Лучший педагог года

Конспект по ознакомлению старших дошкольников с миром природы «В гости в подледное царство»

Елена Холод
Конспект по ознакомлению старших дошкольников с миром природы «В гости в подледное царство»

Цель:познакомить детей с подледным миром

Задачи:

• Формировать представления о жизни водоёма зимой; расширять представления о приспособленности речных обитателей к зимнему периоду; закреплять знания о последовательности развития рыб и других обитателей водоёма; развивать речь, мышление, умение устанавливать причинно-следственные связи.

• Воспитывать бережное отношение к воде и её обитателям, навыки безопасного поведения у реки зимой, ранней весной.

Публикация «Конспект по ознакомлению старших дошкольников с миром природы „В гости в подледное царство“» размещена в разделах

Материалы и оборудование: письмо от жителей подлёдного мира; волшебная палочка; декорации для оформления имитации реки зимой (полоса тёмно-синей и белой ткани, плоскостные изображения заснеженных деревьев, картинки с изображением речных рыб, рака, улиток, лягушек; камни, коряги; разрезная картина «Водоём осенью»; картинка с изображением налима; картинки с изображением разных стадий развития обитателей реки.

Предварительная работа: в стакан налить воды, сверху положить заранее приготовленный кусок льда круглой формы по диаметру стакана.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какой сегодня чудесный зимний день». В наше окно заглядывают лучи солнца. Конечно, зимой они нас не греют, но дарят нам свет, а с ним и хорошее настроение. Возьмитесь за руки, улыбнитесь друг друга и подарите частичку своего хорошего настроения.

Ребята, в наш детский сад пришло письмо от необычных жителей. Чтобы узнать, от кого пришло письмо и что в нём написано, вы должны отгадать загадку:

Текла, текла

И легла под стекло.

или

Бежала – шумела,

Заснула – заблестела.

Дети: Это река подо льдом.

Воспитатель: Правильно. Теперь мы можем открыть конверт и прочитать письмо.

Читает письмо.

«Здравствуйте, дорогие ребята! Пишут вам жители подлёдного мира реки. Мы очень рады, что вы отгадали наши загадки и решили пригласить вас в гости, чтобы вы узнали о том, что творится зимой подо льдом. Идите по волшебной тропинке. Она приведёт вас прямо к реке. Ещё дарим вам волшебный стаканчик, рассмотрите его, когда пойдёте на реку, и ещё раз, когда вернётесь».

Воспитатель: Ну что, ребята, примем приглашение речных жителей? Пойдём на реку?

Дети: Пойдём.

Воспитатель: А для чего мы туда пойдём?

Дети: Мы пойдём туда, чтобы посмотреть, что происходит в жизни речных жителей зимой.

Рассматривают стакан с водой, над которой помещён кружок льда. Выясняют, какой лёд, почему лёд не тонет. Ставят стакан, чтобы посмотреть его после путешествия на «реку».

Воспитатель: Ну, ребята, по какой же такой волшебной тропинке нам советовали идти речные жители?

Дети: Наверное, вон по той тропинке (показывают на массажную дорожку).

Идут по массажной дорожке, подходят к декорациям, изображающим реку зимой (полоса тёмно- синей ткани, на ней камни, коряги, в складках лежат искусственные водоросли, «сбившиеся в кучу» картинки с изображением лягушек, рыб, раков, улиток и т. д. окало камня – картинка с изображением налима. Всё это сверху накрыто белой тканью. Вокруг - плоскостные изображения заснеженных деревьев.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, как тихо и красиво вокруг. Деревья и кусты надели белые шубы и шапки из снега. Отгадайте загадку:

Без досок, без топоров

Через речку мост готов.

Мост – как синее стекло,

Скользко, весело, светло.

Дети: это лёд на реке.

Воспитатель: Вот и река подо льдом. Посмотрите, как красиво блестит лёд. Почему зимой река покрывается льдом? Послушайте стихотворение «Речка зимой».

Ребёнок:

Нашу речку – рыбий дом –

Застеклили крепко льдом.

Смотрят рыбы из реки –

По стеклу бегут коньки

И наносят линии

На стекло на синее.

Ходят с вывертом коньки

С края к серединке,

Подо льдом снуют мальки

И глядят картинки.

Воспитатель: Да, раньше люди катались на коньках на льду реки. А сейчас где?

Дети: А сейчас на коньках катаются на катке.

Воспитатель: Как же надо себя вести, чтобы не напугать рыб?

Дети: Надо вести себя тихо.

Воспитатель: Как вы думаете, отличается ли жизнь речных обитателей летом и зимой? Может быть там подо льдом все замёрзли и никого нет?

Дети высказывают свои предположения тихим голосом.

Воспитатель: Ой, смотрите, ребята, да тут какая-то палочка. Она, наверное, волшебная. Закройте глаза, а я попробую взмахнуть ею, посмотрим, что же из этого получится.

Дети закрывают глаза, воспитатель убирает белую ткань.

Воспитатель: ребята, ребята, открывайте скорее глаза! Смотрите, мы попали в подлёдное царство, палочка действительно оказалась волшебной. Посмотрите, что произошло в реке с наступлением холодов. Как стало под водой?

Дети: Водоросли опустились на дно, под водой стало темно. Улитки, пиявки, раки, лягушки зарылись на дне, рыбы сбились в кучки. Все спят.

Воспитатель: Ребята, а что это за рыбка вон там, под камнем? Что она там делает?

Рассматривают изображение налима.

Воспитатель: Да это же налим. Это очень необычная рыбка. Зимой, когда все спят, налим мечет икру. Посмотрите, вот он нашёл ямку под камнем и откладывает туда икринки. Очень много икринок. Как вы думаете, почему налим мечет икру зимой, когда спят другие рыбы?

Дети высказывают свои предположения

Воспитатель: Оказывается, налим даже рад, что другие рыбы спят, значит его икринок больше уцелеет.

Ну что, не будем больше беспокоить подлёдный мир. Пусть его жители спят до весны. Нам пора возвращаться в детский сад. Закрывайте глаза, я вновь взмахну волшебной палочкой.

Дети закрывают глаза. Воспитатель накрывает «подводный мир» белой тканью. Возвращаются назад по массажной дорожке.

Физкультминутка «Рыбки»

Рыбки весело резвились Дети изображают плавающих рыб по группе.

В чистой тёпленькой воде,

То сожмутся – разожмутся, Сбиваются в кучу, затем расплываются.

То зароятся в песке. Садятся на корточки.

Воспитатель: Итак, что же делают жители реки зимой подо льдом? Я предлагаю вам ответить на этот вопрос после того, как вы соберёте разрезную картину.

Дети выкладывают картину «Водоём осенью», обсуждают, что происходит в реке с наступлением холодов.

Воспитатель: А что делают люди, чтобы помочь обитателям водоёмов зимой?

Дети высказывают свои предположения

Воспитатель: Как вы думаете, что надо сделать, чтобы утеплить лёд, чтобы зимнему холоду труднее было проникнуть в подлёдное царство?

Дети: Надо насыпать на лёд снега.

Воспитатель: А что надо сделать, чтобы воздух поступал в водоём? Вспомните, где поймал герой русской народной сказки Емеля поймал щуку?

Дети: Люди делают проруби.

Воспитатель: Ребята, а что мы с вами забыли сделать когда вернулись с реки?

Дети: Мы забыли посмотреть стаканчик с водой, который прислали нам подлёдные жители.

Рассматривают стаканчик

Воспитатель: Посмотрите, ребята, каким стал лёд в стакане по сравнению с тем, каким он был до того, как мы пошли не реку?

Дети: Лёд стал меньше, он начал таять.

Воспитатель: Почему он начал таять?

Дети: У нас в группе тепло, а лёд в тепле тает.

Воспитатель: Подумайте и скажите, можно ли будет выходить на лёд в конце зимы или в начале весны?

Дети: Нет нельзя. Лёд начнёт таять, станет тонким и можно провалиться под воду.

Воспитатель: когда наступит весна, растает лёд на реке, прогреется вода, у всех речных жителей появится потомство. Давайте вспомним, как это происходит.

Я предлагаю вам поиграть в игру «Чудеса превращений на реке и озере».

Дети выкладывают схемы развития рыбы, лягушки, ракушки, комара, стрекозы, комментируя свои действия.

Воспитатель: Вы сегодня все хорошо работали. Где вы сегодня побывали? Что видели? Что нового узнали? Пожалуйста, расскажите им о том, можно ли выходить на лёд реки поздней осенью, в конце зимы и ранней весной.

Публикации по теме:

Комплексно-тематическое планирование по ознакомлению детей с предметным окружением, социальным миром, с миром природы Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию комплексно-тематическое планирование в подготовительной к школе группе по образовательной области.

Комплексно-тематическое планирование по ознакомлению детей с предметным окружением, социальным миром и миром природы ( II часть продолжение) Месяц: Декабрь 1-ая неделя. Лексическая тема: «Временные представления» Совместная образовательная деятельность:.

Конспект итогового занятия по ознакомлению с миром природы «По тропинке в лес пойдем» Задачи: Образовательные: - Уточнение представлений детей о жизни леса, его жителях; - продолжать знакомить с правилами поведения в природе;.

Конспект НОД «Как дикие звери зимой в лесу живут» по ознакомлению с миром природы в старшей группеКонспект НОД «Как дикие звери зимой в лесу живут» по ознакомлению с миром природы в старшей группе Цели: Формировать представления детей о многообразии природных явлений, устанавливать простейшие связи между ними. Задачи: Закреплять.

Конспект НОД по ознакомлению с миром природы в старшей логопедической группе «Скворцы прилетели — весну принесли»Конспект НОД по ознакомлению с миром природы в старшей логопедической группе «Скворцы прилетели — весну принесли» Цели. Образовательная: 1. Знакомить с характерными признаками весны. 2. Закрепить знания детей о птицах, об их жизни в весенний период.

Конспект НОД по ознакомлению с миром природы «Зимующие птицы»Конспект НОД по ознакомлению с миром природы «Зимующие птицы» Образовательная область: «Познавательное развитие» Образовательная деятельность: «Ознакомление с миром природы». Цель: Расширять представления.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «В гости к хозяйке луга»Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «В гости к хозяйке луга» Анжелика Сибирева Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «В гости к хозяйке луга» Интегрированное занятие с элементами.

Конспект ООД по ознакомлению детей с миром природы «Прогулка по экологической тропе осенью»Конспект ООД по ознакомлению детей с миром природы «Прогулка по экологической тропе осенью» Задачи. Образовательные: расширять представления детей об объектах экологической тропы и сезонных изменениях в природе. Формировать эстетическое.

Конспект по ознакомлению с миром природы «Пернатые друзья» в старшей группеКонспект по ознакомлению с миром природы «Пернатые друзья» в старшей группе Цель и задачи: • углубить и расширить знания детей о птицах; • объяснить причину перелетов птиц (перелетные, зимующие); • систематизировать.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «В гости к Оле и Толе»Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «В гости к Оле и Толе» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром "В гости к Оли и Толи" во 2 младшей группе. Задачи:Продолжать показывать детям функциональное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект по ознакомлению старших дошкольников с миром природы «В гости в подледное царство»
Опубликовано: 2 марта 2020 в 11:03
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД