Галина Щука
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Осень»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область: «Познавательное развитие».
Интеграция ОО: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Тема: «Осень».
Цель: развитие познавательно-исследовательской деятельности, кругозора детей, расширение знаний о живой и неживой природе в осенний период.
Задачи:
Образовательные:
-Закреплять знания детей о перелетных, зимующих птицах;
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе „Осень“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Старшая группа
- Темочки
- Уточнить представления о жизни животных с наступлением осени;
- Закреплять умение образовывать слова;
- Исследовать строение листа, опытным путем сделать вывод, что в листьях есть зеленое вещество – хлорофилл, а в желтых листьях его нет.
Развивающие :
- познавательную активность в процессе выполнения опыта;
- умения сравнивать, рассуждать;
- наблюдательность, любознательность, внимание;
- интерес к познавательной деятельности.
Воспитательные:
- воспитывать желание помогать, приходить на помощь;
- умение договариваться;
- бережное отношение к живой и неживой природе.
Оборудование:
- смарт доска;
- смарт презентация к занятию;
- ноутбук;
Предварительная работа: беседа о жизни животных в лесу с использованием наглядного материала; наблюдение на прогулке за птицами; чтение рассказов о животных; рассматривание наглядного материала «Перелетные и зимующие птицы»; наблюдение за деревьями; рассматривание листьев; сбор листьев разной формы и окраски; чтение художественной литературы про осень.
Используемый материал: бумажные осенние листочки; демонстрационный материал: «Перелетные птицы», «Зимующие и кочующие птицы»; материал для опыта и исследования листьев (лупы на каждого ребенка, кусочки белой ткани, засушенные осенние листья, деревянные брусочки на каждого ребенка, листья живых растений для опыта); смарт доска; ноутбук; видеоматериал.
Ход занятия
Дети заходят в группу, становятся в круг, отмеченный осенними листочками.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, у нас сегодня гости, давайте их поприветствуем:
Здравствуйте, ручки! Хлоп, хлоп, хлоп!
Здравствуйте, ножки! Топ, топ, топ!
Здравствуйте, щечки! Плюх, плюх, плюх!
Здравствуйте, гости! В гости просим!
Воспитатель: Отгадайте, ребята, загадку.
Несу я урожаи, поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю.
Но не касаюсь ёлочек и сосен,
Я время года….(осень)
Словесная игра «Погода осенью»
Воспитатель передает осеннюю веточку каждому ребенку, а он называет признак погоды осенью.
Воспитатель: У меня в руках осенняя веточка, я буду вам передавать веточку, а вы должны сказать, какая погода осенью.
В: - Когда осенью идет дождь, какая погода? (дождливая)
В: - Когда осенью дует ветер, какая погода? (ветреная)
В: - Когда осенью холодно, какая погода? (холодная)
В: - Когда осенью пасмурно, какая погода? (пасмурная)
В: - Когда осенью сыро, какая погода? (сырая)
В: - Когда осенью хмуро, какая погода? (хмурая)
В: - Когда осенью ясно, какая погода? (ясная)
В: - Когда осенью солнце, какая погода? (солнечная)
Воспитатель: Слышите, ребята, звонок. Кто-то звонит по скайпу, сейчас ответим. Слайд 1
Голос с экрана: Помогите, помогите, кто-нибудь меня слышит? Где это я? Куда я попал?
Воспитатель: Это детский сад «Сказка», старшая группа, кто ты?
Лесовичок: Я старичок-Лесовичок. Ребята, у меня беда большая, проснулся сегодня утром от шума, гама. Ничего не пойму, что происходит, все в лесу перемешалось. Толи еще лето, толи уже осень?
Воспитатель: Ребята, напомним лесовичку, а какое сейчас время года? (осень)
Лесовичок: Такая путаница, птицы не улетели на юг, а животные не готовятся к зиме. Помогите навести порядок в лесу.
Воспитатель: Поможем лесовичку навести порядок в лесу? (да)
Лесовичок: Отправляю вам фотографию с тем, что происходит в лесу.
Фотография «Животные». Слайд 2
Воспитатель: Да действительно, все перемешалось. А как животные готовятся к зиме? (некоторые запасают еду, а некоторые ложатся в спячку). А все ли животные осенью готовятся к спячке? Давайте поиграем. Там, где луна, переместим животных, которые ложатся в спячку. Там, где солнышко, будут животные, которые не спят зимой.
Дидактическая игра «Кто спит, кто не спит» (на экране лес и отдельно стоящие животные, дети перемещают животных по заданию).
Лесовичок: Спасибо большое, что помогли правильно разместить животных. Высылаю вам следующую фотографию.
На экране, на фоне леса, перепутанные перелетные и зимующие птицы. Слайд 3
Воспитатель: Да здесь все птицы перемешались, вот поэтому и шум в лесу. А осенью все птицы остаются зимовать? (нет, улетают в теплые края) Давайте разберемся, кому улетать, кому оставаться зимовать. Поиграем в игру «Перелетные – зимующие птицы».
Дидактическая игра «Перелетные – зимующие птицы» (дети разбирают силуэты птиц, перед ними ориентиры-картинки зимний лес и теплые края, после слов: «Осень наступает, ветры задувают, вмиг все птицы улетают», дети занимают свои места возле знаков).
Воспитатель: А теперь проверим, правильно ли разобрались с заданием, тех ли птиц мы отправили на юг? (проверка – самопроверка).
Лесовичек: Спасибо вам, помогли отправить птиц в теплые края. Появляется картинка «Листопад». Слайд 4
Воспитатель: Как называется явление, когда листья опадают с деревьев? (листопад). Давайте поиграем в игру листопад.
Физминутка:
Дует, дует ветер, – дети дуют и покачивают туловищем
Желтые листочки…
С дерева срывая. – движения руками
И летят листочки - кружатся
С ветки на дорожки.
И бегут по листьям – легкий бег
Маленькие ножки.
Мы с тобой гулять пойдем - шагают
И листочки соберем. – наклоняются, как будто собирают листочки.
Лесовичок: Ребята, а почему листья желтеют? (высказывания детей)
Воспитатель: Чтобы знать точно, давайте проведем небольшое исследование. Вам интересно узнать, как устроен лист? (интересно)
Воспитатель с детьми проходят за столы для исследования.
Воспитатель: Давайте рассмотрим лист. Для того чтобы лучше рассмотреть, воспользуемся увеличительным прибором (лупой).
Опыт № 1: Исследование строения листа с помощью лупы
Воспитатель: Рассмотрим сначала черешок - это часть, которая соединяет лист с веткой.
Рассмотрите теперь верхнюю поверхность листа. Видите жилки — тонкие трубочки, которые идут от черешка по всему листу, через эти жилки листочки питаются влагой.
Край листа называется «кромка». Рассмотрите кромку листа.
Верхушка листа бывает острой или округлой. Рассмотрите и скажите, какая она у вашего листочка.
Вывод: У листьев есть черешок, который соединяет лист с веткой и жилки, через которые листочки питаются влагой.
Проблемный вопрос:
«Почему осенью листья изменяют окраску»
Воспитатель: А почему же листья желтеют осенью? Дело в том, что листья имеют зеленый цвет благодаря зеленому веществу. Сейчас проведем опыт и увидим это вещество.
1. Опыт «Почему лист зеленый?»
- Что нам понадобится для этого эксперимента?
-Возьмите листочек и вложите его внутрь согнутого пополам кусочка белой ткани. Теперь деревянным кубиком сильно постучите по листочку сквозь ткань. Что вы обнаружили в ходе опыта? ( Дети: на ткани появились зеленые пятна).
- Это зеленое вещество из листочка называется - хлорофилл, оно и окрашивает его в зеленый цвет, вырабатывается он только на солнце (Для этого опыта лучше брать сочные листья комнатных растений).
- А теперь давайте рассмотрим желтый листик. Положите его на белую ткань, сделайте с ним то же самое, что и с зеленым. Что вы заметили? (нет зеленого вещества на ткани) Значит, у желтого листа нет хлорофилла и нет влаги. Для того, чтобы лист был зеленым, нужно много хлорофилла, а значит много света.
Вывод: Когда наступает осень, становится холоднее и меньше солнечного света, это зеленое вещество постепенно уменьшается, пока не пропадет совсем. Тогда лист меняет свой цвет, становится желтым, влаги становится меньше и лист опадает.
Дети подходят к доске. На экране лесовичок. Слайд 5
Лесовичок: Спасибо вам, ребята. Теперь у меня и порядок в лесу, больше знаю, почему листья осенью желтеют и опадают. А мне пора идти спать, зима не за горами. До свидания.
Воспитатель: А как мы помогали лесовичку наводить порядок, как мы это делали? (дети отвечают, как помогали лесовичку) Ребята, у меня есть осенние листочки-смайлики, если вы считаете, что мы помогли лесовичку, то возьмите себе листик с улыбкой, если вы считаете, что не помогли, то возьмите листочек грустный.
Используемая литература:
1. Сооломенникова О. А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в старшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010г.
2. Скоролупова О. А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Осень. Часть1 и 2». – М. : ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2010г.
3. Тугушева Г. П. Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. -СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011г.
4. Шорыгина Т. А. Какие звери в лесу? Путешествие в мир природы и развитие речи. Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. М. : «Издательство Гном и Д», 2007г.