Наталья Сенють
Конспект познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Волшебный магнит»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе
тема «Волшебный магнит»
Сенють Наталья Владимировна
Воспитатель МБДОУ «Приреченский детский сад»
Цель: сформировать у детей представление о магните и его свойствах.
Задачи образовательные: сформировать у детей представление о свойстве магнита притягивать предметы, выяснить через какие материалы воздействует магнит; познакомить с практическим применением магнита в жизни людей;
Публикация «Конспект познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе „Волшебный магнит“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Магнит. Изучаем свойства магнита
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2019
развивающие: развивать стремление к познанию через экспериментально-исследовательскую деятельность, активизировать словарь детей, умение делать выводы;
воспитательные: способствовать воспитанию самостоятельности, инициативности, развитию коммуникативных качеств, воспитывать навыки взаимопомощи.
Материалы и оборудование:
Демонстрационный: Конверт с письмом от Незнайки, почтовая коробка, магнит, глобус, листы наблюдений.
Раздаточный: магнит, коробочка с магнетическими и немагнетическими предметами, пластиковые стаканы с водой, скрепки.
Ход образовательной деятельности
Воспитатель приглашает детей в группу.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Давайте с вами познакомимся : меня зовут Наталья Владимировна. По очереди назовите свои имена. Ребята, посмотрите, сегодня у нас много гостей. Давайте поприветствуем их.
А теперь повернитесь и посмотрите на меня. Вы знаете, сегодня утром почтальон принёс в наш детский сад посылку. Вот она. На ней написано: Детский сад №1, детям подготовительной группы.
Как вы думаете от кого она?
Воспитатель: Может мы её откроем и посмотрим что внутри?
(Открывает коробку). Посмотрите, а здесь письмо. Кто же его написал? (воспитатель показывает детям письмо, рассматривают его. В углу конверта есть изображение Незнайки)
Дети. Письмо написал Незнайка.
Воспитатель: Вы так думаете? Давайте мы его прочитаем.
Ребята, вы правы. Нам пишет житель Солнечного города Незнайка. «Здравствуйте, ребята. Пишет вам Незнайка. Во время путешествия по горам я нашёл интересный камень и к этому камню прицепились гвозди, скрепки. Он лежит в посылке в маленькой коробочке. Я не знаю, как он называется, что он может принести: добро или зло, как и где его можно применить в жизни. Помогите мне разобраться в этом, исследуйте этот камень и пришлите мне ответ: результаты исследований. Желаю вам удачи! Незнайка.»
Вот что пишет нам Незнайка.
Воспитатель: Интересно, что за предмет он нашёл? Посмотрите-ка, в посылке есть какой то мешочек. (достаёт магнит из мешочка)
Воспитатель: Наверное, это и есть тот необыкновенный предмет?
Что же это? (показывает всем детям)
Дети. Магнит.
Воспитатель: А как вы узнали, что это магнит? А как можно проверить, правильно ли мы думаем?
Дети. Провести опыт.
Воспитатель: Я предлагаю вам стать учеными и отправиться в удивительный мир магнитов, где мы поближе познакомимся с их свойствами. Хотите? Приглашаю вас в лабораторию. Как вы думаете, что такое лаборатория? /Это где проводят опыты. / Кто там работает? / ученые/.
Прежде чем приступить к исследованиям, давайте вспомним правила поведения в лаборатории.
Дети. Не шуметь. Не бегать. Не толкать друг друга, неизвестные предметы не трогать руками, не брать в рот.
Воспитатель: Вы сказали, что это магнит. А как проверить правильно ли мы с вами думаем?
Опыт №1. «Всё ли притягивает магнит?»
Материал: поднос, разные металлические, пластмассовые, деревянные, резиновые предметы, магнит.
Воспитатель: Рассмотрите его, потрогайте. Какой он? Какими словами можно сказать о магнитах?
Дети: холодный, твердый, тяжелый).
Воспитатель Как вы думаете, всё ли притягивает магнит? Как это можно проверить?
Дети: Что бы это проверить, надо провести магнитом над предметами.
Воспитатель: Занесите свои выводы в таблицу. (объяснить как занести выводы)
Воспитатель: Расскажите, что вы делали? И что получилось?
А какие предметы магнит не притянул? Почему?
Дети: Потому что они не железные.
Воспитатель: Из каких материалов сделаны эти предметы? Какой можно сделать вывод?
(Дети отвечают) какие предметы притягивает магнит, а какие нет?
Вывод: пластик, дерево не притягивает магнит. (отвечают дети)
Воспитатель: Посмотрите на карточки и отметьте что мы сейчас делали, поставьте крестик около этой картинки и расскажите? Скажи, Маша, что ты отметила и почему? Какие картинки выделил сейчас Вадим? Почему? У всех такие выводы или кто-то не согласен?
Воспитатель: Итак, мы с вами убедились, что перед нами магнит : он обладает способностью притягивать металлические предметы. Но магнит притягивает только некоторые металлы. А алюминий, никель и некоторые другие нет.
Игра-опыт «Не замочив рук». Действует ли магнит через другие материалы?
Воспитатель: А сейчас поиграем в игру «Не замочив рук»
В стакане налита вода, а в воду упала скрепка. Как можно достать скрепку не замочив рук? (ответы детей) А как с помощью магнита достать скрепку не замочив рук?
Дети: Надо вести магнит по внешней стенке стакана.
Воспитатель: Расскажите, что вы сделали и что получили?
Дети: Скрепка следует за движением магнита вверх.
Воспитатель: Что же двигало скрепку?
Дети: Магнитная сила.
Воспитатель: Какой можно сделать вывод: проходят ли магнитные силы через стекло? (показ рисунка)
Вывод: Магнитные силы проходят через пластмассовый стакан, в воде свои магнетические силы магнит не теряет. Благодаря своей способности притягивать под водой, магниты используют при строительстве и ремонте подводных сооружений. С их помощью удобно держать инструменты.
Воспитатель: Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Физкультминутка
Тик-так, тик-так,
В доме кто умеет так?
Это маятник в часах,
Отбивает каждый такт (Наклоны влево-вправо.)
А в часах сидит кукушка,
У неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед.)
Прокукует птичка время,
Снова спрячется за дверью, (Приседания.)
Стрелки движутся по кругу.
Не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо.)
Повернёмся мы с тобой
Против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево.)
А часы идут, идут, (Ходьба на месте.)
Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.)
А бывает, что спешат,
Словно убежать хотят! (Бег на месте.)
Если их не заведут,
То они совсем встают. (Дети останавливаются.)
Опыт 3 Магнитные свойства, силу можно передать обычному металлу.
Воспитатель: Как вы считаете, может ли магнит передать по цепочке свою силу другим металлам? Как мы это проверим? Примагнитит ли несколько скрепок друг за другом по цепочке? Что у вас получилось? Сколько скрепок магнит притянул? Что помогает магниту удерживать несколько скрепок?
Дети: магнит сильный.
Воспитатель: Посчитайте сколько скрепок притянул магнит, зарисуйте в тетрадях, запишите сколько скрепок примагнитил магнит. В предыдущем опыте мы поняли, что вокруг магнита есть что-то, что мы назвали магнитной силой. Какой можно сделать вывод?
Дети: Под действием магнита металлические предметы намагничиваются и сами на короткое время становятся магнитами.
Воспитатель: Магнит может быть не только постоянным, но и временным.
Опыт 4 «Магнитные полюса».
Воспитатель:Возьмите магниты в руки. Давайте посоприкасаемся
своим магнитом разными сторонами с магнитом своего соседа. Посмотрим,
что будет.
Дети: Наши магниты то соединяются, то отталкиваются друг от друга.
Воспитатель: Верно. Это происходит из-за полюсов магнитов. С одной
стороны магнита «северный» полюс, а с другой – «южный». Где ещё могут
быть «южный» и «северный» полюсы.
Я прошу одного ребёнка показать на глобусе географические
полюса Земли.
Воспитатель: Скажите, ребята, наша Земля какой формы? Дети: Круглой.
Воспитатель: А почему люди, предметы, дома не падают с неё?
Дети: Земля притягивает к себе всё.
Воспитатель: Земля, как один большой магнит, притягивает к себе всё, она
обладает магнетизмом
Когда магниты притягиваются, а когда отталкиваются?
Дети: Когда соединяем «северным» и «южным» полюсами, то магниты
притягиваются. Северные полюса отталкиваются друг от друга и южные
тоже.
Воспитатель: Когда мы соединяем магниты между собой разными
полюсами, то наши магниты начинают дружить. А если мы их соединяем
одинаковыми сторонами – полюсами, то они убегают друг от друга, не хотят
дружить.
Свойство магнитов отталкиваться используют на железных дорогах в Китае и Японии. Некоторые скоростные поезда не имеют колес: внутри поезда и на рельсах устанавливаются мощные магниты, которые повернуты друг к другу одинаковыми полюсами. Такие поезда практически летят над рельсами и могут развивать огромные скорости.
Вывод: У магнитов есть полюса. Они либо притягиваются друг к
другу, либо отталкиваются.
Заключение.
Воспитатель: Ребята нам пора из ученых снова превращаться в ребят. Приведите в порядок свои рабочие места.
- Как вы думаете, мы помогли сегодня Незнайке?
-Что мы расскажем Незнайке о магните? Расскажите, что вы делали и что у вас получилось.
Спасибо вам, ребята, за сотрудничество!