Добровольская Анна
Конспект открытого занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Берегите природу»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
-Систематизировать и расширить представления детей о временах года, некоторых их признаках.
Задачи:
Образовательные:
-закрепить знания о живой и неживой природе.
Развивающие:
-развивать познавательный интерес;
-развивать у детей мышление при отгадывании загадок.
Воспитательные:
-воспитывать у детей гуманное отношение к природе, желание ее сохранить;
-воспитывать у детей отзывчивость, дружелюбие.
Публикация «Конспект открытого занятия по познавательному развитию в подготовительной группе „Берегите природу“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, защита природы. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Материалы и оборудование: проектор, презентации, поезд, картинки с изображением живой и неживой природы, картинки с изображением насекомых, птиц, леса, игрушки диких и домашних животных, два обруча, мяч, глобус, предметные картинки для коллажа, ножницы, клей карандаш.
Предварительная работа. На занятиях по ознакомлению с окружающим миром, по развитию речи, в ходе наблюдений на прогулке, при просмотре презентаций, при знакомстве со сказками и природоведческой литературой ребята многое узнали о птицах, деревьях, кустарниках, живой и неживой природе, о ядовитых и лекарственных растениях.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы и фольклора, двигательная, музыкальная, познавательно — исследовательская, элементарная трудовая.
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель: Ребята, сегодня я получила письмо от Царицы Природы, она просит вас помочь. «Дорогие ребята, меня похитил злой Кощей Бессмертный и заточил в своём мрачном замке. Пока меня нет с вами, люди стали обижать животных, ломать деревья, разорять гнёзда птиц. Прошу вас, помогите мне выбраться из тёмного замка злого Кощея, но для этого вам надо пройти несколько испытаний».
Воспитатель: Вы готовы помочь Царице Природы? Справимся ли мы с заданиями?
Дети: Да!
Воспитатель: Тогда отправляемся в наше путешествие. Ребята, на какой планете мы с вами живём?
Дети: На планете Земля.
Воспитатель: Посмотрите на макет нашей планеты. Как он называется?
Дети: Глобус.
Воспитатель: Что мы видим?
Дети: Леса, моря, реки, горы, океаны.
Воспитатель: Планета Земля наш общий дом, где все вместе существуют и животные, и растения, объекты неживой природы. И я хочу пригласить вас в путешествие в мир природы. А поможет нам в этом волшебный паровозик, который будет нас перемещать от станции к станции. На каждой остановке нас ждут задания и вопросы. Справимся?
Дети: Да.
Воспитатель и дети:
Вагончики зелёные бегут, бегут, бегут.
А круглые колесики
Все стук, да стук, да стук.
(Дети выстраиваются в поезд и передвигаются к первой станции под музыку).
Воспитатель: А вот и первая остановка. На ней мы поговорим о временах года. Назовите их. (Воспитатель показывает картинки)
Ответы детей.
Воспитатель: А какое сейчас время года?
Ответы детей.
Воспитатель: Назовите признаки весны.
Ответы детей: Солнце светит ярко, становится теплее, начинают таять сосульки, таит снег, образуются лужи и ручейки, на деревьях начинают набухать почки, чтобы со временем превратиться в листики, появляется первая травка.
Воспитатель: Справились с заданием, отправляемся дальше. На второй станции мы поиграем в игру «Живая и неживая природа».
Давайте разделимся на две команды. Одна команда будет выбирать картинки с изображением живой природы, а другая с неживой. Что же, отправимся дальше. Занимайте свои места в вагонах. (Дети садятся на стульчики).
Воспитатель: Третья станция «Сказочная». Послушайте сказку: «В тридевятом царстве, в тридесятом государстве жил был Иван Царевич. Баба Яга хитростью заманила его в ловушку. Но он сумел выбраться. Дошёл до большой широкой реки, а моста нет. Махнул Иван царевич три раза платком, и повисла над рекой дивная радуга, по ней он и добрался на другой берег. Бросилась баба Яга за Иваном Царевичем вдогонку по этому мосту, добралась до середины, а он возьми и обломись. Рассыпалась радуга по обе стороны на мелкие осколки цветочками. Одни цветы были добрые от следов Ивана Царевича. Другие — злые, где Баба Яга ступала».
Воспитатель: Как вы думаете, какие цветы добрые?
Дети: следы от Ивана Царевича; лекарственные растения.
Воспитатель: Какие растения мы можем назвать злым?
Дети: следы Бабы Яги; Ядовитые.
Воспитатель: назовите их.
Ответы детей: Волчье лыко, вороний глаз, ландыш, белена, дурман.
Воспитатель: отправляемся дальше. На четвёртой станции мы поиграем в игру «Деревья и кустарники». (Дети становятся в круг).
Я буду бросать мяч, а вы называть мне то, что я скажу:
Виды деревьев, кустарников (Береза, рябина, клен, тополь, смородина, малина).
Молодцы, много назвали деревьев и кустарников, целый лес получится. А какие виды леса вы знаете?
Ответы детей: лиственный, хвойный, смешанный.
Воспитатель: Пятая станция «Загадки», чтобы туда попасть, нужно отгадать загадки.
1. Ранним утром ей не спится
Очень хочется трудиться
Вот и меду принесла
Работящая…
(Пчела)
2. У реки, над камышами,
Вот с та-а-а-акущими глазами
Зависает вертолёт.
Пассажиров не берёт!
И пропеллер… И глаза…
Да ведь это…
(Стрекоза).
3. Над цветочками порхает,
Кто красавицу не знает?
Ее крылья расписные,
Ее танцы заводные.
Только очень беззащитна,
Совершенно безобидна.
Не спеши ее пугать,
Слабых надо защищать.
(Бабочка).
4. Жу-жу, жу-жу,
Я на ветке сижу,
Букву Ж всегда твержу.
Зная твёрдо букву эту,
Я жужжу весной и летом.
(Жук).
5. Люди все его боятся
— Очень любит он кусаться,
Хоть и маленький бандит,
А когда летит — пищит.
(Комар).
Воспитатель: О ком были загадки?
Дети: о насекомых.
Воспитатель: Давайте теперь покажем насекомых. Как летает бабочка? Она легкая, воздушная. А вот летит комар, летит и пищит.
Воспитатель: Отправимся дальше, занимайте свои места. Шестая станция «Дикие и домашние животные». (Дети делятся на 2 команды, одна команда выбирает картинки диких животных, другая домашних и кладут в обручи, положенные на полу)
Воспитатель: Дети, что вы знаете о диких и домашних животных?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: На седьмой станции живут птицы. Чтобы узнать, о каких птицах идёт речь, мы поиграем в игру «Угадай птицу». (Воспитатель показывает картинки птиц и рассказывает о них) Молодцы, узнали всех птиц, теперь двигаемся дальше.
Воспитатель: Вот и последняя остановка «Береги природу».
Воспитатель: В старину люди разумно пользовались дарами природы. Никогда не убивали самок и детёнышей, выпускали рыбу с икрой, рубили только старые и больные деревья. К сожалению не все люди в наше время соблюдают эти добрые традиции. Вырубают леса, уничтожают животный мир. Но замечательно то, что человек умеет исправлять свои ошибки. Расскажите, как это происходит?
Дети: люди создают заповедники, существует Красная книга.
Воспитатель: дети скажите, что такое заповедник?
Ответы детей.
Воспитатель: Верно, заповедник — это определенная территория (может быть лес, поле или смешанная местность) охраняемая законом, на которой запрещены любые виды деятельности.
В заповеднике людям запрещается рвать цветы, ягоды, грибы, ловить рыбу, охотиться на птиц и животных. Человек изредка приходит в это место как гость. У нас в Подмосковье тоже есть заповедники: Национальный парк «Лосиный остров», Памятник природы «Серебряный бор», и другие.
«Лосиный остров» основан в 1983 году, что делает его одним из первых национальных парков. Большая часть «Лосиного острова» занята лесами: хвойными и лиственными породами, а так березняки. Там можно встретить много редких животных, растений (бобры, олени, кабаны, норки и ондатры первоцветы и многое другое).
Памятник природы «Серебряный бор» официально был признан в 1991 году. В Серебреном Бору можно встретить растения, занесенные в красную книгу: тополь белый, дуб красный, ландыш майский. В заповеднике обитает около 100 видов животных (кроты, зайцы, лесной хорек, бобры) а также животные, занесенные в красную книгу (заяц-беляк, обыкновенный еж, горностаи и др. виды.
Как вы думаете, только ли в заповедниках нужно защищать природу?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, охранять природу нужно в любом месте. Давайте вспомним правила охраны природы.
1. Не рвать цветы.
2. Не сбивать грибы.
3. Не нарушать тишину.
4. Не разорять птичьи гнёзда.
5. Не мусорить, отдыхая в лесу или парке.
6. Не разорять муравейники.
7. Не разводить костры.
8. Не тревожить животных.
9. Не повреждать кору деревьев.
10. Не ломать ветки деревьев и кустов.
Воспитатель: Ребята, давайте мы вспомним стихотворение о природе.
Не надо мусорить в лесу,
Природы портя всю красу –
Должны мы срочно прекращать
Леса в помойку превращать!
В лесу играйте и гуляйте,
Но мусор там не оставляйте –
Когда лес чист, красив, опрятен,
То отдых в нём вдвойне приятен!
Воспитатель: Чтобы помочь нашей планете, надо научиться любить природу с детства. Растите, дети и берегите Землю. Она вернёт вам заботу о себе — хорошим здоровьем, щедрым урожаем, весёлым пением птиц, красотой земного царства Природы.
В подарок царице Природе мы изготовим с вами коллаж «Берегите Землю» (Дети выполняют коллаж)
(Звучит музыка)
Воспитатель: А теперь возьмёмся за руки, сделаем большой круг. Постараемся обнять нашу планету и навсегда запомнить, что мы должны ее беречь, любить все живое на земле. Ребята, царица Природа благодарит вас. Она говорит, что теперь знает, что такое глобус и почему наша планета Земля такая разноцветная и красивая. А теперь дети скажите, что нового и интересного вы узнали на занятии?
Ответы детей.
Воспитател
: Вот и закончилось наше путешествие в мир природы. Пора возвращаться в детский сад.