Чайковская Виктория
Конспект открытого занятия «В горнице моей светло» по теме «Жизнь и быт русского народа»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема занятия : «В горнице моей светло».
Цель занятия : формирование представлений о жизни и быте русского народа, о его традициях.
Задачи:
Образовательные:
- Продолжить знакомить детей с традициями русского народа, открыть ребенку доступ к культуре своего народа, знакомя его с особенностями повседневного быта, обычаями, традициями, обогатить словарь детей новыми словами.
Воспитательные:
Публикация «Конспект открытого занятия „В горнице моей светло“ по теме „Жизнь и быт русского народа“» размещена в разделах
- Быт наших предков, предметы быта и утварь
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2024
- Воспитывать любознательность, интерес к истории и традициям своего народа, расширять кругозор детей; воспитывать у детей интерес, бережное отношение к русской старине, народной музыке, культуру слушания и зрительного восприятия.
Развивающие:
- Развивать логическое мышление, внимание, связную монологическую речь.
Образовательная область: «ПР», «РР», «СКР».
Активизация словаря: изба, печь, ухват, чугунок, лавка, самовар
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций с изображением старинных предметов быта, просмотр презентаций, знакомство с экспонатами мини-музея «Русская изба». Разучивание пословиц, поговорок, загадок, небылиц, русских народных песен, танцев, игр, чтение сказок.
Материалы и оборудования: «Русская изба» с предметами быта
Методы и приемы:
Словесные: беседа, вопросы, объяснение, загадки.
Наглядные: демонстрация, показ.
Практические: игра, пальчиковая гимнастика, лепка
Форма организации детей: индивидуальная, фронтальная.
Ход занятия
Вводная часть (Организационно-мотивационный этап)
Дети с воспитателем проходят в музей
Воспитатель:
Ой вы гости дорогие!
Все нарядные какие!
Здравствуйте, добры молодцы!
Здравствуйте, красны девицы!
С порога поспешите!
Ко мне в гости проходите!
Ребята, куда мы пришли? Да, но мы здесь не одни – к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся по старинному русскому обычаю (дети прикладывают руку нас сердце и делают поклон) и скажем «Здравствуйте!»
Воспитатель: Гость на порог – хозяину радость! Прошу в избу, присаживайтесь ребята! (дети садятся на лавки)
2. Основная часть:
Воспитатель: Как хорошо и уютно в русской избе. В давние времена люди жили в избах. Избы строили из дерева. Главную комнату в избе называли горница. Посмотрите, в горнице все деревянное : стол, лавки, посуда.
Столы в избах были большие, а рядом простые длинные скамейки, т. к. стульев еще не было. Мебель была самодельная и очень простая. Лавки, сундуки для вещей, они служили и стулом и кроватью.
Я знаю, что вы знаете много сказок в которых были такие же жилища. Давайте вспомним. (дети называют сказки)
Воспитатель: Вот так живут сказочные герои, так жили и люди давным-давно. В деревнях не было многоэтажных домов, а стояли маленькие домики. В них не было ни води, ни газа, ни электричества.. За водой люди ходили на реку или брали воду в колодце. А что же люди делали, чтобы не замерзнуть холодной осенью или морозной зимой? (Ответы детей).
Для того, чтобы было тепло, в каждой избе была печь. И в нашей избе есть печь. Посмотрите ребята. В печи готовили еду. А чем топили печку?
Ребята, а у кого в доме есть такая печка? Как нет? А на чем ваши мамы готовят? Правильно ребята, в ваших домах есть газовые и электрические плиты., на которых готовят еду ваши мамы.
А в печи люди готовили, когда не было электрических плит. Были о печи и поговорки и пословицы: «Без печи, и изба не изба», «Хочешь есть калачи- не сиди на печи». А в чем же варили каши, щи, супы? Да, раньше не было кастрюль, вместо них были чугуны. Чтобы не обжечься, чугунок из печи доставали при помощи чего?
А еще печь служила для сушки одежды, валенок, рукавичек после зимних прогулок. А еще на печи можно было погреться.
А сейчас ребята, отгадайте загадку:
Я умею чисто мыться,
Не водой, а язычком.
Мяу, как мне часто снится
Блюдце с теплым молочком!
Кто это ребята?
Воспитатель: Да, это котик.
Ребята, котик что-то хочет шепнуть мне на ушко…Он мне сказал, что очень хочет с вами поиграть
Воспитатель: Давайте с ним поиграем.
Русская народная игра «Ходит Ваня». (Дети и воспитатель становятся в круг. Один ребенок с кошкой в руках стоит посередине. Дети водят хоровод и проговаривают слова:
Ходит (имя ребенка, ходит (имя ребенка)
Посреди кружочка
Ищет (имя ребенка, ищет (имя ребенка)
Для себя дружочка
Ребенок выбирает себя дружочка, остальные дети хлопают в ладоши. Затем ведущий меняется, игра продолжается
Воспитатель: Ой, ребята! Посмотрите, а ведь на столе у нас лежит письмо! Его написала моя бабушка. Давайте его прочитаем. («Дорогая моя внученька, испекла я для вас с ребятами колобка. Положила его на окошко остывать, а он убежал. Найти его нигде не можем. Колобок круглый, вот и укатился».)
Воспитатель: Ребята, что же делать? Как нам бабушке помочь? Так может мы бабушке новых колобков напечем?
Чтобы ручки хорошо лепили нам нужно сделать гимнастику для пальчиков:
Мы лепили колобка (Дети сжимают и разжимают ладони)
Тесто мяли мы слегка (Дети сжимают и разжимают пальцы)
А потом его катали («Катают» колобок)
На окошечко сажали (Раскрывают ладони, показывают их)
Он с окошка прыг, да прыг (Стучат по ладоням пальцами)
Укатился озорник (Резко разжимаем ладони).
Воспитатель: Сначала разомнем наше тесто, чтобы оно стало мягким. Теперь из него можно лепить колобка. Кладем тесто на ладошку и скатываем кругообразными движениями ладоней в шарики. Какими движениями мы лепим? Что лепим? Получился колобок? Какого он цвета? Какой он по форме? Для кого мы лепим колобок? Лепим аккуратно, пластилин в рот не брать.
Теперь вы сами слепите по колобку для бабушки. Берём кусочек теста, кладем на ладошку и раскатываем круговыми движениями, чтобы получился круглый колобок.
Самостоятельная изобразительная деятельность детей (индивидуальная помощь детям)
Воспитатель: Готовые колобки давайте положим на тарелочку и поставим в печку.
Он испёкся в русской печке,
Покатился за крылечко.
У него румяный бок.
Это вкусный Колобок.
Ой, ребята! А вот и бабушкин колобок в печке! Посмотрите, какой он! Молодцы, ребята. Вы помогли бабушке его найти.
Рефлексия: Погостили мы в избе, пора уже в группу возвращаться. Пока колобок остывает, давайте вспомним как называется дом, в котором жили люди на Руси? Как называется комната в избе? Понравилось вам в избе?
Давайте все вместе скажем нашим гостям «До свидания!»
(дети уходят в группу)