Конспект занятия по обучению грамоте «Буква с и звук [С]»

Светлана Владимировна Дорохина
Конспект занятия по обучению грамоте «Буква с и звук [С]»

Цель: познакомить детей с буквами «С,с» и тем, что они обозначают звуки «с», «сь»; закреплять умение чертить схему предложения с применением пройденных грамматических правил; продолжать учить работать со схемой слова, развивать навык звуко- буквенного анализа; продолжать совершенствовать чтение детей; развивать внимание, память.

Демонстрационный материал: кукла; фишки; буквы; мяч.

Раздаточный материал:пеналы с фишками: зелеными, синими, красными.

Ход занятия.

- Ребята, мы с вами разговариваем, общаемся, слушаем радио, телевидение, читаем книги, журналы.

- Что мы слышим? (речь)

- Сейчас я вам задаю вопросы, а вы мне отвечаете, это какая речь? (устная)

- В книгах, письмах, газетах- какая речь? (письменная)

-Из чего состоит наша речь? (из предложений)

- Предложения состоят из (слов)

- Слова состоят из (букв)

- Ребята, а слово делится на что? (на слоги) (если дети затрудняются,произнести любое слово по слогам: «ма- ши- на»)

- Буквы мы пишем, а звуки (произносим)

- Мы знаем, что есть звуки, которые можно долго и громко произносить – тянуть, при этом во рту ничто не мешает, нет преграды. Как называются такие звуки (гласные) Назовите их.

Работа над предложением.

Воспитатель вызывает ребенка, у которого в руках кукла. Дети составляют предложение. Кто-то из детей чертит схему предложения на доске.

«Кукла Катя спит».

- Сколько слов в предложении?

- Какое слово первое? Второе? Третье?

- Почему второе слово обозначено уголком?

Игра «Подскажи словечко»

Смело в небе проплывает,

Обгоняя птиц полет,

Человек им управляет,

Что такое?. (самолет)

- Повторите слово еще раз и скажите, какой звук первый? («с») Он твердый или мягкий?

Среди поля голубого

Яркий блеск огня большого,

Не спеша огонь тут ходит,

Землю-матушку обходит,

Светит весело в оконце-

Ну конечно, это-…. (солнце) («с»)

Часто к озеру напиться ходит рыжая … (лисица) («сь»)

- Звуки «с» и «сь» на письме обозначаются буквой «эс»: «С, С».

Чтение слогов со звуками «с» и «сь» (хоровое и индивидуальное)

Физкульминутка:

Каждый день по утрам

Делаем зарядку

Очень нравится нам

Делать по порядку:

Весело шагать,

Руки поднимать,

Руки опускать,

Приседать и вставать,

Прыгать и скакать.

Звуковой анализ слова «сани».

-Произнесите слово.

- Какой звук первый?

- это гласный или согласный?

- Докажите.

- Каким цветом обозначается на схеме? (синим)

- Назовите второй звук. Это гласный или согласный? Докажите.

- Каким цветом обозначается на схеме? (красным)

- Назовите третий звук. Расскажите об этом звуке (согласный, мягкий, обозначается зеленым цветом).

Схему слова один ребенок выкладывает на фланелеграфе, остальные – на местах.

- Сколько слогов в этом слове? Произнесите протяжно. (два)

- Какой первый слог? (са)

- Второй слог? (ни)

- А как еще можно определить количество слогов в слове? (по количеству гласных. В слове «сани» - два гласных звука – «а», «и», значит и два слога)

- А сейчас, надо звуки на схеме заменить на буквы.

- Составьте предложение со словом «сани».

Игра с заданием «Назови слова».

Становитесь в круг опять.

Будем в солнышко играть.

Мы – веселые лучи,

Мы резвы и горячи.

Раз, два, три, четыре,

Раздвигайте круг пошире.

Воспитатель с мячом в середине круга. Если в слове есть звук «с» - дети ловят мяч, если нет – отталкивают. (Сокол, слон, соловей, синица, ворона, корова, воробей и т. д.)

Фонетическая игра на развитие внимания.

«Кто запомнит больше слов со звуком «С».

Солнце село за селом,

Спят синицы, сойки спят.

Спит в реке усталый сом,

Спят и лес, и степь, и сад.

Стадо спит, пастух и пёс.

Смолкли скрипы, песни, смех.

Сон в страну свою унес всех.

Стихотворение читается два раза: первый – для осмысления текста, второй – для запоминания слов со звуками «с», «сь».

За каждое слово дается фишка, в конце определяется победитель.

Итог занятия.

Публикации по теме:

Перспективное планирование занятий по обучению грамоте в подготовительной группе ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ГРАМОТЕ ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА на 3 месяца Тема Образовательная область Дидактическая игра Скороговорки,.

Перспективный план по обучению чтениюПерспективный план по обучению чтению Перспективный план по обучению чтению задачи сроки мероприятия материал Познакомить детей с Азбукой и ее звуко-буквами. Закрепить знания.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Конспект занятия по обучению грамоте «Буква с и звук [С]»
Опубликовано: 22 ноября 2014 в 19:01
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Результаты международного конкурса «Лучший педагог года» 2020
Определены победители ежегодного международного конкурса "Лучший педагог года 2020", проводимого в шестой раз на МААМ. В конкурсе приняло участие 55 494 педагогов, опубликовавших 171 598 учебных материалов...
28 января. День открытия Антарктиды

Очередной тематический день посвящен открытию последнего неизведанного континента, которое совершили русские моряки. Воспользуйтесь специальной подборкой игр и занятий, чтобы рассказать детям об этом...

28 января. Международный день конструктора Лего

Очередной тематический день предлагаем посвятить занятиям с самой полезной игрушкой в мире – блочным конструктором. Тем более, что 28 января знаменитый конструктор Лего отмечает свой день рождения.

Лепка с детьми 3 лет «Осенняя сказка»
Задачи: Продолжать учить детей скатывать пластилин круговыми движениями между ладоней образуя шарик , расплющивая их пальцем на бумагу получая листик....
Аппликация «Зима в городе» в старшей группе
Аппликация на тему : «Зима в городе». Цель занятия: Формирование умений создавать зимний пейзаж. Задачи: 1. Расширить представление детей о зиме, о...
Занятие «Прохождение экологической тропы» в подготовительной группе
Было проведено занятие по ознакомлению с природой в подготовительной группе . «Прохождение экологической тропы по участку...