Ирина Фомичева
Конспект Открытой организованной образовательной деятельности в средней группе «Традиции русского народа — посиделки»
▼ Скачать + Заказать документы
«Традиции русского народа – посиделки»
Подготовила: воспитатель первой категории:
Фомичева И. В. 2018 г.
Актуальность:
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.
Публикация «Конспект Открытой организованной образовательной деятельности в средней группе „Традиции русского народа — посиделки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Посиделки
- Русские народные традиции и обычаи
- Средняя группа
- Темочки
Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции своей национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры, реализовать себя, как личность, любящую свою Родину, свой народ и все, что связано с культурой родного края. В традициях национальной культуры дети черпают нравы, обычаи.
Цель: познакомить детей с традициями русского народа – посиделками.
Задачи:
Образовательная : учить детей играть в русские народные игры «Карусель», «Гори, гори ясно». Учить сравнивать варежки в игре «Найди пару», находить в них сходство и различия. Закрепить умение работать с тестом, лепить бублики.
Развивающая: развивать наглядно-образное мышление, восприятие, внимание, память, речь, словарный запас слов, воображение.
Воспитательная: воспитывать чувство патриотизма, любовь к своей Родине, уважение к истории русского народа и его традициям, наблюдательность, смекалку.
Предварительная работа:
-Подготовка и конструирование наглядного материала: изба, печь, стол с кухонной утварью (самовар, чугунки, чашки, лавки, половики, сундук;
-Украшение зала: предметы традиционного русского обихода;
- Подбор аудиозаписей и видеоматериалов;
- Взаимодействие с родителями: сшить народные костюмы, девочкам - сарафаны, мальчикам - рубахи;
- Вызвать интерес детей к игровой и познавательной деятельности вместе со взрослыми через предварительную беседу о традициях русского народа;
-Научить играть в русские народные игры, работать с тестом.
-Чтение народных сказок, слушание русских народных песен, беседы по ознакомлению с окружающим «Предметы русской старины», «Русская изба».
Оборудование: для украшения зала под избу: печь, стол с кухонной утварью (самовар, чугунки, чашки, лавочки, половики, сундук. Атрибуты к народным играм : ленточки ярко-красного цвета, игра «карусель», атрибуты к игре «Найди пару» (пары варежек). Аудиозапись с русскими народными песнями. Соленое тесто для лепки бубликов. Подарок для хозяюшки -платок. Бублики.
Интеграция образовательных областей :
- Социально-коммуникативное развитие;
- Познавательное развитие;
- Речевое развитие;
- Художественно-эстетическое развитие;
- Физическое развитие.
Ход занятия:
Дети входят в зал под русскую народную музыку, наряженные в русские народные костюмы. Их встречает воспитатель, одетый в русский народный костюм в роли хозяюшки. Зал украшен под русскую избу.
Хозяюшка:
Здравствуйте! Гости званные и желанные
Здравствуйте, добры молодцы и красны девицы!
Гости на пороге – хозяйке радость
С порога поспешите - В избу проходите.
Дети преподносят хозяюшке подарок - платок.
Хозяюшка: Ой, спасибо детки за ваш подарок. Проходите, присаживайтесь!
Дети проходят и присаживаются на лавочку.
Хозяюшка: Я вас ждала к себе в гости, в избе порядок навела, пол подмела, дров наносила, печку затопила, да и как говорили в старину «Не красна изба углами, а красна изба пирогами», поэтому я тесто замесила, а испечь не успела. И хотела попросить вас помочь испечь бублики к чаю.
Дети снимают салфетки с тарелочек на стол. В тарелочках тесто, скатанное в шарик.
Пальчиковая гимнастика «Месим тесто»
Тесто мнем, мнем, мнем (руками имитируем процесс вымешивания теста)
Тесто жмем, жмем, жмем (энергично сжимаем и разжимаем пальцы)
И бублики испечем (выполняем движения как будто лепим снежки)
Посмотрите, какое хорошее тесто получилось!
И сейчас нам нужно
Вылепить бублики дружно.
Ребята, для того, чтобы сделать бублик, нужно взять кусочек теста, раскатать между ладошек колбаску, и соединить оба конца, так, чтобы получилось колечко (дети лепят бублики).
Молодцы! Красивые бублики у вас получились!
Готовые бублики дети укладывают на противень и хозяйка ставит в печь (пока дети выполняют работу играет спокойная народная музыка).
Хозяюшка: Пока наши бублики пекутся - мы с вами отдохнем. На Руси люди собирались вместе, играли на музыкальных инструментах, пели русские народные песни, танцевали и играли в игры. Вот и мы с вами сегодня поиграем в русскую народную игру «Гори, гори ясно», чтобы огонь в печи не погас. А для этого нам нужны ленточки, которые хранятся в моем сундучке. Достает ленточки из сундука, и раздает детям.
Описание игры: участники становятся в круг, держа в руках ленточки, и говорят слова выполняя движения.
Гори, гори ясно (руки с ленточками вперед, взмахи в верх, в вниз)
Чтобы не погасло (присесть руки в низ)
Глянь на небо, (встать. Пройти в центр, руки вверх помахать, отойти)
Птички летят, (взмахи руками в стороны вверх, вниз)
Колокольчики звенят. (руки вниз взмахи вправо, влево)
Хозяюшка: Как у вас здорово получилось, теперь огонь в печи точно не погаснет, молодцы! Несите ленточки в сундучок. А давайте посмотрим, что еще есть у меня в сундуке. Достает коробку с варежками. Вот беда - у меня перепутались все варежки. Ребята, вы поможете мне разложить их по парам?
На столе раскладываются варежки, дети находят пары варежек, а Хозяюшка спрашивает ребят правильно ли они подобрали пару.
Хозяюшка: Молодцы ребята, собрали все варежки по парам, я вас благодарю за помощь, и аккуратно сложу все варежки обратно в сундук. Ой, ребятки, а здесь что - то ещё есть. Достает зонт, к зонту привязаны ленты воспитатель держит зонт, дети каждый берет себе одну ленточку и делают круг вокруг воспитателя, под музыку двигаются по кругу).
Игра «карусель» под русскую народную мелодию.
Хозяюшка: Ну как мои хорошие не устали, давайте с вами сядем на скамеечку и немножко отдохнем (ребята присаживаются на скамеечку).
Пока дети играли и пели - помощник воспитателя поменяла местами слепленные из соленого теста на настоящие бублики.
Хозяюшка:
А теперь отгадайте загадку:
Кран на брюхе открывает,
кипяточек наливает (самовар)
А к чаю подавали бублики, давайте посмотри, готовы ли наши бублики?
(воспитатель достает из печи настоящие бублики и раздает детям)
Вот они с пылу, с жару из печи, все румяны, горячи.
Рефлексия:
А пока остывают бублики, скажите ребята-
Понравилось вам у меня в гостях?
Как называется дом, в котором я живу? (изба)
Что было самым главным в избе? (печь)
А что вы сегодня стряпали? А из чего?
В какие русские народные игры вы играли?
Чем еще занимались?
Молодцы! Спасибо вам за ваши умения и старания. Приглашаю вас на чаепитие с бубликами.
Самоанализ ООД
Цель:
— познакомить детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям.
Задачи:
• познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта;
• познакомить с кухонными принадлежностями, которые там находились: кочерга, ухват, самовар;
• обогатить словарь детей новыми словами;
• воспитывать любознательность, интерес к истории и традициям своего народа, расширять кругозор детей;
• развивать художественно — творческие способности детей.
На предшествующих занятиях в группе была проведена предварительная работа, в которую вошли: чтение русских народных сказок, использование в совместной деятельности потешек, поговорок, закличек, слушание русской народной музыки.
Занятие получилось насыщенным по содержанию, методический материал подобран в соответствии с возрастом. На данном занятии поставленные цели и задачи были выполнены.
Для привлечения внимания были использованы разнообразные приемы работы с детьми : это и введение образа Хозяюшки, и сюрпризный момент с сундуком. Наилучшим образом подействовали на поддержание интереса детей: создание игровых ситуаций, создание бубликов из теста, использование интонационной выразительности в речи воспитателя. Оформление комнаты в стиле «русской избы», музыкальное сопровождение занятия, русская народная одежда — все это также дало возможность детям окунуться в атмосферу русского быта.
В ходе занятия старалась активизировать и вовлечь каждого ребенка в деятельность для решения поставленных задач, добиваться индивидуальных ответов, в работе по обогащению словаря использовать больше прилагательных в речи детей, вызвала интерес при загадывании загадок и нахождение отгадок в русской избе. Дети активно отвечали на вопросы «хозяюшки». У детей закрепилось представление о том, как жили наши предки, о предназначении предметов народного быта, о правилах культуры поведения в гостях.
При знакомстве с традициями удалось раскрыть в детях творческие способности через импровизацию с элементами народного танца и в продуктивной деятельности при лепке бубликов.
Для достижения наилучших результатов я планирую в дальнейшем включать в занятие как можно больше фольклорного материала: попевок, закличек, присказок, пословиц и поговорок; организовать экскурсию в библиотеку, которые помогут детям расширить кругозор, узнать и увидеть много интересного из истории русской народной культуры.