Лучший педагог года

«Путешествие по зимнему лесу в поисках заячьего дома». Конспект НОД по развитию речи в старшей группе

Евгения Скударнова
«Путешествие по зимнему лесу в поисках заячьего дома». Конспект НОД по развитию речи в старшей группе

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Путешествие по зимнему лесу в поисках заячьего дома»

Разработала: Скударнова Евгения Михайловна,

Приоритетная образовательная область: Речевое развитие

Интеграция с другими ОО: социально-коммуникативное, познавательное, художественно-эстетическое, физическое

Цель: Повышение качества речевого развития у детей

Задачи:

Образовательные:

Публикация «„Путешествие по зимнему лесу в поисках заячьего дома“, Конспект НОД по развитию речи в старшей группе» размещена в разделах

- Способствовать формированию умения правильно использовать в речи грамматические формы, умения согласовывать существительные с глаголами;

-учить составлять рассказ по мнемотаблице;

- обогащать лексику родственными словами;

- формировать звуковую культуру речи.

Развивающие :

- Активизировать словарь по теме «Зима»;

- развивать связную речь, общую и мелкую моторику;

- Способствовать развитию артикуляционного и голосового аппарата, речевого дыхания, слухового внимания.

Воспитательные:

- воспитывать умение внимательно слушать педагога и своих сверстников, выполнять поставленную задачу, выслушивать вопрос до конца и давать ответ полным предложением.

Предварительная работа:

беседы на тему «Зима», «Зимующие птицы», «Дикие животные зимой», д/и «Найди тень птицы», загадки на тему «Дикие животные», работа на интерактивной доске: игра «Четвёртый лишний», «Назови правильно», составление математических схем, работа с песком.

Оборудование: : ИКТ, заяц, корзина с морковкой, мнемотаблица на тему «Зима», ширма «Тактильные мешочки», еловая ветвь, кора дерева, мох, тропинка снежная, снежинки в кольцах для дыхательной гимнастики, картинки с изображением зимующих птиц, фланелеграф (дерево, контуры – птицы, конверт с заданиями для самостоятельной работы, карандаши простые, треугольники из пластика (2 компелекта, угощения в корзине, песок в ёмкостях, дорожка на листе бумаги в надувномбассейне.

Методы и приё мы: беседа, художественное слово, приём активизации самостоятельного мышления детей, игровые упражнения, наглядность, использование ИКТ.

Ход непосредственно образовательной деятельности

I Организационный момент

На столе сидит белый пушистый заяц

1. Воспитатель:

Плачет Зайка на поляне,

По своей тоскует маме.

За снежинкой он погнался,

Заблудился. потерялся.

Не найдёт теперь домой

Он тропы в глуши лесной.

Зайка (воспитатель обыгрывает голосом зайки) :

Не послушался я маму,

Заблудился. На поляне

Плачу я. Сам виноват.

Как вернуться мне назад!

Воспитатель: Здравствуй, зайка! Ребята, а может мы зайке поможем отыскать его маму и его дом?

Дети: да!

Воспитатель: Поможем зайцу найти дом! Тогда в путь! (проходят к столу, на столе корзина с морковью)

II Основная часть

Воспитатель: Ребята, путь далёкий! Давайте накормим бедного зайку. Каждый даст ему морковку и при этом скажет: КАКОЙ заяц!

Дети берут морковку и дают зайцу, при этом называют признак (белый, пушистый, длинноухий, маленький, грустный, мягкий, быстрый, красивый, добрый и т. д)

В: Почему заяц белый?

Ребенок: Заяц белый, потому что сейчас зима, а Зимой все зайцы белые. На белом снегу белый заяц мало заметен. Это маскировка от хищников.

Воспитатель: Да, наступила зима! А что вы можете рассказать о зиме? Давайте вспомним схему, она вам поможет!

Работа у доски со схемой.

Дети рассказывают о зиме по схеме

(солнце - зимой мало светит солнце, дни короче, снежинка – зимой много снега, узор – зимой бывают сильные морозы, ветер, шуба- в такое время года люди теплее одеваются: в тёплые куртки, шубы, санки- зимой можно кататься на лыжах, санках)

Воспитатель: Молодцы! Да, не просто нам зимой будет найти дом зайца

Первая подсказка в этой ширме.

Определите на ощупь одной рукой, что же внутри.

Работа с ширмой «Тактильные мешочки»

Воспитатель каждому ребенку говорит какой волшебный мешочек: в правом верхнем углу, в левом нижнем углу, в правом нижнем углу, в левом верхнем углу, голубой во втором ряду красный в верхнем ряду, зелёный в третьем ряду. Дети по–очереди, на ощупь определяют что в «волшебном мешочке» (еловая ветвь, шишка, сучок, рябина, кора, мох)

Воспитатель: Где можно всё это найти?

Дети: в лесу

Воспитатель: куда мы отправимся искать дом зайца?

Дети: отправимся в лес!

Воспитатель: Проходя по снежной тропинке, скажите, что может делать снег!

Двигаются по дорожке на полу

Дети: лежать, падать, кружиться, скрипеть, таять, блестеть…

Воспитатель: В лесу зимой снега особенно много. На чем же нам можно отправиться в лес?

Дети: на санках, на лыжах.

Воспитатель: отличная идея, давайте на лыжах!

Массаж биологически активных зон «Лыжи»

Мы на лыжах в лес идем,

Мы взбираемся на холм. (потереть ладошки друг о друга)

Палки нам идти помогут, (Растереть большим и указательным пальцами уши.)

Будет нам легка дорога. (Мягко провести ладошками по шее сверху вниз.)

Воспитатель: вот и в лес добрались!

Дети рассаживаются на стулья у интерактивной доски.

1слайд анимация «Зимний лес».

Воспитатель: Как красиво! Ребята, какой лес зимой?

Дети: Лес зимой сказочный, волшебный, белоснежный…

Воспитатель: Да, Такой лес завораживает!

Упражнение «Подбор существительного»

Воспитатель: Ребята, скажите что

Лежит (снег)

Кружатся (снежинки)

Метёт (метель)

Замерзает (вода, река)

Блестит (снег)

Воспитатель: Чтобы двигаться дальше, необходимо выполнить следующее задание.

2й слайд «Четвёртый лишний» ( изображены: снегирь, снеговик, Снегурочка, шишка)

Воспитатель: Определите какой звук первый в каждом слове и скажите что здесь лишнее

Дети: Шишка лишняя. Все остальные слова начинаются со звука «С».

Воспитатель: А что ещё общего в словах: снегирь, снеговик, Снегурочка?

Дети: В этих словах есть общее слово СНЕГ.

Проверяют правильность ответа, нажав на ответ на ИД

Воспитатель: Назовите ещё слова, в которых имеется звук «С»

Воспитатель: Какие вы умницы! Можно идти дальше.

Какие животные живут в лесу?

Дети: В лесу живут зайцы, волки, лисы, медведи

Воспитатель: как называют животных, которые живут в лесу, вдали от человека

Дети: дикие

Воспитатель: Посмотрите, какие-то следы

3й слайд: следы волка, следы кабана, следы медведя, следы зайца и правильные ответы – за сугробами животные

Игра «ЧЬИ ЭТО СЛЕДЫ?»

Дети определяют, проговаривают и проверяют, отодвигая на ИД сугроб. За сугробом правильный ответ.

Следы волка – волчьи

Следы кабана – кабаньи

Следы медведя – медвежьи

Следы зайца – заячьи

Воспитатель: По каким следам мы будем двигаться к дому зайца?

Дети: по заячьим

Воспитатель: Как радуется зайка, что и следы уже заячьи, значит дом близко.

Воспитатель:

Отгадайте загадку:

Он летает выше туч,

Он коварен и могуч.

А бывает, не приметен

Озорник, проказник. (Ветер)

Правильный ответ на ИД. Ветер зимой.

Воспитатель: Какой бывает ветер?

Дети: Ветер бывает сильный, слабый, холодный, злой, колючий, нежный, освежающий, северный, южный, теплый.

Воспитатель: Как можно узнать, дует ли на улице ветер?

Дети: Нужно посмотреть в окно: если веточки деревьев качаются, значит, ветер есть.

Воспитатель: А что умеет делать ветер?

Дети: Гудеть, свистеть, завывать освежать, дуть, кружить снег, поднимать метель, бурю, пургу, качать деревья.

Воспитатель: Сейчас мы побудим ветром.

Как ветер может завывать?

Дети: У-У-У

Воспитатель: Ребята, возьмите в руки снежинки.

(Дети берут снежинки, подвешенные внутри колечка.)

Упражнения со снежинками

Воспитатель: Снежинки кружат в воздухе. Дует лёгкий ветерок. На выдохе тихо произносим звук «У»

Вот хорошо как у вас получается.

Ветер усиливается.

Ветер поднялся очень сильный. Произносят звук «У» громче и протяжней

Воспитатель: Молодцы, ребята. Устали?

Дети отвечают.

В. :Давайте отдохнем!

Физминутка

Вдруг поднялся сильный ветер, Руки поднять вверх (Вращение туловищем вправо и влево)

Он деревья крутит, вертит Наклоны вправо влево

И среди ветвей шумит. Руки поочередно вверх-вниз

Снег летит, летит, летит. «Летают»

По опушке зайчик скачет, Прыжки

Словно белый мягкий мячик. «рисуют круг руками»

Раз прыжок и два прыжок –

Вот как прыгает дружок!

Воспитатель: Ребята, в лесу мы можем слышать звук ветра. А ещё какие звуки мы можем услышать в лесу?

Дети: звуки животных, хруст ветвей, голоса птиц.

Воспитатель: Да, птиц в лесу очень много. Как называются птицы, которые зимуют в наших краях?

Дети: Зимующие

Воспитатель: Каких зимующих птиц вы знаете?

Дети перечисляют

Давайте попробуем распознать голоса птиц

Упражнение «Распознай голос», работа на флонелеграфе

4 слайд: изображены кнопочки (поочерёдно воспроизводить, дети отгадывают)

1 кнопка – стучит дятел

воспитатель предлагает найти картинку с изображением дятла и соответствующий контур (тень) на дереве.

Воспитатель: Верно, это стучит дятел. А зачем дятел стучит своим клювом о кору деревьев?

Ребё нок: Дятел стучит по дереву клювом. Так он добывает себе из коры деревьев личинки и насекомых.

2 кнопка – синица

Находят соответствующий картинке контур

3 кнопка – сорока

Находят тень, соответствующую картинке с изображением птицы

Воспитатель: Ребята, вот кто нам поможет добраться к дому зайца. Сороки они всё знают. Посмотрите у сороки какое-то письмо!

Берём письмо с задание, читаем: Постарайтесь правильно выполнить задание, тогда найдёте что ищите!

Воспитатель: Давайте выполним задание от сороки

Достаём карточки на каждого ребёнка.

Самостоятельная работа:

На карточках изображены предметы, животные

Задание: *

• обведите картинки, в названии которых звук «С» находится в начале слова

• Соедините прямыми линиями обведённые предметы.

• Какая геометрическая фигура получилась?

5 слайд: изображена сорока, задание (копия карточки) и геометрические фигуры (треугольник, круг, многоугольник)

Ребёнок указывает правильный ответ.

Нажимая правильный ответ, осуществляется переход на слайд с изображением схемы: дом из шести равнобедренных треугольников

Воспитатель: Молодцы, ребята! Посмотрите – дом! Теперь необходимо из треугольников построить дом по схеме. Сколько всего треугольников в данной схеме? – посчитаем.

Упражнение «Посчитаем»

Дети считают: один треугольник, два треугольника и т. д

Воспитатель: сколько всего треугольников?

Ребё нок: Всего шесть треугольников!

Воспитатель: Теперь необходимо из треугольников построить дом по схеме.

Работа группой

Дети по схеме составляют дом из фигур (коллективно)

Совместно проверяем работу (сверяем по схеме) Если правильно – нажимаем на дом на ИД. Осуществляется переход на слайд с изображением семьи и дома зайца

Воспитатель: Вот мы и нашли дом, семью зайчика.

Звук включается на ИД, благодарность зайца:

От мамы убегать не буду

Вашу помощь не забуду

Вот нашлась моя семья!

Благодарен вам, друзья!

Воспитатель: примите угощения от мамы зайчихи в благодарность за помощь!

Воспитатель: Какие вы, ребята, молодцы! Из беды любого выручите!

Воспитатель: Но пора возвращаться. Какая скользкая дорожка на обратном пути.

Упражнение за столом «Посыпание дорожек песком»

Воспитатель: Что необходимо сделать, чтобы дорожка стала не скользкой?

Дети: посыпать песком

Дети посыпают песком дорожку пальчиками медленно, аккуратно и проговаривают слова:

Нам не страшен скользкий лёд

Вот дорожка, как каток

Ок-Ок-Ок

Сыплем - сыплем мы песок

III Заключительная часть

Воспитатель: Ребята, вы молодцы!

Где мы сегодня побывали?

Дети: в зимнем лесу

Воспитатель: понравилось путешествовать по зимнему лесу?

Воспитатель: Со всеми заданиями смогли справиться? (Что было сложным для вас, Самое интересное)

Воспитатель: Какое доброе дело мы сделали?

Дети: Помогли зайчику отыскать дом

Воспитатель: Приятно помогать кому-то?

Дети отвечают

Воспитатель: С вами не пропадёшь, вы молодцы! Спасибо вам, ребята, за вашу отзывчивость, доброту, находчивость!

Публикации по теме:

Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Правильной речи»Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Правильной речи» «Путешествие в страну Правильной речи». Программное содержание: Образовательные: • Закреплять употребление в речи имён существительных.

Конспект НОД по речевому развитию для старшей группы «Путешествие «В поисках Колобка» с использованием мнемотаблицКонспект НОД по речевому развитию для старшей группы «Путешествие «В поисках Колобка» с использованием мнемотаблиц Тема: Путешествие «В поисках Колобка» с использованием мнемотаблицы. Цель: Создание социальной ситуации развития посредством познавательной.

Конспект НОД по развитию речи «Прогулка по весеннему лесу» в старшей группе Программные задачи: -Упражнять и закреплять представления детей об имениях, происходящих в природе весной. -Закрепить приметы весны, названия.

Конспект НОД по развитию речи «Путешествие по острову Вежливости» в старшей группе Цель: формирование культуры общения. Задачи: - Воспитывать культуру общения: умение приветливо разговаривать друг с другом, вежливо обращаться.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Путешествие по зимнему лесу в поисках заячьего дома». Конспект НОД по развитию речи в старшей группе
Опубликовано: 25 марта 2025 в 13:43
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Путешествие по зимнему лесу в поисках заячьего дома». Конспект НОД по развитию речи в старшей группе» (включая файлы) размещена пользователем Евгения Скударнова (УИ 200114) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД, Соглашаетесь на обработку данных