Евгения Скударнова
«Путешествие по зимнему лесу в поисках заячьего дома». Конспект НОД по развитию речи в старшей группе
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Путешествие по зимнему лесу в поисках заячьего дома»
Разработала: Скударнова Евгения Михайловна,
Приоритетная образовательная область: Речевое развитие
Интеграция с другими ОО: социально-коммуникативное, познавательное, художественно-эстетическое, физическое
Цель: Повышение качества речевого развития у детей
Задачи:
Образовательные:
Публикация «„Путешествие по зимнему лесу в поисках заячьего дома“, Конспект НОД по развитию речи в старшей группе» размещена в разделах
- Заяц. Конспекты по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты по развитию речи
- Зимний лес
- Зимний лес. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес, путешествие в лес. Конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
- Способствовать формированию умения правильно использовать в речи грамматические формы, умения согласовывать существительные с глаголами;
-учить составлять рассказ по мнемотаблице;
- обогащать лексику родственными словами;
- формировать звуковую культуру речи.
Развивающие :
- Активизировать словарь по теме «Зима»;
- развивать связную речь, общую и мелкую моторику;
- Способствовать развитию артикуляционного и голосового аппарата, речевого дыхания, слухового внимания.
Воспитательные:
- воспитывать умение внимательно слушать педагога и своих сверстников, выполнять поставленную задачу, выслушивать вопрос до конца и давать ответ полным предложением.
Предварительная работа:
беседы на тему «Зима», «Зимующие птицы», «Дикие животные зимой», д/и «Найди тень птицы», загадки на тему «Дикие животные», работа на интерактивной доске: игра «Четвёртый лишний», «Назови правильно», составление математических схем, работа с песком.
Оборудование: : ИКТ, заяц, корзина с морковкой, мнемотаблица на тему «Зима», ширма «Тактильные мешочки», еловая ветвь, кора дерева, мох, тропинка снежная, снежинки в кольцах для дыхательной гимнастики, картинки с изображением зимующих птиц, фланелеграф (дерево, контуры – птицы, конверт с заданиями для самостоятельной работы, карандаши простые, треугольники из пластика (2 компелекта, угощения в корзине, песок в ёмкостях, дорожка на листе бумаги в надувномбассейне.
Методы и приё мы: беседа, художественное слово, приём активизации самостоятельного мышления детей, игровые упражнения, наглядность, использование ИКТ.
Ход непосредственно образовательной деятельности
I Организационный момент
На столе сидит белый пушистый заяц
1. Воспитатель:
Плачет Зайка на поляне,
По своей тоскует маме.
За снежинкой он погнался,
Заблудился. потерялся.
Не найдёт теперь домой
Он тропы в глуши лесной.
Зайка (воспитатель обыгрывает голосом зайки) :
Не послушался я маму,
Заблудился. На поляне
Плачу я. Сам виноват.
Как вернуться мне назад!
Воспитатель: Здравствуй, зайка! Ребята, а может мы зайке поможем отыскать его маму и его дом?
Дети: да!
Воспитатель: Поможем зайцу найти дом! Тогда в путь! (проходят к столу, на столе корзина с морковью)
II Основная часть
Воспитатель: Ребята, путь далёкий! Давайте накормим бедного зайку. Каждый даст ему морковку и при этом скажет: КАКОЙ заяц!
Дети берут морковку и дают зайцу, при этом называют признак (белый, пушистый, длинноухий, маленький, грустный, мягкий, быстрый, красивый, добрый и т. д)
В: Почему заяц белый?
Ребенок: Заяц белый, потому что сейчас зима, а Зимой все зайцы белые. На белом снегу белый заяц мало заметен. Это маскировка от хищников.
Воспитатель: Да, наступила зима! А что вы можете рассказать о зиме? Давайте вспомним схему, она вам поможет!
Работа у доски со схемой.
Дети рассказывают о зиме по схеме
(солнце - зимой мало светит солнце, дни короче, снежинка – зимой много снега, узор – зимой бывают сильные морозы, ветер, шуба- в такое время года люди теплее одеваются: в тёплые куртки, шубы, санки- зимой можно кататься на лыжах, санках)
Воспитатель: Молодцы! Да, не просто нам зимой будет найти дом зайца
Первая подсказка в этой ширме.
Определите на ощупь одной рукой, что же внутри.
Работа с ширмой «Тактильные мешочки»
Воспитатель каждому ребенку говорит какой волшебный мешочек: в правом верхнем углу, в левом нижнем углу, в правом нижнем углу, в левом верхнем углу, голубой во втором ряду красный в верхнем ряду, зелёный в третьем ряду. Дети по–очереди, на ощупь определяют что в «волшебном мешочке» (еловая ветвь, шишка, сучок, рябина, кора, мох)
Воспитатель: Где можно всё это найти?
Дети: в лесу
Воспитатель: куда мы отправимся искать дом зайца?
Дети: отправимся в лес!
Воспитатель: Проходя по снежной тропинке, скажите, что может делать снег!
Двигаются по дорожке на полу
Дети: лежать, падать, кружиться, скрипеть, таять, блестеть…
Воспитатель: В лесу зимой снега особенно много. На чем же нам можно отправиться в лес?
Дети: на санках, на лыжах.
Воспитатель: отличная идея, давайте на лыжах!
Массаж биологически активных зон «Лыжи»
Мы на лыжах в лес идем,
Мы взбираемся на холм. (потереть ладошки друг о друга)
Палки нам идти помогут, (Растереть большим и указательным пальцами уши.)
Будет нам легка дорога. (Мягко провести ладошками по шее сверху вниз.)
Воспитатель: вот и в лес добрались!
Дети рассаживаются на стулья у интерактивной доски.
1слайд анимация «Зимний лес».
Воспитатель: Как красиво! Ребята, какой лес зимой?
Дети: Лес зимой сказочный, волшебный, белоснежный…
Воспитатель: Да, Такой лес завораживает!
Упражнение «Подбор существительного»
Воспитатель: Ребята, скажите что
Лежит (снег)
Кружатся (снежинки)
Метёт (метель)
Замерзает (вода, река)
Блестит (снег)
Воспитатель: Чтобы двигаться дальше, необходимо выполнить следующее задание.
2й слайд «Четвёртый лишний» ( изображены: снегирь, снеговик, Снегурочка, шишка)
Воспитатель: Определите какой звук первый в каждом слове и скажите что здесь лишнее
Дети: Шишка лишняя. Все остальные слова начинаются со звука «С».
Воспитатель: А что ещё общего в словах: снегирь, снеговик, Снегурочка?
Дети: В этих словах есть общее слово СНЕГ.
Проверяют правильность ответа, нажав на ответ на ИД
Воспитатель: Назовите ещё слова, в которых имеется звук «С»
Воспитатель: Какие вы умницы! Можно идти дальше.
Какие животные живут в лесу?
Дети: В лесу живут зайцы, волки, лисы, медведи
Воспитатель: как называют животных, которые живут в лесу, вдали от человека
Дети: дикие
Воспитатель: Посмотрите, какие-то следы
3й слайд: следы волка, следы кабана, следы медведя, следы зайца и правильные ответы – за сугробами животные
Игра «ЧЬИ ЭТО СЛЕДЫ?»
Дети определяют, проговаривают и проверяют, отодвигая на ИД сугроб. За сугробом правильный ответ.
Следы волка – волчьи
Следы кабана – кабаньи
Следы медведя – медвежьи
Следы зайца – заячьи
Воспитатель: По каким следам мы будем двигаться к дому зайца?
Дети: по заячьим
Воспитатель: Как радуется зайка, что и следы уже заячьи, значит дом близко.
Воспитатель:
Отгадайте загадку:
Он летает выше туч,
Он коварен и могуч.
А бывает, не приметен
Озорник, проказник. (Ветер)
Правильный ответ на ИД. Ветер зимой.
Воспитатель: Какой бывает ветер?
Дети: Ветер бывает сильный, слабый, холодный, злой, колючий, нежный, освежающий, северный, южный, теплый.
Воспитатель: Как можно узнать, дует ли на улице ветер?
Дети: Нужно посмотреть в окно: если веточки деревьев качаются, значит, ветер есть.
Воспитатель: А что умеет делать ветер?
Дети: Гудеть, свистеть, завывать освежать, дуть, кружить снег, поднимать метель, бурю, пургу, качать деревья.
Воспитатель: Сейчас мы побудим ветром.
Как ветер может завывать?
Дети: У-У-У
Воспитатель: Ребята, возьмите в руки снежинки.
(Дети берут снежинки, подвешенные внутри колечка.)
Упражнения со снежинками
Воспитатель: Снежинки кружат в воздухе. Дует лёгкий ветерок. На выдохе тихо произносим звук «У»
Вот хорошо как у вас получается.
Ветер усиливается.
Ветер поднялся очень сильный. Произносят звук «У» громче и протяжней
Воспитатель: Молодцы, ребята. Устали?
Дети отвечают.
В. :Давайте отдохнем!
Физминутка
Вдруг поднялся сильный ветер, Руки поднять вверх (Вращение туловищем вправо и влево)
Он деревья крутит, вертит Наклоны вправо влево
И среди ветвей шумит. Руки поочередно вверх-вниз
Снег летит, летит, летит. «Летают»
По опушке зайчик скачет, Прыжки
Словно белый мягкий мячик. «рисуют круг руками»
Раз прыжок и два прыжок –
Вот как прыгает дружок!
Воспитатель: Ребята, в лесу мы можем слышать звук ветра. А ещё какие звуки мы можем услышать в лесу?
Дети: звуки животных, хруст ветвей, голоса птиц.
Воспитатель: Да, птиц в лесу очень много. Как называются птицы, которые зимуют в наших краях?
Дети: Зимующие
Воспитатель: Каких зимующих птиц вы знаете?
Дети перечисляют
Давайте попробуем распознать голоса птиц
Упражнение «Распознай голос», работа на флонелеграфе
4 слайд: изображены кнопочки (поочерёдно воспроизводить, дети отгадывают)
1 кнопка – стучит дятел
воспитатель предлагает найти картинку с изображением дятла и соответствующий контур (тень) на дереве.
Воспитатель: Верно, это стучит дятел. А зачем дятел стучит своим клювом о кору деревьев?
Ребё нок: Дятел стучит по дереву клювом. Так он добывает себе из коры деревьев личинки и насекомых.
2 кнопка – синица
Находят соответствующий картинке контур
3 кнопка – сорока
Находят тень, соответствующую картинке с изображением птицы
Воспитатель: Ребята, вот кто нам поможет добраться к дому зайца. Сороки они всё знают. Посмотрите у сороки какое-то письмо!
Берём письмо с задание, читаем: Постарайтесь правильно выполнить задание, тогда найдёте что ищите!
Воспитатель: Давайте выполним задание от сороки
Достаём карточки на каждого ребёнка.
Самостоятельная работа:
На карточках изображены предметы, животные
Задание: *
• обведите картинки, в названии которых звук «С» находится в начале слова
• Соедините прямыми линиями обведённые предметы.
• Какая геометрическая фигура получилась?
5 слайд: изображена сорока, задание (копия карточки) и геометрические фигуры (треугольник, круг, многоугольник)
Ребёнок указывает правильный ответ.
Нажимая правильный ответ, осуществляется переход на слайд с изображением схемы: дом из шести равнобедренных треугольников
Воспитатель: Молодцы, ребята! Посмотрите – дом! Теперь необходимо из треугольников построить дом по схеме. Сколько всего треугольников в данной схеме? – посчитаем.
Упражнение «Посчитаем»
Дети считают: один треугольник, два треугольника и т. д
Воспитатель: сколько всего треугольников?
Ребё нок: Всего шесть треугольников!
Воспитатель: Теперь необходимо из треугольников построить дом по схеме.
Работа группой
Дети по схеме составляют дом из фигур (коллективно)
Совместно проверяем работу (сверяем по схеме) Если правильно – нажимаем на дом на ИД. Осуществляется переход на слайд с изображением семьи и дома зайца
Воспитатель: Вот мы и нашли дом, семью зайчика.
Звук включается на ИД, благодарность зайца:
От мамы убегать не буду
Вашу помощь не забуду
Вот нашлась моя семья!
Благодарен вам, друзья!
Воспитатель: примите угощения от мамы зайчихи в благодарность за помощь!
Воспитатель: Какие вы, ребята, молодцы! Из беды любого выручите!
Воспитатель: Но пора возвращаться. Какая скользкая дорожка на обратном пути.
Упражнение за столом «Посыпание дорожек песком»
Воспитатель: Что необходимо сделать, чтобы дорожка стала не скользкой?
Дети: посыпать песком
Дети посыпают песком дорожку пальчиками медленно, аккуратно и проговаривают слова:
Нам не страшен скользкий лёд
Вот дорожка, как каток
Ок-Ок-Ок
Сыплем - сыплем мы песок
III Заключительная часть
Воспитатель: Ребята, вы молодцы!
Где мы сегодня побывали?
Дети: в зимнем лесу
Воспитатель: понравилось путешествовать по зимнему лесу?
Воспитатель: Со всеми заданиями смогли справиться? (Что было сложным для вас, Самое интересное)
Воспитатель: Какое доброе дело мы сделали?
Дети: Помогли зайчику отыскать дом
Воспитатель: Приятно помогать кому-то?
Дети отвечают
Воспитатель: С вами не пропадёшь, вы молодцы! Спасибо вам, ребята, за вашу отзывчивость, доброту, находчивость!