Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Осень»

Галина Щука
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Осень»

Образовательная область: «Познавательное развитие».

Интеграция ОО: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Тема: «Осень».

Цель: развитие познавательно-исследовательской деятельности, кругозора детей, расширение знаний о живой и неживой природе в осенний период.

Задачи:

Образовательные:

-Закреплять знания детей о перелетных, зимующих птицах;

- Уточнить представления о жизни животных с наступлением осени;

- Закреплять умение образовывать слова;

- Исследовать строение листа, опытным путем сделать вывод, что в листьях есть зеленое вещество – хлорофилл, а в желтых листьях его нет.

Развивающие:

- познавательную активность в процессе выполнения опыта;

- умения сравнивать, рассуждать;

- наблюдательность, любознательность, внимание;

- интерес к познавательной деятельности.

Воспитательные:

- воспитывать желание помогать, приходить на помощь;

- умение договариваться;

- бережное отношение к живой и неживой природе.

Оборудование:

- смарт доска;

- смарт презентация к занятию;

- ноутбук;

Предварительная работа: беседа о жизни животных в лесу с использованием наглядного материала; наблюдение на прогулке за птицами; чтение рассказов о животных; рассматривание наглядного материала «Перелетные и зимующие птицы»; наблюдение за деревьями; рассматривание листьев; сбор листьев разной формы и окраски; чтение художественной литературы про осень.

Используемый материал: бумажные осенние листочки; демонстрационный материал: «Перелетные птицы», «Зимующие и кочующие птицы»; материал для опыта и исследования листьев (лупы на каждого ребенка, кусочки белой ткани, засушенные осенние листья, деревянные брусочки на каждого ребенка, листья живых растений для опыта); смарт доска; ноутбук; видеоматериал.

Ход занятия

Дети заходят в группу, становятся в круг, отмеченный осенними листочками.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, у нас сегодня гости, давайте их поприветствуем:

Здравствуйте, ручки! Хлоп, хлоп, хлоп!

Здравствуйте, ножки! Топ, топ, топ!

Здравствуйте, щечки! Плюх, плюх, плюх!

Здравствуйте, гости! В гости просим!

Воспитатель: Отгадайте, ребята, загадку.

Несу я урожаи, поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю.

Но не касаюсь ёлочек и сосен,

Я время года….(осень)

Словесная игра «Погода осенью»

Воспитатель передает осеннюю веточку каждому ребенку, а он называет признак погоды осенью.

Воспитатель: У меня в руках осенняя веточка, я буду вам передавать веточку, а вы должны сказать, какая погода осенью.

В: - Когда осенью идет дождь, какая погода? (дождливая)

В: - Когда осенью дует ветер, какая погода? (ветреная)

В: - Когда осенью холодно, какая погода? (холодная)

В: - Когда осенью пасмурно, какая погода? (пасмурная)

В: - Когда осенью сыро, какая погода? (сырая)

В: - Когда осенью хмуро, какая погода? (хмурая)

В: - Когда осенью ясно, какая погода? (ясная)

В: - Когда осенью солнце, какая погода? (солнечная)

Воспитатель: Слышите, ребята, звонок. Кто-то звонит по скайпу, сейчас ответим. Слайд 1

Голос с экрана: Помогите, помогите, кто-нибудь меня слышит? Где это я? Куда я попал?

Воспитатель: Это детский сад «Сказка», старшая группа, кто ты?

Лесовичок: Я старичок-Лесовичок. Ребята, у меня беда большая, проснулся сегодня утром от шума, гама. Ничего не пойму, что происходит, все в лесу перемешалось. Толи еще лето, толи уже осень?

Воспитатель: Ребята, напомним лесовичку, а какое сейчас время года? (осень)

Лесовичок: Такая путаница, птицы не улетели на юг, а животные не готовятся к зиме. Помогите навести порядок в лесу.

Воспитатель: Поможем лесовичку навести порядок в лесу? (да)

Лесовичок: Отправляю вам фотографию с тем, что происходит в лесу.

Фотография «Животные». Слайд 2

Воспитатель: Да действительно, все перемешалось. А как животные готовятся к зиме? (некоторые запасают еду, а некоторые ложатся в спячку). А все ли животные осенью готовятся к спячке? Давайте поиграем. Там, где луна, переместим животных, которые ложатся в спячку. Там, где солнышко, будут животные, которые не спят зимой.

Дидактическая игра «Кто спит, кто не спит» (на экране лес и отдельно стоящие животные, дети перемещают животных по заданию).

Лесовичок: Спасибо большое, что помогли правильно разместить животных. Высылаю вам следующую фотографию.

На экране, на фоне леса, перепутанные перелетные и зимующие птицы. Слайд 3

Воспитатель: Да здесь все птицы перемешались, вот поэтому и шум в лесу. А осенью все птицы остаются зимовать? (нет, улетают в теплые края) Давайте разберемся, кому улетать, кому оставаться зимовать. Поиграем в игру «Перелетные – зимующие птицы».

Дидактическая игра «Перелетные – зимующие птицы» (дети разбирают силуэты птиц, перед ними ориентиры-картинки зимний лес и теплые края, после слов: «Осень наступает, ветры задувают, вмиг все птицы улетают», дети занимают свои места возле знаков).

Воспитатель: А теперь проверим, правильно ли разобрались с заданием, тех ли птиц мы отправили на юг? (проверка – самопроверка).

Лесовичек: Спасибо вам, помогли отправить птиц в теплые края. Появляется картинка «Листопад». Слайд 4

Воспитатель: Как называется явление, когда листья опадают с деревьев? (листопад). Давайте поиграем в игру листопад.

Физминутка:

Дует, дует ветер, – дети дуют и покачивают туловищем

Желтые листочки…

С дерева срывая. – движения руками

И летят листочки - кружатся

С ветки на дорожки.

И бегут по листьям – легкий бег

Маленькие ножки.

Мы с тобой гулять пойдем - шагают

И листочки соберем. – наклоняются, как будто собирают листочки.

Лесовичок: Ребята, а почему листья желтеют? (высказывания детей)

Воспитатель: Чтобы знать точно, давайте проведем небольшое исследование. Вам интересно узнать, как устроен лист? (интересно)

Воспитатель с детьми проходят за столы для исследования.

Воспитатель: Давайте рассмотрим лист. Для того чтобы лучше рассмотреть, воспользуемся увеличительным прибором (лупой).

Опыт №1: Исследование строения листа с помощью лупы

Воспитатель: Рассмотрим сначала черешок - это часть, которая соединяет лист с веткой.

Рассмотрите теперь верхнюю поверхность листа. Видите жилки — тонкие трубочки, которые идут от черешка по всему листу, через эти жилки листочки питаются влагой.

Край листа называется «кромка». Рассмотрите кромку листа.

Верхушка листа бывает острой или округлой. Рассмотрите и скажите, какая она у вашего листочка.

Вывод: У листьев есть черешок, который соединяет лист с веткой и жилки, через которые листочки питаются влагой.

Проблемный вопрос:

«Почему осенью листья изменяют окраску»

Воспитатель: А почему же листья желтеют осенью? Дело в том, что листья имеют зеленый цвет благодаря зеленому веществу. Сейчас проведем опыт и увидим это вещество.

1. Опыт «Почему лист зеленый?»

- Что нам понадобится для этого эксперимента?

-Возьмите листочек и вложите его внутрь согнутого пополам кусочка белой ткани. Теперь деревянным кубиком сильно постучите по листочку сквозь ткань. Что вы обнаружили в ходе опыта? (Дети: на ткани появились зеленые пятна).

- Это зеленое вещество из листочка называется - хлорофилл, оно и окрашивает его в зеленый цвет, вырабатывается он только на солнце (Для этого опыта лучше брать сочные листья комнатных растений).

- А теперь давайте рассмотрим желтый листик. Положите его на белую ткань, сделайте с ним то же самое, что и с зеленым. Что вы заметили? (нет зеленого вещества на ткани) Значит, у желтого листа нет хлорофилла и нет влаги. Для того, чтобы лист был зеленым, нужно много хлорофилла, а значит много света.

Вывод: Когда наступает осень, становится холоднее и меньше солнечного света, это зеленое вещество постепенно уменьшается, пока не пропадет совсем. Тогда лист меняет свой цвет, становится желтым, влаги становится меньше и лист опадает.

Дети подходят к доске. На экране лесовичок. Слайд 5

Лесовичок: Спасибо вам, ребята. Теперь у меня и порядок в лесу, больше знаю, почему листья осенью желтеют и опадают. А мне пора идти спать, зима не за горами. До свидания.

Воспитатель: А как мы помогали лесовичку наводить порядок, как мы это делали? (дети отвечают, как помогали лесовичку) Ребята, у меня есть осенние листочки-смайлики, если вы считаете, что мы помогли лесовичку, то возьмите себе листик с улыбкой, если вы считаете, что не помогли, то возьмите листочек грустный.

Используемая литература:

1. Сооломенникова О. А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в старшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010г.

2. Скоролупова О. А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Осень. Часть1 и 2». – М.: ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2010г.

3. Тугушева Г. П. Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. -СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011г.

4. Шорыгина Т. А. Какие звери в лесу? Путешествие в мир природы и развитие речи. Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. М.: «Издательство Гном и Д», 2007г.

Публикации по теме:

Календарные планы воспитателей первой младшей группы Календарные планы для воспитателей первой младшей группы. Основная воспитательно – образовательная деятельность воспитателя и воспитанников.

Сетка организованной образовательной деятельности на 2014–2015 учебный год Сетка организованной образовательной деятельности в первой младшей группе «Гномики» Понедельник 1) Комплексное (ИЗО/Конструирование/Ручной.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Осень»
Опубликовано: 29 декабря 2014 в 07:32
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
20 августа. День рождения Чебурашки

Официальный День рождения Чебурашки установил сам автор этого популярнейшего сказочного персонажа – детский писатель Эдуард Успенский. В 2005 году, на благотворительном мероприятии для детей-сирот он...

20 августа. День часов на МААМ

Про время все говорят, за ним следят, но что это такое – непонятно. Почему время можно тянуть, губить и терять, как оно идет и возможно ли его остановить – на эти и другие детские «почему» приходится...

Дидактическое пособие «Созрели яблоки в саду» по ФЭМП
К Яблочному Спасу Назначение: дидактическое пособие предназначено для осуществления познавательного развития детей дошкольного возраста. Цель: -...
Сценарий летнего праздника в младшей группе «Лето — море солнца, море света»
Летний праздник «Лето – море солнца, море света» Дети входят в зал. Вед. : Сегодня ребята мы празднуем приход лета. Ходит лето по планете Пышет...
Танцевальная композиция с бубнами для детей старшего дошкольного возраста
Предлагаю танцевальную композицию с бубнами для детей старшего дошкольного возраста. " Я играю от души, Ритм очень труден. Что звучит скорей скажи?...