А точнее узнать, что это за место вам поможет ответ на эту загадку.
Частенько, при любой погоде
Люблю гулять я на природе.
Беру с собою свой сачок:
Вдруг – бабочка, а вдруг – жучок.
Красивых столько там цветов!
Туда пойти всегда готов.
Его не тронул деда плуг.
Там был, и есть, и будет …
Ответ: Луг
Воспитатель: Совершенно верно, ребята! Я вас привела в гости к Хозяйке Луга. Тут нет деревьев, только много трав и цветов. Дети, а вы заметили, что на луг пришли ещё гости, давайте с ними поздороваемся.
Дети здороваются с другими присутствующими взрослыми.
Воспитатель: Видите, ребята, всем нравится прогулки по лугу и малышам и взрослым.
Что-то я не вижу Хозяйку луга ещё. Давайте присядем на стульчики и подождём её.
Дети садятся на стулья.
Воспитатель: А пока мы ждём Хозяйку Луга, я предлагаю вам рассмотреть цветы на лугу. Они такие все разные и красивые. Какого они цвета?
Дети перечисляют цвета.
Воспитатель: Ребята, а тут ещё кто то есть!
Достаёт из за стульев героев эколят.
Воспитатель: Дети, да это же эколята- друзья и защитники природы. Вы с ними знакомы?
Дети отвечают, что не знакомы.
Воспитатель: Тогда я вас с ними сейчас познакомлю.
Это Шалун, Тихоня, Умница и Ёлочка, они помогают Хозяйке Луга заботиться о растениях, животных, птицах и насекомых. Они вас приветствуют и рады нашему приходу на луг. И мы с ними поздороваемся.
Дети здороваются.
Воспитатель: Посмотрите, Шалун принёс нам письмо. Сейчас мы его прочитаем.
Здравствуйте, мои друзья!
К вам обращаюсь с просьбой я.
На лугу у нас беда.
Исчезли насекомые неведомо куда.
Вы найти их помогите,
Любовь к природе проявите.
И чтобы все вас узнавали,
Пусть видят, что в эколят вас принимали.
С уважением Хозяйка Луга.
Воспитатель: Ребята, а ведь действительно, на лугу нет насекомых. Цветы есть, а никто над ними не порхает и не жужжит. Вы заметили это?
Ну что, поможем найти насекомых?
Дети отвечают, что помогут.
Воспитатель: Тогда Шалун, Тихоня, Умница и Ёлочка посвящают вас в ряды эколят. Они вам передают эмблемы с их изображением, чтобы все видели, что вы у нас юные защитники природы.
Надеть детям эмблемы.
Воспитатель: Ребята, каких насекомых вы знаете?
Дети перечисляют.
Воспитатель: Молодцы! Много насекомых вы знаете. А теперь давайте рассмотрим некоторых насекомых на картинках.
Картинки выставляются перед детьми.
Воспитатель: Посмотрите, у всех насекомых есть голова, брюшко, хоботок, усики и по 6 лапок, а у паука даже 8 лапок. А у большинства насекомых есть крылья. Скажите, пожалуйста, а для чего насекомым крылья?
Дети отвечают
Воспитатель:. Чтобы летать с одного места на другое. Правильно! А скажите, пожалуйста, что нужно насекомым для жизни? Чем они питаются?
Дети отвечают.
Воспитатель: Правильно! Им нужен воздух, солнце для жизни, вода, трава и цветы для питания. И каждое насекомое выполняет свою важную роль в природе. Как вы думаете, что же они делают?
Дети отвечают.
Воспитатель: А чтобы нам найти насекомых, нужно выполнить следующие задания. Они узнают, что мы ими интересуемся, хотим их оберегать и обязательно появятся на лугу.
Воспитатель: Вот у Умница как раз есть загадки про насекомых
Взять у Умницы листок с загадкой.
Домовитая хозяйка
Полетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком
И поделится медком.
Дети: Пчела.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете что пчёлы – наши лучшие друзья. Пчелы – единственные насекомые, дающие человеку вкусный, полезный мед. С давних пор пчела служит символом трудолюбия. Они хорошо ориентируются в пространстве летая по полям и лугам, но всегда возвращаются в свой домик, который называется улей. Показать на картинке пчелу и ульи.
Воспитатель: Умница предлагает следующую загадку!
Шевелились у цветка,
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел –
Он вспорхнул и улетел.
Дети: Бабочка.
Воспитатель: Правильно, бабочка! Рассматриваем изображение бабочки.
Воспитатель: Как вы думаете, почему бабочку можно спутать с цветочком? У бабочки очень красивые крылышки, поэтому она похожа на цветок.
Воспитатель: А вот Тихоня, чтобы найти пчелу и бабочку предлагает нам поиграть в игру, которая называется "Кто спрятался под листом".
На доске 4 насекомых, давайте назовём их и запомним как они располагаются по порядку. А теперь я спрячу под листик одно насекомое, а вы мне скажете какое.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы отлично справились с этими заданиями. Давайте подумаем под какими цветами на нашем лугу могут быть бабочка и пчела.
Имя ребёнка, ты как думаешь пчела под какой цветок могла спрятаться?
Правильно под жёлтый, иди посмотри под жёлтым цветком
Имя ребёнка, а ты как думаешь, бабочку под каким цветком можем найти?
Правильно под самым красочным. Сходи посмотри там бабочку.
Дети находят насекомых и сажают их на цветы.
Воспитатель: Отлично, ребята! У нас всё получается.
Воспитатель: Следующая загадка от Умницы
Целый день в траве скакал,
Скрипку где-то потерял.
И теперь грустит у речки
Наш зелёненький ….
Дети: Кузнечик.
Воспитатель: Правильно, отгадали!
Воспитатель: Давайте рассмотрим кузнечика. Какого он цвета? Он зеленого цвета, словно травинка, и поэтому его не сразу заметишь в траве. Кузнечик может далеко прыгать, потому что у него есть очень сильные две задние ноги. Показать задние ноги кузнечика. У некоторых кузнечиков есть крылья, а у других вообще нет крыльев. Посмотрите внимательно, у этого кузнечика есть крылья?
Воспитатель: Что то мы с вами засиделись и Тихоня предлагает нам начать спасать кузнечика. Встаём со стульчиков и повторяем за мной движения.
Физминутка
Я гуляю по дорожке, (шаги на месте)
А кузнечик скачет рядом. (подскоки на месте)
Наклонюсь, возьму в ладошки: (наклониться «взять кузнечика»)
Здесь скакать ему не надо! (погрозить пальчиком)
Пусть сидит он лучше в травке, (шаги на месте, ладошки «держат кузнечика»)
Там с ним будет все в порядке! (наклониться «отпустить кузнечика») Воспитатель: Молодцы! Присаживайтесь на стульчики.
Воспитатель: Имя ребёнка, под каким цветком с кузнечиком будет всё в порядке? Правильно под зелёным цветком. Пойди найди кузнечика и посади его на цветок.
Воспитатель: Умница предлагает следующую загадку
Тащит он соломинку,
К маленькому домику.
Всех букашек он сильней,
Наш трудяга….
Дети: Муравей.
Воспитатель: Молодцы, отгадали!
Воспитатель: «Муравей черного цвета. У него нет крыльев. Муравей очень быстро ползает. Муравьи живут большими группами. Муравьи дружно и слаженно работают – строят свой домик из маленьких веточек и хвоинок».
А вы знаете, как называется домик муравьев? (Ответы детей.) Домик муравьев называется «муравейник».
Показать на картинке муравья и муравейник.
Воспитатель: А вот Тихоня знает игру, которая поможет нам найти муравья. Давайте в нее поиграем. Я вам буду бросать мяч и говорить, что делает одно насекомое, а вы мне будете возвращать мяч и договаривать, что делает другое насекомое.
Игра с мячом «Летает, прыгает, ползает».
Муравей ползает, а бабочка: :. (летает)
Бабочка летает, а кузнечик: :. (прыгает)
Кузнечик прыгает, а стрекоза: :. (летает)
Стрекоза летает, а паук: :. (ползает)
Паук ползает, а пчела: :. (летает)
Пчела летает, а гусеница : :. (ползает)
Гусеница ползает, а кузнечик: :. (прыгает)
Кузнечик прыгает, а божья коровка: :. (летает)
Божья коровка летает, а муравей : : :. (ползает)
Воспитатель: Молодцы, вы справились с заданием. Давайте подумаем под чем может прятаться муравей?
Ответивший ребёнок забирает из под брёвнышка муравья.
Воспитатель: Молодцы! Вот и муравья мы нашли.
Воспитатель: Умница предлагает следующую загадку
Красненькие крылышки, черные горошки.
Кто гуляет по моей ладошке?
С листьев тлю она съедает,
Следить за садом помогает.
Вот она взлетает ловко. Это ….
Дети: Божья коровка.
Воспитатель: Правильно, божья коровка! Рассматривание иллюстрации божьей коровкой с закрытыми крыльями и развёрнутыми.
Воспитатель: Какого цвета божья коровка? Божья коровка красного цвета, с черными точками. У божьей коровки есть крылья? Да, у божьей коровки есть крылья. Одни – жесткие, красного цвета, а другие – мягкие, прозрачные. Мягкие крылышки находятся под твердыми красными крылышками. Говорят, что, если божья коровка сядет на ладонь, это принесет удачу».
И чтобы нам с вами всегда сопутствовала удача, я вам посажу на ладошки этих божьих коровок.
Воспитатель: Чтобы ее найти Тихоня предлагает нам рассказать закличку.
Божья коровка,
Улети на небко,
Там твои детки
Кушают конфетки.
Всем по одной,
А тебе ни одной!
Дети дуют на насекомых, и они «разлетаются по поляне».
Воспитатель: Здорово как получилось! Ребят, как вы думаете под цветы какого цвета могли улететь божьи коровки?
Дети: под красные.
Воспитатель: Девочки, идите посмотрите правильно ли мы угадали?
4 девочки смотрят под красные цветы и находят там божьих коровок, сажают их на цветы.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему насекомые прятались под цветками такого же цвета как и они? Правильно, они не хотели, чтобы их нашли, они же маленькие и каждый может их обидеть, но мы с вами доказали, что им нечего бояться и они теперь будет спокойно жить на этом лугу. Сейчас весна, с каждым днем становится все теплее. И скоро на полях, лугах, в лесах появятся насекомые, давайте вспомним каких мы нашли насекомых? Какие части тела есть у них?
Дети перечисляют.
Воспитатель: Пусть насекомые летают, ползают, собирают нектар. Встретив в природе насекомых, берегите их, не мешайте им делать свои важные дела.
За вашу доброту, отзывчивость, и знания Ёлочка вручает вам благодарности от Хозяйки луга. Вы очень помогли ей и помощникам природы.