Ирина Анчугова
Конспект занятия по ОО «Познавательное развитие» в подготовительной группе «Чудесный шоколад»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Развитие познавательных и интеллектуальных интересов детей через познавательно-исследовательскую деятельность.
образовательные:
расширять и обобщать знания детей о шоколаде, его свойствах. Познакомить детей с новой профессией - шоколатье.
развивающие :
Публикация «Конспект занятия по ОО „Познавательное развитие“ в подготовительной группе „Чудесный шоколад“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Шоколад, День шоколада
- Шоколад. Конспекты занятий
- Темочки
развивать мыслительную активность; расширить и обобщить знания детей о шоколаде и его свойствах. Развивать умение делать выводы по результатам исследования.
Развивать речь детей через привитие навыков составления проблемных вопросов;
Активизировать речь словами: шоколатье, какао бобы, какао дерево.
воспитательные:
воспитывать интерес к познанию окружающего мира;
воспитывать познавательную активность и самостоятельность, формировать навыки взаимопомощи. Воспитывать чувства удовлетворения, радости от проделанных открытий.
Участники: воспитатель, дети, родители в роли шоколатье.
Методические приемы: словесные, наглядные, проблемно – поисковый, эксперимент, наблюдения.
Материалы и оборудование:
Мультимедийная установка: видеозапись (сообщение от детей младшей группы, (взлёт самолёта, физминутка «Самолёт, приглашение шоколатье, презентация «Шоколадные деревья».
Оборудование, необходимое для изучения свойств какао (одноразовые стаканчики по количеству детей, одноразовые ложки по количеству детей, порошок какао, молоко, кипячёная вода, салфетки). Для опытов с шоколадом (одноразовые стаканчики 2 шт. на каждого ребёнка, кусочки тёмного и воздушного шоколада, фондюшница, спички, шоколад. Шоколадный фонтан, фрукты.
Предварительная работа:
-разработка конспекта, подготовка видеозаписи к ООД;
- разучивание стихов о шоколаде, загадывание загадок;
- художественное чтение «Маленький сладкий дом», «Шоколадная сказка», Джанни Родари «Шоколадная дорога»
Ход занятия:
Организационный момент
(Дети заходят, здороваются с гостями)
Воспитатель: давайте дружно встанем в круг, возьмем друг друга за руки. Вы чувствуете тепло наших рук? Мы дарим это тепло друг другу.
Поиграем мы с утра,
Заниматься нам пора,
Но не лепкой, и не чтеньем –
Ждет нас опыт, наблюденье.
1. Вводная часть
цель: вызвать у детей интерес к предстоящей деятельности, настроить на выполнение предстоящих заданий.
Воспитатель: Сегодня утром мне воспитатель младшей группы передала сообщение от детей. Давайте посмотрим, о чём они нас просят.
Отгадать загадку:
Расчерчен на квадратики,
Завёрнут в серебро,
Как его вы развернёте,
Моментально вы поймёте,
Сладкий, хрупкий и не прочный,
Бывает горький и молочный,
Во рту он тает быстро очень,
Отведать его каждый рад,
Что это, ребята? (Шоколад)
Почему шоколад такой разный на вкус?
Бывает он горький, бывает сладкий?
Крутим мы её в руках
И говорим тихонько: «ах»
Где растёт наш шоколад?
У молочной шоколадки
Вкус конечно очень сладкий.
Почему она всегда
Исчезает в никуда
Оставив след лишь на руках?
(видеоособщение от детей)
Воспитатель: так о чём хотят узнать малыши? (Где растет шоколад? Почему шоколад такой разный на вкус? Почему от шоколада пачкаются руки)
II. Основная часть.
Воспитатель: ребята, поможем малышам? (Выражают готовность помочь малышам). Ну, конечно поможем, нам не сложно узнать о шоколаде и рассказать малышам, где и как растет шоколад. Почему от шоколада пачкаются руки.
Воспитатель: перед нами стоит проблема (ситуация, которая требует разрешения).
– «Что такое шоколад? Откуда он к нам пришел?
- Давайте подумаем, каким образом мы можем решить наши проблемы? (поискать ответы в интернете, почитать об этом в книгах, провести своё исследование). Давайте попытаемся её решить.
Воспитатель: - Ребята, вы любите шоколад? Я тоже очень его люблю.
- В далёкие времена считали, что шоколад – эта «пища богов». Шоколад - любимое лакомство детей и взрослых.
Воспитатель: ребята, как вы думаете, в нашей стране растут шоколадные деревья?
(Ответы детей)
Воспитатель: родина шоколадного дерева - Южная Америка, острова Мексиканского залива. Мы ее увидим, если отправимся в путешествие. Вы готовы отправиться в путешествие? А полетим мы с вами на самолёте (видео с самолётом).
Физминутка «Самолёт» (видео)
Воспитатель: - вот и острова Мексиканского залива, именно здесь растут деревья какао (слайд 1).
- Экскурсию по острову проведет моя помощница (слайд 2).
Ребенок рассказывает: шоколад получается из плодов какао, которое называется дерево какао. Дерево какао выглядит вот так (слайд 3).
(слайд 4). На этом дереве растут большие плоды, которые называются – плоды какао. Плоды какао похожи на лимоны, а внутри у плодов есть семечки – какао – бобы.
(слайд 5,6). Когда они созревают и становятся темно - коричневого цвета, плоды какао отрезают от дерева, очищают от кожуры и достают бобы
какао. Бобы какао сушат и складывают в мешки.
(слайд 7). Вот в таких мешках в нашу страну, на фабрики, попадают какао-бобы.
(слайд 8). На фабриках их очищают от кожуры и перемалывают. Высушенные какао – бобы обжаривают, они приобретают вкус и аромат. Их дробят, размалывают в порошок и отжимают из них масло. Отжатое масло пойдет на изготовление шоколадных плиток.
(слайд 9). А то, что осталось (жмых, размельчают на фабрике в мелкий коричневый порошок под названием «какао».
(слайд 10) А шоколад делают так. В какао-масло наливают молоко или сливки, добавляют какао-порошок, сахар, ваниль, орехи, изюм (в зависимости от сорта шоколада) и всё перемешивают. Массу разливают в формы и охлаждают, так получаются аппетитно пахнущие плитки.
Воспитатель: - ребята, мы с вами узнали, откуда к нам пришёл шоколад и как его производят. Помогли малышам ответить на первый вопрос.
- О шоколаде можно говорить долго и бесконечно. Ведь в шоколаде находится очень много полезных веществ, которые улучшают наше самочувствие и настроение. Шоколад – еще и самое вкусное «лекарство» на земле – оно полезно и для сердца, и для кожи, для памяти, им лечат стрессы, и даже… кашель!
Воспитатель: - какие ещё вопросы задавали нам малыши про шоколад? (Почему шоколад разный на вкус? Почему от шоколада пачкаются руки)
- Ребята чтобы ответить на вопросы малышей нам нужно провести исследование узнать свойства какао (видео с шоколатье).
Шоколатье : - Добрый день ребята, я шоколатье. Я работаю на шоколадной фабрике. Я тоже слышал вопросы, которые задавали малыши. Чтобы на них ответить, нужно выяснить, какими свойствами обладает какао из которого делают шоколад. Я вас приглашаю в свой экспериментальный цех.
Воспитатель: - пройдём в лабораторию и исследуем свойства шоколада. Прошу надеть вас фартуки и колпаки, и приготовиться к проведению исследований. (Дети принимают игровую задачу).
1. Опыт «Свойства какао»
цель: путё м исследовательской деятельности выяснить свойства какао-порошка: цвет, запах, вкус, растворимость.
Воспитатель: подойдите к столам, где находятся стаканчики с какао. Определите цвет порошка какао. Какого он цвета? Почему? (Рассматривают, отвечают).
- А теперь определим запах порошка какао. Напоминаю, что определять запах вещества нужно очень осторожно. Продемонстрируйте, как правильно определять запах. (Слегка подгоняя ладонью его пары в свою сторону, дети демонстрируют, как правильно определить запах вещества).
- Давайте определим вкус какао порошка. Лиза (Миша, Настя, как это можно сделать?
(Ответы детей). Возьмите ложечки, наберите на кончик ложечки порошок какао и попробуйте его. Матвей (Свята, что можно сказать о его вкусовых качествах? А Катя (Леша) как думают? (Дети проводят исследование и делают вывод).
- А теперь возьмите еще порцию какао и добавьте его в молоко, размешайте. Что произошло с какао и молоком? Конкретно спрашиваешь у детей (Какао растворится в молоке, молоко примет цвет какао.) Что вы можете сказать о растворимости какао? (Дети проводят исследование и делают вывод).
Воспитатель: - давайте сделаем выводы о свойствах какао?
Миша, что ты можешь сказать о свойствах какао? Какое оно? ( Дети делают вывод: порошок какао коричневого цвета, имеет вкусный ароматный запах шоколада, горький на вкус, хорошо растворяется в жидкости).
Предлагаю перед следующим опытом, размять свои пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Готовим шоколад»
цель: снять физическое и эмоциональное напряжение с детей, настроиться на выполнение задания.
Если взять сгущёнки банку (Пальцы обеих рук соединяют в круг
И горячий шоколад, Изображают, как льют шоколад
Взять немножечко орехов, Стучат кулачок о кулачок
Земляничный мармелад По очереди соединяют пальчики рук с большими пальцами в колечко
Взять халвы четыре ложки, Загибают по очереди 4 пальца руки
Вафельной добавить крошки, Показывают, как сыплют крошку
Хорошо всё размешать, Изображают, как мешают
От такого шоколада Хлопают в ладоши
Нас потом не оторвать. Гладят по животу
(Выставляют большой палец вверх).
Опыт 2. Свойства шоколада.
Воспитатель: - теперь давайте определим свойства шоколада. Перед вами два вида шоколада. Рассмотрите их внимательно и расскажите, чем они отличаются (конкретно спрашиваешь?
- Да, у нас кусочки воздушного шоколада и тёмного шоколада. А теперь возьмите кусочек шоколада и разломите его на части. Скажите, у вас получилось разломить шоколад? Так каким же свойством обладает шоколад?
- Вывод: Шоколад твёрдый, имеет свойство ломаться, он – хрупкий.
- А теперь определите свойства шоколада на вкус. Возьмите кусочек воздушного шоколада и попробуйте его на вкус, какой вкус имеет шоколад? (вкусный, сладкий).
-А теперь попробуйте откусить кусочек тёмного шоколада, какой он на вкус? (горький, горьковато-сладкий).
- Шоколад одинаковый по вкусу или отличается друг от друга?
- Давайте подумаем, почему у шоколада разный вкус?
(В зависимости от того, что скажут дети, напоминаешь, какой вкус был у какао)
- Какао имеет горьковатый вкус?
- Чем больше в шоколаде какао – порошка, тем он более горький на вкус.
Воспитатель: - Ребята мы с вами ответили на второй вопрос малышей. Почему один шоколад горький, а другой сладкий.
- Сейчас в один стакан с водой положите кусочек темного шоколада, а в другой стакан – кусочек воздушного шоколада. Понаблюдайте, что происходит с разными кусочками шоколада. Миша, что ты можешь сказать? Леша, Лиза, а у тебя что произошло? Как вы думаете, почему один кусочек всплыл, а другой нет?
Воспитатель: - Это произошло потому, ребята, что в этом шоколаде (показ воздушного шоколада) имеется воздух, который при контакте с водой поднимается вверх и не тонет.
- Так какое же ещё имеет свойство шоколад?
Вывод: Он может тонуть, если он плотный в нём нет воздуха, и может плавать, если в нём имеется воздух.
- А сейчас мы проверим еще одно свойство, посмотрим, что будет с шоколадом, если его нагреть.
- Так что же произошло с шоколадом? (Он растаял, растопился). Какой делаем вывод?
Вывод: Мы пришли к еще одному выводу, что наш шоколад может существовать как в жидкой форме, так и в твердой. Шоколад имеет свойство таять и плавится, превращаясь в темную тягучую смесь.
Воспитатель: - Можем мы ответить на третий вопрос малышей: почему от шоколада пачкаются руки?
- Таким образом, мы ответили на три вопроса малышей: «Где растет шоколад? Почему шоколад такой разный на вкус? «Почему от шоколада пачкаются руки!»
- Итак, ребята, вы научились определять шоколад по вкусу, цвету, форме. Какой мы сделаем вывод?
Вывод: Шоколад бывает разный на вкус, по форме. Шоколад может быть в жидкой форме и в твердой. Шоколад может ломаться. В воде не тонет только воздушный шоколад. В горячей воде растворяется.
Воспитатель: - ребята нам пора возвращаться в детский сад в нашу группу (видео самолёт).
3. Итог деятельности.
- Что же нового вы узнали о шоколаде? Что вам понравилось больше всего?
- Придумал кто его – тому спасибо!
Он выглядит и аппетитно и красиво,
И пахнет ароматнее всего –
Вкуснее нет на свете ничего!
Сумеет он порадовать, взбодрить,
Вкус праздника и детства подарить!
Подать прилив энергии, заряд –
Такой вот всемогущий шоколад!
4. Сюрприз от шоколатье
- Молодцы, ребята! Ребята, сегодня вы побывали в экспериментальном цехе у шоколатье, а вы знаете, кто такие шоколатье? (Так называется профессия человека, который занимается изготовлением шоколада). Я предлагаю вам сегодня встретиться с настоящим шоколатье и попробовать настоящий вкусный шоколад! (Родители в роли шоколатье угощают вкусным шоколадом обмакивая фрукты в шоколадном фонтане).