Получи документы

Конспект занятия по познавательному развитию «Путешествие по народному календарю» для детей 6–7 лет

Ольга Носова
Конспект занятия по познавательному развитию «Путешествие по народному календарю» для детей 6–7 лет

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Золушка»

Носова Ольга Васильевна

воспитатель

Цель: формирование представления детей о праздниках, традициях и обрядах крестьян Тамбовского края.

Задачи: познакомить детей с народными календарно-обрядовыми праздниками, помочь усвоить новое понятие «народный календарь»; развивать познавательный интерес к истории и традициям тамбовского народа, обогащать словарь, совершенствовать навыки связной речи; воспитывать желание дарить близким людям и своим друзьям подарки, хорошее настроение.

Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию „Путешествие по народному календарю“ для детей 6–7 лет» размещена в разделах

Предварительная работа: беседы «Добрые слова», «Весенние обрядовые праздники тамбовских крестьян», «Сороки», «Дело мастера боится», по картинам Б. Кустодиева «Масленица», «Карусель»; составление рассказов о весенних народных праздниках; слушание музыки П. И. Чайковского «Март. Песня жаворонка», «Игры вокруг костра»; слушание песнопений; разучивание закличек, припевок, потешек о весне; чтение русской народной сказки «Золотое веретено», произведения В. Жуковского «Жаворонок».

Словарь: месяцеслов, народный календарь, земледелие, скотоводство, Великий пост.

Материалы и оборудование: компьютер, проектор, аудиозапись музыки П. И. Чайковского «Март. Песня жаворонка».

Демонстрационный материал: презентация «Народные праздники», разные виды календарей, иллюстрации на тему «Масленица».

Раздаточный материал: сюжетные картинки на тему «Дни Масленичной недели», колокольчик, бумажные фигурки жаворонков, фартуки, тарелочки с тестом, доски для лепки.

Ход ОД

-«Ребята, мне очень хочется с вами поговорить. Хотите знать о чём? Ответ вы найдёте, отгадав загадку - описание: Это свободный день, установленный в честь или в память какого-либо события, в который по традиции принято радостно проводить время, устраивать забавы, развлечения, встречаться с близкими, друзьями».

- «Верно, речь пойдёт о праздниках».

- Назовите свои любимые праздники?

- В современных календарях праздничные дни отмечаются красным цветом

Предлагаю детям рассмотреть календари, представленные на выставке и перечислить их виды (настенный, перекидной, отрывной). Какие ещё календари вы знаете?

-«Существуют, например, «Лунный календарь», «Календарь рыболова», Календарь огородника», «Православный календарь» и другие».

-«Для чего нужны календари

-«Чтобы узнать, какое сегодня число, день недели, в какой день будет праздник….»

- Раньше, в далёком прошлом, когда жили наши прапрадедушки и прапрабабушки, таких календарей не было. Большую часть своей жизни они проводили в трудах, занимаясь земледелием, скотоводством, наблюдали за погодными явлениями, сами придумывали игры, развлечения, создавая на основе полученного опыта традиции, которые передавались от старших младшим, из поколения в поколение. Так сложился народный календарь (месяцеслов) - это дневник о жизни людей с их праздниками и буднями, который показывал, когда сеять, когда пахать, когда урожай собирать, когда праздники отмечать. Показ слайда. По такому календарю и жили наши предки. У них были свои народные праздники, связанные со сменой времён года, началом или окончанием сельскохозяйственных работ. Предлагаю перевернуть страницы календаря и найти февраль-конец зимы.

Перед детьми на экране иллюстрации на тему «Масленица».

- «Ребята, что вы видите на иллюстрациях?»

- «Народ веселится, играет, катается с гор, угощается блинами…»

- «Как называется самый весёлый праздник в Тамбовском крае, который отмечали наши предки в конце зимы?

-«Масленица»

- Подходи честной народ

Приглашаю в хоровод.

Чтобы было веселей,

Торопи своих друзей.

Хороводная игра «Ровным кругом»

Весну все очень ждали, встречали, закликали, чтобы она пришла с теплом, доброй погодой, с богатым урожаем, и с большой радостью провожали зиму.

Пение заклички «Приди, весна, ясная!»

Весна, весна, красная,

Приди весна, с радостью,

С радостью, с радостью,

С великой милостью:

Со льном высоким,

С корнем глубоким,

С рожью зернистой,

С пшеницей золотистой!

Масленицу праздновали целую неделю. Чтобы помочь весне прогнать зиму, устраивались весёлые гулянья. Веселье начиналось с понедельника сырной недели. К началу праздника всё тщательно мыли и скоблили, подбеливали печи, украшали своим рукоделием, закупали большое количество продуктов, заливали для катаний большие склоны берегов, строили высокие, ледяные горы, снежные крепости. Во все дни праздника люди употребляли большое количество сырной пищи: сметану, масло, сыр, яйца, так как после Масленицы начинался Великий пост, в течение которого запрещено было есть мясо и жирную пищу.

Каждый день Масленичной недели назывался по-своему. Предлагаю детям вспомнить и рассказать, что означает каждый день праздничной недели.

Игра «Расскажи о днях Масленицы» (работа в подгруппах).

Каждая подгруппа детей выбирает сюжетные картинки, соответствующие определённому дню недели и рассказывает о нём.

Масленицу называли – широкая, барыня – Масленица. Во время всей недели пекли и ели круглые, масляные блины, потому - что блины – символ Масленицы, так как напоминают солнышко, которое с приходом весны начинает всё чаще появляться на небе и пригревать землю – матушку. Выносили столы на улицу, и тут же пекли блины. Рядом шипели самовары, а возле них ставили холодный квас. Дети и подростки ходили по домам, распевая колядки и требуя от хозяев угощения. Слайды.

В последний день Масленицы, все расходились по домам и просили друг у друга прощение. Для сытого существования людей, Масленицу надо было щедро встретить и достойно проводить: «Масленица объедуха, деньгам прибируха». Считалось, кто не участвовал в празднике, остальное время года будет жить в беде и нужде. В наше время в этот праздник тоже пекут блины, устраивают народные гулянья. Это стало доброй традицией.

- «Внимание на экран. Хотите узнать, когда второй раз встречали весну? Перелистываем календарь и находим март, 22 число. Слайд.

22 марта наши прабабушки и прадедушки праздновали праздник «Сороки».

Считалось, что весну на своих крыльях приносят жаворонки и в этот день прилетают с юга сорок разных видов птиц. Слайд.

Русская народная игра «Жаворонок»

Дети стоят в кругу, ребёнок (жаворонок) ходит

за кругом с колокольчиком, приговаривая:

В небе жаворонок пел, колокольчиком звенел,

Порезвился в тишине, спрятал песенку в траве.

Тот, кто песенку найдёт, будет счастлив целый год.

Дети закрывают глаза, водящий прячет колокольчик за ребёнком, нашедший звонит в колокольчик и происходит смена ведущего.

Повсеместно, на территории Тамбовской губернии в этот день хозяйки пекли из ржаного теста фигурки жаворонков, вместо глаз вставляли горох, гречишные зёрнышки, смазывали растопленным сахаром, всех ими угощали, развешивали домики для птиц, водили хороводы, пели песни. В честь этого праздника существовала традиция: дети, подростки и женщины ходили «закликать» жаворонков. Фигурки жаворонков оставляли на воткнутых в снег палках или развешивали на деревья. Слайды.

На столах лежат бумажные фигурки жаворонков. Предлагаю их взять в руки и произнести закличку:

Жаворонки, прилетите,

Тёплую весну принесите!

Жаворонушки, перепёлушки,

Прилетите к нам!

Весну ясную, весну красную,

Принесите нам!

Жаворонки прилетели, на головку детям сели! (опускают жаворонков к себе на голову).

В некоторых деревнях сельские ребятишки собирали 40 щепочек, выбегали рано утром босые на двор и старались перебросить их через кровлю, так как существовало поверье, что птицы кладут в гнездо 40 щепочек, а девочки завязывали на тесёмке 40 узелков, чтобы все желания сбылись.

Русская народная игра «Ай да птица, что за птица»

Дети стоят в кругу.

Водящий, взяв в руки любой предмет, кладё т его на пол и говорит:

Ай да птица, что за птица!

Что за птица – орёл!

Сосед поднимает предмет и быстро отвечает:

Ай да птица, что за птица – жаворонок!

Игра продолжается до тех пор, пока все играющие не назовут по птице.

- Хотите попробовать слепить жаворонков из солёного теста?

Дети надевают фартуки, берут тарелочки с тестом и лепят фигурки жаворонков.

Звучит музыка П. И. Чайковского» Март. Песня жаворонка».

После окончания работы, дети вместе с воспитателем идут на кухню и передают фигурки повару для выпекания.

Итог.

Что такое народный календарь? Какие народные праздники вам больше запомнились? Почему?

Предлагаю детям в свободное время или дома нарисовать рисунок к любимому народному празднику и подарить своим друзьям.

Прикреплённые файлы:

kartinki_teuc3.pptx | 3335,68 Кб
 
Публикации по теме:

Картотека подвижных игр по русско-народному календарю СКАКАЛКА (старшая группа)Цель: развивать у детей умение выполнять движения по сигналу. Упражнять в прыжках на двух ногах, умению играть.

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей 6 лет «Домашние питомцы» Тема: «Домашние питомцы» Цель: закрепление знаний детей о домашних питомцах, создание интеллект-карты, формирование посредством неё навыка.

Конспект ООД по познавательному развитию «Какие мы?» для детей 4–5 лет Конспект занятия по познавательному развитию (ФЦКМ) для детей средней группы Тема: Какие мы? (Части тела человека). Цель: расширять представление.

Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по родному краю» Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие» (мир природы, мир человека, «Социально-коммуникативное развитие». Виды.

Конспект занятия по познавательному развитию для детей 2–3 лет «Домашние птицы» Тема: «Домашние птицы» Цель: создание условие социальной ситуации развития детей посредством отгадывание загадок. Задачи: создать условия.

«Путешествие в зиму». Конспект занятия по познавательному развитию для средней группы Конспект игровой образовательной ситуации по познавательному развитию для средней группы на тему: «Путешествие в зиму» Программные задачи:.

Конспект занятия по познавательному развитию для средней и старшей группы «Путешествие в осень» Путешествие в осень. Задачи: -закреплять знания об осенних явлениях природы,деятельности человека осенью -развивать память,воображение.

Конспект ННОД по познавательному развитию с применением ИКТ «Видеоэкскурсия по театрам нашего города» для детей 6–7 лет "Видеоэкскурсия по театрам нашего города"Митляева Марина Владимировна Воспитатель МКДОУ 502 Г. Новосибирск Цели: Познакомить детей с основными.

Образовательная деятельность по познавательному развитию «Путешествие в страну Мультипульти» для детей 5–7 лет Цель: создание условий для познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности. Задачи: • закрепить порядок.

Проектирование образовательной деятельности ДОУ по народному календарю Проектирование образовательной деятельности ДОУ по народному календарю Алексеева Саргылана Николаевна (старший воспитатель) Коротова Екатерина.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по познавательному развитию «Путешествие по народному календарю» для детей 6–7 лет
Опубликовано: 3 февраля 2018 в 14:23
+30Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД