Марина Архипова
Конспект открытого занятия в подготовительной группе «В гости к деду Щукарю»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Приобщение детей к культуре Донского края, его национальным
ценностям: традиции, костюм, танцы, песни, игры.
Задачи:
1. Воспитание у детей сознательного понимания того, что они являются носителями национальной культуры. Идентификация с культурными традициями казаков.
2. Воспитание уважительного отношения к старшему поколению, к семье, семейным ценностям.
3. Создание радостного настроения.
Воспитатель:
Отдых- это не безделки, время игр и новостей
Начинаем посиделки для любезных для гостей.
Мир, вам, гости дорогие, вы явились в добрый час
Публикация «Конспект открытого занятия в подготовительной группе „В гости к деду Щукарю“» размещена в разделах
Встречу теплую такую я готовила для вас
Будут игры, будут пляски, будут песни хороши
Ведь когда-то посиделки были праздником души.
Выход детей под песню атаман
Здорово ночевали, казачата!
Сегодня к нам на занятие пришли гости, давайте поприветствуем их
Дети :Здорово ночевали!
Занимайте места где кому удобно, посидим в тесном кругу, побеседуем, да былое вспомним.
Мы живем в большой и дружной стране - Россия. Наш Донской край-часть нашей Родины. И Сегодня наше занятие посвящено малому уголку нашей родины.
Донской край! Жемчужина Юга России! Прозрачные акварельные степи,
Синие излуки донских берегов, золотые пшеничные поля. Край вольнолюбивых, мужественных, Сердечных и гостеприимных людей.
Тимофей:
Вы бывали на юге России,
Где простор и бескрайняя ширь?
Поднебесье там синее, синее,
А в полях серебристый ковыль.
Вы бывали на юге России
Где станицы у самой реки?
Там рассветы такие красивые
И седлают коней казаки.
Воспит: Ребята, а кто знает почему возникло такое название Донской край?
дети: Потому что мы живём в Ростовской области, а наша главная река Дон.
Воспит: А что вы знаете о реке Дон? Какая она?
дети: Река Дон – большая, широкая, полноводная с красивыми берегами.
Она тянется далеко по всей нашей области.
По ней ходят корабли, теплоходы.
По берегам расположены многочисленные деревни, сёла, города.
Воспит: Ростовская область находится на Донской земле, где всегда жили, живут и будут жить казаки. Ребята, а вы хотели окунуться в прошлое и попасть в гости к казакам? А давайте мы с вами отправимся в гости к весёлому балагуру дедушке-казаку, который любил рассказывать разные байки да небылицы, чтобы потешить своих земляков, кто это?
Дед Щукарь!
Но для этого нам надо закрыть глаза, повернуться вокруг себя три раза и сказать: «Время. время –остановись! К нашим предкам повернись!».
Подходят к плетню
Дед Щукарь : Здорово дневали, казачата!
Дети вместе: Слава Богу!
все выполняют низкий поклон
Щукарь : Добро пожаловать, гости званые! Сижу, вас поджидаю.
Тимофей: Мы к тебе с подарком пришли. Вот тебе подкова на счастье.
Щукарь : Ух ты, вот уважили! Ну, спасибочки! Повешу на самое видное место в курене. Подкова для коня очень важна. У нас заведено - самый главный помощник - это конь. «Казак без коня - что солдат без ружья».
Даша: Ты, дедушка, прямо пословицами говоришь!
Щукарь : А как же! На Дону пословица не даром молвится. А вы, дети пословицы знаете?
Дети хором: Конечно, дедушка!
Дети говорят пословицы:
Где казак – там и слава!
По казаку Дон плачет!
Казачьему роду нет переводу!
Степь да воля – казачья доля!
Терпи, казак, - атаманом будешь.
Казак с конем и ночью, и днем.
Солнце землю согревает – донская песня душу утешает!
Бог не без милости, казак не без счастья
Берегись казак бед, пока их нет
Богу молись, а к берегу гребись
Казак от Дона повёлся
Казаков много не бывает, но мало не покажется
Казак скорее умрёт, чем с родной земли сойдёт
Казак скорей умрет, чем с родной земли уйдет.
И один в поле воин, если он по-казачьи скроен.
Казан проверяют по звону, а казака по слову.
Казак молодой, а сноровка старая.
Казаком быть - не разиня рот ходить.
Казачья смелость порушит любую крепость.
Задание «Собери из слов пословицу»
Щукарь : Любо, казачата, любо!
И чаво жа вы прям всё про казаков знаете, кто они и от коля взялися?
Дети: Дети: Казаки –это вольные, смелые люди. Они были воинами- защищали Родину от захватчиков, другие занимались хозяйством.
Восп: Верно. Они жили на окраине южных границ России. Те казаки, которые селились по берегам Дона, стали зваться Донскими казаками.
На Дону селились люди не только с Руси но и с других земель. Среди казаков можно было встретить украинцев, белорусов, поляков, греков, персов, татар, грузин, калмыков и осетин. Однако русских всё же было больше. Поэтому все казаки, независимо оттого, откуда они пришли на Дон, считали себя русскими людьми и защитниками Руси.
Щукарь :
А выступая в поход, что в первую очередь брали с собой казаки?
Дети: Флаг!
Щукарь : А какой флаг был у казаков?
Дети: Он состоит из трёх продольных полос синего, жёлтого и красного цветов.
Восп: Правильно! Флаг Великого войска Донского был принят в 1918 году на казачьем кругу. Три народности издревле живут на донской земле и составляют коренных граждан донской области. Это донские казаки, калмыки, и русские крестьяне. Национальными цветами их были: синий, жёлтый и алый.
Кто может сказать, что означают эти цвета?
Дети: Синий – символ донских казаков, жёлтый – символ калмыцких степей, алый – символ русских крестьян.
Восп: Да ребята! И сегодня это флаг Ростовской области.
А, что ещё с собой в поход брали казаки?
Дети: Землю
Восп: Правильно! Они хранили её в небольшом, расшитом мешочке на груди у самого сердца, считая, что она придаёт им сил в бою. Это не простая земля – это наша Донская земля.
Щукарь :А какие вы знаете традиции, которые строго соблюдались в казачьей семье?
Дети: 1 Уважительное отношение к старшим.
2Почитание гостя.
3 Уважение к матери и сестре.
Восп: Казаки считали, что тот кто не уважает обычаи своего народа, не хранит их а своём сердце, тот позорит не только свой народ, но и прежде всего не уважает самого себя, свой род, своих древних предков. Вот и давайте расскажем, что такое казачья семья.
П / г. «Казачья семья».
На скамейке у плетня (пальчик к щеке)
Собралась вся семья (обнялись)
Погутарить, пошутить (пальчик к губам)
Деток разуму учить (пальчик ко лбу)
Наш дедуля казачок (подкручивают усы)
Смастерил нам сундучок (стучат кулачками)
А бабуля – бабушка (одевают платочек)
Испечёт оладушки (лепят пирожки)
Ботюшка любимый (ладонь к сердцу)
Защитит родимый (руку на колено).
Матушка – хозяюшка (ладони вперёд)
Малым детям нянюшка (гладят соседа по голове)
Колыбель качает (качают ребёнка)
Песню напевает
И конечно пострелёнок (показать на себя)
Озорной ноне ребёнок (грозят пальчиком)
Озорной ягоза (взялись за голову)
Во все стороны глаза (поворачивают головой)
Поседела у плетня (палец к щеке)
Наша дружная семья (разводят руками)
Поиграли, пошутили (загибают пальчики)
Малых деток научили (грозят пальчикам)
Мамку с тятей почитать (загибают пальчики)
Бабу с дедом уважать,
Не грубить, и не злословить,
Доброту не экономить,
Всех прощать,
Уметь любить,
Данным словом дорожить,
Ведь не зря гласит молва (развести руки)
Семья дружбою жива! (пальцы в замок)
Восп: Молодцы! Присаживайтесь.
Щукарь :А как одевались казаки,знаете?
Дети: знаем, дедушка.
Воспит: У нас есть такая игра: «Одень казака, наряди казачку»
В модных джинсах не поскачешь,
а, скорей всего, заплачешь.
Как папаха голове,
надо хлопцам…/галифе/
Голове не будет страха,
если есть на ней … /папаха/
Что удобней для ноги:
туфли или… /сапоги/
Кому - плащ, кому - тужурка,
казаку – казачья…. /бурка/
Ну, а если командир,
полагается … /мундир/
Между делом, тары-бары,
Носит батько … /шаровары/
А, чтоб сделать ловкий шаг,
полагается… /кушак/
В ножнах спит, а не в постели.
Как огонь, горит на деле.
И надёжна, и остра.
Казаку в бою - сестра.
/шашка, сабля/
Восп: А что вы можете сказать о том, как одевались казачки.
Дети: Костюм казачки состоял из юбки и кофты. Юбки украшали оборками и кружевом, а кофты тесьмой. Молодые девушки носили косу, а женщины заплетали вокруг головы. Одежда казаков шилась в ручную, её украшали вышивкой, она была простая и удобная.
Щукарь : Ребята, а кто является верным другом казака?
Дети: Конь!
Щукарь : Правильно! Жизнь казака без коня была немыслима. О коне они заботились больше, чем о себе. Недаром было сложено много пословиц об этом. А вы знаете эти пословицы?
Дети: 1 Казаку конь себя дороже!
2 Казак с конём ночью и днём!
3 Казак без коня – сирота!
4Казак сам голодает, а коня накормит!
5Казак без коня – что солдат без ружья!
Щукарь : А чем казаки занимались в мирное время, когда не приходилось защищать родину?
Дети: Земледелием, огородничеством, скотоводством, рыболовством, виноградарством.
Восп: Но казаки умели не только работать, но и очень любили петь и веселиться, а казачата любили играть в различные игры
Восп: А теперь давайте поиграем в игру «Забытые слова».
Дети под музыку идут по кругу, противоходом им идёт ведущий с рушником на шее. Музыка останавливается, дети и ведущий останавливаются. Ведущий набрасывает рушник на плечи ребёнку, который оказался напротив него.
Ребё нок: Слово мне говори.
Восп: По казачьи повтори: Шелковица (тютина, командир (атаман, очень (дюже, полотенце (рушник, дом (курень, говорят (гуторят, отец (батя, хозяйственный двор (баз, компот (узвар, плётка (нагайка).
При правильном ответе, все дети кричат «Любо».
Восп: Замечательно мы с вами вспомнили забытые слова. (присаживайтесь).
Молодцы! Вы очень много знаете о быте, укладе жизни, традициях казаков. Ребята вам понравились наши посиделки?
Дети: Да!
Восп: А, что вам больше всего понравилось и запомнилось?
Дети: (ответы).
23 слайд.
Мы с вами живём в казачьем крае. Где дружно живут люди и других национальностей. Живём мы дружной, весёлой семьёй и не забываем об истории нашего родного края.
Но наши посиделки подошли к концу и по казачьей традиции я приглашаю вас на чаепитие.