Медведева Мария
Конспект поисково–познавательной деятельности в средней группе «Освобождение золотой рыбки»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект поисково– познавательной деятельности в средней группе «Освобождение золотой рыбки»
Программное содержание:
Познавательное развитие :
• Сформировать у детей представление о переходе воды из жидкого состояния в твердое, свойствах и признаках льда (холодный, твердый, гладкий; в тепле тает, превращаясь в воду);
• Развивать познавательно-исследовательскую активность детей, навыки анализа, сравнения;
Речевое развитие:
Публикация «Конспект поисково–познавательной деятельности в средней группе „Освобождение золотой рыбки“» размещена в разделах
- Дни воинской славы, Дни освобождения городов
- Золотая рыбка. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Рыбы, рыбки. Конспекты занятий
- Средняя группа
- «Сказка о рыбаке и рыбке», Золотая рыбка
- Темочки
• Обогащение словаря словами: прозрачный, скользкий, твердый, холодный, хрупкий, мокрый;
• Упражнять в умении высказывать предположения, делать выводы.
Материал:
- 2 таза с водой: холодной и теплой;
- формочки для льда, поднос, пластиковые тарелки (по количеству детей);
- игрушечная рыбка;
- ноутбук.
Ход:
(Раздается мелодичный звук)
- Что такое? А-а, это письмо к нам на компьютер пришло. Интересно, кто нам пишет? Смотрите Золотая рыбка, а рядом письмо. Непростое, звуковое. Хотите послушать?
Звуковое письмо:
- Здравствуйте, ребята. У нас случилась беда. Снежная королева рассердилась и заморозила наше сказочное государство. А я попала в ледяной плен. Только вы сможете нам помочь. Узнайте, какой он лед, отгадайте все загадки и колдовство исчезнет. Ждем вашей помощи.
- Ребята, что делать будем). Что мы должны сделать для этого? Как же нам это сделать? (провести опыты со льдом). Где же мы его возьмем сейчас? Ребята, я вспомнила, а что мы с вами вчера делали. Мы с вами налили воду в формочки и поставили их на улицу, на мороз, чтобы получились льдинки для участка. Давайте, проверим, что у нас получилось. Вот Мария Ивановна нам их принесла (помощник с балкона приносит поднос с формочками, педагог приглашает детей за стол - стол накрыт клеенкой, педагог выдавливает льдинки на поднос).
- Ребята, во что вода превратилась? (в лед) Значит, лед это что? (вода, которая замерзла)
Давайте его изучать. Возьмите по льдинке, положите себе на тарелочку.
Опыт 1. "Какой на ощупь?"
-Рассмотрите, потрогайте его. Какой он на ощупь? Что чувствуют ваши пальчики? (холодный, мокрый, гладкий). Ребята, а на улице лед тоже мокрый? Почему же в комнате он стал мокрым? (тепло и он тает). Во что превращается лед? (в воду).
Опыт 2. "Определение цвета и прозрачности"
- А что вы можете сказать о его цвете? (бесцветный). А давайте возьмем красный картон и положим на него льдинку. Видно через лед красный цвет? Значит лед какой? (прозрачный).Возьмите льдинки и попробуйте посмотреть через него друг на друга, получается? Видно что-нибудь? (немного видно).
- Так какой у нас лед- цветной или бесцветный? (бесцветный) А еще какой? (прозрачный). Отлично, как много мы узнали.
Опыт 3 "Определение твердости и хрупкости"
- А давайте теперь возьмем кусочек льда и постучим им. Какой он? Ребята, он мягкий? (нет) А какой? (твердый). Попробуйте уронить его, только не высоко. Что произошло? А если его с большой высоты уронить или молотком по нему ударить, что произойдет? (разобьется). Разобьется как стекло. Почему? Потому что он какой? Он прочный? (непрочный). А по-другому можно сказать - хрупкий. Это значит непрочный. Давайте повторим все вместе - хрупкий. Мы узнали с вами новое слово.
Опыт 4 "Лед в воде"
- А давайте посмотрим, что лед будет делать в воде. Утонет он или нет - как вы думаете? Давайте бросим наши льдинки в таз с водой. Что вы видите, расскажите? (лед плавает). А что теплее - лед или вода? А как вы думаете, что будет, если мы его оставим в воде? (он растает). А в какой воде он быстрее растает в холодной или теплой? (в теплой).
- Ну что же, мне кажется, мы все-все про лед узнали. Пора бы колдовству Снежной королевы пропадать и сказочному царству оттаивать. Ребята, мне кажется, я что-то слышу. Подождите-ка (воспитатель из-за двери в спальню достает замороженную рыбку).
- Идите скорее сюда. Кто это? (золотая рыбка). Она действительно в ледяном плену. Вот и загадка для нас. Надо придумать, как золотую рыбку спасти как можно быстрее (дети высказывают предположения - наводящими вопросами подвести к озвучиванию разных вариантов - в ходе обсуждения вывести к принятию одного решения).
- можно погреть в руках, они теплые, лед и растает (руки сильно замерзнут)
- можно отогреть в варежках (варежки намокнут, не успеют высохнуть до прогулки)
- можно положить на батарею (растает - потечет все - будет лужа)
- на батарею в тарелочке (неудобно стоять, вдруг упадет)
- разбить лед молотком (поранишь рыбку)
- можно отковырнуть ножом (можно пораниться)
- можно просто оставить в стакане в группе (долго ждать)
- можно положить в теплую воду
- Значит, на чем останавливаемся? (воспитатель сильно теплую воду из чайника наливает и дети запускают туда рыбку).
- Ребята, пока рыбка оттаивает, и чтобы уже точно колдовство Снежной королевы пропало, давайте вспомним все, что мы узнали про лед и составим карточку-подсказку.
Пойдемте к ноутбуку. Он нам поможет. Смотрите, появились два знака надо выбрать и нажать мышкой тот, который рассказывает о льде.
1. Как вы думаете, о чем говорят эти знаки? (горячий и холодный). Лед какой? Саша выбери ответ ребят. Ребята, правильно вы выбрали знак, он встал наверх на свое место.
2. И появилось новое задание, что это за знаки? (гладкий и шершавый). Нам какой нужен? (гладкий). Петя нажми, проверь.
3. Снова два знака (цветной и бесцветный). Лед какой? Ваня проверь ответ ребят.
4. Эти знаки о чем говорят? (прочный и непрочный, хрупкий и прочный). Правильный знак какой? Маша нажми на него. Правильно знак встал на место.
5. Последняя пара картинок. Кто их назовет? (плавает в воде - не плавает в воде). Вспомните, что лед сделал? Катя выбери нужный знак.
- Вы отлично справились и у нас получилась карточка-подсказка о свойствах льда. Будем ей пользоваться потом.
(каждый раз на экране появляется два знака, дети осуществляют выбор нажатием на один; правильный выбор - картинка переносится в левый верхний угол, остальные выстраиваются за ней, неправильный выбор - картинка зачеркивается; в результате - линейный алгоритм свойств льда).
- А хотите посмотреть мультфильм? Но непростой, а мультфильм-загадку от Смешариков. (детей посадить)
Просмотр мультфильма из серии "Смешарики. Азбука безопасности" - "На тонком льду".
- Ребята, какой свойство льда показано в мультфильме, какое свойство льда так подвело Нюшу? (непрочность, хрупкость) Почему вы так думаете?
- Давайте проверим ваш ответ. Петя нажми на картинку в нашей карточке-подсказке, которая говорит, что лед хрупкий. Если это правильный ответ - то вы увидите продолжение мультфильма.
Просмотр мультфильма.
- Вот так ребята. Лед, оказывается, может быть опасным. Не забывайте совет Бараша. Только на катке катайтесь.
- А теперь пришла пора посмотреть, что с нашей золотой рыбкой (дети достают рыбку). Что с ней? (высказывания детей). Ребята, какие мы молодцы - узналикакой лед, отгадали загадки, составили карточку-подсказку, спасли сказочное государство и Золотую рыбку. А вам понравилась наша игра-путешествие?