Папки-передвижки

Конспект занятия по познавательному развитию старшей группы «Природные материалы: песок, глина, камень»

Бобровская Елизавета Сергеевна
Конспект занятия по познавательному развитию старшей группы «Природные материалы: песок, глина, камень»

Конспект по познавательному развитию старшей группы.

«Природные материалы : песок, глина, камень»

Составила и провела:

Воспитатель

Бобровская Елизавета Сергеевна

Д. Марковка.

Технологическая карта занятия.

ФИО: Бобровская Елизавета Сергеевна.

Приоритетная образовательная область: Познавательное развитие

Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию старшей группы „Природные материалы: песок, глина, камень“» размещена в разделах

Образовательные области в интеграции: «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «художественно – эстетическое развитие», «Математическое развитие».

Тема занятия : «Песок, глина, камень

Возрастная группа : Старшая группа (5-6 лет)

Должность: Воспитатель

Место работы: МКОУ «Галицкая ОШ» дошкольная группа

Цель занятия : Продолжение ознакомление дошкольников с почвами – землёй, песком, глиной и их свойствами с помощью проведения опытов.

Задачи занятия :

Обучающая: Продолжать формировать умения и навыки выявлять свойства песка, глины, земли знакомить с окружающим миром,

Развивающая : Продолжать развивать любознательность, внимательность, логическое мышление, умение выражать свои мысли, делать умозаключения,

Воспитательная: Воспитывать у детей игровое и речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

Словарная работа: Песчинки, сыпучесть, пластичность, твёрдость.

Планируемый результат занятия : дети ознакомились с песком, глиной и камнем, узнали их свойства, участвовали в беседе, отвечали на вопросы педагога, приняли активное участие в проведении опытов.

Подготовительная работа: Беседы о песке, глине, камне и их свойствах. Материалы и оборудование : песок, глина, разных размеров камешки пластиковые тарелки, ложки, стаканы, трубочки, салфетки, вода.

№ Этапы, продолжительность Задачи этапа Деятельность педагога Методы, формы, приёмы. Предполагаемая деятельность детей Планируемые результаты

1. Организационный – мотивационный этап Способствовать

Развитию интереса детей к предстоящей деятельности. Настроить детей на занятие. Устанавливает зрительный эмоциональный контакт, рассказывает о предстоящей деятельности. Словесный: загадывание загадок, вопросы детям, рассказ педагога о предстоящей деятельности. Отвечают на вопросы, отгадывают загадки. Проявляют интерес к предстоящей деятельности, внимательно слушают педагога, эмоционально настроены на занятие.

2. Основной этап Продолжать формировать умения и навыки выявлять свойства песка, глины, камня знакомить с окружающим миром. Продолжать развивать любознательность, внимательность, логичное мышление, умение выражать свои мысли, делать умозаключения. Воспитывать у детей игровое и речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми. Педагог вводит детей в проблемную ситуацию, озвучивает предстоящую деятельность, напоминает правила при проведении экспериментов. Словесный: педагог объясняет задания, рассказывает интересные факты

Практический: эксперименты- элементарные опыты. Проводят опыты, делают выводы и умозаключения. Дети проявили интерес к деятельности, провели опыты, придержались всех правил при проведении опытов, сделали умозаключения.

3. Заключительный этап Подведение итогов, анализ деятельности, формировать навыки самооценки детей. Анализировать занятие с детьми, проводит рефлексию. Словесный: задаёт детям вопросы. Отвечают на вопросы, высказывают своё мнение о проделанной деятельности, анализируют свои успехи и ошибки. Подведены итоги и проанализирована на занятии, проведён анализ полученных результатов

Ход занятия:

Организационно – мотивационный этап:

Воспитатель: Ребята, посмотрите я пришла не с пустыми руками, а с волшебной коробкой, чтобы узнать, что внутри вам нужно отгадать загадки. Готовы?

Из камней он появился,

Зё рнами на свет явился:

Желтый, красный, белый

Или светло серый.

То морской он, то – речной.

Отгадайте (песок)

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно!

Гончар для меня разведёт жаркое пламя.

Сухая, я твердой бываю как камень.

Размочат – как тесто податливой буду,

Могу превратиться в игрушку, в посуду,

Лечебными свойствами очень богата,

Меня отыскать вам поможет лопата.

Белая, красная и голубая

Узнали, ребята, кто я такая? (глина)

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно!

В сережках у мамы огнём он горит.

В пыли на дороге ненужный лежит.

Меняет он форму, меняет он цвет,

А в стройке годится на тысячу лет.

Тяжёлый, большой – одному не поднять,

А может быть лёгким - в ладошке лежать. (камень)

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, ребята, вы отгадали все загадки! Давайте посмотрим, что спрятано в этой волшебной коробке.

Воспитатель открывает коробку в ней ёмкость с песком, глиной, камнями.

Ребята всё это песок, глину, камень называют полезными ископаемыми. А кто находит эти полезные ископаемые?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно геологи! А кто такие геологи?

Ответы детей: Геологи – это люди, которые ищут в земле полезные ископаемые.

Основной этап:

Воспитатель: Ребята, так вот мы сегодня и будем исследовать песок, глину и камень. Итак, давайте начнём, посмотрите на своё рабочее место, тут расположены стакан с песком, ложка, стакан с водой, трубочка.

- Перед тем как начать нашу работу, давайте вспомним правила поведения:

Не пробовать то, с чем экспериментируете!

Не сыпать песок в глаза, делать опыты аккуратно!

Слушать внимательно воспитателя!

Работать дружно!

Мыть руки после экспериментирования!

- Свои исследования мы начнём с изучения песка. Рассмотрите его внимательно.

1 опыт:

Ход эксперимента:

Из чего состоит песок (из песчинок) Какого цвета? (светло-коричневый) Возьмите песок ложкой и насыпьте в тарелочку. Хорошо ли он сыпется? Что можно сказать о песке, если его можно сыпать? Он какой? (Сыпучий) А теперь возьмите трубочку и аккуратно подуйте на песок, что получилось?

Ответы детей.

Воспитатель: Песчинки передвигаются, потому что они лежат отдельно друг от друга. А что будет, если в песок налить немного воды? Как вы думаете? (ответы детей) Куда делась вода? (ответы детей)

Воспитатель: Можно так сказать, что песок впитал в себя воду и стал мокрым? Можно ли сказать, что мокрый песок сыпучий? (нет, сыпучий только сухой) Из какого песка легче построить что – то – из мокрого или сухого? (ответы детей).

Вывод: Ребята, что мы узнали о песке: песок состоит из множества маленьких песчинок, как правило, разных. Песок сухой и сыпучий, поэтому ветер легко может передвигать песчинки. Если его намочить, песчинки склеиваются, прилипают к рукам и друг к другу.

Воспитатель убирает песок, ставит на стол тарелку с глиной.

Опыт 2:

- Ребята, внимательно рассмотрите, что лежит у вас в тарелке. Как вы думаете, что это? (Ответы детей) Правильно, глина. Какого она цвета? Возьмите в руки, легко её мять? (ответы детей)

- Давайте нальём в тарелку с глиной немного воды и посмотрим, что получится. Куда делась вода? (Она плохо проходит сквозь глину) Как изменилась глина? (стала пластичной, мягкой из неё можно лепить). В заключение воспитатель делает вывод : глина состоит из множества маленьких частичек. Когда глина сухая, она крепкая, твердая, но если её намочить, она становится мягкой, пластичной.

Воспитатель: Какие вы молодцы! Предлагаю вам немного отдохнуть.

Физминутка.

Для начала мы с тобой

Крутим только головой. (вращение головой)

Корпусом вращаем тоже.

Это мы, конечно, сможем. (повороты вправо и влево)

А теперь мы приседаем.

Мы прекрасно понимаем –

Нужно ноги укреплять,

Раз-два-три-четыре-пять. (приседания)

Напоследок потянулись

Вверх и стороны. Прогнулись. (Потягивание вверх и в стороны)

Мы размяться все успели,

И на место снова сели. (дети садятся)

Воспитатель: Молодцы! А теперь перейдём к нашему следующему опыту.

Воспитатель убирает глину и ставит на стол камни.

Опыт3:

Рассмотрим, какие бывают камни. Найдите среди них самый большой. Теперь найдите самый маленький. Самый красивый (невзрачный).

Выложите камни в ряд от большого к маленькому, от шершавого до гладкого, от белого до самого тёмного. Выберите камушки, похожие на овал, круг, четырехугольник. С закрытыми глазами выбираем самый гладки (шершавый, самый круглый (неровный).

Рассмотрите самый круглый камень. Как вы думаете, этот камень всегда был таким круглым или у него были углы? Вода двигает морские и речные камушки. Они трутся о песок, друг о друга и острые углы постепенно исчезают, стираются, - так камушки становятся круглыми. Дети берут камушки в ладони, трясут их, ударяют друг о друга, слушают, как они стучат.

Потрогаем разные камушки. Холодные они или тёплые? Зажмите камушек в кулаке и подержите. Каким он стал? Почему? Значит, камушки могут нагреваться. Это можно увидеть на прогулке, когда камни на солнце нагреваются. Можно вспомнить каменный берег моря.

Что будет, если мы положим камешек в воду (предложения детей) Он утонет? Будет плавать? Бросим камушек в воду и понаблюдаем, что произойдёт. На воде образуются круги. Может ли камушек плавать? Опустим в миску ещё несколько камушков, потрогаем их в воде и вынем. Что изменилось? Какого цвета мокрые камни по сравнению с сухими? Какие камушки красивее?

Заключительный этап

Воспитатель; Ребята мы провели все опыты, узнали много о песке, глине, камнях. А знаете ли вы, где же применяются эти материалы? Где человек применяет песок? А глину? А камни? (ответы детей)

Мало кто знает, что соль – это тоже камень. Она находится под землёй и её добывают. Существуют в мире целые солевые горы.

Дети, скажите, что вам понравилось? Какой опыт особенно запомнился? Что нового вы сегодня узнали?

Воспитатель: А сейчас, я вам предлагаю использовать эти материалы в вашем творчестве. Слепить что-то из глины, нарисовать песком или сделать панно.

Публикации по теме:

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности во второй младшей группе «Песок и глина»Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности во второй младшей группе «Песок и глина» Медведева Ирина Ивановна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №5 «Ивушка», 2 младшая группа. Конспект НОД по познавательно –исследовательской.

Конспект ОД по познавательному развитию «Вода, песок, глина, камни на службе у человека» в старшей группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект ОД по познавательному.

Конспект ООД по познавательному развитию «Волшебная глина» Волшебная глина. Программное содержание: Расширить представления детей о многообразии предметов народного декоративно-прикладного искусства.

Конспект занятия по познавательному развитию «Собираем урожай» для детей старшей группы Цель: Уточнить представления детей об овощах. Учить составлять описательные рассказы об овощах. Задачи: Обучающие: - образование существительных.

Конспект занятия по познавательному развитию детей старшей группы «В мире зелёных великанов»Конспект занятия по познавательному развитию детей старшей группы «В мире зелёных великанов» Интеграция ОО: "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Физическое развитие". Задачи:.

Конспект занятия по познавательному развитию «Насекомые — муравьи», с детьми старшей группыКонспект занятия по познавательному развитию «Насекомые — муравьи», с детьми старшей группы Цель: создание условий для обогащения знаний детей о мире насекомых. Программные задачи: - Развивать познавательный интерес к окружающей.

Конспект занятия по познавательному развитию «Откуда пришла книга», с детьми старшей группыКонспект занятия по познавательному развитию «Откуда пришла книга», с детьми старшей группы Программные задачи: Познакомить детей с созданием книги, её строением. Познакомить детей с понятиями «обложка», «страницы», «иллюстрация».

Конспект занятия по познавательному развитию «Вот какой удивительный песок» в группе раннего возрастаКонспект занятия по познавательному развитию «Вот какой удивительный песок» в группе раннего возраста Конспект занятия по познавательному развитию «Вот какой удивительный песок» в группе раннего возраста. Автор Бойко М. В. Цель: способствовать.

Конспект занятия по познавательному развитию «Трудолюбивая пчёлка» с детьми старшей группыКонспект занятия по познавательному развитию «Трудолюбивая пчёлка» с детьми старшей группы 20 мая. Всемирный день пчёлПрограммные задачи: обогащать знания детей о насекомых, о пчёлах; активизировать словарный запас; учить детей.

Занятие по познавательному развитию в старшей группе «Волшебный камень — магнит»Занятие по познавательному развитию в старшей группе «Волшебный камень — магнит» Цель: развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментирование. Задачи: Образовательные: 1. Формировать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по познавательному развитию старшей группы «Природные материалы: песок, глина, камень»
Опубликовано: 9 мая 2023 в 12:58
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД