Конспект урока по предмету «Живопись» в 4 классе ДШИ «Натюрморт из бытовых предметов»

Роман Кузичев ru
Конспект урока по предмету «Живопись» в 4 классе ДШИ «Натюрморт из бытовых предметов»

Всякая вещь-живая. Надо только разбудить ее душу. "Сто лет одиночества" Габриэль Гарсия Маркес.

Цель: познакомить с жанром натюрморта и творчеством итальянского художника Д. Моранди.

Задачи: развивать умение размещать и строить на плоскости изображение предметов, формировать культуру штриха, применять знания по композиции натюрморта на практике.

Зрительный ряд: презентация "Натюрморт в живописи".

Материалы: бумага ф А3, пр. кар, ластик, гуашь, палитра, кисти.

План

1. Введение.

2 Краткая история жанра. Виды натюрмортов: аллегорический, бытовой, цветочный. Сюжетная линия в натюрморте. Натюрморт-картина. Исторические натюрморты Николая Смирнова.

4.Практическое задание: выполнить зарисовку натюрморта в стиле Джорджо Моранди.

Введение.

Ребята, мы сегодня познакомимся с творчеством итальянского художника Джорджо Моранди. Четыре года назад В ГМИИ им. А,С. Пушкина в Москве прошла выставка работ известного мастера натюрморта. Искусство Моранди представляет собой нечто новое, загадочное в истории живописи 20 века. Художественные критики говорят о «магическом реализме» художника (такой стиль в искусстве, который использует реализм в сочетании с некоторой аберрацией зрения художник при изображении повседневных сюжетов.)

Биография художника.

Д. Моранди родился в 1890г. и всю жизнь прожил в Болонье. В начале творчества художник испытывает влияние П. Сезанна и А. Руссо. В 1914-29 гг. преподает изобразительное искусство в начальных школах Болоньи. В 1918г. сближается с метафизической живописью Д. Кирико и К. Карра. В 1930-50 гг - профессор гравировального искусства в болонской академии. Лучшие свои работы Д. Моранди создает в 1940-50 гг. Это серии живописных натюрмортов, изображающих бытовые предметы.

Ключ к пониманию живописи Моранди кроется в искусстве Джотто, в натюрмортах Ф. Сурбарана, этюдах Ж. Б. Шардена. Образ жизни и мысли художника, практически никуда не выезжающего за пределы Болоньи, говорит о стремлении показать красоту простых форм, возможность постоянно находить ее в этой тихой, камерной жизни, предстающей за мнимой монотонностью в многообразии интимности оттенков настроений его живописи. Работы Моранди фигурируют в фильме Феллини «Сладкая жизнь».

Ребята, посмотрите на картины художника и скажите, как вы думаете, что необычного в этих с виду простых по исполнению полотнах?

Ответы: светлый тон, своеобразное тесное расположение предметов, фактура и манера письма художника.

Все это так, но для того чтобы лучше понять живопись Д. Моранди, который писал в основном натюрморты, надо немного рассказать об этом жанре изобразительного искусства.

1. Натюрморт (от фр. nature morte — «мёртвая природа») — изображение неодушевлённых предметов в изобразительном искусстве, в отличие от портретной, жанровой, исторической и пейзажной тематики.

Конспект урока по предмету «Живопись» в 4 классе ДШИ «Натюрморт из бытовых предметов»

Фото Кузичев Р. "Декоративный натюрморт" Вера М. 11лет, бум. ,гуашь.

Зарубежный натюрморт.

Исходную точку раннего натюрморта можно найти в XV—XVI веках, когда он рассматривался как часть исторической или жанровой композиции. Долгое время натюрморт сохранял связь с религиозной картиной, обрамляя цветочными гирляндами фигуры Богоматери и Христа, а также часто располагаясь на оборотной стороне алтарного образа (как в «Триптихе семейства Брак» Рогира ван дер Вейдена). Ранние натюрморты часто выполняли утилитарную функцию, например, в качестве украшения створок шкафа или для маскировки стенной ниши.

Натюрморт окончательно оформляется в качестве самостоятельного жанра живописи в творчестве голландских и фламандских художников XVII в. Предметы в натюрмортной живописи этого периода часто содержат скрытую аллегорию — либо быстротечности всего земного и неизбежности смерти (Ванитас, либо — в более широком смысле Страстей Христовых и Воскресения. Это значение передаётся посредством использования предметов — в большинстве случаев знакомых и встречающихся в каждодневной жизни, которые наделяются дополнительным символическим значением. Нидерландский натюрморт представлял собой уникальное культурное явление XVII века, оказавшее влияние на дальнейшее развитие всей европейской живописи. «Малые голландцы» отразили в своих работах мир предметов, живущих своей тихой, застывшей жизнью. Термин «застывшая жизнь» (голл. stilleven, нем. Stilleben, англ. still-life) стал употребляться для обозначения жанра в середине XVII века, поначалу в Нидерландах. (слайды с картинами Бальтазара и Хеды). До этого художники называли подобные картины,описывая сюжет: «Маленький завтрак», «Букет цветов»,

«Охотничий трофей», «Суета сует». Основной перевод указанного термина, встречающийся в литературе — «тихая, неподвижная жизнь».

Существовало несколько важных факторов, повлиявших на столь бурное развитие натюрмортной живописи. Во-первых, удивительный для небольшой страны уровень достижений в общественных науках, математике, физике и естествознании. Так, великолепные нидерландские географические карты и атласы славились во всей Европе, открытия учёного-зоолога Левенгука получили всемирную известность, нидерландские мореплаватели привозили из путешествий в экзотические страны разнообразные редкости, растения, посуду, интересные технологии изготовления вещей. Словно на витрине, расставлены перед зрителем кухонная утварь, цветы, фрукты, предметы быта — возможно, чтобы рассказать о благосостоянии родины, ведь эстетика натюрмортов была приятна и иностранцам, приобретавшим картины для украшения своего дома.

В эпоху барокко в конце 16 века в Италии работал мастер больших алтарных композиций Караваджо. Он создал очень натуралистичный и выразительный натюрморт «Корзина с фруктами» (слайд картины художника). Посмотрите, ребята, как художник скрупулезно выписывает листья и гроздья винограда, кажется, что от внимательного взгляда Караваджо не ускользает ни одна деталь. Художник смотрит на корзину немного снизу, он нарочито приподнимает предмет, придавая тем самым значительность. В живописном плане работа полна света и воздуха. В 16 веке так мог писать только Караваджо. Значение искусства художника огромно, а влияние его творчества на себе испытали известные мастера Рубенс, Рембрандт, Веласкес и др.

Одним из ведущих мастеров натюрморта был Жан Батист Симеон Шарден. Художник жил во Франции в 18 столетии и писал жанровые сцены с кухарками и бытовые натюрморты. Это был мастер гуманистического натюрморта, насколько было точно передано ощущение присутствия человека через изображение бытовых предметов и снеди.

фото Кузичева Р. "Натюрморт с самоваром" Екатерина С. 15 лет, ДВП, масло.

Самые известные картины художник написал в 55- летнем возрасте. Среди множества жанровых картин Шардена выделяется своей значительностью натюрморт с медным баком (слайд с картинами Шардена). Надо упомянуть, что во времена Шардена натюрморт и жанровая живопись являлись низшими в иерархии жанров, тем не менее художнику удалось добиться признание заслуг французской Академии художеств, а просветитель Д. Дидро восторгался колоритом картин художника в своих Салонах.

Физкультминутка на развитие координации.Задание :достать рукой поочередно с закрытыми глазами части головы, уши, нос сначала своей, а потом и соседа по парте.

В 19 в. импрессионисты и постимпрессионисты отказались от валерной живописи Шардена, заменив ее теорией разложения цвета и дополнительных цветов. Палитра художников становится светлее и разнообразнее, художники работают в основном на пленэре. (Слайд с цветочными натюрмортами французских художников Огюста Ренуара и Клод Моне). К. Моне писал,что благодаря цветам он и стал художником. Причем художник предпочитал писать мотив цветения в пейзаже и композициях с людьми, нежели срезанные цветы в вазе.

Более экспрессивными создает свои натюрморты голландский живописец Винсент Ван Гог. Невероятно одаренный художник – самоучка много и продуктивно работал в жанре пейзажа и натюрморта. Излюбленными мотивами были подсолнухи. Ван Гогу нравились крупные желтые и фактурные цветы, для него они олицетворяли само солнце. Экспрессия выражалась в раздельных динамичных мазках, фактуре, контрастных тонах. (слайд с картинами Ван Гога)

Русский натюрморт

Натюрморт как самостоятельный жанр живописи появился в России в начале XVIII века. Представление о нём первоначально было связано с изображением даров земли и моря, разнообразного мира вещей, окружающих человека. Вплоть до конца XIX века натюрморт, в отличие от портрета и исторической картины, рассматривался в качестве «низшего» жанра. Он существовал главным образом как учебная постановка и допускался лишь в ограниченном понимании,как живопись цветов и фруктов.

Взгляд на натюрморт, как на жанр,

фото Кузичева Р. "Медовый спас" Светлана Б. 14 лет бум. ,акв.

предоставляющий художнику обширное поле для экспериментов, утвердился после новаторских шагов, сделанных в этой области в конце XIX — в начале XX века Полем Сезанном, Одилоном Редоном, Полем Гогеном, Анри Матиссом.

Начало XX века ознаменовалось расцветом русской натюрмортной живописи, впервые обретшей равноправие среди прочих жанров.

(слайд с картинами К. Петрова-Водкина и Д. Штеренберга.)

Командная игра «Назови мужские и женские названия садовых и полевых цветов».Условия : участники каждой команды поочередно называют названия цветов, побеждает та команда, которая вспомнит больше названий.

Стремление художников расширить возможности изобразительного языка сопровождалось активными поисками в области цвета, формы, композиции. Все это особенно ярко проявилось в натюрморте. Обогащенный новыми темами, образами и художественными приемами, русский натюрмортразвивался необычайно стремительно: за полтора десятка лет он проходит путь от импрессионизма до абстрактного формотворчества.

фото Кузичева Р. "Комнатный цветок" Василиса К. 15 лет. бум,акв.

Натюрморт в творчестве художников объединения «Бубновый валет» (Слайд. Петр Кончаловский Сирень в корзине. Героическая. 1933г. Александр Куприн Натюрморт «Кактус и фрукты» 1918 г).

В 1930—1940-е годы это развитие приостановилось, но уже с середины 1950-х годов натюрморт переживает в советской живописи новый подъём и с этого времени окончательно и твердо встает вровень с другими жанрами (слайд Г. Коржев «Стакан молока»)

Исторический натюрморт

Художник Николай Смирнов (1938-2005) (Слайд «Пушкинские страницы», «Книги», «Бабушкины романсы») Окончил исторический факультет МГУ, работал в Музее изящных искусств им. А. С Пушкина на Волхонке

В жанре «обманки» Смирнов решил себя попробовать чуть ли не на пари – после посещения с друзьями подмосковной усадьбы Кусково с ее крупнейшей коллекцией живописных «обманок» из собрания графов Шереметевых и особенно под впечатлением замечательных работ обладавшего многими талантами статс-секретаря Екатерины II Григория Теплова (1717-1779)

Уже в конце 1970-х его работы стали появляться на московских выставках (Смирнов с 1977-го - член профсоюза художников-графиков на Малой Грузинской улице, и успех их был ошеломляющим. Коллекционеры едва ли не выстраивались в очередь за его картинами, что объяснялось, в частности, особенностью их написания – каждая картина требовала огромных затрат времени и труда. Художник писал за год не больше двух работ, а некоторые произведения создавались полтора-два года… Технический процесс «натюрмортов»схож с иконописным: их основу составляет дерево, на которое наклеивается холст, покрытый левкасом. Конечное изображение создается темперой посредством кропотливой проработки поверхности тонкими кисточками. "

Вопросы для закрепления.

Назовите виды натюрморта?Ответ: аллегорический, бытовой, исторический, цветочный.

Назовите имена художников?Ответ: В. Хеда, Караваджо, Ж. Шарден, К. Моне, Ван Гог, П. Кончаловский, К. Петров-Водкин, Н. Смирнов и др.

Практическая работа учащихся.

Ребята, сегодня вам предстоит выполнить рисунок натюрморта в красках в стиле итальянского художника 20 века Джорджо Моранди. Бытовые предметы на картинах художника (демонстрация слайдов с натюрмортами Моранди) просты по форме и цвету, однако,прежде чем браться за карандаш, я советую вам хорошенько проанализировать работы. Вспомните, как вы рисуете постановки с натуры.

Материалы: бум. А3, пр. кар, ластик, гуашь, кисти, палитра.

Удачной работы! На следующих занятиях, ребята, мы с вами продолжим говорить о натюрморте.

Статья проиллюстрирована рисунками учеников среднего и старшего школьного возраста «Художественного отделения» ДШИ им. А. И. Плотнова.

Литература:

Искусство. Книга для учителя. Часть 2. Москва «Просвещение».1988г. В. Лазарев Натюрморты Шардена

Журнал «Юный художник»№8, 2017г. Статья Е. Коротких о выставке Джорджо Моранди в ГМИИ им. А. С. Пушкина в Москве в 2017г.

Спасибо за внимание.

Публикации по теме:

Конспект урока математики в 1 классе «Уравнение» Технологическая карта урока математики Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: 22.01.2014 г. Класс 1А Тема. Уравнение. Тип.

Конспект урока по физической культуре «Гимнастика» в 3 классе Конспект урока по физической культуре для 3 класса (по ФГОС) Ф. И. О. педагога: Шипилова Татьяна Юрьевна Предмет: физическая культура Класс:.

Конспект урока по математике в 4 классе «Действия с многозначными числами». Тип урока-закрепление Цели: 1. Закрепить вычислительные навыки по теме «Действия с многозначными числами»; совершенствовать умения решать задачи, уравнения; продолжить.

Конспект урока по русскому языку «Ударение» во 2 классе Аннотация 1. Предмет: Русский язык 2. Класс: 2 класс 3. Тема урока: «Ударение» 4. Цель урока: создать условия для осмысления словообразующей.

Библиотека изображений:
  • Изучаем цвета
  • Дом, предметы быта
  • Предметы старины, утварь
Автор публикации:
Конспект урока по предмету «Живопись» в 4 классе ДШИ «Натюрморт из бытовых предметов»
Опубликовано: 4 марта 2021 в 12:20
+67Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 18.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
11 апреля. День березы

Белоствольной красавице, символу России, посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой интересных игр и занятий, чтобы рассказать детям про березу и увлечь интересным...

11 апреля. День оптических приборов на МААМ

В преддверии Дня космонавтики предлагаем поговорить с детьми об оптических приборах. Ведь самые мощные из них – телескопы – с давних пор помогают людям изучать звёздное небо, узнавать больше о звёздах,...

Фотоотчет о лепке из пластилина «Муравей» с детьми 5-го года жизни по теме «Насекомые»
Цель: формировать у детей умение лепить из пластилина муравья. Задачи: - продолжать учить детей средней группы лепить из пластилина шарики и столбики,...
Мастер-класс «Изготовление броши в стиле «Палех»
Мастер-класс «Изготовление броши в стиле Палех» Палех – народный художественный промысел России, возникший в селе Палех после революции 17 года, когда...
Выставка детских рисунков «Безопасность глазами детей»
Выставка детских рисунков «Безопасность глазами детей» Работы выполнялись детьми от 4- 6 лет. Руководители выставки педагоги Коробова Елена Борисовна и...