Конспект открытого занятия в подготовительной группе «История создания часов»

Ирина Ильина
Конспект открытого занятия в подготовительной группе «История создания часов»

Цель: развитие временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Познакомить детей с историей возникновения часов.

2. Расширять знания детей о различных видах часов, о принципе их работы и их роли в нашей жизни.

3. Продолжать учить детей исследовательской работе.

4. Воспитывать любознательность, бережное отношение ко времени.

5. Развивать кругозор, воображение. Обогащать словарь детей.

Ход занятия:

Вводная часть.

Кто ходит ночь и ходит день, не зная, что такое лень?

Дети: Это часы.

В: Правильно. А зачем нужны часы?

Дети: Чтобы не опаздывать на работу родителям, а детям в детский сад. Чтобы знать, когда вставать, когда дело начинать. Чтобы знать, в какое время работают магазины, больницы, транспорт.

Основная часть.

В: Мы все хорошо знаем, что по часам узнают время. В каждом доме есть часы. Но было время, когда часов не было. Как же люди раньше жили без часов? Оказывается, что часы были и раньше, но в те давние времена они были другие – живые. Отгадайте загадку: «Какая птица по утрам кричит и всех будит?»

Дети: По утрам на даче нас будит петух.

В: Да – это живой будильник. А кто ещё весной и летом нас будит по утрам?

- Птицы: соловьи, жаворонки, воробьи. Как только воробьи проснулись, значит и нам вставать пора.

Показ презентации на тему «Какие бывают часы?»

Конспект открытого занятия в подготовительной группе «История создания часов»

- Цветы – это тоже живые часы.

- А как же часы могут нам сказать, сколько сейчас времени. У них нет рта, языка, слов.

- Цветы открывают свои лепестки и закрывают в одно и то же время, как по команде. Это вьюнок, гвоздика, одуванчик. Люди раньше определяли время, наблюдая за растениями, цветами, птицами.

- А чем такие часы были неудобны?

- Их нельзя принести домой. Цветы быстро завянут, а петухи не живут в городе.

- Давным – давно, когда не было часов, люди узнавали время по солнцу. (Показ презентации).

- А как они могли это узнать?

- Всходило солнце, значит пора вставать. Если солнце заходило, значит наступал вечер и пора спать.

- Но однажды человек обратил внимание на то, что тени от всех предметов двигаются, становятся длиннее и короче в зависимости от положения солнца на небе, и придумал часы: вкопал в землю столб, а вокруг столба начертил круг и разделил его на равные части. Каждая часть равнялась одному часу. Солнце всходило, и тень от столба двигалась по кругу. Назвали эти часы солнечными. Давайте попробуем их сделать сами.

Приглашаю несколько детей к себе с целью постановки опыта с солнечными часами: на овал из бумаги прикрепляем палочку в середину, кладём камешек туда, где видна тень от палочки. Дети делают метку около камешка. Передвигаю лампу, дети отмечают на тени метки дальше на бумаге. Говорят, что тень – это стрелка. Объясняю, что утром тень будет длиннее, когда солнце встаёт. Вечером, когда солнце садится, короче. (На прогулке опыт предлагаю повторить).

В: Ребята, подумайте, а всегда ли человек мог пользоваться этими часами?

Дети: Только в солнечный день. Когда был дождь, пользоваться часами было неудобно.

В: И поэтому люди изобрели водяные часы. Они состояли из двух сосудов, по капелькам вода перетекала из одного сосуда в другой и по тому, сколько воды вытекло, определяли, сколько прошло времени.

Показываю песочные часы.

- Эти часы показывают время и днём и ночью, в любую погоду. У них нет стрелок и циферблата, сделаны они из стекла. Два стеклянных конуса соединены вместе, внутри песок, Когда часы работают, песок из верхнего конуса сыплется в нижний. Высыпался весь песок, значит прошло 3, 5 или 10 минут. Давайте мы с вами попробуем сделать такие часы сами. Нам нужны песок, вода, маркер, пластиковые бутылки. Кто мне поможет сделать такие часы?

Дети выходят к столу.

В: Разрежьте бутылку на две части. Что получилось?

Д: Верхняя половинка для песка, она с крышкой. А нижняя половинка нужна для того, чтобы в неё высыпался песок.

В: В крышке нужно сделать отверстие, чтобы из него высыпался песок. Теперь соединяем обе части и засекаем время.

Дети смотрят за песком и через одну минуту отмечают маркером линию на нижней части «часов». Тоже самое делают через 2, 3 минуты.

В: Давайте мы с вами проведём физминутку и узнаем по песочным часам, сколько времени она у нас заняла.

Физминутка: «Мы идём, тик-так, идём,

Стрелки крутим день за днём,

Чтобы вы не опоздали,

Чтобы раньше всех вставали!

Прозвоним мы в нужный час -

Позовём на завтрак вас!

Мы идём, тик-так, идём,

Но лентяев мы не ждём!»

Д: Прошло две минуты.

В: Вот, как удобно по этим часам определять, за какой промежуток времени мы успеваем что-то сделать. Садитесь. Теперь вы знаете устройство песочных часов. А кто знает, где сейчас используются эти часы?

Д: В поликлинике в лечебных целях (физиопроцедуры) и дома при варке яиц, при лечении отварами трав.

В: Время шло. Наука развивалась, люди стали придумывать разные виды часов: часы с кукушкой, наручные, напольные, настенные, карманные и др. Прошло очень много времени, прежде чем появились современные часы. А какие вы знаете?

Д: Механические, которые заводят каждый день. Они со стрелками и циферблатом, а внутри у них есть механизм. Показывают образец. А ещё есть электронные часы, которые ходят за счёт батареек. Показывают образец.

В: Молодцы, ребята. А кто знает, какие у нас самые главные часы?

Д: Часы на Красной площади, их называют куранты на Спасской башне.

В: А как называется профессия человека, который делает часы?

Д: Часовщик.

В: А где делают часы?

Д: Их делают на часовом заводе. Сначала дизайнеры придумывают и рисуют модели часов: каким будет циферблат, цифры, корпус. Потом часовщик собирает часы из деталей.

В: А если часы сломались?

Д: Тогда их несут в ремонт, а мастер часовщик их ремонтирует.

В: А теперь мы будем сами дизайнерами и придумаем новые модели часов: цвет, корпус, циферблат, стрелки, цифры. Возьмите цветные карандаши и нарисуйте свои модели.

Дети рисуют.

В: Вот и у вас получились свои авторские часы. А теперь мы разделимся на две команды, подойдём к двум столам и сделаем коллажи. Надо приклеить свои часы на ватман так, чтобы была сохранена последовательность изобретения часов. И укажите стрелками, какие часы были изобретены сначала в прошлом, а какие в наше время.

Дети делают коллажи, приклеивают свои авторские модели по времени их изобретения.

В: Молодцы! Теперь давайте их рассмотрим и расскажем, как называются ваши часы.

Дети рассказывают о своих работах друг другу.

Итог занятия:

В: Итак, вы сегодня узнали, как научились люди ориентироваться во времени по часам. Умение ориентироваться во времени, чувствовать его – очень важно для жизни каждого человека.

- Давайте подумаем, какими мы сегодня с вами были на занятии.

Д: Исследователями, думающими, заботливыми.

Публикации по теме:

Проект «История создания книги» Проект «История создания книги». Дети с раннего детства любят книги: сначала их привлекают красивые, яркие картинки, затем, когда они научились.

Игровая образовательная деятельность с детьми подготовительной группы «Страна времени. История изобретения часов» Цель: познакомить детей с историей изобретения часов. Задачи: Познакомить детей с циферблатом часов, сформировать представления об определении.

История создания одного стихотворения Ко мне в группу ходила замечательная девочка трех с половиной лет. Выдумщица и фантазерка, веселая хохотушка -Элеонора Г. Однажды вечером.

Конспект открытого интегрированного занятия в подготовительной группе «История создания Кремля»Конспект открытого интегрированного занятия в подготовительной группе «История создания Кремля» Составила и провела: Акопян С. Ш. Программное содержание: 1. Познакомить детей с историей и достопримечательностями Московского Кремля,.

Конспект открытого занятия в рамках международного бакалавриата в подготовительной группе «История создания часов»Конспект открытого занятия в рамках международного бакалавриата в подготовительной группе «История создания часов» Конспект открытого занятия в рамках международного бакалавриата в подготовительной группе «История создания часов» по трансдисциплинарной.

Конспект занятия по РЭМП «История развития часов» Дети становятся в круг. Приветственное слово: Встало солнышко давно, Заглянуло к нам в окно. Собрало друзей всех в круг Я твой друг и ты.

Конспект занятия «История создания стекла» ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ СТЕКЛА. Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной.

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «История создания книги» с использованием ИКТ Цели и задачи: • познакомить детей с историей создания книг и материалом, из которого их делали; • расширять и уточнять представления.

Конспект занятия в подготовительной группе «В прошлое часов» МБДОУ «Детский сад №77» Г. Иваново Занятие в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим миром «В прошлое часов».

Конспект экскурсии в мини-музей для детей средней группы «История часов. Часы необычные и разные» Экскурсия в мини-музей МБДОУ «Детский сад №70». Тема: «История часов. Часы необычные и разные». (для детей средней группы) Цель: -познакомить.

Библиотека изображений:
  • Детские писатели
  • Детские писатели
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Конспект открытого занятия в подготовительной группе «История создания часов»
Опубликовано: 18 января 2018 в 11:13
+28Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
17 октября. Выставка чайных домиков на МААМ

Чай появился в русской кухне относительно недавно, но быстро завоевал популярность и стал любимым напитком. В России он не только обязательный элемент повседневного и праздничного застолья, но и отдельная...

16 октября. Международный день хлеба

Хлеб – наш самый важный продукт. Его можно кушать по нескольку раз в день, и он никогда не надоест! Хлеб присутствует в традиционных национальных кухнях всех народов мира. О его значимости говорит то, что...

Проект «День народного единства»
Продолжительность проекта: Краткосрочный ( 1 неделя) Участники проекта: дети старшей группы, воспитатель, родители. Актуальность: Патриотическое воспитание...
Неделя безопасности дорожного движения
ПОНЕДЕЛЬНИК: «ДЕНЬ СВЕТОФОРА» Цель: продолжать знакомить детей со светофором. Продолжать знакомить детей с назначением светофора и значением его сигналов....
Комплексно-тематическое планирование по музыкальному воспитанию в средне-старшей и...
Комплексно-тематическое планирование по музыкальному воспитанию в средне-старшей и старше-подготовительной группах ( март) Тема. «Самая лучшая мама на...