Хлюстина Наталья
Конспект познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе детского сада.
Цель: Развитие познавательной активности в процессе детского экспериментирования.
Задачи:
• Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с основными физическими свойствами и явлениями.
• Воспитание интереса детей к экспериментальной деятельности.
• Создание эмоционально-положительного настроя детей.
Развивать память‚ внимание‚ воображение‚ логическое мышление; умение анализировать и делать выводы.
Публикация «Конспект познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе детского сада» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
Активизировать употребление в речи научных терминов
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята ‚ пусть зазвонит колокольчик у того, кто любит смеяться; кто любит рисовать; кто с горки любит кататься; а кто любит проводить опыты и эксперименты?
Сегодня я приглашаю вас в свою научную лабораторию «Академия чудес». Вы знаете, что такое лаборатория? (Дети отвечают)
Лаборатория это специальное место, где проводят опыты и эксперименты. Так что такое эксперименты?
Эксперименты — это опыты, которые проводят ученые, чтобы убедиться в правильности своих предположений. А, вы любите экспериментировать? (Дети отвечают). Я приглашаю вас стать моими помощниками. Мы с вами сегодня научимся творить чудеса. При проведении экспериментов ученые записывают, зарисовывают все, что происходит. А также при проведении экспериментов ученые пользуются разными приборами, предметами: и острыми, и стеклянными и поэтому необходимо соблюдать правила безопасности.
А как вы думаете, существуют специальные правила поведения в лаборатории?
1. Перед опытами нужно надеть фартуки, шапочки.
2. Приступай к опыту только после его объяснения и разрешения воспитателя.
3. Не брызгайся водой.
4. Ничего не бери в рот.
5. Во время опыта будь аккуратным, не отвлекайся, чтобы ничего не рассыпать, не пролить.
6. Внимательно слушать старшего лаборанта.
7. В конце опытов делать выводы
8. Содержать свое рабочее место в чистоте.
Ребята, а чудеса начинаются прямо сейчас. Я случайно уронила ключ от нашей лаборатории в воду, как же достать ключ не замочив рук? Воду выливать нельзя, она нам сегодня еще пригодится (варианты детских ответов). А поможет нам чудесный камень магнит.
Опыт «Достань, не замочив рук» - (с помощью магнита достаем ключ из банки с водой).
«Сила знаний проявись, Дверь в науку отварись!»
Итак, мы в лаборатории.
Сейчас я повешу картинки, чтобы не забывать.
Не будем терять время, начнем! Я приглашаю вас пройти к столам.
Я вам сейчас загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать, о каком веществе пойдёт речь.
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу (Вода)
Догадались. Это вода. Самое удивительное вещество на земле – вода
-Скажите, пожалуйста, ребята, а где мы можем встретить воду на земле? (ответы детей)
Правильно, это реки, озёра, моря, океаны. (картинки - море, ручей, озеро, океан)
Ребята, как вы думаете, кому нужна вода?
Ответы детей ( нужна всем: и растениям, и животным, и птицам и человеку) (картинки с изображением необходимости воды всему живому - насекомым, животным, человеку и т. д.)
Конечно же, вода необходима всему живому, без воды не было бы жизни на нашей Земле. Все живое на Земле погибнет, засохнет.
Мы каждый день пользуемся этой водой,
Но давайте приглядимся к ней получше – познакомимся со свойствами этого необыкновенного вещества.
Всем известно вода является хорошим растворителем, но не все вещества растворяются в воде. Давайте проверим это.
«Растворение веществ»
Материал: сахар, соль, мука, растительное масло.
Ребята давайте выясним,‚ что изменится,‚ если растворить сахар ‚ соль‚ муку и растительное масло в воде. Предлагаю вам в стаканах смешать воду с сахаром, солью, мукой и растительным маслом.
Делаем вывод:
Соль быстро растворяется в воде, раствор остаётся прозрачным. Сахар быстро растворяется в воде, раствор остаётся прозрачным. Мука растворяется в воде, но вода становится мутной.
Растительное масло не растворяется в воде и не смешивается с водой.
Вывод: вода прозрачная, некоторые вещества растворяются в воде
"Звенящая вода"
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, что у меня на столе бокалы с водой.
Воспитатель: - Могут ли эти бокалы звучать?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: - Бокалы могут звучать. Как заставить бокалы звучать?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: - Давайте постучим пальчиком, предметами, которые находятся у вас на столе. Какой звук?
Дети: Глухой.
Воспитатель: - как сделать звук звонче?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: - Давайте попробуем услышать звук, используя палочки с шариком на конце
Дети: звонкий.
Воспитатель: - Одинаковый ли получается звук?
Дети: одинаковый
Воспитатель: - Потому что в бокалах одинаковое количество воды. А сейчас мы отольём и дольём воды в стаканы. Проверим звучание.
Дети: разное.
Воспитатель: - Что влияет на звон?
Дети: На звон влияет количество воды.
А сейчас в нашей «Академии чудес» - переменка. Предлагаю разминку.
Физкультминутка:
Руку правую вперёд, а потом её назад
А потом её вперёд и немного потрясём.
Руку левую вперёд, потом её назад
А потом её вперёд и немного потрясём.
Ногу правую вперёд, а потом её назад
А потом её вперёд и немного потрясём.
Ногу левую вперёд, а потом её назад
А потом её вперёд и немного потрясём.
Всем туловищем вперед,
Всем туловищем назад
Покрутись, повертись
И в исследователей превратись.
Я приглашаю вас к столам
Предлагаю отгадать загадку
Загадка:
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать,
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!
- Что это? (воздух)
Правильно, это воздух. Для чего нужен воздух? (чтобы дышать)
-Да, мы настолько привыкли к этому, что даже и не замечаем. Ну-ка давайте сначала вдохнем глубоко, а затем выдохнем.
-Что мы с вами вдохнули? (воздух)
-А теперь попробуйте не дышать. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание.
-Что вы почувствовали, когда не дышали? Вам было комфортно? (плохо)
-Какой вывод можно сделать?
- Воздух необходим для дыхания, человек без воздуха жить не может.
Опыт с водой и трубочкой.
-Для следующего опыта нам понадобится стакан с водой и трубочка. Опустите в стакан с водой трубочку и подуйте в нее.
-Что происходит? (выходят пузырьки)
-Как они появились?
-Вот наше открытие: воздух есть и внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит, но чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.
Ребята, а на этом опытном столе находится какой-то необыкновенный камень, который притягивает к себе все металлические предметы. Как вы думаете, что за волшебный камень? (Ответы детей).
Правильно, это магнит. У вас на столе есть магнит. Возьмите его в руку и внимательно рассмотрите. Какой он на ощупь? ( Ответы детей: холодный, твердый, тяжелый).
Всё ли притягивает магнит? У вас на столе лежат вперемешку предметы, разберите предметы таким образом: справа, положите все предметы, которые магнит притягивает, слева положите предметы, которые не реагируют на магнит. Как мы это проверим? (Ответы детей).
Что бы это проверить, надо провести магнитом над предметами. Приступаем!
Магниты – это кусочки железа, которые притягивают к себе некоторые предметы. Это явление называется - магнетизмом, а материалы магнетическими. Но не все предметы являются магнетическими, поэтому некоторые предметы мы не можем подцепить магнитом.
«Достань без помощи рук»
Действует ли магнит через другие материалы? (Ответы детей).
Ребята, а как достать скрепку без помощи рук? (Версии детей).
Давайте возьмём обычный стакан, опустим скрепку на дно. А затем надо вести магнит по внешней стороне стакана. (Дети выполняют)
Расскажите, что получилось? (Дети отвечают).
Что же двигало скрепку? (Дети отвечают)
Какой можно сделать вывод? (Дети отвечают)
Вывод: Магнитная сила проходит через пластик, стекло
«Противоположности притягиваются»
Магниты окутаны невидимым "облаком", называемым полем. Это "облако" состоит из очень маленьких частичек, находящихся в непрерывном движении, как рой мелких мошек. Если два магнита приблизить друг к другу, то - в зависимости от их взаимного расположения - эти частички-невидимки (двигаясь определённым образом) будут стараться либо подталкивать магниты друг к другу, либо наоборот, отталкивать. У любого магнита два полюса: южный и северный. Разные полюса притягиваются, а одинаковые – отталкиваются
Ребята возьмите в руки два магнита и попробуйте их соединить.
Дети берут два магнита, они притягиваются друг к другу.
Что произошло? Магниты со звонким стуком прилипли друг к другу,‚ потому что у них разные полюса.
А теперь поднесите магниты друг к другу одинаковыми полюсами. Что видим? Магниты «убегают» друг от друга.
А теперь ребята, я хочу пригласить вас в секретную лабораторию, где происходят удивительные превращения.
Опыт «Плавающее яйцо»
Нам понадобиться 2 стакана с водой, 2 яйца.
В стакан наливаем воду и опускаем яйцо. Ребята скажите,‚ что случилось с яйцом?
Ответы детей. А почему?
Делаем вывод: оно утонуло, так как тяжелое.
Ребята давайте возьмем другой стакан‚ нальем воду и добавим 2 столовые ложки соли‚ и опустим также яйцо. Что мы видим? Ответы детей. А почему? Ответы детей
Делаем вывод: видим, что яйцо плавает. Соленая вода имеет большую плотность, чем обычная вода из- под крана. Именно соль поднимает яйцо на поверхность.
А сейчас мы с вами проведем последний опыт в нашей лаборатории под названием «Подарок»
Для этого опыта нам понадобится соль, вода, стакан растительного масла, несколько пищевых красителей, большой прозрачный стакан.
Ребята я предлагаю взять стакан и наполовину наполнить его водой. Затем добавим в воду растительное масло. Посмотрите, масло плавает на поверхности, и не смешивается с водой. Почему? Ответы детей. Масло легче воды, поэтому оно плавает по поверхности, и оно не растворяется в воде. Давайте добавим цветную краску к смеси воды и масла. Марк подойти, и помоги, пожалуйста, мне. Возьми небольшую щепотку соли и добавь ее в стакан. Что мы видим? Цветные пузырьки поднимаются в слой масла. Давайте понаблюдаем за красивым эффектом, как цветные капельки воды поднимаются и снова спускаются в нижний слой. Что же происходит?
Вывод вместе с детьми: Масло легче воды, поэтому оно плавает по поверхности, но соль тяжелее масла, поэтому, когда мы добавили соль в стакан, масло вместе с солью начало опускаться на дно. Когда соль растворяется‚ она отпускает‚ частицы масла и те поднимаются на поверхность. А цветная краска помогла нам сделать опыт более интересным. Спасибо Марк за помощь.
-Ну вот, ребята, эксперименты в нашей «Академии Чудес» окончены. Вспомните все проведенные опыты, и нарисуйте то, что больше всего вам запомнилось и понравилось. Удачи!