Папки-передвижки

Конспект познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Такой разный песок»

Артемьева Татьяна
Конспект познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Такой разный песок»

Цель: познакомить детей со свойствами песка через опытно-исследовательскую деятельность.

Задачи:

Образовательные:

- систематизировать знания детей о песке и его свойствах;

- формирование умения осуществлять осознанную деятельность (Как это сделать, Что я знаю? Что сделано);

Развивающие:

- развивать память, логическое мышление, внимание, речь и мелкую моторику;

- развивать навыки опытно-экспериментальной деятельности с использование схем;

Воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к природе;

Публикация «Конспект познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста „Такой разный песок“» размещена в разделах

- воспитывать чувства ответственности и работы сообща.

Оборудование: демонстрационный воздушный шар, стилизованный под профессора, корзинка, коробочка с песком, ведерки, рисунки по теме: «Песок в природе», «Песок в деятельности человека», схематическое изображение мокрого и сухого песка, оборудование для проведения опытов на каждого ребенка: фартуки, нарукавники, ракушки, камни, раздаточные контейнеры с песком, лупы, краски, рисунки на плотной бумаге, клеевые карандаши, одноразовые тарелки, вода, влажные салфетки.

Предварительная работа: чтение стихов Л. Квитко «На песке», С. Маршак «Желтая страница», В. Берестов «Песочница», игры с песком: «Забавные отпечатки», «Узоры на песке», «Секретики» и др., ролевые игры: «Строители», «Дом», «Дорога», «День рождения куклы»; наблюдения на прогулке; беседы о мерах осторожности во время игр с песком.

Ход занятия:

1. Сюрпризный момент.

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришел гость. Давайте с ним поздороваемся. Вы наверно заметили, что он необычный. (Воспитатель обращает внимание на воздушный шарик, гелиевый шарик, стилизованный под человеческое лицо, привязанный к корзине).

2. Создание проблемной ситуации. Ситуативная беседа.

Воспитатель: Это знаменитый профессор Всезнайка. Он летает по всему миру и узнает много интересных вещей. И наверно, неспроста появился у нас. Посмотри-ка, какое у него дело к нам. (Достает из корзины коробочку.) Попробуем угадать, что там находится. Если отгадаем загадку, она откроется, и мы узнаем, что там находится.

Из камней он появился

Зернами на свет явился

Желтый, красный, белый

Или светло- серый

То морской он, то речной

Отгадайте кто такой? (песок)

Воспитатель: Давайте посмотрим, правильно ли вы отгадали, откроем коробочку. Правильно, это песок. Но посмотрите, здесь еще какое-то письмо. Хотите узнать, что там написано? («Дорогие друзья, профессор Всезнайка рад вас приветствовать. Я знаю, что песок это, с чем вы играете в детском саду и во дворе в теплое время года. Однажды по телевизору я видел картины из цветного песка. Они были красивыми и мне очень понравились. До этого я видел только желтый песок. Мне очень интересно, откуда берется цветной песок, и смогу ли я сам сделать его цветным»).

Воспитатель: Ребята, что будем делать? Надо профессору помочь. Где можно провести эти исследования?

Дети: В лаборатории.

Воспитатель: Правильно. Давайте пройдем в нашу лабораторию и приступим к работе. Сначала мы изучим песок и объясним профессору, как можно покрасить песок.

3. Проведение опытов-экспериментов.

Опыт 1.

Воспитатель: Как вы считаете, ребята, имеет ли песок запах?

Дети высказывают предположения:

- Песок имеет запах.

- Я думаю, что песок не имеет запаха.

Воспитатель: Давайте проверим. Имеет ли песок запах?

Вывод: песок не имеет запаха.

Опыт 2.

Воспитатель: А сейчас опытным путём узнаем, пропускает ли песок воду? Как вы думаете?

Дети: Да, нет.

Воспитатель: Мнения разделились. Проверим. Берём стаканчик с воронкой. Насыпаем в воронку ложку песка. В воронку, наполненную песком, медленно наливаем воду. Пока песок сухой, вода медленно течёт. Как только промок, вода потекла быстрее.

Воспитатель: Так какой мы можем сделать вывод?

Дети: Песок пропускает воду. Сырой песок быстрее пропускает воду.

Вывод: песок пропускает воду, может изменить свои свойства под воздействием воды; сырой песок пропускает воду быстрее, чем сухой.

Воспитатель: А теперь предлагаю отдохнуть. Ребята, давайте представим, что мы стали песчинками.

Физкультурная минутка.

Мы песчинки, мы песчинки

Покружиться мы не прочь.

Мы песчинки, мы песчинки

Танцевали б день и ночь.

Встанем дружно все в кружок

Получается песок.

Воспитатель: Отдохнули, ребята? А сейчас давайте пройдём к нашему лабораторному столу.

Опыт 3.

Воспитатель: Предлагаю вашему вниманию два сосуда, наполненные песком. Как вы думаете, в каком сосуде песок сухой, а в каком влажный? И почему?

Дети определяют по внешнему виду, где какой песок. Делают вывод.

Дети: Мокрый песок - темнее. Сухой песок – светлее.

Воспитатель: Ребята, ваше наблюдение абсолютно верно. Давайте возьмём в руку ведерко с мокрым песком, а теперь – ведерко с сухим. Какой песок легче?

Дети: Сухой песок легче. Мокрый песок тяжелее.

Воспитатель: А почему?

Дети: В мокром песке есть вода. Вода увеличивает вес.

Вывод: сухой песок легче, мокрый песок – тяжелее.

Опыт 4.

Воспитатель: Давайте попробуем слепить колобок из сухого песка. Что у нас получилось?

Дети: Из сухого песка колобок слепить нельзя. Он рассыпается.

Воспитатель: Давайте слепим колобок из мокрого песка.

Дети: Из мокрого песка получился колобок.

Воспитатель: Какой можно сделать вывод?

Вывод: сухой песок – сыпучий, мокрый песок – вязкий.

Опыт 5.

Воспитатель: Какого цвета в природе встречается песок?

Дети: Белый, желтый, красный, серый.

Воспитатель: А как вы думаете, можно песок покрасить?

Дети: Да, нет.

Воспитатель показывает опыт. Аккуратно разминает цветной мелок и смешивает его с песком. Перемешивает.

Воспитатель: Что стало с песком?

Дети: Он стал цветным.

Вывод: песок можно покрасить в любой цвет.

Воспитатель: А можно использовать краски гуашь. (Выполняют эксперимент).

Воспитатель: А теперь предлагаю в подарок профессору нарисовать песочные картины.

Дети берут готовые рисунки, обводят по контуру рисунок клеем карандаш, наносят цветной песок, стряхивают лишний песок.

Дети показывают свои работы.

4. Итог.

Воспитатель:

- О каких свойствах песка мы сегодня узнали? (Песок не имеет запаха; песок пропускает воду, может изменить свои свойства под воздействием воды; сырой песок пропускает воду быстрее, чем сухой; сухой песок легче, мокрый песок – тяжелее; сухой песок – сыпучий, мокрый песок – вязкий.)

- Благодаря какому свойству песка мы смогли нарисовать картины? (сыпучесть)

- Как удалось сделать песок цветным?

Публикации по теме:

Детское экспериментирование — основа познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста «Детское экспериментирование - основа познавательно - исследовательской деятельности детей дошкольного возраста». Из опыта своей работы.

Отчёт о кружковой работе по познавательно-исследовательской деятельности c детьми старшего дошкольного возрастаОтчёт о кружковой работе по познавательно-исследовательской деятельности c детьми старшего дошкольного возраста Фотоотчёт о кружковой работе по познавательно– исследовательской деятельности. Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением.

Картотека познавательно-исследовательской деятельности детей старшего возраста Картотека познавательно-исследовательской деятельности для детей старшей группы. Карточка-1 «Летающие семена» Цель: познакомить детей с.

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности во второй младшей группе «Песок и глина»Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности во второй младшей группе «Песок и глина» Медведева Ирина Ивановна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №5 «Ивушка», 2 младшая группа. Конспект НОД по познавательно –исследовательской.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Такой разный песок»
Опубликовано: 22 марта 2024 в 13:21
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД