Папки-передвижки

Конспект открытого занятия «В горнице моей светло» по теме «Жизнь и быт русского народа»

Чайковская Виктория
Конспект открытого занятия «В горнице моей светло» по теме «Жизнь и быт русского народа»

Тема занятия : «В горнице моей светло».

Цель занятия : формирование представлений о жизни и быте русского народа, о его традициях.

Задачи:

Образовательные:

- Продолжить знакомить детей с традициями русского народа, открыть ребенку доступ к культуре своего народа, знакомя его с особенностями повседневного быта, обычаями, традициями, обогатить словарь детей новыми словами.

Воспитательные:

Публикация «Конспект открытого занятия „В горнице моей светло“ по теме „Жизнь и быт русского народа“» размещена в разделах

- Воспитывать любознательность, интерес к истории и традициям своего народа, расширять кругозор детей; воспитывать у детей интерес, бережное отношение к русской старине, народной музыке, культуру слушания и зрительного восприятия.

Развивающие:

- Развивать логическое мышление, внимание, связную монологическую речь.

Образовательная область: «ПР», «РР», «СКР».

Активизация словаря: изба, печь, ухват, чугунок, лавка, самовар

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций с изображением старинных предметов быта, просмотр презентаций, знакомство с экспонатами мини-музея «Русская изба». Разучивание пословиц, поговорок, загадок, небылиц, русских народных песен, танцев, игр, чтение сказок.

Материалы и оборудования: «Русская изба» с предметами быта

Методы и приемы:

Словесные: беседа, вопросы, объяснение, загадки.

Наглядные: демонстрация, показ.

Практические: игра, пальчиковая гимнастика, лепка

Форма организации детей: индивидуальная, фронтальная.

Ход занятия

Вводная часть (Организационно-мотивационный этап)

Дети с воспитателем проходят в музей

Воспитатель:

Ой вы гости дорогие!

Все нарядные какие!

Здравствуйте, добры молодцы!

Здравствуйте, красны девицы!

С порога поспешите!

Ко мне в гости проходите!

Ребята, куда мы пришли? Да, но мы здесь не одни – к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся по старинному русскому обычаю (дети прикладывают руку нас сердце и делают поклон) и скажем «Здравствуйте!»

Воспитатель: Гость на порог – хозяину радость! Прошу в избу, присаживайтесь ребята! (дети садятся на лавки)

2. Основная часть:

Воспитатель: Как хорошо и уютно в русской избе. В давние времена люди жили в избах. Избы строили из дерева. Главную комнату в избе называли горница. Посмотрите, в горнице все деревянное : стол, лавки, посуда.

Столы в избах были большие, а рядом простые длинные скамейки, т. к. стульев еще не было. Мебель была самодельная и очень простая. Лавки, сундуки для вещей, они служили и стулом и кроватью.

Я знаю, что вы знаете много сказок в которых были такие же жилища. Давайте вспомним. (дети называют сказки)

Воспитатель: Вот так живут сказочные герои, так жили и люди давным-давно. В деревнях не было многоэтажных домов, а стояли маленькие домики. В них не было ни води, ни газа, ни электричества.. За водой люди ходили на реку или брали воду в колодце. А что же люди делали, чтобы не замерзнуть холодной осенью или морозной зимой? (Ответы детей).

Для того, чтобы было тепло, в каждой избе была печь. И в нашей избе есть печь. Посмотрите ребята. В печи готовили еду. А чем топили печку?

Ребята, а у кого в доме есть такая печка? Как нет? А на чем ваши мамы готовят? Правильно ребята, в ваших домах есть газовые и электрические плиты., на которых готовят еду ваши мамы.

А в печи люди готовили, когда не было электрических плит. Были о печи и поговорки и пословицы: «Без печи, и изба не изба», «Хочешь есть калачи- не сиди на печи». А в чем же варили каши, щи, супы? Да, раньше не было кастрюль, вместо них были чугуны. Чтобы не обжечься, чугунок из печи доставали при помощи чего?

А еще печь служила для сушки одежды, валенок, рукавичек после зимних прогулок. А еще на печи можно было погреться.

А сейчас ребята, отгадайте загадку:

Я умею чисто мыться,

Не водой, а язычком.

Мяу, как мне часто снится

Блюдце с теплым молочком!

Кто это ребята?

Воспитатель: Да, это котик.

Ребята, котик что-то хочет шепнуть мне на ушко…Он мне сказал, что очень хочет с вами поиграть

Воспитатель: Давайте с ним поиграем.

Русская народная игра «Ходит Ваня». (Дети и воспитатель становятся в круг. Один ребенок с кошкой в руках стоит посередине. Дети водят хоровод и проговаривают слова:

Ходит (имя ребенка, ходит (имя ребенка)

Посреди кружочка

Ищет (имя ребенка, ищет (имя ребенка)

Для себя дружочка

Ребенок выбирает себя дружочка, остальные дети хлопают в ладоши. Затем ведущий меняется, игра продолжается

Воспитатель: Ой, ребята! Посмотрите, а ведь на столе у нас лежит письмо! Его написала моя бабушка. Давайте его прочитаем. («Дорогая моя внученька, испекла я для вас с ребятами колобка. Положила его на окошко остывать, а он убежал. Найти его нигде не можем. Колобок круглый, вот и укатился».)

Воспитатель: Ребята, что же делать? Как нам бабушке помочь? Так может мы бабушке новых колобков напечем?

Чтобы ручки хорошо лепили нам нужно сделать гимнастику для пальчиков:

Мы лепили колобка (Дети сжимают и разжимают ладони)

Тесто мяли мы слегка (Дети сжимают и разжимают пальцы)

А потом его катали («Катают» колобок)

На окошечко сажали (Раскрывают ладони, показывают их)

Он с окошка прыг, да прыг (Стучат по ладоням пальцами)

Укатился озорник (Резко разжимаем ладони).

Воспитатель: Сначала разомнем наше тесто, чтобы оно стало мягким. Теперь из него можно лепить колобка. Кладем тесто на ладошку и скатываем кругообразными движениями ладоней в шарики. Какими движениями мы лепим? Что лепим? Получился колобок? Какого он цвета? Какой он по форме? Для кого мы лепим колобок? Лепим аккуратно, пластилин в рот не брать.

Теперь вы сами слепите по колобку для бабушки. Берём кусочек теста, кладем на ладошку и раскатываем круговыми движениями, чтобы получился круглый колобок.

Самостоятельная изобразительная деятельность детей (индивидуальная помощь детям)

Воспитатель: Готовые колобки давайте положим на тарелочку и поставим в печку.

Он испёкся в русской печке,

Покатился за крылечко.

У него румяный бок.

Это вкусный Колобок.

Ой, ребята! А вот и бабушкин колобок в печке! Посмотрите, какой он! Молодцы, ребята. Вы помогли бабушке его найти.

Рефлексия: Погостили мы в избе, пора уже в группу возвращаться. Пока колобок остывает, давайте вспомним как называется дом, в котором жили люди на Руси? Как называется комната в избе? Понравилось вам в избе?

Давайте все вместе скажем нашим гостям «До свидания!»

(дети уходят в группу)

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Символы русского народа»Дидактическая игра «Символы русского народа» Дидактическая игра «Символы русского народа» Цели: систематизация, расширение знаний детей о символах русского народа Задачи: Закрепить.

Конспект занятия «Хлеб в обрядах и традициях русского народа» в мини-музее «Русская изба» Конспект занятия в мини–музее «Русская изба» «Хлеб в обрядах и традициях русского народа». Цель: Ознакомление детей с обрядами и традициями,.

Конспект ОД «Знакомим детей с культурой и традициями русского народа»Конспект ОД «Знакомим детей с культурой и традициями русского народа» Цель: приобщать детей к русской народной культуре, формировать представления о традициях и быте русского народа. Задачи: Образовательная:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект открытого занятия «В горнице моей светло» по теме «Жизнь и быт русского народа»
Опубликовано: 12 апреля 2024 в 21:43
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД