Получи документы

Конспект открытого занятия по ручному труду с детьми 6–7 лет «Кукла из ложки»

Наталия Селицкая
Конспект открытого занятия по ручному труду с детьми 6–7 лет «Кукла из ложки»

Конспект открытого занятия по ручному труду с детьми 6–7 лет

Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, художественно – эстетическое, социально – коммуникативное.

Цель: познакомить детей с народным промыслам – изготовлением куклы из ложки.

Задачи:

1. Образовательные: - формировать интерес к истории и культуре русского народа через образ традиционной народной куклы;

- познакомить с новым способом изготовления народной куклы – из пластмассовой ложки.

Публикация «Конспект открытого занятия по ручному труду с детьми 6–7 лет „Кукла из ложки“» размещена в разделах

2. Развивающие: - способствовать формированию индивидуальных творческих способностей детей;

- развивать мелкую моторику.

- Обогащать речь детей с помощью пословиц и поговорок о труде.

3. Воспитательные:

- воспитывать в детях чувство любви и уважения к народным традициям и прошлому русского народа;

- воспитывать аккуратность при выполнении работы, взаимопомощь.

Оборудование: Пластмассовые ложки. Цветные лоскутки ситца. Ленточки, нитки и пластилин, скотч. Образцы кукол из ложек.

Предварительная работа:

- Беседы с детьми о куклах : «Куклы наших бабушек», «Моя любимая кукла», «Тряпичные куклы».

- Рассматривание иллюстраций: «Игрушки из прошлого», «Русский народный костюм», «Русская изба».

- Сюжетно-ролевая игра: «Семья», «Магазин игрушек», «Дом», «Детский сад».

- Дидактическая игра: «Из чего сделана кукла

- Чтение художественной литературы: русская народная сказка «Василиса Прекрасная», Н. Д. Телешев «Крупеничка».

- Работа в мини – музее «Куколки».

Ход занятия:

Организационный момент. Дети в русских народных костюмах.

Воспитатель: -- Я для вас приготовила сюрприз. Он спрятан в крупном прямоугольном предмете, голубого цвета. Только искать его надо молча, глазами. Кто найдет – хлопает в ладоши. (Дети находят прямоугольную коробку, в нем спрятана деревянная ложка).

Ложка : - Здравствуйте девчонки - веселушки,

Озорные хохотушки.

Здравствуйте ребята - молодцы,

Озорные удальцы!

Улыбнитесь всем вокруг

Руку дайте другу слева,

И скорей вставайте в круг,

А теперь соседу справа

Ложку ты передавай

Какие знаешь ложки – называй!

Деревянная, металлическая, серебряная, пластмассовая, керамическая, сувенирная, чайная, столовая, разливочная, красивая.

- Молодцы, все виды ложек назвали. Зарядились хорошим настроением.

А песню про ложку вы знаете?

Песня «Расписная ложка, лаковая ножка».

- Вот спасибо, порадовали. Теперь отгадайте мою загадку:

Волосы льняные,

В них ленточки цветные.

С лоскутков её скрутила

В сарафанчик нарядила.

Сарафанчик из сукна.

Догадайтесь, кто она? (кукла)

- А что такое кукла?

- Кукла – это игрушка, напоминающая человека.

2. Основная часть.

Воспитатель: Сегодня мы поговорим о куклах.

- Ребята, посмотрите друг на друга: и на вас, и на мне одежда необычная для нашего времени. Сейчас люди так одеваются?

- А когда так одевались?

- Да, так одевались очень давно. Это русские народные костюмы. И одеты мы в них не случайно. Сегодня я вам предлагаю отправиться в путешествие в древнюю Русь и поговорить о куклах.

- А из чего еще делали кукол в Древней Руси?

- Из дерева, ниток, лоскутов, соломы, глины.

- Самые первые куклы делались из золы. Брали золу из очага и смешивали ее с водой. Потом скатывали шарик, сушили и к нему прикрепляли юбку. Такую куклу называли Баба. Этой куклой не играли, она была оберегом, и ее передавали от бабушки к внучке.

- Ребята, как вы думаете, чем еще, кроме изготовления кукол, занимались люди в те времена?

Ответы детей: Песни пели, да хороводы водили.

Воспитатель: Вечерами дети, мамы и бабушки собирались на посиделки, рассказывали сказки, пели песни, разговаривали, водили хороводы.

Ложка : - На завалинке, в светёлке

Иль на бревнышках, каких,

Собирались посиделки

Пожилых и молодых.

При лучине все сидели

Иль под светлый небосвод;

Говорили, песни пели

Да водили …

Дети подсказывают: Хоровод.

Воспитатель: Давайте и мы заведём хоровод. (Дети становятся в круг).

Как у наших, у ворот,

Стоит кукол хоровод,

Ай, люли, у ворот,

Ай, люли, хоровод.

Куклы песенки поют,

Хоровод они ведут,

Ай, люли, все поют,

Ай, люли, все ведут.

Наш Илья плясать пошел,

Пару он себе нашел,

Ай, люли, он пошел,

Ай, люли, он нашел.

Настю за руку берет,

В хоровод с собой ведет,

Ай, люли, он берет,

Ай, люли, он ведет.

Ах ты, девица-душа,

Потанцуй со мной, краса.

Ай, люли, ты душа,

Ай, люли, ты краса.

Как у наших, у ворот,

Разыгрался хоровод.

Ай, люли, хоровод,

Ай, люли, хоровод.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Веселый хоровод у нас получился.

- Ребята, но не только взрослые делали кукол и дети в далекие времена сами делали себе кукол из подручных материалов.

-Я хочу вам рассказать о своем детстве. Когда я была маленькой, у меня тоже были куклы такие же, как у вас, заводские, фабричные. Но нам интереснее было играть с куклами, которые мы делали сами из подручных материалов. Например, из одуванчиков, початков кукурузы, из прищепок. Мы придумывали им разные прически, наряды. А еще делали куклы из ложек. И сегодня хочу вас научить делать таких кукол. И вы убедитесь сами, что такими куклами тоже интересно играть. (Показ кукол из ложек).

- Я думала, что это наша выдумка – кукла из ложки. Оказывается, что нет. Кукла из ложки – это кукла старины. На севере, в Архангельской губернии была распространена игровая кукла на ложке. После еды мама брала ложку, мыла, вытирала ее насухо, заворачивала в лоскутки, делая куклу. Ее она отдавала своему ребенку, чтобы тот с ней засыпал в люльке. После сна кукла разворачивалась, лоскутки убиралась обратно в сундук. А ложка использовалась по назначению.

Воспитатель: - Ребята, я сегодня хочу вас научить делать куколку из пластмассовой ложки. Работа нам предстоит нелегкая. Давайте вспомним пословицы и поговорки о труде. Они настроят нас на работу.

Ответы детей: Была бы охота - заладится любая работа.

Не будет скуки, когда заняты руки.

Упорство и труд – все перетрут.

Труд человека кормит, а лень портит.

Без труда не выловить и рыбку из пруда.

Каков мастер, такова и работа.

Воспитатель: Давайте приниматься за работу. Делу время, потехе час.

Пальчиковая гимнастика

Наша куколка гуляла (шагают по столу средний и указательный пальчики)

И играла, и плясала, (шагают по столу безымянный и средний пальчики)

До чего ж она устала - (шагают по столу мизинчик и безымянный пальчики)

Забралась под одеяло (ребенок кладет одну руку на стол, а другой закрывает ее)

Практическая работа детей. Дети делятся на пары.

Показ и работа детей происходят одновременно, т. е. дети повторяют действия воспитателя (воспитатель при необходимости помогает детям).

- Лицо нашей кукле мы сделаем из пластилина на выпуклой стороне ложки. Давайте назовем части лица.

- Можно сделать куклу – бабушку, куклу – папу, девочку, мальчика, а потом поиграть с ними, например, в семью. Также с помощью таких куколок можно обыграть знакомые потешки, стишки. Замечательно и то, что одним движением можно изменить настроение кукле. Повернуть уголки рта куклы вверх, и наша кукла расстроилась, и наоборот.

- Волосы мы сделаем тоже из пластилина. Пофантазируйте над прической. Можно ее украсить бантиком, ободком, шляпкой.

- Пришло время одеть наших кукол. Ручку ложки обмотаем лоскутком ткани и завяжем ниткой или ленточкой. В народе говорят: «Одной рукой узла не завяжешь», поэтому в этом деле вы должны помочь друг другу. Один ребенок держит куклу, другой обвязывает ткань тесьмой. Ткань располагаем треугольно. Боковые уголки затягиваем в узелки – это ручки. Нижнюю часть платья закруглим при помощи ножниц. Вставим куклу в подставку.

Итог. - Итак, наши куколки готовы. Молодцы, хорошо потрудились.

Песня «Деревенские ложки» З. Роот.

Я для вас приготовила еще один сюрприз. Он спрятан под голубой салфеткой. Только искать его надо молча, глазами. Кто найдет – хлопает в ладоши. (Дети находят под салфеткой корзину с деревянными ложками, балалайками и бубнами).

-Да это же русские народные инструменты, хотите на них поиграть?

Оркестр Андреевские балалайки с ложками.

-Наши девчонки засиделись, заскучали. В таких сарафанах расписных, да не сплясать, обидно. Выходите, куколки наши расписные, пляшите, как заводные.

Хоровод матрешек на мелодию «Пойду ль, выйду ль я да».

Рефлексия.

- Понравилось вам наше путешествие?

- Что больше всего понравилось?

- Какое у вас сейчас настроение?

- Ребята, я очень рада, что вы сегодня научились сами делать кукол из ложек и теперь можете научить своих сестренок, мам и предложить с ними поиграть.

Давайте скажем нашей гостье – ложке спасибо и попрощаемся с ней.

Хоровод «Как вставала я ранешенько»

Публикации по теме:

Конспект занятия по ручному труду «Игрушки — самоделки»Конспект занятия по ручному труду «Игрушки — самоделки» Самые яркие воспоминания у людей из детства связаны с любимой игрушкой. Именно игрушки способствуют познанию окружающего мира, выражению.

Детский мастер-класс по ручному труду «Кукла из палочек от мороженого» в старшей группеДетский мастер-класс по ручному труду «Кукла из палочек от мороженого» в старшей группе Цель: Познакомить с русской народной куклой и научить изготавливать простую куколку- на палочке от мороженого Продолжать развивать у.

Детский мастер-класс по ручному труду «Кукла в оригинальном стиле из палочек от мороженого» в старшей группеДетский мастер-класс по ручному труду «Кукла в оригинальном стиле из палочек от мороженого» в старшей группе Цель: Изготовление куколки своими руками из палочек от мороженого. Учить детей делать поделки по образцу, соединять различный материал.

Конспект занятия по ручному труду «Вдевание нитки в иголку»Конспект занятия по ручному труду «Вдевание нитки в иголку» Конспект по ручному труду «Вдевание нитки в иголку» Цель: Создать условие для продуктивной деятельности по ручному труду: вдевание нитки.

Конспект занятия по ручному труду «Кукла-мотанка на счастье» в подготовительной группеКонспект занятия по ручному труду «Кукла-мотанка на счастье» в подготовительной группе Конспект занятия по ручному труду «Кукла-мотанка на счастье» в подготовительной группе Цель: научить детей делать тряпичную куклу-мотанку.

Конспект занятия по ручному труду. Коллективная работа «Птичка с птенцами»Конспект занятия по ручному труду. Коллективная работа «Птичка с птенцами» Конспект занятия по Дооп «Умелые ручки» (ручной труд). Коллективная работа «Птичка с птенцами». Задачи занятия: • закрепить представления.

Конспект занятия по ручному труду «Аппликация «Платье для мамы»Конспект занятия по ручному труду «Аппликация «Платье для мамы» Ручной труд. Аппликация «Платье для мамы» Программные задачи О: Вспомнить виды одежды, ее предназначение, из чего делают одежду, последовательность.

Конспект занятия по ручному труду «Котёнок» с детьми ОИН (средняя группа) Цель. Научить детей делать котят из бумаги. Задачи:1. Закрепить умение детей складывать лист бумаги (картона) пополам, сглаживать линию.

Конспект занятия по ручному труду «Лесовичок» в старшей группеКонспект занятия по ручному труду «Лесовичок» в старшей группе Ручной труд: “ Лесовичок” в старшей группе. Автор: Седова Наталья Владимировна, воспитатель группы "Ромашка" МДОУ - Центр развития ребёнка.

Совместное занятие по ручному труду детей средней группы и студентов педколледжа «Тряпичная кукла  «Отдарок на подарок»Совместное занятие по ручному труду детей средней группы и студентов педколледжа «Тряпичная кукла  «Отдарок на подарок» Цель:Создание условий для приобщения дошкольников и студентов к народному искусству, через изготовление кукол - Отдарок на подарок. Задачи:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект открытого занятия по ручному труду с детьми 6–7 лет «Кукла из ложки»
Опубликовано: 14 марта 2021 в 13:20
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД