Юлия Скляр
Конспект по речевому развитию в подготовительной к школе группе «В царстве Наказанной царевны»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД в подготовительной к школе группе.
Тема: «В царстве Наказанной царевны».
Приоритетная образовательная область: речевое развитие.
Интеграция с другими образовательными областями: познавательное развитие, физическое развитие.
Форма организации НОД: Совместная деятельность педагога с детьми.
Публикация «Конспект по речевому развитию в подготовительной к школе группе „В царстве Наказанной царевны“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Наказание и поощрение детей
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2018
Задачи: Содействовать возникновению стремления участвовать в творческой деятельности; учить детей самовыражаться в творчестве, разыгрывая несложные представления по знакомым литературным сюжетам; закрепить умение использовать в своем творчестве выразительные средства: интонацию, мимику, жесты; воспитывать у детей артистические качества.
Индивидуальная работа: Тимофеем Х., Ариной Л. учить детей самовыражаться в творчестве.
Методы и приемы:
Наглядный, словесный, игровой.
Оборудование материал:
Театральные куклы, ширма, декорации деревьев.
Предварительная работа:
Беседы о русских народных сказках. Чтение народной сказки «Наказанная царевна».
Действующие лица: разучивание ролей.
Ульяна Т. - сказочница; Саша Ш. – царь; Юля К. - царевна; Ваня Б. - Иванушка; Даша И. служанка; Катя А. - бабушка- старушка;
Планируемый результат: Уметь разыгрывать театральные представления по знакомым литературным сюжетам.
Ход НОД:
Мотивация:
Воспитатель читает стихотворение «Театр кукол» (Соколова Н. В.)
У нас сегодня с мамой
Культурная программа.
Давай мне, мама, руку,
Пойдем в театр кукол!
Что я большой - я знаю,
Но кукол обожаю
Смотрю и не могу понять,
Как куклой можно управлять?
Взял рукавичку и надел
И вот уж Петушок запел,
А поменял ты рукавичку
И превратился он в Лисичку!
Но знаю я наверняка -
Актера трудится рука,
И кукла оживает,
Поет, переживает
Волшебно это превращенье!
И мама смотрит с восхищеньем.
А мы в театр еще пойдем,
И папу мы с собой возьмем!
Театр – это прежде всего праздник. Любой спектакль, постановка приносит радость, пробуждает любовь к жизни, поднимает настроение. Главная фигура в театре актер. Актер должен четко, громко произносить слова героя, красиво двигаться по сцене, жестикулировать, проявлять эмоции.
Ребята, сегодня мы с вами будем маленькими артистами.
Скажите мне, пожалуйста:
Кто главный герой в театре? (актер)
Дети: (Ответы детей).
Воспитатель: - Каким должен быть актер? (громко говорит, красиво двигается, эмоционален)
Дети: (Ответы детей).
Воспитатель: - Какими бывают эмоции? (положительными и отрицательными)
Дети: (Ответы детей).
Воспитатель: - При помощи чего передаются эмоции? (мимики и жестов)
Дети: (Ответы детей).
Воспитатель: - Сейчас мы с вами это ощутим на себе, будем учиться передавать выражением лица и движениями тела, то, что мы чувствуем. Ведь эти умения помогают нам лучше передавать образы наших героев, когда мы инсценируем сказку.
Разминочка - игра «Передавалки».
Будьте внимательны и четко выполняйте мои задания. Правила этой игры, вы должны передавать друг другу импровизацию эмоций молча, выражая глазами, лицом, губами, плечами, руками в целом это всё называется мимикой и жестами.
1. Передай улыбку соседу (по кругу);
2. Передай «сердилку» (сердитое выражение лица);
3. Передай «испуг»;
4. Передай «страшилку».
Основная часть:
Сказочница:
«В некотором царстве, в некотором государстве,
А именно в том, в котором мы живем.
Было это в Невстве, в королевстве
На ровном месте.
Это не сказка, а только присказка
От Брянска до Витебска,
А сказку буду говорить завтра после обеда, поевши мяса и хлеба,
Так вот, жил в том царстве царь и была у него дочка”
Говорит она раз отцу:
Появляются герои царь с дочкой
Царевна : - Прикажи, батюшка, кликнуть клич: пусть к нам едут со всех сторон молодцы. Они будут загадки загадывать, а я буду отгадывать. Чьи загадки отгадаю, тому голову рубить. Чьи не отгадаю, за того пойду замуж! Автор: - Согласился царь. Кликнули клич. Съехались со всех сторон молодцы, каждый со своими загадками. Начнёт какой из них загадывать загадку, а царевна не дослушает и кричит:
Царевна : - Знаю, знаю!
Автор: - И сейчас же отгадку скажет.
А жил в том царстве-государстве старик. У него было три сына.
Появляется старик с сыновьями
Младшего Иванушкой звали. Вот Иванушка услыхал, что царевна даром людей губит, и говорит отцу:
Иванушка: - Отпусти меня, батюшка, я пойду к царевне загадку загадывать.
Старик: - Куда тебе, дурачок! Вон братья и поумнее тебя, да и то не идут. Сиди уж лучше дома: голова-то целее будет!
Иванушка: - Что мне братья! У них свой разум, у меня свой. Благословляй в путь-дорогу!
Автор: - Нечего делать, отпустил старик Иванушку.
Сел Иванушка на старую клячу-водовозку и поехал.
Долго ли коротко ехал Иван, всякого чуда повидал на своем пути.
Приехал к царскому дворцу и говорит :
Иванушка: - Ведите меня к вашей царевне! Буду ей загадки загадывать!
Автор: - Его привели. Загадал он первую загадку:
Иванушка: - Ехал я к вам и вижу - возле дороги добро, а в добре добро бродит. Я взял добро да добром-то добро из добра и выгнал. Какая ваша отгадка будет?
Автор: - Царевна думала-думала - никак отгадать не может. Говорит царевна отцу :
Царевна : - Пусть он мне ещё какую другую загадку загадает - я разом обе разгадаю!
Автор: - Загадал Иванушка и вторую загадку:
Иванушка: - Ехал я к вам, вижу на дороге зло. Взял я зло да злом зло и ударил. Зло от зла смерть приняло. Какая ваша отгадка будет?
Автор: - Царевна опять схватила книжку. Искала-искала в ней отгадку - не могла найти! Пустилась она тогда на хитрость.
Царевна : - Пусть, он и третью загадывает: мне что одну, что три разгадывать!
Иванушка: - Поехал я дальше, и застигла меня в пути тёмная ночь. Остановился я ночевать. Лёг спать не на небе, не на земле, не в избе, не на улице, не в лесу, не в поле. Утром проснулся, умылся не росой, не водой; утёрся не тканым, не вязаным. Какая ваша отгадка будет?
Автор: - Царевна уж и за книжку свою не хватается: знает, что не найти в ней отгадки. Говорит она царю:
Царевна : - Ох, батюшка! У меня сегодня головушка болит, мысли помешались. Я завтра отгадаю. А сама думает "Неужели, придётся за мужика – лопотника замуж выходить?
Автор: - Выбрала царевна верную служанку и подсылает её к Иванушке.
Царевна : - Поди, выведай у него отгадки. Обещай ему и золота и серебра, чего угодно! Ничего не жалей!
Появляется служанка
Автор: - Пришла служанка к Иванушке. Стала выспрашивать, выведывать, сама ему и золота и серебра обещает.
Иванушка: - На что мне ваше золото, серебро? Не затем я сюда ехал.
Автор: - Вернулась служанка к царевне ни с чем.
Служанка: - Так и так, - говорит, - не берёт он золото, серебро, требует, чтобы ты загадки отгадала.
Воспитатель: - Ребята давайте немного с вами разомнемся
Физминутка.
Сказка даст нам отдохнуть.
Отдохнем – и снова в путь!
Нам советует Мальвина:
– Станет талия осиной,
Если будем наклоняться
Влево – вправо десять раз.
Вот Дюймовочки слова:
– Чтоб была спина пряма,
Поднимайтесь на носочки,
Словно тянетесь к цветочкам.
Раз, два, три, четыре, пять,
Повторите-ка опять:
Раз, два, три, четыре, пять.
Красной Шапочки совет:
– Если будешь прыгать, бегать,
Проживешь ты много лет.
Раз, два, три, четыре, пять.
Повторите-ка опять:
Раз, два, три, четыре, пять.
Дала нам сказка отдохнуть!
Отдохнули?
Снова в путь! (Дети повторяют описываемые движения.)
Автор: - Рассердилась царевна, и пошла на хитрость. Пригласила царевна Иванушку к себе в горницу побеседовать, пряниками да винами сладкими угостить. Иванушка пришёл. Усадила его царевна за стол, стала потчевать. А сама незаметно ему в чарку сонного зелья подсыпала. Выпил Иванушка и крепко заснул. Тут царевна позвала свою верную служанку, одарила её богатыми подарками и велела увезти Иванушку подальше и бросить в топкое болото, чтобы ни слуху ни духу его больше не было! Очнулся Иванушка, начал бродить по лесу, и захотелось ему есть. Смотрит - стоит на лесной полянке яблоня. Сорвал Иванушка яблоко, съел, и в тот же миг выросли у него на голове рога - большие да тяжёлые, голову к земле клонят.
Иванушка: - "Вот, - думает, - беда! Если я теперь на поле выйду, так меня и скотина будет бояться, не только народ.
Автор:- Пошёл Иванушка по лесу, рогами за деревья цепляется.
Долго ли, мало ли шёл - увидел другую яблоню. Яблоки на ней висят невиданные: сквозь кожицу семечки видно. Остановился он возле этой яблони и думает:
Иванушка: - "Э, что будет, то и будет! Съем-ка яблочко!"
Автор:- Сорвал он яблочко, съел, и в ту же минуту пропали у него рога, а сам он молодцом да красавцем стал, лучше прежнего.
Иванушка: - Проучу я эту царевну.
Автор: - Нарвал он яблок с обеих яблонь - и рогастых и лечебных - и пошёл в город. Пошёл он к царскому дворцу, и давай громко покрикивать:
Иванушка: - Яблоки сладки! Яблоки вкусны! Яблоки румяны! Кому сладкие яблочки! Кому сладкие яблочки!
Автор:- Услышала царевна, посылает свою служанку разузнать про яблоки, и кто продает. Угостил яблочком Иванушка служанку. Съела служанка это яблочко и такой красавицей стала, что даже царевна не узнала её, когда она во дворец вернулась.
Царевна : - Да ты ли это! Была ты чернявая да рябая, а теперь лучше меня стала! Как это случилось?
Служанка: - Я самая! От яблочка такой сделалась!
Автор: - Царевна послала служанку, купить яблок и принести их царевне. Царевна выбрала самое румяное, и сейчас же съела его. И только съела - выросли у неё рога до потолка, большие да тяжёлые.
Забегали тут все, заохали, а поделать ничего не могут.
Царевна : - Ох, теперь мне ни на люди показаться, ни замуж выйти.
Автор:- Созвали лекарей. Принялись лекари парить да пилить рога - ничего не могут поделать. А Иванушка тем временем привязал бороду, нарядился лекарем, обвешался весь пузырьками да травами, взял в руки три прута и пошёл ко дворцу.
Автор:- Услышала это царевна и говорит своим служанкам:
Царевна : - Ох, зовите скорее этого лекаря! Может, он меня от рогов избавит!
Иванушка: - Кто тут у вас болен?
Царь: - Ты, видно, не нашего царства, - говорит царь, - коли не знаешь, что у нас случилось. Выросли у моей дочки рога до самого потолка. Если вылечишь её - награжу тебя и выдам царевну за тебя замуж, а как состарюсь, поставлю тебя на своё царское место.
Автор: - Привели его к царевне. Посмотрел на неё Иванушка и говорит:
Иванушка: - У неё ветряная болезнь: злым ветром надуло! Прикажите хорошенько вытопить баню и отвести туда царевну, там я её лечить буду. Отпарю ей рога.
Автор: - Привезли к бане, вывели. Отослал Иванушка всех слуг прочь, схватил царевну за рога и давай её выспрашивать.
Иванушка: - За какие плохие дела у тебя эти рога выросли? Повинись: не обижала ли кого, не обманывала ли?
Царевна : - Виновата, батюшка лекарь! Велела я одного мужика в болото топкое бросить! Только разве это можно за грех считать? Ведь это простой мужик.
Автор: - Снял Иванушка бороду и спрашивает:
Иванушка: - Смотри, не тот ли я мужик?
Автор:- Глянула на него царевна, да как закричит:
Царевна : - Слуги! Солдаты! Стража! Схватите его! В тюрьму тащите!
Автор: - Видит царевна - не бегут к ней на помощь. По-другому заговорила.
Царевна : - Ох, - говорит, - простите меня, Иванушка! Избавь меня от рогов этих! Выйду за тебя замуж! Любить буду! Сам царём станешь!
Иванушка: - Ну, нет, не нужна ты мне, - отвечает Иванушка. - За твой обман да злодейства будешь ты эти рога всегда носить!
Автор: - Сказал да ушёл. Только его и видели.
Все герои выходят и кланяются зрителям.
Рефлексия:
- О чем эта сказка?
- Присутствуют ли в сказке отрицательные герои?
- Назовите их, почему они отрицательные герои?
- Какие чувства вы испытывали при просмотре сказки?