Получи документы

Занятие по познавательно-исследовательской деятельности для детей 6–7 лет «Волшебный камень магнит»

Ольга Степашкина
Занятие по познавательно-исследовательской деятельности для детей 6–7 лет «Волшебный камень магнит»

Цель:

развитие познавательной активности детей в процессе знакомства с магнитом и его свойствами через опытно – экспериментальную деятельность.

Задачи:

дать представления о свойствах магнита, о его особенностью притягивать металлические предметы;

познакомить детей с явлением земного магнетизма, с полюсами магнита, классификацией магнитов, с изготовлением электромагнита;

актуализировать знания об использовании свойств магнита человеком;

формировать умения приобретать знания посредством проведения практических опытов, учить делать выводы, обобщения;

Публикация «Занятие по познавательно-исследовательской деятельности для детей 6–7 лет „Волшебный камень магнит“» размещена в разделах

активизировать речь и обогащать словарь детей (магнетизм, полюса, магнетит, электромагнит);

воспитывать навыки сотрудничества, взаимопомощи;

совершенствовать психические процессы (память, внимание, развивать логическое мышление.

Материалы и оборудование:

Раздаточный материал: магниты, автомобильные трассы нарисованные на листе формата А 4, скрепки, стакан с водой, деревянная пластина, батарейка на 1,5V, тонкий и длинный гвоздь, провод в «оболочке», карточка

Демонстрационный материал: диск со «звуковым письмом», шкатулка, 1 большой поднос предметы, изготовленные из разных материалов (пластмассы, резины, дерева, железа, блюдо с предметами из алюминия, меди, серебра, глобус, свеча со спичками, намагниченные скрепки с держателем (пинцетом, проволокой) для нагревания над пламенем свечи, фотографии «Магнетиты», «Применение постоянных магнитов», «Применение электромагнитов»;для физкультминутки эмблемы «северного» и «южного» полюсов (синие и красные прямоугольники).

Ход

Ребята, сегодня утром, на столе я нашла вот эту шкатулку. Давайте посмотрим, что в ней (достаёт конверт). Письмо, но не обычное. (звуковое). Послушаем его. «Здравствуйте, ребята. Пишет вам волшебник изумрудного города. В своём городе я нашёл интересный камень, он лежит в шкатулке в маленькой коробочке. Я не знаю, как он называется, что он может принести: добро или зло, как и где его можно применить в жизни. Помогите мне разобраться в этом, исследуйте этот камень и пришлите мне ответ: результаты исследований. Желаю вам удачи!».

(Воспитатель вынимает камень из маленькой коробочки, дети его рассматривают и высказывают свои предположения.)

Вы сказали, что это магнит. Сейчас мы это с вами проверим. Я приглашаю вас в нашу «лабораторию». Если это магнит, то, какое его самое главное свойство (действие? (Он притягивает к себе предметы). Ребята, посмотрите, у меня на столе стоит поднос. Что вы видите на нём? (скрепки, ключи, кубики, ложка) Правильно ребята, здесь лежат предметы из разных материалов. Можете назвать, из каких материалов они сделаны? (резина, дерево, железо пластмасса, бумага).

А теперь скажите, как вы думаете, все ли эти предметы притянет к себе магнит? (Дети выдвигают свои гипотезы).

Давайте их все проверим, и заодно узнаем, каким очень интересным свойством обладает магнит. (Дети берут по одному предмету, называют материал, подносят к нему магнит)

Молодцы. Назовите, какие предметы притянул магнит (скрепки, болты, ключи, гайки). А какие не притянул? (пластмассовые ложки, резиновые игрушки, деревянные кубики). Как вы считаете, почему притянулись скрепки, болтики, ключи? (Дети делают выводы).

Правильно, все они металлические. Значит, магнит притягивает к себе только металлические предметы. Предметы из других материалов не притягиваются. Это свойство притягивать к себе предметы называется магнетизм, от слова магнит.

Значит, волшебник изумрудного города действительно нашёл магнит.

А как вы думаете все ли металлические предметы может притягивать магнит? (Ответы детей) Вот здесь у меня металлические предметы. Давайте проверим притянит ли магнит эти предметы. А почему магнит не притянул их, они ведь все металлические? (ответы детей). Металлические предметы бывают разные. Предметы из алюминия, меди, серебра не притягивает магнит, только железные или стальные.

(Воспитатель приглашает детей сесть за столы).

ОПЫТ №1 «Магнитные полюса».

У каждого из вас есть магнит. Давайте посоприкасаемся своим магнитом разными сторонами с магнитом своего соседа. Посмотрим, что будет. (Наши магниты то соединяются, то отталкиваются друг от друга.) Верно. Это происходит из-за полюсов магнитов. С одной стороны магнита «северный» полюс, а с другой – «южный». Когда мы соединяем магниты между собой разными полюсами, то наши магниты начинают дружить. А если мы их соединяем одинаковыми сторонами – полюсами, то они убегают друг от друга, не хотят дружить. Где ещё могут быть «южный» и «северный» полюсы? (У нашей планеты Земля.). (Воспитатель просит одного ребёнка показать на глобусе географические полюса Земли.)

Скажите, ребята, наша Земля какой формы? (Круглой.)

А почему люди, предметы, дома не падают с неё? (Земля притягивает к себе всё.)

Земля, как один большой магнит, притягивает к себе всё, она обладает магнетизмом. Она имеет, помимо этих географических полюсов, ещё и магнитные полюса. Магнитные полюса не совпадают с географическими полюсами (отмечает на глобусе магнитный «северный» полюс синим прямоугольником, а «южный» – красным).

ОПЫТ №2 «Магнит преграды не боится»

Мы узнали, что магнит имеет «северный» и «южный» полюса.

Ребята, как вы считаете, если магнит такой сильный и притягивает предметы из железа, действует ли его сила через другие материалы? Влияет ли преграда на притягивание предмета? И кто мне скажет, что такое преграда? (стена, шлагбаум, человек, машина) Хорошо. У нас преградой будет лист обыкновенного картона. Сейчас мы с вами поиграем в «Автогонки». (Дети берут со стола листы картона с нарисованной на них трассой и скрепки). Представьте, что скрепки – это автомобили, а вы – гонщики. Установите свой «автомобиль» на старте, а магнит приложите снизу. На старт, внимание, марш! Старайтесь двигаться как можно точнее, не заезжая на бордюр и не выскакивая на обочину. Видите, авто двигается, повторяя движения магнита, который вы двигаете под картоном. Отчего так происходит? (магнит притягивает скрепку). Совершенно верно. Сила магнита, проходя через картон, притягивает металлические скрепки и вынуждает их следовать за магнитом. Это значит, что сила магнита действует через картон. А теперь оставьте всё на столе, у вас ещё будет время поиграть, а нас ждёт следующий эксперимент.

Перед вами стаканы с водой и скрепки. Возьмите скрепку и опустите её в стакан. А теперь подумайте и скажите – как достать скрепку из воды, не намочив при этом рук? Как это можно сделать?

(Если никто не догадается, воспитатель дает подсказку)

Возьмите стакан в руки. Размышляйте, думайте. (Дети пробуют приложить магнит к стеклу). Молодцы. Вы все догадались, если прислонить магнит к внешней стороне стакана и медленно двигать его по стенке вверх, можно достать скрепку. Видите, скрепка двигается за магнитом и поднимается вверх до тех пор, пока не приблизится к поверхности воды. Таким образом, её можно смело и легко достать из воды, не замочив рук. У всех получилось? Вода мешает действию магнита? (Нет). А стекло? (Тоже нет). Правильно.

Сила магнита действует на металлические предметы сквозь стекло и сквозь воду, картон. Проверьте действует сила магнита через дерево.

ОПЫТ №3 «Магнит превращает металл в себя».

Ребята, у меня есть другие скрепки, которые лежали пять дней на магните. Поднесите их к своим скрепкам. Что происходит? (Намагниченные скрепки притягивают наши скрепки.)

Почему же скрепки тоже, как магнит, могут притягивать металл? (выслушивает детей).

Магнит – это волшебный камень, он моим скрепкам подарил немного своей силы. Они стали намагниченными, у них тоже появился магнетизм.

ОПЫТ №4 «Магнит огня боится».

Ребята, а если магнит сильно нагреть, как вы думаете он будет также магнитить или как-то по-другому? (ответы детей).

Воспитатель с помощью держателя нагревает намагниченную скрепку над свечой и подносит к ненамагниченной скрепке. Дети отмечают, что намагниченные скрепки потеряли свою силу.

Когда магнит или намагниченные металлические предметы нагреваются, они теряют свою силу притяжения. Магнит боится высокой температуры. Огонь отнимает у него магнетизм.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «МАГНИТНЫЕ ЧЕЛОВЕЧКИ»

Каждому ребёнку на спину вешается синий квадрат, а на живот – красный. Они образуют круг и начинают ходить по кругу.

Когда я буду показывать красный квадрат – «южный полюс», вы притягиваетесь ко мне «северным полюсом» - спиной. Когда вы увидите синий квадрат, то притягиваетесь ко мне животиками – «южными полюсами». Магнит боится огня, высокой температуры, поэтому, когда вы увидите свечу, то присаживаетесь на корточки и закрывайтесь руками.

После физминутки воспитатель спрашивает о происхождении магнита, откуда люди его достают. Выслушивает ответы детей.

Есть природные магниты, это природные камни магнетиты (показывает фотографии и просит детей повторить их название). Что такое природные камни? (Эти камни создала природа.)

Эти магнетиты быстро теряют свой магнетизм, поэтому человек не может ими вечно пользоваться. Тогда люди решили сделать из этих камней такие магниты, которые будут очень долго сохранять силу магнетизма, и назвали их постоянными (просит повторить). Вы с постоянными магнитами сегодня проводили разные опыты. Как можно назвать камни, которые делает человек, а не природа? (Это искусственные камни.)Да. Значит, постоянные магниты – это, какие камни? (Постоянные магниты – это искусственные камни.)

ОПЫТ №5 «Электромагнит своими руками».

А ещё магниты можно сделать с помощью электричества. Что вы знаете об электричестве? (Дети высказываются.) А что может заменить электрические провода с вилкой и розетку для разных электроприборов? (Батарейки.)

Верно. Вот сейчас с помощью батарейки, гвоздя и провода мы сами изобретём магнит. Обмотайте гвоздь проводом так, чтобы витки провода располагались плотно друг к другу. Концы провода присоедините к батарейке. (Готовый электромагнит проверяется на скрепках.)

Если приборы работают от электричества, то как их называют? (Электрические приборы)

А как можно назвать наш магнит, который тоже работает благодаря электричеству? (Электрический магнит.)

Да. Мы наш электромагнит сделали своими руками, значит, мы его должны отнести к природным магнитам или к искусственным? (К искусственным магнитам.) А что мы можем сказать о магните из изумрудного города? (Это искусственный и постоянный магнит.) А чем людям магниты? Где они их применяют?

Предлагает детям рассмотреть фотографии «Применение постоянных магнитов» и «Применение электромагнитов».

А теперь давайте подведём итог нашей работы и вспомним, какими свойствами обладает магнит. Для этого у вас на столе лист с картинками. Вам нужно зачеркнуть не нужные картинки, которые не относятся к свойствам магнита. (Дети работают в парах. Каждая пара объясняет свой выбор: почему не зачернули ту или иную картинку)

Молодцы ребята! Значит магнит:

- притягивает металлические предметы;

- сила магнита действует через картон, воду и стекло, т. е. нет преград;.

- магнит боится огня.

Магниты есть природные и искусственные, электромагниты. Свойство притягивать к себе предметы называется магнетизм, от слова магнит.

Мы многое узнали про магнит, помогли волшебнику. Теперь мы должны отправить наши полученные знания (указывает на опросные картинки) и магнит в изумрудный город.

Воспитатель с детьми складывают в коробочку магнит волшебника, опросные картинки с ответами детей и подписывают посылку. Воспитатель обещает отнести эту посылку на почту.

Публикации по теме:

Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы «Волшебный магнит» Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группе "Волшебный магнит" Разработал: воспитатель.

Конспект занятия по опытно-исследовательской деятельности «Волшебный камень — магнит» (старший дошкольный возраст) Конспект занятия по опытно-исследовательской деятельности «Волшебный камень — магнит» (старший дошкольный возраст (5–7 лет) Ход образовательной.

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Удивительный магнит» Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе "Удивительный магнит". Цель: Создание социальной ситуации развития.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Волшебный воздух». .

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности детей среднего дошкольного возраста «Волшебный лёд» Цель: познакомить детей с качествами и свойствами льда, на основе полученных представлений сформулировать правила безопасности обращения.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в группе детей 5–6 лет «Волшебная сила воды» Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в группе детей 5-6 лет на тему: «Волшебная сила воды» Подготовил воспитатель.

Занятие по познавательно-исследовательской деятельности «Волшебное электричество» для детей старшей группы НОД по познавательно-исследовательской деятельности на тему: «Волшебное электричество» для детей старшей группы. Цель: создание социальной.

Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей 6–7 лет с ЗПР посредством ознакомления с природой Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей 6-7 лет с ЗПР посредством ознакомления с природой Актуальность Современному.

Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности для детей подготовительной группы «Чудо-магнит» Цель: Уточнить и расширить знания детей о магните. Закрепить умения детей получать новые знания в поисковой деятельности, делать выводы,.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Магнит и его свойства» Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад «Светлячок». Занятия Познавательно – исследовательская деятельность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занятие по познавательно-исследовательской деятельности для детей 6–7 лет «Волшебный камень магнит»
Опубликовано: 19 сентября 2018 в 22:26
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД