Ирина Мариловцева
Конспект по развитию речи в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
План-конспект по развитию речи в старшей группе «Заучивание стихотворения И. Сурикова – Вот моя деревня. Машины едут по улице»
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы.
Программные задачи:
• Познакомить с творчеством И. Сурикова;
• Развивать память;
• Учить детей передавать форму и взаимное расположение частей разных машин;
Публикация «Конспект по развитию речи в старшей группе» размещена в разделах
• Закреплять разнообразные приемы вырезывания по прямой, по кругу, приемы аккуратного наклеивания;
• Учить создавать коллективную композицию «Улица города»
• Развивать образное мышление, воображение.
Планируемые результаты:
• Выражает положительные эмоции (радости, восхищения) при прослушивании стихотворения И. Сурикова «Детство», заучивает небольшие отрывки из него;
• Интересуется изобразительной детской деятельности (аппликация «Дома на нашей улице»).
Материалы и оборудование: набор цветной бумаги; иллюстрации, изображающие транспорт; портрет И. Сурикова; цветная бумага, ножницы, клей, аппликативное панно «Дома на нашей улице»; иллюстрации-модели
Образовательные области: «Коммуникативно-личностное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Методические приемы:
I Вводная часть
1.1. Внесение портрета писателя и рассказ о его творчестве воспитателем
Ребята, посмотрите внимательно на портрет, на нем изображен Иван Захарович Суриков – это русский поэт-самоучка, т. е. он сам учился писать стихи. Он родился в деревне Новоселово Ярославской губернии в семье крестьянина. Грамоте его учили в Москве две старые сестры из семьи купца. Все его стихи связаны с традициями народа. Он очень любил писать стихи для детей, и очень любил родную природу. Вот видите ребята, какой замечательный русский поэт – Иван Захарович Суриков.
1.2. Пальчиковая гимнастика «Мартышки и книжки»
А сейчас я с вами проведу пальчиковую гимнастику, которая называется «Мартышки и книжки», приготовили руки и пальцы, и повторяем за мной:
Две проказницы мартышки (Выполнять движения,
Полистать любили книжки. соответствующие тексту)
Потрясти их, полизать
И как будто почитать.
Ловко принялись за дело (Показать руками «очки»)
И очки они надели.
К носу книжку поднесли, (Две ладошки приблизить к лицу)
Вдруг подальше отвели. (Ладошки отдалить от лица)
Ничего в очках не видно.
И мартышкам так обидно! (Вытираем щечки, «слезы»)
Молодцы, встряхнули руки.
II Основная часть
2.1. Сообщение цели
Ребята, сегодня на занятии мы с вами познакомимся со стихотворением Ивана Сурикова «Вот моя деревня»
2.2. Чтение стихотворения воспитателем
Сейчас я вам прочитаю это стихотворение, послушайте его внимательно
Вот моя деревня;
Вот мой дом родной;
Вот качусь я в санках
По горе крутой;
Вот свернулись санки,
И я на бок – хлоп!
Кубарем качуся
Под гору, в сугроб.
И друзья-мальчишки,
Стоя надо мной,
Весело хохочут
Над моей бедой.
Вот такое замечательное стихотворение написал Иван Захарович.
2.3. Беседа по содержанию стихотворения
Вот вы ребята послушали одно из стихотворений Ивана Сурикова, а теперь скажите
А) Вопросы к детям
Дети, как называется стихотворение? (Вот моя деревня)
А кто написал данное стихотворение? (Иван Захарович Суриков, хорошо! Давайте все вместе скажем, как зовут автора (Иван Захарович Суриков). Теперь Василиса скажи ты? (Иван Захарович Суриков, и ты Лена повтори имя автора (Иван Захарович Суриков). Молодцы!
Скажите ребята, как автор говорит о своей деревне? (С теплотой)
Дима скажи, как именно автор говорит о деревне (Вот моя деревня, вот мой дом родной). Хорошо.
А теперь скажите мне, пожалуйста, как автор говорит о друзьях мальчика? (И друзья-мальчишки, стоя надо мной, весело хохочут над моей бедой.). Очень хорошо.
Б) Словарная работа
В стихотворении встретилось выражение «Кубарем качуся», а вы знаете что такое «Кубарь»? (Нет). «Кубарь» ребята, это особый тяжелый волчок, который чем-то подгоняют. Давайте скажем все вместе слово «Кубарь» (Кубарь, хорошо, а теперь Дима (Кубарь). Отлично. Значит, выражение «Катится кубарем» - это перевертываться во время движения или падения.
В) Работа над выразительностью
Дети, а скажите, как вы думаете, как говорит автор – И. З. Суриков, о месте где он живет, с какой интонацией? (Ему нравится его дом, поэтому он говорит с заботой и любовью). Молодцы. Сейчас я вам, покажу как автор говорит о своем родном краю, а вы повторите, с выражением и любовью (Вот моя деревня, вот мой дом родной). Алиса, попробуй ты (Вот моя деревня, вот мой дом родной). Хорошо, а теперь Дмитрий попробуй ты (Вот моя деревня, вот мой дом родной)
2.4. Повторное чтение стихотворения с установкой на заучивание и показом иллюстраций-моделей
Ребята, сейчас я вам прочту стихотворение еще раз, но теперь вы должны слушать очень внимательно, потому что мы с вами его выучим, а чтобы легче было запомнить стихотворение я буду вам показывать иллюстрации. Итак, приготовились:
Вот моя деревня; (Модель)
Вот мой дом родной; (Модель)
Вот качусь я в санках (Модель)
По горе крутой;
Вот свернулись санки, (Модель)
И я на бок – хлоп!
Кубарем качуся
Под гору, в сугроб.
И друзья-мальчишки, (Модель)
Стоя надо мной,
Весело хохочут (Модель)
Над моей бедой.
2.5. Чтение стихотворения детьми по моделям
Ребята, давайте попробуем прочитать стихотворение по данным иллюстрациям
А) Чтение 2-3 детей по моделям
Б) Чтение стихотворения ребенком с хорошей памятью
2.6. Индивидуальная работа
Если у вас будут затруднения, то ребята, которые хорошо запомнили стихотворение, вам помогут, либо это сделаю я.
2.7. Процессуальная оценка
Маша, скажи тебе понравилось как рассказали ребята стихотворения? (Да, а почему тебе понравилось? (Потому что они читали стихотворение с выражением, и могли пользоваться картинкой, чтобы вспомнить, и это у них получилось). Даша, а скажи тебе понравилось, как читала стихотворение Василиса? (Да, она почти не подсматривала на картинки, а хорошо запомнила стихотворение, и рассказала его с выражением). Да, ребята, вы действительно очень хорошо, рассказали стихотворение.
III Заключительная часть
3.1. Продуктивная деятельность детей – аппликация «Машины едут по улице»
Ребята, мы с вами на одном из занятий сделали общую аппликацию «Дома на нашей улице», а теперь скажите, чего еще не хватает на улице? (Машин). Верно, я предлагаю вам вырезать машины. И наклеить их на дороги. Вот вы и справились, молодцы!
3.2. Рефлексия
Ребята, скажите, пожалуйста, какое стихотворение мы с вами учили? (Вот моя деревня). Верно.
Кто написал это стихотворение? (Иван Захарович Суриков). Замечательно.
Какое новое слово мы с вами узнали? (Кубарь)
А что оно обозначает? (Вертеться как волчок) Отлично!
Какую мы сегодня аппликацию сделали? (Машины едут по улице)
Все верно, вы очень хорошо поработали сегодня на занятии, и я думаю, вы обязательно расскажете своим родителям, что нового вы узнали на занятии.